Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №10/2009

Я иду на урок

Анна Захарова ,
учитель начальных классов, п. Руэм Медведевского района Республики Марий Эл

Ода русскому лесу

Интегрированный урок. 4 класс

Провожая учеников на летние каникулы, учитель предлагает провести необычный урок – урок-праздник, посвященный русскому лесу. На уроке прозвучат песни и стихи, прославляющие красоту природы. Дети познакомятся с творчеством знаменитого художника-пейзажиста И.И. Шишкина, увидят репродукции известных полотен “певца русского леса”.

И.И. Шишкин. «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии 1872 г.»

И.И. Шишкин. «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии 1872 г.»

Тема. «Жизнь и творчество И.И. Шишкина».

Цели. Учить «читать» картину; видеть богатство и красоту русской природы в произведениях искусства; познакомить с жизнью и творчеством И.И. Шишкина; развивать ассоциативно-образное мышление, воображение, интуицию.

Учебные материалы. Репродукции картин И.И. Шишкина; портрет художника.

ХОД УРОКА

Учитель. Добрый день, дорогие гости! Мы рады, что сегодня вы пришли к нам на необычный урок – на урок-праздник, посвященный русскому лесу. Мы познакомимся с жизненным и творческим путем Ивана Ивановича Шишкина – художника-пейзажиста, которого называют «певцом русского леса».

Ученик 1.

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.

(Ф. Тютчев)

Ученик 2. Природа говорит с нами ароматом цветов, журчанием ручья, мерцанием звезд, грохотом водопада, сиянием луны, дождем и радугой, пением птиц и порханием мотыльков, шепотом трав и шелестом листьев.

Ученик 3. Прислушайтесь! Присмотритесь повнимательней! Вокруг – красота мира и природы. Наслаждайтесь ею! Среди природы лес занимает особое место. Лес – одно из прекраснейших явлений на свете.

Ученик 4.

Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной грозовою?
Что ты шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи!
Ты же видишь – мы свои!

(С. Погореловский)

Дети исполняют «Лесную песню» (сл. К. Ибряева, муз. Ю. Чичкова):

Идем мы вслед за песенкой
Тропинкою лесной.
Нам клены машут весело
Зеленою листвой.

Припев:

Лес, лес до небес
Полон сказочных чудес.
Будь светлым, радостным,
Любимый, добрый лес!

У нас за каждой веточкой
Друзья найдутся тут –
И зайчики, и белочки
Навстречу нам бегут.

Припев.

Пусть ветры эту песенку
По свету разнесут,
Пусть будет так же весело
Везде, в любом лесу!

Ученик 5. Первым певцом русского леса стал Иван Иванович Шишкин. Много художников жило в России, но мало кто был так знаменит, как Шишкин. Больше всего на свете он любил изображать леса, реки, деревья. Все вместе это называется пейзаж. И почти всегда на его картинах светило солнце, сияло голубое небо, зеленела трава. Любил он, чтобы все было красивое, сильное, здоровое. Он и сам был такой – широкоплечий, с кудрявыми волосами и бородой, с большими сильными руками. Кажется, ему этими руками только бы топор или молот большой держать. А он как возьмет карандашик – его не видно в толстых пальцах – да как станет листочки, корешки да цветочки вырисовывать – глаз не оторвешь!

Ученик 6. Иван Иванович Шишкин родился 25 января 1832 года в провинциальном городе Елабуге в семье небогатого купца. Его отец занимался хлебной торговлей. Он был человеком образованным и любознательным. Знакомый с ним М.Е. Салтыков-Щедрин высоко ценил этого человека и сохранил с ним дружбу, живя в столице. Отец будущего художника сумел издать книгу об истории родного города.

Художник И.Н. Крамской. «Портрет И.И. Шишкина»

Художник И.Н. Крамской. «Портрет И.И. Шишкина»

Ученик 7. Отец заботливо и внимательно относился к чтению сыном книг о великих художниках, их размышлениях об искусстве. Особенно юный Шишкин увлекался описаниями природы. Он записывал свои впечатления и наблюдения, вынесенные из прогулок по окрестностям старинного городка Елабуги и реки Камы, где проходили его детство и юность. Он много рисовал. Величавая и суровая природа Приуралья, покорившая с детских лет сердце художника, оставалась любимой темой на протяжении всей его творческой жизни.

Ученик 8. В 19 лет Шишкин едет учиться в Москву, поступает в Училище живописи, ваяния и зодчества. В дальнейшем он продолжает свое образование в Академии художеств в Петербурге. И в училище, и в академии Шишкин всех поражал своими способностями и приверженностью к изображению природы. Самобытный талант выделял его среди учащихся. Трудно было сравниться с ним в искусстве пейзажа.

Ученик 9. В Академии художеств за три года обучения Шишкин получил все возможные в то время награды – малую и большую серебряные медали, малую, большую золотые медали, и право на заграничную командировку для продолжения образования. Но, бесконечно влюбленный в родные места, Шишкин не торопился в чужие страны. Он задержался на два года дома и с большой страстью отдался воспроизведению природы родной Елабуги и Казани.
Во время обучения за границей (1862–1865) окружающая природа не волнует его глубоко. Он тоскует по северным лесам, русским полянам, по близким и понятным ему пейзажам.

Ученик 10. В 1865 году Шишкин возвращается на родину. Главным в его творчестве становится то, что окружает человека в его повседневной трудовой жизни. За ним по праву утверждается слава первого певца русского леса. Шишкин сумел по-настоящему, без прикрас, во всем великолепии отобразить природу России. В его многочисленных картинах и рисунках природа становится самостоятельным сюжетом.

У. О цельности характера, круге интересов и обстоятельности суждений Шишкина позволяют судить его ответы на анкетные вопросы «Петербургской газеты» в 1893 году. Вот некоторые из них:

  • Главная черта характера? – Прямота, простота.

  • Достоинство, предпочитаемое вами у мужчин? – Мужество, ум.

  • Достоинство, предпочитаемое вами у женщин? – Честность.

  • Ваше главное достоинство? – Откровенность.

  • Что было бы для вас величайшим несчастьем? – Одиночество.

  • Кем бы вы хотели быть? – Действительно хорошим художником.

  • Страна, в которой всегда хотели бы жить? – Отечество.

  • Ваши любимые авторы-прозаики? – Аксаков, Гоголь, Толстой как беллетрист.

  • Ваши любимые поэты? – Пушкин, Кольцов, Некрасов.

  • Ваши любимые композиторы и художники? – Шуман и Серов.

  • Ваши любимые имена? – Имена моих детей.

  • Недостатки, к которым вы относитесь наиболее снисходительно? – Те, которые не мешают жить другим.

  • Ваш девиз? – «Быть русским. Да здравствует Россия!»

Любовь Шишкина к родной земле, к великой русской природе, любовь, которую он пронес через свою жизнь, дала силу его искусству и широкую популярность его полотнам.
Дорогие гости, ребята! Представьте, что вы в выставочном зале, где представлены репродукции картин И.И. Шишкина. С некоторыми наиболее известными картинами вас сейчас познакомят.

Ученик 11. Одна из творческих удач художника – картина «Рожь». Богатство возделанной руками человека земли во всем торжестве сил и плодородия предстает перед зрителем. Колышется ржаное поле. Оно широко и необозримо.

Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы.

(А. Фет)

Ученик 12. В своих картинах Шишкин воспевал Родину с ее могучими стройными лесами, прозрачными водами, смолистым воздухом, голубым небом, ласковым солнцем. В картинах он передал то чувство любви и гордости за красоту земли-матери, которое не покидало его на протяжении всей творческой жизни. Самая любимая тема, над которой художник работает в продолжение всей жизни, – изображение леса. Эту богатую стихию он не уставал изучать, находя в ней всё новые и новые штрихи.

Ученик 13.

Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный,
Средь пятен солнечных и строгой тишины
Встречает грудь твоя так радостно и жадно
Дыханье влажных трав и аромат сосны.
Твоя нога скользит по россыпям иголок
Или шумит травой, роняя капли рос,
А сумрачный навес широколапых елок
Сплелся с листвой ольхи и молодых берез.

(А. Смирнов)

Ученик 14.

То духотою пахнет, то прошлогодней прелью,
То запахом грибным, у низенького пня,
Зальется иволга короткой четкой трелью,
И ветер прошумит в сухой истоме дня.
Привет тебя, страна свободы и покоя,
Родного севера неприхотливый лес!
Ты полон свежести, и всё в тебе живое!
А сколько у тебя загадок и чудес!
Здесь в зарослях лесных, где всё для сердца,
Где чистым воздухом так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех, умеющих их тайну разгадать...

(А. Смирнов)

Ученик 15. Много выразительных картин написал Шишкин на эти сюжеты. В их числе картина «Лесные дали». Вместе с художником откуда-то сверху мы смотрим на открывшуюся взору панораму. Перед нами дремучая тайга. Разнообразен лес в ближних и дальних планах. Все обобщено в могучий, единый массив, окутанный летним маревом. Искусно изображено каждое дерево на переднем плане. Таежные дали тают в серовато-голубой дымке.

Шуми, шуми, зеленый лес!
Знаком мне шум твой величавый,
И твой покой, и блеск небес
Над головой твоей кудрявой.
Я с детства понимать привык
Твое молчание немое
И твой таинственный язык,
Как что-то близкое, родное.

(И. Никитин)

И.И. Шишкин. «Дубки.»

И.И. Шишкин. «Дубки.»

Ученик 16. Глядя на картины «Дубовая роща», «Дубы», нельзя не залюбоваться красотой патриархов леса, проживших долгую жизнь. Какой портрет рисует художник! Сильный характер, жизнеутверждение, вселяющие необыкновенную бодрость от соприкосновения с могущественной природой. Какая сила! Какой эмоциональный заряд!

Нет ничего милее бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет, накормит русский лес,
А будет жажда мучить, то мне лесовичок
Средь зарослей колючих покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться – и видно всё до дна.
Течет вода-водица, вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябина, орехи и цветы,
Душистая малина на кустиках густых.

Ученик 17.

Ищу грибов поляну я, не жалея ног,
А если я устану – присяду на пенек.
Лес очень любит пеших, для них совсем он свой;
Здесь где-то бродит леший с зеленой бородой.
Жизнь кажется иною, и сердце не болит,
Когда над головою, как вечность, лес шумит.

(С. Никулина)

Ученик 18. А теперь лес предстает перед нами совсем по-иному. Другое настроение охватывает нас при рассматривании картины «Утро в сосновом лесу». Мы очутились в самой глухой чаще соснового бора. Пробиваясь сквозь деревья, раннее солнце разгоняет лесную прохладу и застоявшийся в глубоком овраге туман.
На небольшой лужайке на сломанной бурей сосне резвятся медвежата. Мать-медведица внимательно и заботливо следит за их забавами. Задушевна и трогательна эта сценка. Кто не знает и не любит с детства эту популярную русскую картину! Талант художника засверкал с новой стороны. Он выступает здесь как мягкий лирик и интимный поэт.

У. Замысел картины подсказал Шишкину художник К.А. Савицкий. Он написал в картине и медведей. Медведи – хозяева леса, герои народных сказок, забавные и симпатичные, – удачно введены в картину.

Ученик 19.

Все богатства русского пейзажа
В полное владенье нам даны:
Вьюжных зим серебряная пряжа,
Кружева зеленые весны,
Летний полдень в поволоке зноя,
Вечер, заглядевшийся в ручей,
Узорочье луговин цветное,
Теплый воск желтеющих полей.
Расписные крылья листопада
Над бездонной синевой озер –
Все это твое, и сердце радо
Целый мир влюбить в родной простор.

(Н. Рыленков)

Ученик 20. Надолго запоминается картина Шишкина «Афанасовская корабельная роща близ Елабуги», или, как ее называют сокращенно, «Корабельная роща». Это своеобразный итог многолетнего творчества художника, его лебединая песня. Она написана в последний год его жизни. Картина полна солнца. Его лучи осветили чащу бора, озарили темно-зеленые кроны величественных и гордых деревьев. Пронизана светом каждая песчинка на дне. Сколько в этой превосходно написанной картине преданной любви к родному краю!

Ученик 21.

Из душистых веток сплетена завеса,
Не пускают ветра сосны к сердцу леса...
Там в тиши прохладной есть ручей журчащий,
Свежий и прохладный, чистый и блестящий...
И, пугливо прячась в травке побережной,
В тот ручей глядится ландыш белоснежный,
И хранит из веток крепкая завеса
Дремлющую сказку – сказку в сердце леса.

(Г. Галина)

Ученик 22. Иван Иванович Шишкин – художник громадной творческой страсти, целеустремленности. Своей работоспособностью он поражал современников. Богатырского роста, здоровый, вечно работающий – таким он запомнился своим друзьям.

Последняя картина, которую задумал художник, тоже была посвящена русскому лесу. Он собирался назвать ее «Лесное царство». Но она так и осталась незаконченной... 20 марта 1898 года художник умер. «Умер он, как мощный дуб под ударом набежавшей бури! – писал один из критиков. – Смерть застала его за работой у мольберта».

Ученик 23.

Бор высокий мой... Бор ракитовый...
Сосны – ельники малахитовы!
Я легко засну под шептанье птах,
Там, где шмель струну оборвал в цветах.
Тихо листья льет сон-трава на грудь...
А в ногах цветет зелье-незабудь!
Землянику мнут мои плечики,
Вкруг меня поют звон-кузнечики!..
И плывет мой сон меж сестер-берез!..

Ученик 24. Иван Шишкин мечтал о том, что «придет время, когда вся русская природа, живая и одухотворенная, взглянет с холстов русских художников». И первым, кому передал он творческую эстафету, был его ученик – талантливый пейзажист Ф. Васильев.
По его пути пошли А. Куинджи, В. Поленов, И. Левитан.
Иван Шишкин – не просто писатель природы. Он великий патриот, ибо не может быть любви к родине без любви к ее земле, к ее лесам и рекам. Без картин Шишкина мы были бы духовно беднее, черствее и глуше. Такова сила подлинного искусства. Оно не только показывает нам мир, но и преобразует нас самих.

Ученик 25.

Услышу ль сосен шум в полдневный час,
Журчанье струй средь камушков у брода,
О люди, мыслю я, у всех у нас
Есть МАТЬ одна – по имени ПРИРОДА!
У ней для всех хватает доброты.
И мы живем, запечатлев навеки
В душе ее прекрасные черты –
Поля, луга, леса, моря и реки.

(С. Викулов)

Ученик 26.

Три клада у природы есть: вода,
Земля и воздух –
Три ее основы.
Какая бы ни грянула беда,
Целы они – все возродится снова.
Но если... Впрочем, в наш жестокий век
Понятно всем, что это «если» значит!
О Человек! Природа-мать ни рек
И ни морей от глаз твоих не прячет,
Ни росных трав, ни голубых небес...
Цени ее доверие, Природы!
Не обмани его!
И в темный лес
Входи, как в храм, под мраморные своды!

Дети исполняют песню «Зеленый мир» (сл. Ю. Полухина, муз. М. Парухоладзе):

Погляди на леса и поля,
Погляди, как прекрасна земля!
Кроны сосен и птиц голоса –
Здесь на каждом шагу чудеса!

Припев:

Даже если объехать целый свет
На земле лучше края нет.
Этот зеленый мир,
Этот волшебный добрый мир –
Он мне навеки мил.

На заре у опушки лесной
Умывается белка росой,
Шепчет сказки задумчивый лес...
В нем немало таится чудес!

У. Друзья, сегодня на уроке вы видели содружество искусств, учились видеть богатство и красоту русской природы, познакомились с творчеством художника-пейзажиста, певца русского леса – И.И. Шишкина.
На уроке прозвучали произведения, прославляющие лес, написанные в честь леса, то есть «ода русскому лесу».
Учитесь понимать живой язык природы, красоту мира. Не забывайте слова М. Пришвина: «Лес раскрывается только для тех, кто умеет чувствовать к его существам родственное внимание».

Спонсор статьи – компания «Блескмет». Перейдя на сайт www.bleskmet.ru Вы можете оформить заказ на нержавеющие ограждения, узнать цены на монтаж и все необходимые комплектующие, а также получить консультацию специалистов компании по интересующим Вас вопросам.«Блескмет» занимается производством и монтажом изделий из металла: будь то козырьки, лестницы или держатели стекла и декоративные заглушки и вставки. Опытные специалисты компании гарантируют приемлемые цены и внимательное отношение к каждому клиенту.