Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №8/2009

Контрольные работы

Наталия Нечаева ,
научный руководитель ФНМЦ им. Л.В. Занкова, профессор АПКиППРО ;
Елена Петрова

Русский язык. Программа Н.В. Нечаевой

Итоговые контрольные и проверочные работы

На написание диктанта отводится один урок. Контрольные и проверочные работы выполняются в течение нескольких уроков. Эти работы не обязательно проводить за одну неделю – можно отводить на них от 10 до 15 минут урока в зависимости от степени сложности заданий и уровня подготовки вашего класса.

1-й класс

ВЛАДЕНИЕ УСТНОЙ РЕЧЬЮ

Уровни оценки внешней характеристики, связности устной речи см. в разделе «Обучение грамоте».

ВЛАДЕНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ

Фонетический анализ, словарный запас, переключение от одного слова к другому (дополнительные сведения об орфографической зоркости)

Статья опубликована при поддержке компании «Санобработка XXI век». Ни один человек не застрахован от нападения насекомых. Муравьи, клопы, термиты и другие паразиты доставляют множество хлопот хозяевам складов, дач и отелей. Но не стоит отчаиваться. Компания «Санобработка XXI век» обеспечивает уничтожение клопов с гарантией результата. Посетите официальный сайт компании www.sanobrabotka.com и ознакомьтесь подробнее с предоставляемыми услугами.

Задание 1

а) Задумай звук. Запиши три слова, в которых этот звук был бы в начале. Подчеркни букву, обозначающую задуманный звук.

б) Задумай звук. Запиши три слова, в которых этот звук был бы в конце. Подчеркни букву, обозначающую задуманный звук.

Оцениваются:

1) количество записанных слов;
2) соответствие слов задуманному звуку.

Орфографические ошибки в записи слов при выполнении данного задания не учитываются. Однако самостоятельное записывание слов может дать дополнительные сведения о сформированности графических умений, об орфографической зоркости: пишет опасные места наугад, делает пропуск или спрашивает о написании учителя.

Соотнесение печатного и письменного шрифтов, комбинаторные способности, знание алфавита, различение мягких и твердых согласных звуков и их букв

Задание 2

а) Запиши буквы письменным шрифтом в алфавитном порядке.

А Б Н К Т О И С Р

б) Составь из выписанных букв как можно больше слов. Буквы можно повторять; можно использовать не все буквы.

в) В составленных словах отметь зеленым цветом буквы мягких согласных звуков и синим – буквы твердых согласных звуков.

Оцениваются:

1) количество выполненных заданий;
2) полнота и правильность выполнения.

Проверка орфографической зоркости

Задание 3*

Прочитай. Далее возможны формулировки задания: 1) подчеркни все орфограммы; 2) подчеркни все опасные места. По желанию учителя задание может быть предъявлено на другом материале аналогичного уровня сложности.
Примеры текста предложений:

1) На _ крыльце сидит пушистый кот.

2) Кот заснул. Во _ сне он видит мышку.

Оценивается полнота выполнения задания.

Невыделение буквы парного глухого согласного в конце слова за ошибку не считается.

Списывание текста

Задание 4

Наиболее объективным показателем умения списывать текст является определение средних результатов домашней и классной работ за последние неделю или две в зависимости от конкретных обстоятельств.
В таблице фиксируются недочеты: количество пропущенных/лишних букв и пунктуационных знаков, количество искажений и замен букв, большая буква в начале предложения, количество исправлений. Все ошибки на изученные и неизученные орфограммы фиксируются как искажения, замены букв.
Списывание может быть преднамеренным, когда предъявляется текст с прямым заданием правильно его списать, например: «Спиши текст».

Примеры текстов:

Детские очки

Мальчик подошёл к отцу и сказал:
– Папа, купи мне очки. Книгу хочу читать, как ты.
Отец купил ему очки, только детские. Это была «Азбука».

(26 слов)
(По К.Д. Ушинскому)

Нелегко снимать зверей.
Заяц просит: «Поскорей!»
Мышь пищит: «Боюсь немножко,
Что увидит снимок кошка».

(14 слов)
(В.Д. Берестов)

После списывания возможно задание на самопроверку: сверь свой текст с текстом на доске, исправь ошибки, если они есть.
Возможно и грамматическое задание: в первом предложении (в первой строчке) подчеркни буквы мягких согласных звуков (вариант: в словах первого предложения поставь ударение или подчеркни все орфограммы), подчеркни слова, которые нельзя перенести.
Списывание может быть и непреднамеренным, как необходимый этап выполнения другого задания: грамматического или при восстановлении деформированного текста.

Оценка списывания

  • 4-й уровень – переписывает правильно, без ошибок;

  • 3-й уровень – допущены 1–2 ошибки или 1–3 исправления;

  • 2-й уровень – допущены: а) 3–4 ошибки или 4 исправления; б) 1–2 ошибки и 1–3 исправления;

  • 1-й уровень – работа показывает значительные затруднения ученика при списывании.

Выявление готовности к усвоению орфографической темы следующего года обучения: буквы проверяемых безударных гласных в корне

Задание 5

Выпиши только родственные (однокоренные) слова.

левый, лев, налево, леворукий

В выписанных словах поставь знак ударения. Подчеркни буквы безударных гласных.

Оцениваются полнота и правильность выполнения.

Диктант

Задание 6

Проверяются правописание гласных после шипящих, написание имен собственных с большой буквы, обозначение мягкости согласных на письме, оформление предложения.

Ландыши

Коля и Оля зашли в чащу леса. Там цвели ландыши. Они как капельки. Хороши эти чудные цветы! Береги их!

(20 слов)

Порядок работы

Учитель читает предложения, после этого диктует слова каждого предложения с паузами между ними. Орфографически проговариваются «ошибкоопасные» части слов с неизученными орфограммами. После записи всех предложений учитель медленно читает их, а ученики проверяют написанное.

Грамматические задания

1. В словах первого предложения поставь ударение.
2. Во втором предложении подчеркни буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.
3. Выпиши имена детей, разделяя их для переноса.

Составление предложений из данных слов

Задание 7

Из данных слов составь как можно больше предложений. Формы слов можно менять. Можно использовать слово и.

Роман подарить Алексей машинка.

Назначение задания. Выявить уровень усвоения учениками понятий «предложение», «слово», способность к поиску разных вариантов словесного выражения мысли (комбинаторные возможности).
Количество вариантов связано с изменением порядка слов, с изменением и без изменения их форм, с подбором родственного слова, с выходом на повествовательные и вопросительные предложения (например: Роман подарил Алексею машинку. Алексей подарил Роману машинку. Роман и Алексей подарили машинку. Роман подарит Алексею машинку? Алексей, подари Роману машинку. Роману и Алексею подарят машинку...).

Оценка составления предложений

Оценивается только количество правильно составленных предложений. Орфографические ошибки не учитываются.

  • 4-й уровень – составлено не меньше 4 вариантов предложений;

  • 3-й уровень – составлено 2–3 предложения;

  • 2-й уровень – составлено 1 предложение;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Восстановление деформированного текста

Задание 8

На них созрело много шишек.
Ветер принёс в лес семена ели и сосны.
Теперь у белок есть сытный обед.
Вскоре там появились молодые деревца.

(24 слова)

Оценка составления текста

  • 4-й уровень – все логико-смысловые связи установлены правильно;

  • 3-й уровень – большинство связей установлено правильно;

  • 2-й уровень – большинство связей установлено неправильно;

  • 1-й уровень – хаотический набор предложений.

Кроме этих заданий, повторите задания, которые вы проводили в начале учебного года, выявляя уровень готовности к обучению русскому языку (см. раздел «Обучение начинается с изучения ребенка» в методических пояснениях Н.В. Нечаевой «Обучение грамоте»). Результаты сравнения покажут абсолютный прирост в развитии предпосылок продуктивного усвоения русского языка.

2-й класс

ВЛАДЕНИЕ УСТНОЙ РЕЧЬЮ

Уровни оценки внешней характеристики, связности устной речи см. выше в разделе «Обучение грамоте».

ВЛАДЕНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ

Фонетический анализ, качество освоения орфоэпии и графики

Задание 1

Расставь ударения в словах.

а)* детям, (сколько) слогов, (два) шарфа, щавель, свёкла, позвонишь

б) алфавит, отлично, маятник, погода, ягода

Проверка орфографической зоркости

Задание 2*

Прочитай. Далее возможны формулировки задания: 1) подчеркни все орфограммы; 2) подчеркни все опасные места. По желанию учителя задание может быть предъявлено на другом материале аналогичного уровня сложности.

Примеры текстов:

Бабка-липка,
Сядь на_травку –
Зелёную муравку.

У_нас в_печурочке
Золотые чурочки.

(дрова)

Синичка, синичка,
Воробью сестричка.
Воробей-воришка
Залез в_ амбаришко,
Клевать просо
Своим носом.

(Из фольклора)

Оценивается полнота выполнения задания.

Орфографическую зоркость можно проверить иначе. Дать слова, в которых пропущены буквы звуков, стоящих как в слабой, так и в сильной позициях.

Задание 3

Запиши слова в две группы: слова с пропущенной буквой-орфограммой, слова с пропущенной буквой, которая не является орфограммой. Вставь нужные буквы.

в.рона, вт..рник, хле..., звёз…ный, глу...окий, б…рёза, Р...ссия, поз…ний, карт…фель

Списывание текста

Задание 4

Наиболее объективным показателем умения списывать текст является определение средних результатов домашней и классной работ за последние неделю или две в зависимости от конкретных обстоятельств.
В таблице фиксируются недочеты: количество пропущенных/лишних букв и пунктуационных знаков, количество искажений и замен букв, большая буква в начале предложения, количество исправлений.
Все ошибки на изученные и неизученные орфограммы фиксируются как искажения, замены букв.
Списывание может быть преднамеренным, когда предъявляется текст с прямым заданием правильно его списать, например: «Спиши текст».

Пример текста:

Чёрные озера

Есть озёра с водой чёрного цвета. Этот цвет красив осенью. На чёрную воду летят жёлтые и красные листья. Они рисуют разные картины. Этот цвет хорош и летом. Белые лилии лежат на воде, как на чудном стекле. На дне озера скопилось много торфа. Это полезное ископаемое чёрного цвета. Этим и объясняется цвет озера.

(54 слова)

Задания после списывания

а) Сверь твой текст с текстом на доске, исправь ошибки, если они есть.

б) Выпиши из текста одно существительное мужского рода, одно существительное женского рода и одно – среднего рода. Выпиши один глагол и одно прилагательное. Обозначь их.

Списывание может быть непреднамеренным, как необходимый этап выполнения другого задания, например грамматического (см. задание 5), или при восстановлении деформированного текста (см. задание 8).

Оценка списывания

  • 4-й уровень – переписывает правильно, без ошибок;

  • 3-й уровень – допущены 1–2 ошибки или 1–3 исправления;

  • 2-й уровень – допущены: а) 3–4 ошибки или 4 исправления; б) 1–2 ошибки и 1–3 исправления;

  • 1-й уровень – работа выявляет значительные трудности ученика при списывании.

Диктант

Задание 5

Проверяются правописание разделительного ь, отсутствие ь в сочетаниях ч и щ с другими согласными, правописание гласных после шипящих, проверяемых безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных, оформление предложения.

Порядок работы

1) Написание диктанта, который учитель диктует по орфоэпическим нормам, проговаривая орфографически части слов с неизученными орфограммами;
2) самостоятельная проверка диктанта учениками;
3) орфографическое проговаривание диктанта учителем с одновременной проверкой учениками своих работ. Исправления вносятся карандашом или ручкой другого цвета.

Диктант оценивается по двум параметрам: первый – грамотность, второй – умение ученика сверять соответствие звукового и буквенного облика слова при его орфографическом проговаривании (исправления, внесенные карандашом или ручкой другого цвета).

Пчёлы

Я потерял дорогу из леса. Кругом был березняк. Я устал и лёг на душистый ковёр. Гудели шмели. Быстро проносились осы. Вот прилетели домашние пчёлы. Они дружно брали с цветков сок, потом скрылись за березняком. Я отправился за пчёлами. Так и выбрался на дорогу.

(44 слова)

Грамматические задания

В 6-м предложении:

а) подчеркни главные члены;
б) укажи известные тебе части речи.

Понимание лексической сочетаемости слов

Задание 6

Впиши в данные предложения подходящие по смыслу слова.

Выбирай: табун, рой, стадо, зубы, зубья.

_____________________________ коней.

_____________________________ гусей.

У волка ___________________________ .

Составление предложений из данных слов

Задание 7

Из данных слов составь как можно больше предложений. Можно изменять форму слов и использовать служебные слова.

Люда рисовать открытка мама.

Назначение задания. Выявить уровень усвоения учениками понятий «предложение», «слово», способность к поиску разных вариантов словесного выражения мысли (комбинаторные возможности). Количество вариантов связано с изменением порядка слов, с изменением и без изменения их форм, с подбором родственного слова, с выходом на повествовательные и вопросительные предложения (например: Люда рисует открытку маме. Люда рисует открытку для мамы. Люда нарисовала на открытке маму. Мама рисует открытку Люде? Люда, нарисуй маме открытку. Люда и мама рисуют открытку…).

Оценка составления предложений

  • 4-й уровень – составлено не меньше 4 вариантов предложений;

  • 3-й уровень – составлено 2–3 предложения;

  • 2-й уровень – составлено 1 предложение;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Восстановление деформированного текста

Задание 8

Глаза Трезора радостно засияли, хвост энергично застучал по полу.
Хозяин сидел на стуле и большой длинной иглой зашивал старую охотничью сумку.
Он словно хотел ответить: «Скорее! Скорее!»
«На охоту идём! Чуешь, пёс?» – сказал хозяин.
Трезор просунул лохматую морду в приоткрытую дверь.

(41 слово)
(По Н. Сладкову)

Оценка составления текста

  • 4-й уровень – все логико-смысловые связи установлены правильно;

  • 3-й уровень – большинство связей установлено правильно;

  • 2-й уровень – большинство связей установлено неправильно;

  • 1-й уровень – хаотический набор предложений.

3-й класс

ВЛАДЕНИЕ УСТНОЙ РЕЧЬЮ

Уровни оценки внешней характеристики, связности устной речи см. выше в разделе «Обучение грамоте».

ВЛАДЕНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ

Фонетический анализ, качество освоения орфоэпии и графики

Задание 1

а)* Первичное усвоение вариантов произношения согласного перед буквой е. Выпиши те слова, в которых выделенный звук обозначает мягкий согласный звук.

кенгуру, свитер, тест, кофе, крем, жест

б) Запиши те слова, в которых количество букв совпадает с количеством звуков.

якорь, вьюга, юг, угорь, лестница, (быть) посему, поэтому

Проверка орфографической зоркости*

Задание 2

Прочитай. Далее возможны формулировки задания: 1) подчеркни все орфограммы; 2) подчеркни все опасные места. По желанию учителя задание может быть предъявлено на другом материале аналогичного уровня сложности.

Примеры текстов:

Мать сыночка разбудила,
Покормила и_ умыла.
Сыну яблоко дала,
В _ детский сад его свела.

Сидел он на_ окошке
И_ размышлял о_кошке.
Вдруг подумал он:
«У_ сов есть усы_
Иль нет усов

Зимой Солнце светило, а весной ещё и греть начало.
В Пруд сбегала Талая Вода, и он подумывал: «Не стать ли озером?»

(В. Хмельницкий)

Оценивается полнота выполнения задания.

Списывание текста

Задание 3

Наиболее объективным показателем умения списывать текст является определение средних результатов домашней и классной работ за последние неделю или две в зависимости от конкретных обстоятельств.
В таблице фиксируются недочеты: количество пропущенных/лишних букв и пунктуационных знаков, количество искажений и замен букв, большая буква в начале предложения, количество исправлений. Все ошибки на изученные и неизученные орфограммы фиксируются как искажения, замены букв.
Списывание может быть преднамеренным, когда предъявляется текст с прямым заданием – правильно его списать, после чего возможны и другие задания.

Моржи

В северных полярных морях водится крупный морской зверь – морж. Вес его доходит до тонны. Питается морж рыбой. Голова у него, как у слона, вооружена двумя крепкими большими клыками-бивнями. Морж обладает необычайной силой. На льду он неуклюж и малоподвижен. В воде же трудно найти ему соперников в силе и ловкости. Моржи держатся стадами. В летнее время увидишь их на льду. Они лежат и греются на солнышке. Моржата играют, резвятся, съезжают с высоких ледяных гор-торосов.

(75 слова)
(По М. Зингер)

Задания после списывания

а) Сверь твой текст с текстом на доске, исправь ошибки, если они есть;

б) в тексте укажи одно имя существительное, один глагол, одно имя прилагательное; разбери как часть речи существительное и прилагательное.

Списывание может быть и непреднамеренным, как необходимый этап выполнения другого задания – грамматического или при восстановлении деформированного текста.

Оценка списывания

  • 4-й уровень – текст переписан правильно, без ошибок;

  • 3-й уровень – допущены отдельные (1–2) ошибки или отдельные (1–3) исправления;

  • 2-й уровеньа) 3–4 ошибки или 4 исправления; б) 1–2 ошибки и 1–3 исправления;

  • 1-й уровень – работа выявляет значительные трудности ребенка при списывании.

Выявление уровня усвоения морфемного состава слов

Задание 4

Соотнеси данные слова с соответствующими им схемами.

заморозка, восход, приезд, дорога, овощерезка, родной

Оценка выполнения задания

  • 4-й уровень – правильно установлен морфемный состав 5 слов;

  • 3-й уровень – правильно установлен морфемный состав 4 слов;

  • 2-й уровень – правильно установлен морфемный состав 3 слов;

  • 1-й уровень – работа выявляет значительные трудности в усвоении морфемного состава слова.

Диктант

Задание 5

Порядок работы

1) Написание диктанта, который учитель диктует по орфоэпическим нормам (части слов с выделенными орфограммами проговариваются орфографически);
2) самостоятельная проверка диктанта учениками (правильные исправления, самостоятельно сделанные учеником, за ошибку не считаются);
3) орфографическое проговаривание всего текста диктанта учителем с одновременной проверкой учениками своих работ (исправления вносятся карандашом или ручкой другого цвета).

Диктант оценивается по двум параметрам: первый – грамотность, второй – умение ученика сверять соответствие звукового и буквенного облика слова при его орфографическом проговаривании (исправления, внесенные карандашом или ручкой другого цвета).

Как лечат диких зверей?

Когда звери болеют, им дают лекарства. Медведю лекарство кладут в его любимое варенье. Обезьяне кладут его в сладкий чай. В зоопарке есть больница для животных. Там лечит зверей особый врач. Этого доброго Айболита называют ветеринар. Но как лечить тигра? С полосатым хищником врачи идут на хитрость. Зверя сажают в очень узкую клетку. Тигр прижат к стене. Как он убежит?

(63 слова)

Грамматические задания

1. Подчеркни грамматическую основу в 5-м предложении.

2. В 8-м предложении:

а) укажи части речи;

б) у глаголов определи время, число, если возможно – род; у имен существительных определи род, число, склонение, падеж.

Понимание лексической сочетаемости слов

Задание 6

К каждой паре слов подбери подходящие имена существительные. Запиши словосочетания.

Ч_стота – ч_стота (повторения, в доме)
Св_ла – св_ла (гнездо, по лестнице)
Пол_скать – пол_скать (бельё, щенка)
Разр_дить – разр_дить (посевы, ружьё)

Оценка выполнения задания

Правильно составлено:

  • 4-й уровень – 7–8 словосочетаний;

  • 3-й уровень – 5–6 словосочетаний;

  • 2-й уровень – 3–4 словосочетания;

  • 1-й уровень – работа выявляет значительные трудности в дифференциации лексического значения слов.

Выявление способности решать нестандартные задачи, уровня воображения, способности переключаться с одной точки зрения на другую (выполнять задания с многозначными ответами), способности связно излагать мысли в письменной речи

Задание 7

Ситуация: наступила весна. Мальчик сам сделал скворечник и прибил его к дереву. В домике сразу поселились скворцы.

Напиши, о чем думает мальчик, о чем – скворцы, о чем – дерево.

Оценка выполнения задания

  • 4-й уровень – в ответах на все вопросы есть: 1) соответствие заданной теме; 2) развернутость высказывания; 3) связность высказывания; 4) оригинальность версии;

  • 3-й уровень – есть четыре показателя в трех или двух ответах на вопросы;

  • 2-й уровень – есть некоторые показатели;

  • 1-й уровень – ответы носят односложный характер.

Грамматическая и пунктуационная грамотность не оценивается.

4-й класс

ВЛАДЕНИЕ УСТНОЙ РЕЧЬЮ

Уровни оценки внешней характеристики, связности устной речи см. выше в разделе «Обучение грамоте».

ВЛАДЕНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ

Фонетический анализ, качество освоения орфоэпии и графики

Задание 1

а)* Первичное усвоение вариантов произношения согласного перед буквой е. Выпиши те слова, в которых выделенный звук обозначает мягкий согласный звук.

хоккей, пресса, кафе, тембр, теннис, тема

б) Запиши. Подчеркни слова, в которых букв больше, чем звуков. Выполни звуко-буквенный разбор слова правду.

Хлеб-соль ешь, а правду режь.

Проверка орфографической зоркости*

Задание 2

Прочитай. Далее возможны формулировки задания: 1) подчеркни все орфограммы; 2) подчеркни все опасные места. По желанию учителя задание может быть предъявлено на другом материале аналогичного уровня сложности.

Примеры текстов:

Звёздный городок

Под_ Москвой есть городок под _ названием Звёздный. Местность вокруг чудесная. В _ окрестностях городка – леса и_ озёра. Жители Звёздного – известные всему миру космонавты. В_ городке живут их семьи. Здесь готовят космонавтов к_ полётам. Отсюда улетают они в_ звёздные дали. Интересная работа ждёт их на_ орбите. Счастливых дорог вам, отважные люди!

Оценивается полнота выполнения задания.

Списывание текста

Задание 3

Наиболее объективным показателем умения списывать текст является определение средних результатов домашней и классной работ за последние неделю или две в зависимости от конкретных обстоятельств.
В таблице фиксируются недочеты: количество пропущенных/лишних букв и пунктуационных знаков, количество искажений и замен букв, большая буква в начале предложения, количество исправлений. Все ошибки на изученные и неизученные орфограммы фиксируются как искажения, замены букв.
Списывание может быть преднамеренным, когда предъявляется текст с прямым заданием – правильно его списать, после чего возможны и другие задания.

Кто сажает лес

За рекой росли одни ёлки. Но потом среди ёлок появились дубки. Ещё совсем маленькие, всего три листка торчат из земли. А дубы отсюда далеко растут. Не могли же с ветром жёлуди прилететь? Кто их сажает? Вот загадка! Раз шёл я с охоты, а мимо меня пролетела сойка. Я стал за ней поглядывать. Сойка что-то спрятала под трухлявый пень и улетела.
Я подошёл к пню, а между корнями – два жёлудя. Вот и разгадка!

(75 слов)

(По Г. Снегирёву)

Задания после списывания

а) Сверь твой текст с текстом на доске, исправь ошибки, если они есть;

б) третье предложение от конца разбери по членам; укажи части речи (кроме слова что-то); любое из слов разбери как часть речи.

Списывание может быть и непреднамеренным, как необходимый этап выполнения другого задания – грамматического или при восстановлении деформированного текста.

Оценка списывания

  • 4-й уровень – текст переписан правильно, без ошибок;

  • 3-й уровень – допущены отдельные (1–2) ошибки или отдельные (1–3) исправления;

  • 2-й уровеньа) 3–4 ошибки или 4 исправления; б) 1–2 ошибки и 1–3 исправления;

  • 1-й уровень – работа выявляет значительные трудности ребенка при списывании.

Выявление уровня усвоения морфемного состава слов

Задание 4

Соотнеси данные слова с соответствующими им схемами.

избушка, побелка, забег, погода, морской, лесостепь

Оценка выполнения задания

  • 4-й уровень – правильно установлен морфемный состав 5 слов;

  • 3-й уровень – правильно установлен морфемный состав 4 слов;

  • 2-й уровень – правильно установлен морфемный состав 3 слов;

  • 1-й уровень – работа выявляет значительные трудности в усвоении морфемного состава слова.

Диктант

Задание 5

Диктант с его последующим орфографическим проговариванием с целью проверки (проверяются правописание гласных после шипящих, правописание ь, усвоение проверяемых и непроверяемых безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных, безударных окончаний существительных, прилагательных, глаголов, раздельное написание предлогов, союзов, оформление предложения).

Порядок работы

1) Написание диктанта, который учитель диктует по орфоэпическим нормам (части слов с выделенными орфограммами проговариваются орфографически);
2) самостоятельная проверка диктанта учениками (правильные исправления, самостоятельно сделанные учеником, за ошибку не считаются);
3) орфографическое проговаривание всего текста диктанта учителем с одновременной проверкой учениками своих работ (исправления вносятся карандашом или ручкой другого цвета).

Диктант оценивается двумя уровнями: 1-й фиксирует реальную грамотность, 2-й – умение ребенка сверять совпадающий звуковой и буквенный облик слова при его орфографическом проговаривании.

Поздняя весна

Пробежали весенние деньки. Прилетели скворцы, ласточки, соловьи. Радостно щебечут птицы. В ближней чаще на берёзке грач вьёт гнездо. На листочках играет солнечный луч. На ели появились молодые хвоинки.
В чудесных трясинах болота лежат тонны съедобных даров. Закричал кулик, заквакали лягушки. Пойдешь узкой тропинкой к речке и увидишь росу на полях. Вода несёт жизнь растениям, птицам, животным. Резвятся на полянке весёлые зайчата. Греются на солнце рыжие лисята. От ёлки к ели тянутся следы. Белочка скачет от ветки к ветке. На сирени, липе, тополе появляются листочки.

(86 слов).

Грамматические задания

а) В первых трех предложениях диктанта обозначь только те части слов, в которых есть орфограмма «безударный гласный».

б) Из текста выпиши 3 глагола с безударным окончанием. Обозначь те грамматические признаки, которые объясняют написание окончаний.

в) В первом абзаце найди предложение с однородными членами. Разбери его по членам предложения, обозначь части речи.

Понимание лексической сочетаемости слов

Задание 6

К каждой паре слов подбери подходящие имена существительные. Запиши словосочетания.

Прож_вать – прож_вать (в городе, хлеб)
Разв_вается – разв_вается (на ветру, быстро)
Зап_вала – зап_вала (в хоре, лекарство)
Прим_рять – прим_рить (платье, друзей)

Оценка выполнения задания

Правильно составлено:

  • 4-й уровень – 7–8 словосочетаний;

  • 3-й уровень – 5–6 словосочетаний;

  • 2-й уровень – 3–4 словосочетания;

  • 1-й уровень – работа выявляет значительные трудности в дифференциации лексического значения слов.

Выявление способности решать нестандартные задачи, уровня воображения, способности переключаться с одной точки зрения на другую (выполнять задания с многозначными ответами), способности связно излагать мысли в письменной речи

Задание 7

Ситуация: На реке построили плотину. Река разлилась, затопила пологий берег.
Напиши, о чем думают люди, о чем – река, о чем – растения и животные.

Оценка выполнения задания

  • 4-й уровень – в ответах на все вопросы есть: 1) соответствие заданной теме; 2) развернутость высказывания; 3) связность высказывания; 4) оригинальность версии;

  • 3-й уровень – есть четыре показателя в трех или двух ответах на вопросы;

  • 2-й уровень – есть некоторые показатели;

  • 1-й уровень – ответы носят односложный характер.

Грамматическая и пунктуационная грамотность не оценивается.


* Здесь и далее звездочкой отмечены диагностирующие задания. Оценивая контрольную работу в целом, результат их выполнения не фиксируется отметкой.