Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №7/2009

Я иду на урок

Светлана Гиренко ,
учитель начальных классов лицея № 38 г. Белгорода

Волшебник слова

Русский язык. 4 класс

Пушкинские дни во многих школах стали традиционными. В этот день все уроки связаны с творчеством поэта. Предлагаем разработку урока русского языка в 4-м классе по программе «Начальная школа XXI века» с использованием стихотворных текстов А.С. Пушкина.

Тема. «Повторение изученного материала. Синтаксический анализ предложения и разбор по членам предложения».

Цели. Активизировать словарный запас учащихся; вырабатывать навык синтаксического анализа предложения; развивать речь и эстетический вкус детей через содержание произведений A.С. Пушкина.

Учебные материалы. Портрет А.С. Пушкина; кленовые листья из цветной бумаги со словарными словами; карточки с заданиями и текстами для каждого ученика; выставка книг А.С. Пушкина; мультимедийное оборудование.

Орест Адамович Кипренский. Портрет А.С. Пушкина
Орест Адамович Кипренский.
Портрет А.С. Пушкина

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель открывает на доске портрет А.С. Пушкина и текст.

О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт – сын ошибок трудных,
И гений – парадоксов друг...

Учитель читает стихи.

Учитель. Кому знакомы эти строки? Кто их автор?

Дети отвечают.

– Сегодня урок русского языка нам помогут провести произведения любимого всеми писателя Александра Сергеевича Пушкина. На основе его стихов и сказок мы будем работать над текстами и учиться анализировать предложения.

III. Чистописание

На первой строке дети выписывают заглавные буквы – инициалы поэта: А.С.П.
На второй – записывают его имя, отчество, фамилию: Александр Сергеевич Пушкин.

IV. Словарная работа

У. Вспомните чудесные строки Александра Сергеевича Пушкина, посвященные осени.

Дети. 

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса,
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса...

– Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей...

У. У нас в классе сейчас будет листопад, но не обыкновенный, а из словарных слов.

На доске – осенние листья. Ученики по очереди переворачивают их и записывают слова, вставляя пропущенные буквы: акв...рель, а...ея, в...лшебник, иску...тво, н...дежда, св...бода, ...бида, п...чаль.

– Какие слова можно связать с творчеством Пушкина?

Д. Волшебник, искусство, свобода.

У. Устно составьте предложения, используя данные слова.

Д. Пушкин – волшебник слова.
– Пушкин любил свободу.

V. Повторение пройденного. Анализ предложений

У. Из данных предложений выпишите только грамматическую основу. Укажите части речи, которыми выражены подлежащее и сказуемое.

Учитель проецирует на экран записи – отрывки из произведений Пушкина:

~ ~ ~

У лукоморья дуб зеленый...

~ ~ ~

Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.

~ ~ ~

Я там был, мед-пиво пил,
Да усы лишь обмочил.

Класс проверяет выполнение работы и делает устный синтаксический анализ второго предложения.

Д. Предложение повествовательное; интонация невосклицательная; грамматическая основа – рыбка не сказала, плеснула, ушла; распространенное, есть однородные члены.

У. Вспомните строки Пушкина, в которых встречаются следующие слова. Запишите эти предложения.

На доске:

Вариант 1.

ступа идет, бредет

Вариант 2

ветер гуляет, подгоняет

– Что вы записали?

Д. 

Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой.

– Ветер по морю гуляет
Да кораблик подгоняет.

У. Выполните разбор предложений по членам и частям речи.

У доски работают два ученика по двум вариантам.

VI. Физкультминутка

Проводится гимнастика для глаз с помощью цветных кругов, расположенных над доской. Учитель читает строки из произведений Пушкина, где указаны цвета. Ребята повторяют их хором и переводят взгляд на соответствующий круг:

У лукоморья дуб зеленый.

~ ~ ~

В синем море волны плещут.

~ ~ ~

К красну солнцу наконец
Обратился молодец.

~ ~ ~

Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?

~ ~ ~

Дымятся синие туманы,
И всходит месяц золотой.

~ ~ ~

Глядь: среди широких вод
Лебедь белая плывет.

~ ~ ~

Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела...

~ ~ ~

...И ель сквозь иней зеленеет.

VII. Повторение

Упражнение на постановку знаков препинания. Ученики получают карточки с текстами.

У. Расставьте между однородными членами пропущенные знаки препинания. Определите, каким членом предложения являются данные однородные члены, подчеркните. Из каких произведений взяты эти строки?

Д. «Сказка о рыбаке и рыбке». «Сказка о мертвой царевне...». «Руслан и Людмила».

У. Выполните синтаксический анализ последнего предложения.

Д. Предложение повествовательное; интонация невосклицательная; грамматическая основа – колдун несет; распространенное, есть однородные члены предложения.

У. А теперь возьмите вторую карточку. На ней записан текст-перевертыш. Переставьте слоги в словах и запишите получившийся текст.

– Что у вас получилось?

Д. Жизнь родного народа, рассказы бабушки, нянины сказки – все это запало в память и душу поэта. Устное народное творчество, чтение сказок других народов стало могучим источником творчества Пушкина.

VIII. Итог урока

У. Чему вы сегодня учились?

Д. Анализировать предложения.

У. Что вам в этом помогало?

Д. Произведения Александра Сергеевича Пушкина.

IХ. Домашнее задание

У. Напишите мини-сочинение на тему «Героем какой сказки ты хотел бы быть и почему?».

Карточка 1

Долго у моря ждал он ответа
Не дождался к старухе воротился.

~ ~ ~

Подождать она хотела
До обеда не стерпела
В руки яблочко взяла
К алым губкам поднесла
Потихоньку прокусила
И кусочек проглотила.

~ ~ ~

Там в облаках перед народом
Через леса через моря
Колдун несет богатыря

Карточка 2

ньЖиз нородго данаро, скарасзы бушбаки, ниняны кисказ – сев тоэ палоза в мятьпа и шуду эпота. Устено наеродно четворство, ниечте зокска гихдру ронадов лоста гумочим исникомточ чествортва киПушна.