Ни для кого не секрет, что
объем знаний человечества об окружающем мире
постоянно увеличивается, и современный ребенок
имеет доступ к гораздо большему запасу знаний,
чем его сверстник 50 лет назад. Но становится ли он
от этого умнее?
Многие педагоги считают, что современные дети
менее образованны, а школы постепенно утрачивают
свою эффективность. Почему? Потому что в массовой
школе мы учим детей правильно отвечать, но
зачастую совсем не учим их задавать грамотные
вопросы.
Для того чтобы понять, каким должно быть
образование, нужно представить себе, с чем
столкнется наш школьник через 10–15 лет.
В XXI веке мир уверенно шагнул в эпоху Всемирной
паутины. Наверное, уже не осталось ни одного
педагога, который хотя бы раз в неделю не сидел
перед экраном компьютера в поисках нужной
информации. Мы хорошо знаем: чтобы получить любую
информацию в Интернете, нужно сформулировать
вопрос и ввести его в специальной программе.
После того как вы нажмете кнопку «Поиск», на вашу
голову в буквальном смысле свалится куча нужной
и ненужной информации. Вам останется лишь
отбросить ненужное. Всё это означает, что в эпоху
Интернета более образованным и более успешным
становится тот, кто умеет задавать вопросы.
Образование давно не сводится к простому
воспроизведению чужих умных мыслей.
Но вернемся к нашим младшим
школьникам. Как и во времена древнегреческих
гимнасий, на этапе начального обучения мы прежде
всего должны научить ребенка читать и писать.
Как выяснили исследователи, дети гораздо
сложнее, чем можно себе представить, в том, что
касается обучения письму и чтению.
Письмо – это сложный психофизиологический
процесс, требующий от учителя внимательного
вдумчивого отношения, особенно на этапе
формирования этого навыка. Ученику необходимы
паузы и повторы. Именно они делают мир ребенка
узнаваемым и предсказуемым, повышая тем самым
чувство собственного достоинства маленького
ученика.
О том, как происходит обучение письму, как
избежать ошибок и скорректировать уже имеющиеся,
рассказала М.М. Безруких, академик РАО,
директор ИВФ РАО, на первой лекции «Обучение
письму: проблемы и коррекция». На второй лекции Н.Ф.
Виноградова, член-корреспондент РАО,
руководитель авторского коллектива УМК
«Начальная школа XXI века» затронула проблемы
детского чтения.
Почему дети книге предпочитают
телевизор и компьютер?
Почему в семьях не всегда
поддерживается интерес ребенка к чтению?
От кого зависит, полюбит ли ученик
книгу?
На эти вопросы и старались найти ответы
участники Марафона.
Во втором зале были
проведены мастер-классы методистов Центра
непрерывного художественного образования Б.М.
Неменского. Участников Марафона, желающих
что-то делать своими руками: рисовать, лепить или
вырезать, – было, как всегда, много. На первом
мастер-классе «Мир полон украшений» И.Б.
Полякова показала, как увидеть красоту
окружающего мира, как с помощью кисти, ножниц и
клея сделать цветок, бабочку или дерево.
На втором занятии «Возникновение животного мира
на Земле» О.Б. Скуратова ввела нас в мир
доисторических животных. Гости Марафона с
удовольствием лепили из красного, желтого,
синего пластилина забавные семейки динозавров.
На третьем занятии «Городской пейзаж»
Т.Б. Сапожникова показала, как рисовать с
учениками пейзаж современного города, памятники
архитектуры, аллею парка в перспективе.
Мастер-классы научили педагогов работать с
ребенком по каждой теме в течение 40–45-минутного
урока и гарантированно получать высокий
результат. А для маленького школьника результат
всегда важен.
На одном из семинаров этого
дня редакция газеты «Здоровье детей»
представляла курс О.С. Гладышевой «Уроки
здоровья» в начальной школе». Цель этих уроков –
сделать так, чтобы стремление школьника к
здоровью стало естественной потребностью в
жизни, а не результатом целого ряда запретов.
В третьем, четвертом и пятом
залах прошли семинары таких известных
педагогических издательств, как «Дрофа»,
«Генезис», «СМИО ПРЕСС» и «Экзамен».
М.Ю. Полникова, заслуженный учитель
Российской Федерации, автор «Дидактических
тетрадей по русскому языку» и разноуровневых
контрольных работ, рассказала о своем опыте
работы с дидактическими материалами: как
вместить в урок разнообразные виды работ, чтобы
при этом нагрузка учащихся не стала выше
допустимой; как обучать на различных уровнях
сложности в условиях массовой школы; как
организовать на уроке само- и взаимопроверку
дидактических тетрадей, с тем чтобы ученик
овладел опытом самооценки и самопроверки. В
наших чтениях М.Ю. Полникова участвует ежегодно с
2002 года.
Г.М. Зегебарт рассказала о двух
программах, изданных в серии «Учение без
мучения».
В одной из них шла речь о методике, которая
представляет собой соединение основных разделов
школьной программы по русскому языку с
элементами игры и новейшими достижениями
психологии. Программа не вызывает у детей
негативных эмоций, способствует развитию
учебной мотивации и формированию устойчивых
учебных навыков.
Вторая программа направлена на развитие
графомоторных навыков, плавности, точности,
скоординированности движений рук. Занятия по
программе способствуют развитию
пространственных представлений, внимания,
памяти, волевой сферы и создают предпосылки
успешного овладения учебной деятельностью.
Т.А. Круглова, заведующая кафедрой
начального обучения МИОО, рассказала учителям об
итоговой аттестации и о некоторых путях
повышения образования в начальной школе.
Телекомпания СГУ представила видеофильм
«Двенадцать месяцев: зима, весна, лето, осень» с
ярким музыкальным иллюстративным материалом к
занятиям по окружающему миру, развитию речи,
изобразительному искусству и музыке.
День, полный впечатлений,
завершился приятным событием. Каждый педагог,
прослушавший три лекции, получил сертификат
участника Восьмого педагогического марафона
учебных предметов.