|
|||||||||||||
Елена
Закирова-Зиева
,
|
Анкета1. Фамилия, имя. 2. Учебник, который тебе больше всего нравится – это:
3. Важны ли для тебя внешнее оформление страницы учебника, его красочность, занимательность?
4. Тебе было бы проще усваивать материал, представленный при помощи компьютера?
5. Есть ли у тебя дома компьютер?
6. Как часто ты пользуешься компьютером?
|
Результаты анкетирования приведены ниже.
Необходимыми умениями стали умения создавать папки и сохранять в них файлы. Чтобы сохранить готовые документы в едином месте, каждый ребенок завел именную папку в компьютере для хранения электронных файлов и обычную папку для бумажных документов. Так ученики стали собирать индивидуальные портфолио своих работ.
Теперь результаты опроса предстояло обработать. Для этого мы использовали таблицу Office Excel. Ученики вносили в таблицу заголовок диаграммы (вопрос анкеты) и данные опроса. Получившуюся диаграмму мы вставляли в текстовый документ Word и учились изменять ее размеры для того, чтобы она была соразмерна тексту. Таких диаграмм получилось шесть – по числу вопросов анкеты. Поскольку по умолчанию все диаграммы получаются в одной цветовой гамме, нам пришлось научиться изменять цвет областей. Но тем интереснее для детей получилось задание. Этот вид работы очень понравился ребятам.
Когда мы отработали около месяца и накопили некоторое количество материала, к нам для обмена опытом и рассказа о своей профессии пришел менеджер интернет-проектов. Во время подготовки к открытому занятию дети научились делать презентации для иллюстрирования рассказа о своей работе. Учащиеся получили элементарные навыки работы в программе PowerPoint: выбор макета и дизайна слайда, создание надписи, вставки картинки или фотографии, создание эффекта при смене слайда, звуковое сопровождение показа слайда. Каждый ученик для закрепления навыка создал презентацию из пяти слайдов для своего портфолио. В заключение мы подготовили общую большую презентацию об истории работы нашего кружка.
Отдельно нужно остановиться на опыте работы с цифровыми фотографиями. За два года было накоплено некоторое количество фотографий, иллюстрирующих основные достижения нашей группы. До этого момента вопросами фотографирования, хранения и дальнейшего использования фотоматериалов занимался исключительно учитель. Теперь, когда дети подросли, они могли многие операции выполнять самостоятельно: получение фотографии с карты памяти, сохранение их в определенных папках. В момент первого знакомства с цифровыми фотографиями вопрос обработки изображений не рассматривался.
Мы выяснили, что детям нравится работать с компьютером. Теперь можно было приступать к разработке электронного пособия. Первым делом необходимо было ознакомиться с тем материалом, который уже имелся в продаже и мог быть использован для обучения математике. Сейчас есть много учебных электронных дисков – «Математика», «Обучение грамоте» и пр. Но насколько они эффективны, можно ли их использовать на уроках в качестве наглядного материала или тренажера для закрепления знаний, полученных в традиционной форме? Несколько учеников собрали 10 дисков с программами, которые только смогли найти, и проанализировали их по предложенному учителем плану.
План исследования по теме: «Электронные развивающие игры по математике для детей»
I. Анализ CD
1. Название игры.
2. Издатель.
3. Для какой возрастной группы игра?
4. Задания какого типа предлагаются, на какое математическое действие (сложение, умножение, с переходом через десяток, в пределах десятка...)?
5. Интерфейс (внешнее оформление страницы): красочность, понятность заданий и т.д.
6. Дается ли вознаграждение за правильный ответ (баллы, призы)?
7. Навигация между страницами.
8. Есть ли единый сюжет всего диска или сюжет по разделам?
9. Имеется ли звуковое оформление (мелодия сопровождает игру, отдельные звуки)?
10. Как можно использовать диск:
индивидуально дома;
дома с помощью родителей;
индивидуально в классе;
для работы всего класса.
11. Выводы:
Может ли диск полностью заменить учебник или это только игра, развлечение?
Можно ли использовать диск для закрепления и повторения ранее изученного материала?
Мы обращали внимание на интерфейс программы, звуковое сопровождение, сложность заданий, наличие вознаграждения за правильные решение, разнообразие типов задач, форму, в которой предлагается работать, – деловая или игровая, возрастную категорию, для которой предназначена программа.
По итогам исследования были сделаны выводы о том, что основная масса программ предназначена для использования не на уроках, а дома и лишь для закрепления материала. Это скорее игры, чем учебные пособия.
Требованиям урока отвечает лишь новый диск из серии «Кирилл и Мефодий». Его можно использовать на уроках и в качестве наглядного пособия во время объяснения нового материала, и для закрепления пройденного, и в качестве тренажера.
Результаты исследования были оформлены в виде документа Office Word.
Новым здесь было обучение работе со сканером. Обложки дисков сканировались и обрабатывались в программе ACDSee для улучшения качества изображения, резкости, освещенности, яркости, цветности.
Полученные картинки вставлялись в текст документа с анализом программы. Таким образом, у нас получилось десять справочных карточек на программы, обучающие 5–12 летних детей математике.
II. Анкетирование класса
Составить 2–3 вопроса по теме для опроса учеников класса:
У кого эти игры есть дома, играли ли в них раньше?
Какие еще диски, кроме тех, что удалось исследовать, есть в продаже? (Просто перечислить найденные в Интернете, можно с рисунками обложек.)
РАБОТЫ УЧЕНИКОВ
Название
игры: «Подарок первокласснику».
Серия: Кирилл и Мефодий.
Производитель: Нью Медиа Дженерейшн.
Возрастная группа: 1-й класс.
Этот сборник состоит из 38 увлекательных
и развивающих уроков на арифметические правила:
цвет, форма, числовой ряд, «больше», «меньше»,
узнавание цифр, состав чисел, сложение,
вычитание, счет объектов, увеличение и
уменьшение их количества.
Уроки проводит терпеливый и внимательный
учитель, который помогает, подсказывает ребенку.
Запомнить, а главное – понять условие задачи
ребенку помогают схемы. Малыша ждут задачи со
сказочными цифрами и ловушками.
Если ребенок затрудняется в выполнении урока или
хочет проверить себя, можно вернуться, например,
на урок «Состав числа...» и т.д.
Мудрая Сова проверяет правильность ответов,
хвалит или поправляет ученика.
Диск можно использовать индивидуально дома для
повторения изученного материала. Он не может
полностью заменить учебник.
Название
игры: «А я считаю лучше всех».
Серия: DigitalXpert.
Производитель: МедиаХауз.
Возрастная группа: 1-й класс.
Этот диск помогает ребенку освоить
числа. научиться считать до 100, складывать,
вычитать, сравнивать.
Все эти навыки ребенок получит, путешествуя по
стране Вычисляндии, куда он отправится вместе с
забавным осликом Иа и его другом попугаем
Каррудо.
Оформление страницы яркое и интересное.
Ребенку будет очень интересно играть в эти игры:
во-первых, программа следит, чтобы он получал
только хорошие отметки. Если он дал неправильный
ответ, всегда помогает исправиться. Во-вторых,
ученик может повторить любое упражнение
несколько раз. В- третьих, здесь можно выбрать
темы работы, удобные для ребенка.
Легкое управление (увидел, нажал, перетащил)
позволяет ребенку самостоятельно работать с
программой. Диск можно использовать
индивидуально дома для повторения изученного
материала.
Название игры: «А я считаю лучше
всех» (Ч. 2).
Серия: DigitalXpert.
Производитель: МедиаХауз.
Возрастная группа: начальная школа.
Этот диск содержит 33 урока, где ребенок
познакомится с умножением, делением, выучит
таблицу умножения, а также подготовится к
округлению чисел.
В награду за правильное решение задач дается
вознаграждение в виде звездочек.
Ребенку не будет скучно и сложно путешествовать
по городу Цифрограду вместе с забавным осликом
Иа и его другом попугаем. Всю игру сопровождает
приятная мелодия, все персонажи умеют
разговаривать.
Оформление страницы яркое и красочное. Диск не
может заменить учебник – это познавательная
игра. Его можно использовать индивидуально дома
для повторения изученного материала.
Название
игры: «Занимательная математика».
Серия: Алик.
Производитель: Руссобит-М.
Возрастная группа: 6–9 лет.
Этот диск помогает ребенку в игровой
форме научиться считать до 100, овладеть четырьмя
действиям арифметики (сложением, умножением,
вычитанием и делением), а также познакомиться с
простыми дробями и пропорциями.
Оформление страницы яркое и интересное. Каждая
игра не похожа на другую.
В награду за правильное решение задач дается
вознаграждение виртуальными деньгами, которыми
можно воспользоваться в виртуальном магазине.
Переход между страницами осуществляется
нажатием на предложенные игрушки.
Всю игру сопровождает приятная мелодия. Задание
читает сам Алик.
У игры имеется единый сюжет: веселые игры с
собачкой Аликом и его друзьями.
Диск можно использовать индивидуально дома для
повторения изученного материала.
Название
игры: «Веселая математика».
Производитель: Руссобит-М.
Возрастная группа: 5–7 лет.
Это сборник увлекательных развивающих
математических мини-игр, ориентированных на
детей от 5 до 7 лет. Игра расширит познания ребенка
в области математики, укрепит навык в
выполнении арифметических действий и поможет
развить его интеллектуальные способности.
На доске 10 забавных игр на арифметические
правила (сложение, вычитение, деление и
умножение).
Забавные персонажи (граф Плюс, маркиз Минус,
король Равно, барон Деление, герцог Умножение)
живут в разных замках. В игре можно побывать на
рынке, на речке, в угольной шахте...
Все персонажи умеют разговаривать, они
приглашают посетить их замки.
Диск можно использовать в классе и дома.
Название
игры: «Гарфилд – второклассникам».
Серия: Гарфилд.
Производитель: Руссобит-М.
Возрастная группа: 7–9 лет.
Веселая учеба с самым умным котом на
планете! Гарфилд идет во второй класс. Сегодня
первый урок – математика. Вместе с пушистым
гением ребята узнают о последовательности чисел,
попрактикуются в сложении, вычитании, умножении
и делении. Под четким руководством симпатичного
кота дети проверят математические знания о
единицах, десятках, сотнях и тысячах, узнают
много нового об определении времени и системе
мер.
Странички очень яркие и интересные. Великолепная
мультипликационная графика. Часто встречаются
смешные ситуации. Вы встретитесь с Хрюшкой,
Петухом, Барашком, Курочкой. У них смешная
походка, и они все время попадают в смешные
ситуации.
Все время звучит веселая музыка, герои
разговаривают.
Диск лучше всего использовать дома.
Название
игры: «Чудеса науки».
Серия: Антошка.
Производитель: Руссобит-М.
Возрастная группа: 5–10 лет.
Дети отправляются в новое веселое
путешествие! Музей науки – это мир тайн и
загадок. Можно узнать, почему прыгает мячик,
почему трава зеленая, можно посмотреть в
микроскоп.
Этот диск посвящен не математике, а ознакомлению
с окружающим миром. Но его можно использовать для
развития логического мышления, памяти, внимания.
На диске 12 игр различного уровня сложности.
Страницы красочны и интересны. Главный герой –
мальчик Антошка. Ему помогает зеленый маленький
инопланетянин.
За правильно выполненные задания даются медали,
но их нельзя накапливать.
Игра озвучена профессиональными актерами,
сопровождается мелодией.
Использовать диск можно только дома для игры.
Название
игры: «Приключения на планете
чисел».
Серия: Букашка.
Производитель: Бука.
Возрастная группа: 5–12 лет.
Предлагаются задания на сложение,
вычитание, умножение и деление двузначных чисел.
Всю игру сопровождает музыка.
Ребенок проходит игру вместе с героями – двумя
мальчиками и девочкой. Они читают задание, а
иногда могут сами совершать действия под
управлением игрока. Они спасают целую планету от
нашествия страшных зеленых инопланетян. Эта
планета – такой веселый яркий и живой мир,
волшебная страна чисел.
Некоторые задания очень сложные.
Использовать этот диск можно только
индивидуально дома.
Название игры: «Незнайкина
грамота».
Серия: Таро.
Производитель: Бука.
Возрастная группа: 5–12 лет.
Задания на развитие логического
мышления, памяти, внимания. В каждой игре
участвуют новые герои, развивается свой сюжет.
Диском могут пользоваться как дошкольники, так и
дети 12 лет, потому что задания есть как простые,
так и очень сложные. В этой игре нет заданий на
математические действия (сложение, вычитание,
умножение и деление). Мне показалось, что на диске
не хватает подробного пояснения к заданиям,
поэтому он не очень интересный.
За правильный ответ не дается вознаграждений.
Конец игры четко не обозначен. Мне это тоже не
понравилось.
Игры практически не озвучены, но иногда Незнайка
комментирует действия игрока.
Диск можно использовать в классе и дома.
Название игры: «Математика».
Серия: Семейный наставник.
Производитель: ИнисСофт.
Возрастная группа: 3-й класс.
Темы:
Тематическое изучение
Тематическое повторение
Тематический самоконтроль
Математические диктанты по темам
Уроки выполнения логических заданий
Уроки решения нестандартных задач
Экзаменационные тесты
Оформление страницы не в игровом, а в
деловом стиле. Это больше похоже не на игру, а на
учебник.
Задание читает диктор, и надо согласиться с
утверждением или опровергнуть его. Музыки на
диске нет.
Диск можно использовать на уроке в классе или
дома, но при помощи родителей.
Для создания электронного пособия мы
использовали программу «Логомиры».
В ней уже содержится 46 изображений-картинок (они
называются костюмами черепашки), которые можно
использовать на листах проекта. Но нам
показалось, что этого слишком мало. Пособие могло
получиться скучным, странички – однообразными.
Поэтому мы стали собирать Библиотеку
изображений.
Ребятам было объявлено, чтобы они приносили картинки, изображения предметов, красивые пейзажи, интересные места. Потом мы отсканировали собранный материал и разделили его по темам:
|
Мебель |
Игрушки |
|
Посуда |
Красивые пейзажи |
|
Овощи, фрукты |
Интересные места |
|
Знаменитые люди |
Получилась электронная Библиотека изображений. Ее элементы можно использовать на уроках русского языка, природоведения, литературного чтения и т.д. в качестве наглядных пособий вместо бумажных плакатов.
Параллельно вышеизложенному с самого начала учебного года мы работали над пособием «Живая математика».
За основу мы взяли учебник Л.Г. Петерсон, Н.П. Холиной «Раз – ступенька, два – ступенька... Математика для детей 5–6 лет» и составляли странички пособия, опираясь на тематическое планирование к данной программе. Учебное пособие было разбито на блоки:
1. Классификация.
2. Систематизация.
3. Ограничения.
4. Отрицания.
5. Формирование пространственных
представлений.
6. Свойства предметов.
7. Сравнение групп предметов.
8. Арифметические действия (сложение и
вычитание).
9. Геометрический материал.
10. Закрепление состава чисел от 1 до 10.
Работа проходила следующим образом. Учитель до занятия заготавливал опорные карточки, где содержался макет – набросок страницы. Затем дети по макету разрабатывали каждый свой вариант упражнения.
Постепенно задание усложнялось. По мере накопления материала в Библиотеке изображений стандартные костюмы из «Логомиров» заменялись на новые.
Это было как раз кстати для составления упражнений, например, на классификацию, где требовалось найти «лишнюю» картинку (фрукт среди овощей или птицу среди зверей). На этом этапе школьники узнали, как вставить рисунок из файла компьютера (Библиотеки изображений) на лист проекта, а затем, вырезав его с листа, вставить в используемый ряд костюмов.
Преимущества электронного пособия перед бумажным состоят в том, что изображение на экране не статично, а подвижно: можно не только передвигать отдельные объекты, но и анимировать лист целиком. Программа «Логомиры» предоставляет такую возможность.
Мы не ставили перед собой цель превратить учебный материал в мультфильм, однако некоторые странички, где позволяет дидактическая линия и анимация не наносит вреда образовательным целям и задачам упражнения, мы «оживили».
Так, в некоторых заданиях на формирование пространственных представлений, на сравнение групп предметов, выявление свойств предметов машинки едут, самолеты, насекомые, птицы и облака летают, собачки бегают, корабли плавают. Это необычно и привлекательно и для 6–7-летних детей, которым адресовано пособие, и для 10-летних учеников, которые работали над проектом.
Наше электронное пособие «Живая математика» стало участником московского конкурса школьных проектов «Ярмарка идей на Юго-Западе». Все материалы, собранные во время исследовательской работы, мы поместили в папку, основную информацию по проекту (цели, задачи, гипотезу, методы работы, описание проведенных исследований и полученных результатов) – на постере (выставочном стенде). Само пособие «Живая математика» было представлено в электронном и бумажном вариантах.
Итак, за время работы на занятиях дополнительного образования «Компьютерная графика» учащиеся 4-го класса научились:
печатать текстовые документы;
форматировать документы в программе Office Word;
сохранять документы;
создавать нумерованные и маркированные списки;
создавать презентации в программе PowerPoint;
пользоваться таблицей Office Excel для построения диаграмм;
сохранять и перемещать фотографии;
сканировать изображения и сохранять их в соответствующих папках;
вставлять рисунки и фотографии в документы и слайды;
создавать статичные и анимированные проекты в программе «Логомиры».
Мы считаем, что вышеперечисленные задачи оказались вполне по силам ученикам начальных классов.
Основными итогами работы стали создание Библиотеки изображений и электронного учебного пособия по математике для учеников подготовительного и 1-го классов.
Оба эти продукта с успехом используются в нашей школе.