В начале встречи родителям
предоставляется возможность послушать стихи в
исполнении детей.
Мамин помощник
Я протру стекло и раму,
Потому что в рамке – мама.
Дочиста протру я раму,
Очень уж люблю я маму.
Маме часто помогаю,
Что похвалит меня – знаю.
(П. Аким)
Если был бы я девчонкой
Если был бы я девчонкой –
Я бы время не терял!
Я б на улице не прыгал,
Я б рубашки постирал,
Я бы вымыл в кухне пол,
Я бы в комнате подмел,
Перемыл бы чашки, ложки,
Сам начистил бы картошки,
Все свои игрушки сам
Я б расставил по местам!
Отчего я не девчонка?
Я бы маме так помог!
Мама сразу бы сказала:
«Молодчина ты, сынок!»
(Э. Успенский)
Моя бабушка
Стала бабушка старой, хворою.
От ходьбы она устает.
Храбрым летчиком
Стану скоро я,
Посажу ее в самолет.
Не тряхну ее,
Не качну ее,
Отдохнёт она наконец.
Скажет бабушка:
«Ай да внучек мой,
Ай да летчик мой, молодец!»
(С. Капутикян)
Педагог. Это детские шуточные стихи.
Но они выражают детскую мечту о том, чтобы их
кто-нибудь за что-нибудь похвалил.
Надо ли хвалить ребенка?
Наверное, неожиданно и странно прозвучит
рекомендация не хвалить ребенка. Хвалить надо, но
как? В похвале есть всегда элемент оценки:
«Молодец, ну ты просто гений!», «Ты у нас самая
красивая!», «Ты такой храбрый, тебе все нипочем».
Чем плоха похвала-оценка? Во-первых, когда
родитель часто хвалит, ребенок скоро начинает
понимать: где похвала, там и выговор. Хваля в
одних случаях, его осудят в других. Во-вторых,
ребенок может стать зависимым от похвалы –
ждать, искать ее («А почему ты меня сегодня не
похвалила?»). Наконец, он может заподозрить, что
вы неискренни, то есть хвалите его из каких-то
своих соображений.
А как же реагировать на успехи или правильное
поведение ребенка? Лучше всего просто выразить
ему ваши чувства. Используйте местоимения «я»,
«мне» вместо «ты»:
Дочь. Мама, я сегодня в детском саду
поливала цветы!
Мама. Я очень рада! (Вместо: «Какая ты
у меня молодец!»)
Сын. Ведь правда, я плохо выступил?
Папа. Мне так не показалось.
Наоборот, мне понравилось... (то-то и то-то).
(Вместо: «Ну что ты, ты выступил, блестяще!»)
Приведем отрывок из письма одной мамы в
редакцию одной педагогической газеты:
«Я много читала статей и книжек про
воспитание детей. В некоторых встречались советы
хвалить детей, но они меня очень смущали. Дело в
том, что я сама через это прошла. Меня в детстве
много хвалили.
Привыкаешь к этому очень быстро, и меня
раздражало и огорчало, что, когда подросла, не
всегда отмечали похвальной оценкой, словами и
т.д. В школе, в университете я уже не могла без
хвалебных слов – у меня просто руки опускались,
ничего не хотелось делать, пока не заметят. Ждешь,
в конечном счете, не результата, а похвалы.
И вот сейчас я прочитала в “Родительской
газете” (наконец-то!) реальный ответ, как надо
говорить ребенку: “Я рада, что ты так сделал”, а
не “Ты молодец”.
Теперь я буду использовать такой прием в общении
со своими детьми!»
Родители должны твердо запомнить:
оценивать можно только поступки ребенка, а не его
самого.
Американский детский психолог Х.Дж. Джайнотт в
своей книге «Родители и дети» приводит пример
правильной похвалы:
«Восьмилетний Джим хорошо поработал в
саду: собрал листья, выбросил мусор, сложил
инструменты. Матери понравилась его работа, и она
сказала сыну: “В саду было так грязно. Я даже не
думала, что можно все убрать за один день. Вот это
работа!” Мальчик почувствовал гордость от
похвалы за конкретный поступок и с радостью
бросился помогать маме, чтобы заслужить ее еще
раз. Напротив, если бы он услышал слова: “Ты
чудесный сын! Настоящий мамин помощник!”, – то
это вызвало бы тревогу. Ребенок знает, что он не
такой уж чудесный, и, конечно, убедится в этом,
совершив какой-нибудь проступок. Вспомните,
наверняка не раз, когда в доме было все в порядке,
и вы говорили сыну: “Вот видишь, ты же можешь
вести себя хорошо. Ты такой послушный у меня”,
– он вдруг становился невыносимым. Это
нормальная реакция на переоценку. Из любви к вам
он так старался быть хорошим, вспоминая
многочисленные “нельзя”, что просто не
выдержал. Часто это случается после поездок в
гости, где ребенок, “накрученный” до этого
родителями, играл роль примерного сына или
дочери».
Не бойтесь, что у детей отсутствие
общепринятой похвалы разовьет комплекс
неполноценности. Они сами оценят себя и свои
способности, если вы похвалите конкретный
поступок. Главное – не забывайте этого делать,
старайтесь замечать все, что у ребенка хорошо
получается.
Как избежать ошибок, найти меру в столь жизненном
вопросе, как похвала? Уважаемые родители, ваше
участие, примеры из жизни обогатят наш разговор.
Пусть мнение детей поможет вам в решении вопроса
о похвале.
Учитель включает магнитофонную запись
с ответами детей на вопросы:
– Часто ли родители хвалят вас? За что?
– Если бы вы были на месте родителей, за что и как
хвалили бы своих детей?
– Какой вид похвалы вам больше всего нравится:
поцелуй, доброе слово, подарок и т.д.?
Уважаемые родители, давайте вместе с
вами обсудим следующие вопросы:
– За что нужно благодарить и хвалить
ребенка?
– «Не подавлять, а возносить. Внушать ребенку
чувство уверенности, заострять внимание на самых
малых успехах». Согласны ли вы с этим
утверждением?
– Чего надо опасаться во время похвалы?
Обсуждение проблемы родителями. Обмен
опытом.
Литература
Гипенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком.
Как? – М.: ЧеРо, 1998.
Семанака С.И. Уроки добра. – М.: АРКТИ,
2005.
Шиницина Л.М. Азбука общения. –
С-Пб., 2002.
Фото В. Алексеева