Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №6/2009

Я иду на родительское собрание

Антонина Осадчая ,
социальный педагог

Искусство хвалить

Фото В. Алексеева

В начале встречи родителям предоставляется возможность послушать стихи в исполнении детей.

Мамин помощник

Я протру стекло и раму,
Потому что в рамке – мама.
Дочиста протру я раму,
Очень уж люблю я маму.
Маме часто помогаю,
Что похвалит меня – знаю.

(П. Аким)

Если был бы я девчонкой

Если был бы я девчонкой –
Я бы время не терял!
Я б на улице не прыгал,
Я б рубашки постирал,
Я бы вымыл в кухне пол,
Я бы в комнате подмел,
Перемыл бы чашки, ложки,
Сам начистил бы картошки,
Все свои игрушки сам
Я б расставил по местам!
Отчего я не девчонка?
Я бы маме так помог!
Мама сразу бы сказала:
«Молодчина ты, сынок!»

(Э. Успенский)

Моя бабушка

Стала бабушка старой, хворою.
От ходьбы она устает.
Храбрым летчиком
Стану скоро я,
Посажу ее в самолет.
Не тряхну ее,
Не качну ее,
Отдохнёт она наконец.
Скажет бабушка:
«Ай да внучек мой,
Ай да летчик мой, молодец!»

(С. Капутикян)

Педагог. Это детские шуточные стихи. Но они выражают детскую мечту о том, чтобы их кто-нибудь за что-нибудь похвалил.
Надо ли хвалить ребенка?
Наверное, неожиданно и странно прозвучит рекомендация не хвалить ребенка. Хвалить надо, но как? В похвале есть всегда элемент оценки: «Молодец, ну ты просто гений!», «Ты у нас самая красивая!», «Ты такой храбрый, тебе все нипочем».
Чем плоха похвала-оценка? Во-первых, когда родитель часто хвалит, ребенок скоро начинает понимать: где похвала, там и выговор. Хваля в одних случаях, его осудят в других. Во-вторых, ребенок может стать зависимым от похвалы – ждать, искать ее («А почему ты меня сегодня не похвалила?»). Наконец, он может заподозрить, что вы неискренни, то есть хвалите его из каких-то своих соображений.
А как же реагировать на успехи или правильное поведение ребенка? Лучше всего просто выразить ему ваши чувства. Используйте местоимения «я», «мне» вместо «ты»:

Дочь. Мама, я сегодня в детском саду поливала цветы!

Мама. Я очень рада! (Вместо: «Какая ты у меня молодец!»)

Сын. Ведь правда, я плохо выступил?

Папа. Мне так не показалось. Наоборот, мне понравилось... (то-то и то-то). (Вместо: «Ну что ты, ты выступил, блестяще!»)

Приведем отрывок из письма одной мамы в редакцию одной педагогической газеты:

«Я много читала статей и книжек про воспитание детей. В некоторых встречались советы хвалить детей, но они меня очень смущали. Дело в том, что я сама через это прошла. Меня в детстве много хвалили.
Привыкаешь к этому очень быстро, и меня раздражало и огорчало, что, когда подросла, не всегда отмечали похвальной оценкой, словами и т.д. В школе, в университете я уже не могла без хвалебных слов – у меня просто руки опускались, ничего не хотелось делать, пока не заметят. Ждешь, в конечном счете, не результата, а похвалы. И вот сейчас я прочитала в “Родительской газете” (наконец-то!) реальный ответ, как надо говорить ребенку: “Я рада, что ты так сделал”, а не “Ты молодец”.
Теперь я буду использовать такой прием в общении со своими детьми!»

Родители должны твердо запомнить: оценивать можно только поступки ребенка, а не его самого.
Американский детский психолог Х.Дж. Джайнотт в своей книге «Родители и дети» приводит пример правильной похвалы:

«Восьмилетний Джим хорошо поработал в саду: собрал листья, выбросил мусор, сложил инструменты. Матери понравилась его работа, и она сказала сыну: “В саду было так грязно. Я даже не думала, что можно все убрать за один день. Вот это работа!” Мальчик почувствовал гордость от похвалы за конкретный поступок и с радостью бросился помогать маме, чтобы заслужить ее еще раз. Напротив, если бы он услышал слова: “Ты чудесный сын! Настоящий мамин помощник!”, – то это вызвало бы тревогу. Ребенок знает, что он не такой уж чудесный, и, конечно, убедится в этом, совершив какой-нибудь проступок. Вспомните, наверняка не раз, когда в доме было все в порядке, и вы говорили сыну: “Вот видишь, ты же можешь вести себя хорошо. Ты такой послушный у меня”,  – он вдруг становился невыносимым. Это нормальная реакция на переоценку. Из любви к вам он так старался быть хорошим, вспоминая многочисленные “нельзя”, что просто не выдержал. Часто это случается после поездок в гости, где ребенок, “накрученный” до этого родителями, играл роль примерного сына или дочери».

Не бойтесь, что у детей отсутствие общепринятой похвалы разовьет комплекс неполноценности. Они сами оценят себя и свои способности, если вы похвалите конкретный поступок. Главное – не забывайте этого делать, старайтесь замечать все, что у ребенка хорошо получается.
Как избежать ошибок, найти меру в столь жизненном вопросе, как похвала? Уважаемые родители, ваше участие, примеры из жизни обогатят наш разговор. Пусть мнение детей поможет вам в решении вопроса о похвале.

Учитель включает магнитофонную запись с ответами детей на вопросы:
– Часто ли родители хвалят вас? За что?
– Если бы вы были на месте родителей, за что и как хвалили бы своих детей?
– Какой вид похвалы вам больше всего нравится: поцелуй, доброе слово, подарок и т.д.?

Уважаемые родители, давайте вместе с вами обсудим следующие вопросы:

– За что нужно благодарить и хвалить ребенка?
– «Не подавлять, а возносить. Внушать ребенку чувство уверенности, заострять внимание на самых малых успехах». Согласны ли вы с этим утверждением?
– Чего надо опасаться во время похвалы?

Обсуждение проблемы родителями. Обмен опытом.

Литература

Гипенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: ЧеРо, 1998.

Семанака С.И. Уроки добра. – М.: АРКТИ, 2005.

Шиницина Л.М. Азбука общения. – С-Пб., 2002.

Фото В. Алексеева