|
||||
Светлана
Гиренко
,
|
Орест Адамович Кипренский.
Портрет А.С. Пушкина
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы урока
Учитель открывает на доске портрет А.С. Пушкина и текст.
О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт – сын ошибок трудных,
И гений – парадоксов друг...
Учитель читает стихи.
Учитель. Кому знакомы эти строки? Кто их автор?
Дети отвечают.
– Сегодня урок русского языка нам помогут провести произведения любимого всеми писателя Александра Сергеевича Пушкина. На основе его стихов и сказок мы будем работать над текстами и учиться анализировать предложения.
III. Чистописание
На первой строке дети выписывают
заглавные буквы – инициалы поэта: А.С.П.
На второй – записывают его имя, отчество,
фамилию: Александр Сергеевич Пушкин.
IV. Словарная работа
У. Вспомните чудесные строки Александра Сергеевича Пушкина, посвященные осени.
Дети.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса,
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса...– Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей...
У. У нас в классе сейчас будет листопад, но не обыкновенный, а из словарных слов.
На доске – осенние листья. Ученики по очереди переворачивают их и записывают слова, вставляя пропущенные буквы: акв...рель, а...ея, в...лшебник, иску...тво, н...дежда, св...бода, ...бида, п...чаль.
– Какие слова можно связать с творчеством Пушкина?
Д. Волшебник, искусство, свобода.
У. Устно составьте предложения, используя данные слова.
Д. Пушкин – волшебник слова.
– Пушкин любил свободу.
V. Повторение пройденного. Анализ предложений
У. Из данных предложений выпишите только грамматическую основу. Укажите части речи, которыми выражены подлежащее и сказуемое.
Учитель проецирует на экран записи – отрывки из произведений Пушкина:
~ ~ ~
У лукоморья дуб зеленый...
~ ~ ~
Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.~ ~ ~
Я там был, мед-пиво пил,
Да усы лишь обмочил.
Класс проверяет выполнение работы и делает устный синтаксический анализ второго предложения.
Д. Предложение повествовательное; интонация невосклицательная; грамматическая основа – рыбка не сказала, плеснула, ушла; распространенное, есть однородные члены.
У. Вспомните строки Пушкина, в которых встречаются следующие слова. Запишите эти предложения.
На доске:
Вариант 1. ступа идет, бредет Вариант 2 ветер гуляет, подгоняет |
– Что вы записали?
Д.
Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой.– Ветер по морю гуляет
Да кораблик подгоняет.
У. Выполните разбор предложений по членам и частям речи.
У доски работают два ученика по двум вариантам.
VI. Физкультминутка
Проводится гимнастика для глаз с помощью цветных кругов, расположенных над доской. Учитель читает строки из произведений Пушкина, где указаны цвета. Ребята повторяют их хором и переводят взгляд на соответствующий круг:
У лукоморья дуб зеленый.
~ ~ ~
В синем море волны плещут.
~ ~ ~
К красну солнцу наконец
Обратился молодец.
~ ~ ~
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
~ ~ ~
Дымятся синие туманы,
И всходит месяц золотой.
~ ~ ~
Глядь: среди широких вод
Лебедь белая плывет.
~ ~ ~
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела...
~ ~ ~
...И ель сквозь иней зеленеет.
VII. Повторение
Упражнение на постановку знаков препинания. Ученики получают карточки с текстами.
У. Расставьте между однородными членами пропущенные знаки препинания. Определите, каким членом предложения являются данные однородные члены, подчеркните. Из каких произведений взяты эти строки?
Д. «Сказка о рыбаке и рыбке». «Сказка о мертвой царевне...». «Руслан и Людмила».
У. Выполните синтаксический анализ последнего предложения.
Д. Предложение повествовательное; интонация невосклицательная; грамматическая основа – колдун несет; распространенное, есть однородные члены предложения.
У. А теперь возьмите вторую карточку. На ней записан текст-перевертыш. Переставьте слоги в словах и запишите получившийся текст.
– Что у вас получилось?
Д. Жизнь родного народа, рассказы бабушки, нянины сказки – все это запало в память и душу поэта. Устное народное творчество, чтение сказок других народов стало могучим источником творчества Пушкина.
VIII. Итог урока
У. Чему вы сегодня учились?
Д. Анализировать предложения.
У. Что вам в этом помогало?
Д. Произведения Александра Сергеевича Пушкина.
IХ. Домашнее задание
У. Напишите мини-сочинение на тему «Героем какой сказки ты хотел бы быть и почему?».
Карточка 1 Долго у моря ждал он ответа ~ ~ ~ Подождать она хотела ~ ~ ~ Там в облаках перед народом |
Карточка 2 ньЖиз нородго данаро, скарасзы бушбаки, ниняны кисказ – сев тоэ палоза в мятьпа и шуду эпота. Устено наеродно четворство, ниечте зокска гихдру ронадов лоста гумочим исникомточ чествортва киПушна. |