|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тамара Александровна
Круглова
,
|
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|
1 |
+ |
||||
2 |
+ |
||||
3 |
2 |
5 |
1 |
3 |
4 |
4 |
|||||
5 |
+ |
||||
6* |
|||||
7 |
+ |
||||
8 |
+ |
||||
9** |
|||||
10 |
+ |
* «Звёзды тучами укрылись».
** «Будь всегда таким, как сейчас».
3 класс
Эта басня сложена про тебя
Да, гениальный способ придумали в
древности мудрецы, как, не причинив человеку
прямой обиды, все же сказать ему правду в глаза.
Они давали людям заглянуть в чудесное зеркало, в
котором отражались всякие звери и диковинные
вещи, являвшие собой зрелище сколь
занимательное, столь и поучительное. Мудрецы
назвали это зеркало басней, и что бы ни делали
звери, всё разумное и глупое люди поневоле
относили к себе и при этом думали: эта басня
сложена про меня. Поэтому и рассердиться на басню
никто не мог.
Приведем пример.
Стояли
две высокие горы, а на их вершинах стояло по
замку. Внизу, в долине, рыскала голодная собака,
обнюхивая землю в поисках мышей или куропаток.
Вдруг из одного замка послышался звук трубы; он
возвещал, что там вот-вот сядут за стол. Собака
тотчас помчалась на гору, надеясь, что и ей
перепадет кусочек, но не успела она и полпути
пробежать, как там перестали трубить, зато
затрубили в другом замке. Тут собака подумала, что в
первый замок ей не поспеть, там, видно, уже
отобедали, а вот во втором еще только за стол
садятся. Она сбежала с этой горы и помчалась на
другую. Тут снова затрубили в первом замке, во
втором же труба смолкла. Собака снова сбежала
вниз и снова помчалась на гору; так она и бегала
взад и вперед до тех пор, пока не смолкли обе
трубы, потому что и здесь, и там уже отобедали.
А ну-ка догадайся, что хотели сказать этой
басней древние мудрецы и кто этот глупец, который
бегает, пока не свалится с ног, но так ничего и не
находит ни здесь, ни там?
(256 слов)
(Х.К. Андерсен)
Прочитай текст «Эта басня сложена про тебя» Г.Х. Андерсена. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.
1. Выдели определение, соответствующее жанру басни.
а) Небольшое художественное повествовательное произведение в прозе;
б) короткий нравоучительный рассказ, в иносказательной форме изображающий людей и их поступки;
в) повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, иногда с участием волшебных, фантастических сил.
2. Выбери наиболее близкое по значению объяснение словосочетанию «гениальный способ».
а) Самый лучший, совершенный;
б) наиболее удачный;
в) очень правильный.
3. Объясни с помощью других слов значение слова «мудрец».
а) Старый человек;
б) человек большого ума и опыта;
в) человек, придумывающий невероятные истории.
4. Какой жанр Х.К. Андерсен назвал «чудесным зеркалом»?
а) Сказку;
б) басню;
в) рассказ.
5. Почему на басню никто не мог рассердиться?
а) О людях говорится только хорошее;
б) человеческие недостатки обсуждаются на примере животных и диковинных вещей;
в) описываются события, которые не могут произойти в жизни людей.
6. Выпиши из текста начало басни (4 слова).
7. Назови главного героя (персонаж) басни.
8. Подумай, какое выражение лучше других помогает понять главную мысль басни.
а) «Кто рано встаёт, тому Бог подает»;
б) «За двумя зайцами погонишься– ни одного не поймаешь»;
в) «Поспешишь, людей насмешишь».
9. Ответь на вопрос Х.К. Андерсена: что же хотели сказать этой басней древние мудрецы?
10. Запиши 1–2 названия произведений Х.К. Андерсена.
Правильные ответы к заданиям
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|
1 |
+ |
||||
2 |
+ |
||||
3 |
+ |
||||
4 |
+ |
||||
5 |
+ |
||||
6* |
|||||
7** |
|||||
8 |
+ |
||||
9 |
|||||
10 |
* «Стояли две высокие горы…»
** Собака.
4 класс
Заяц-обманщик
Наступил как-то Медведь Зайцу на лапу.
– Ой, ой! – завопил Заяц. – Спасите! Умираю!
Испугался добряк Медведь. Жалко ему стало Зайца.
– Извини, пожалуйста! Я ведь не нарочно! Я
нечаянно тебе на ногу наступил.
– Что мне от твоих извинений! – застонал Заяц.
– Остался я теперь без ноги! Как я теперь прыгать
буду!
Взял Медведь Зайца и отнёс к себе в берлогу.
Положил на свою койку. Стал Зайцу лапку
перевязывать.
– Ой, ой! – громче прежнего завопил Заяц, хотя
ему на самом деле было совсем не так больно. – Ой,
ой! Я сейчас умру!
Стал Медведь Зайца лечить, поить и кормить. Утром
проснётся, первым делом спрашивает:
– Ну, как лапка, Косой? Заживает?
– Ещё как болит! – отвечал Заяц. – Вчера вроде
лучше стало, а сегодня так ломит, что и вовсе
встать не могу.
А когда Медведь уходил в лес, Заяц срывал повязку
с ноги, скакал по берлоге и распевал во всё горло:
Мишка кормит, Мишка поит,
Ловко я провёл его!
А меня не беспокоит
Ровным счётом ничего!
Обленился Заяц, ничего не делая. Стал
капризничать, на Медведя ворчать:
– Почему ты меня одной морковкой кормишь?
Вчера – морковка, сегодня опять морковка!
Искалечил, а теперь голодом моришь? Хочу сладких
груш с мёдом!
Пошёл Медведь мёд и груши искать. По дороге
встретил Лису.
– Куда ты, Миша, такой озабоченный?
– Мёд и груши искать! – ответил Медведь и
рассказал всё Лисе.
– Не за тем идёшь! – сказала Лиса. – Тебе за
врачом идти надо!
– А где его найдёшь? – спросил Медведь.
– А зачем искать? – ответила Лиса. – Разве ты
не знаешь, что я второй месяц при больнице
работаю? Проводи меня к Зайцу, я его быстро на
ноги поставлю.
Привёл Медведь Лису в свою берлогу. Увидел Заяц
Лису. Задрожал. А Лиса посмотрела на Зайца и
говорит:
– Плохи его дела, Миша! Видишь, какой у него
озноб?! Заберу-ка я его к себе в больницу. У меня
Волк хорошо лечит.
Только и видели Зайца в берлоге.
– Вот он и здоров! – сказала Лиса. – А раньше бы
ты его съел!
– Век живи – век учись! А зайцев я не ем! –
ответил добряк Медведь и завалился на свою койку,
чтобы как следует отоспаться, потому что всё
время, пока у него жил Заяц, он сам спал на полу.
(345 слов)
(С. Михалков)
Прочитай текст «Заяц-обманщик» С.В. Михалкова. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.
1. Назови персонажей (героев) произведения.
2. Подумай, почему автор написал названия животных с большой буквы.
а) Названия животных сделал именами собственными;
б) с уважением относится к этим животным;
г) не знает правил правописания.
3. Почему Медведь взял на себя заботу о Зайце?
а) Стало жалко Зайца;
б) испугался Зайца;
в) боялся, что его осудят другие животные.
4. Выпиши слово, которым охарактеризовал автор Медведя.
5. Почему Заяц обманывал Медведя?
а) Захотел пожить на всём готовом;
б) решил проучить Медведя;
в) хотел выжить Медведя из берлоги.
6. Как охарактеризовал С. Михалков Зайца, припеваючи проживающего в берлоге?
7. Объясни с помощью других слов значение выражения «озабоченный Медведь».
а) Взявший на себя хлопоты о ком-либо;
б) спешащий по своим делам;
в) желающий быстрее выселить Зайца из берлоги.
8. Объясни с помощью других слов выражение «поставить на ноги».
а) Вылечить;
б) насильно поднять с постели;
в) выгнать из берлоги.
9. Как Лиса Зайца вылечила?
а) Выгнала из берлоги;
б) съела;
в) предложила положить в больницу.
10. Восстанови деформированный план текста.
а) Как Лиса Зайца «вылечила».
б) Нечаянный проступок Медведя.
в) Необоснованные капризы Зайца.
г) Безбедное проживание обманщика в берлоге.
д) Встреча Медведя с Лисой.
11. Как ты думаешь, почему Медведь не распознал хитрость Зайца?
а) Судил по себе: сам бы он так не поступил;
б) Заяц был хорошим притворщиком;
в) Медведя никто не обманывал.
12. Кто из персонажей тебе понравился и чем?
13. Какую главную мысль вложил автор в уста Медведя?
14. Запиши названия 1–2 сказок, где одним из персонажей является заяц.
Правильные ответы к заданиям
|
А |
Б |
В |
Г |
Д |
1* |
|||||
2 |
+ |
||||
3 |
+ |
||||
4** |
|||||
5 |
+ |
||||
6*** |
|||||
7 |
+ |
||||
8 |
+ |
||||
9 |
+ |
||||
10 |
5 |
1 |
3 |
2 |
4 |
11 |
+ |
||||
12 |
|||||
13**** |
|||||
14 |
* Заяц, Лиса, Медведь.
** Добряк.
*** Обленился, стал капризничать, ворчать.
**** «Век живи – век учись».