Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №8/2009

Контрольные работы

Елена Ильиных ,
ФНМЦ им. Л.В. Занкова ;
Наталия Нечаева ,
научный руководитель ФНМЦ им. Л.В. Занкова, профессор АПКиППРО

Обучение грамоте

Итоговые контрольные и проверочные работы

Назначение работ

1) Cделать выводы о продвижении детей по отношению к стартовому уровню (результаты выполнения данных работ сравнить с результатами выполнения диагностических заданий в начале и середине учебного года – см. методическое пособие Н.В. Нечаевой «Обучение грамоте»);

2) зафиксировать результаты освоения основных для пройденного этапа умений.

ВЛАДЕНИЕ УСТНОЙ РЕЧЬЮ

Форма изучения и показатели развития устной речи едины с 1-го по 4-й класс. Они устанавливаются на основании наблюдений учителя за устной речью учащихся на уроках и вне уроков в результате постепенного накапливания сведений о внешней характеристике речи, ее развернутости и связности.

Оценка внешней характеристики устной речи

Показатели

1) Говорит охотно;
2) форма общения с учителями и учениками соответствует ситуации;
3) речь в основном грамматически правильная;
4) артикуляция чистая;
5) громкость нормативная.

  • 4-й уровень – в норме 5 показателей;

  • 3-й уровень – в норме 4 показателя;

  • 2-й уровень – в норме 2–3 показателя;

  • 1-й уровень – в норме 1 показатель.

Оценка связности устной речи

Показатели

1) Типичные единицы высказывания;
2) развернутость характеристики объекта.

  • 4-й уровень – говорит связными предложениями; может дать развернутую характеристику объекта или явления;

  • 3-й уровень – речь состоит из предложений или отдельных слов, заменяющих предложение; характеристика объекта или явления дается в виде малосвязных мыслей;

  • 2-й уровень – предложения почти не используются в речи, произносятся в основном отдельные слова; ученик испытывает большие трудности при характеристике объекта или явления;

  • 1-й уровень – речь в основном состоит из междометий и частиц; содержание высказывания улавливается с трудом.

Владение устной речью

Фамилия,
имя ученика

Внешняя характеристика речт

Уровень
связанности речи

показатели

уровень
оценки

 

1

2

3

4

5

   

 

 

 

 

 

 

+

+

+

+

3

 

Примечание. Порядок изучения устной речи и критерии оценки ее развития в целом сохраняются до конца 4-го класса.

ВЛАДЕНИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЬЮ

Оценка техники чтения вслух, понимания прочитанного

Задание 11

Лесные малыши

После весеннего пробуждения природы наступает пора лесных малышей.
Старше всех из них – медвежата. Они родились в берлоге зимой. Медвежата любят лазать по деревьям.
Вот заиграли на полянке весёлые зайчата. Около норки развалились и греются на солнышке лисята. Под колючей веткой ели свернулись клубочками ежата.
Увидишь маленьких жителей леса – не обижай их.

(53 слова, из них трехсложных – 19, четырехсложных – 8, пятисложных – 1)

Оцениваются:

1) понимание прочитанного;
2) способ чтения;
3) количество и характер ошибок.

Анализ чтения

Название текста ___________________________________

Автор _______________________ Кол-во слов __________

№ п/п

Фамилия,
имя ученика

Показатели техники чтения

Уровень
техники
чтения

Уровень
понимания
прочитанного

   

Способ
чтения

Кол-во и
характер
ошибок

Время
чтения

Тема
чтения

   
               

Предлагаем и другой, более объективный показатель оценки успехов в навыке чтения, достигнутых первоклассниками.
Учитель расчерчивает тетрадь в соответствии с таблицей «Анализ чтения» и постепенно заполняет ее на тех уроках, на которых дети читают. Таким образом набираются самые главные показатели: понимание прочитанного, способ чтения, характер ошибок, если они есть. Время от времени незаметно для учеников учитель фиксирует и скорость чтения. Для этого надо разметить несколько текстов и в разные дни недели прочитать их в классе. Однако известно, что любой опытный учитель и завуч на слух определяют, читает ли их воспитанник ниже предусмотренной программой нормы, по норме или выше нормы.

Оценка понимания лексического значения слов, умения группировать

Задание 2

Прочитай слова. Представь, что или кого они называют. Запиши номер лишнего слова.

1. Дуб. 2. Ель. 3. Сосна. 4. Кедр.

№ __

1. Ёж. 2. Барсук. 3. Собака. 4. Медведь.

№ __

1. Трамвай. 2. Автобус. 3. Троллейбус. 4. Самолет.

№ __

Примечание. Правила диктанта обычные: читается весь текст, читается предложение, которое затем диктуется по два-три слова. Обязательно выдерживается пауза перед диктовкой предлогов и союзов и после их диктовки.

Оценка умений оформлять предложение и различать на слух границы слов

Задание 32

Запиши предложения под диктовку схемами.

Весной

Пришла весна. Настали чудные деньки. Светит ласковое солнышко. Журчат ручьи. У крыльца зеленеет травка. Оля и Люба идут гулять в лес. Там поют птицы. Звенит золотой голос малиновки. Весь день девочки были в роще. Хорошо в лесу!

(38 слов)

Оценка дифференциации звуков речи

Задание 4

Запиши слова под диктовку кружками.

он, уха, чай, поле, дырка, шлюпка, каравай

Оценка навыка списывания и усвоения фонетических знаний

Задание 5

Спиши слова. Раздели, где можно, слова на слоги вертикальной чертой.

ранка, ёжик, стон, тайна, зорька, гром, край

Проставь в них знак ударения.
Подчеркни буквы, обозначающие гласные звуки.

Оценка усвоения фонетических знаний

Задание 6

Спиши слоги. Подчеркни слоги с буквой, обозначающей мягкий согласный звук.

ру, ня, ве, ци, ты, ча, жи, щу

Выполнение заданий 2–6 оценивается в зависимости от количества правильно выполненных заданий или правильно записанных предложений, слов.


1 Учитель может использовать любой другой текст похожей сложности.

2 Учитель может использовать любой другой текст похожей сложности.