Из каких частей состоит урок слушанья в
1 классе?
Уроки литературного слушанья,
проводимые в тот период, когда многие из учеников
еще не умеют бегло читать, часто превращаются в
сплошные учительские монологи. Подобная
ситуация отодвигает вопросы формирования
активной читательской деятельности как минимум
на один год. Постараюсь показать, как, используя
хорошо известные методические формы, можно
усовершенствовать уроки литературного чтения в
1-м классе традиционной школы.
Статья опубликована при поддержке типографии «Уральский печатный дом». «Уральский печатный дом» предлагает качественную печать на всевозможных носителях. От визитки до флага, эта типография с легкостью выполнит заказ любой сложности в установленный срок и без единого изъяна. Посетите официальный сайт типографии http://uph66.ru и ознакомьтесь с предоставляемыми услугами.
Речевые упражнения
На перемене дети предоставлены самим
себе, и звонок на урок зовет их в класс, но не
гарантирует того, что из мира игры они тут же
перейдут в мир «ученых» занятий. Для того чтобы
ввести детей в активную интеллектуальную работу,
можно в течение 2–3 первых минут урока провести
речевую гимнастику. Для нее подходят
скороговорки, загадки, небольшие занимательные
тексты (преимущественно стихотворные). Чтение
таких текстов хором, парами или по ролям помогает
детям сконцентрироваться и настроиться на
слушание художественного произведения или
фольклорного текста.
Дети охотно заучивают тексты речевых
упражнений наизусть, так как они малы по объему,
интересны по содержанию и большей частью очень
ритмичны. Это детсадовский уровень работы с
текстом. Задача уроков литературного чтения –
научить детей понимать содержание любого текста
и извлекать из него максимум «читательской»
информации. Если постепенно отучать детей от
механического повторения речевых упражнений и
показывать им, как создать на их основе
зажигательный мини-спектакль, то вопросы по
осмыслению того или иного текста возникнут сами
собой.
Тексты для речевых упражнений подобраны
так, что они позволяют активизировать жизненный
опыт детей (детская забава, встреча с лесом,
сказочная мини-история). И в то же время
представленные в них образы связаны с тематикой
или проблематикой того текста, который будет
проанализирован на уроке.
Знакомство с новым материалом
Момент озвучивания нового произведения
перед классом может стать ситуацией доверия
между исполнителем и слушателями. От того, как
исполнитель расставит смысловые акценты чтения,
во многом зависит возможность понимания текста
аудиторией. Ответная реакция слушателей бывает
непредсказуема: от желания включиться в сюжет и
сопереживать герою до внутреннего отстранения
от прочитанного.
Знакомство с новым произведением
происходит на каждом уроке литературного чтения.
Известная трудность этого этапа урока состоит в
том, что голос учителя в течение уже первого года
обучения звучит пятьдесят раз подряд. Дети с
хорошо развитым музыкальным слухом или будущие
блестящие рассказчики быстро перенимают манеру
чтения взрослого – для них это своего рода
эталон выразительного чтения. Для ребенка,
ориентированного на другие формы восприятия
текста (тактильные, зрительные, моторные), этот же
самый эталон превращается в нудную процедуру. А
ученики с заниженной самооценкой уверены в том,
что они никогда не прочтут текст так, как красиво
и гладко его читает учитель.
Выход из подобной ситуации
напрашивается сам собой: для первого прочтения
текста привлекать людей разных возрастов, разной
подготовленности для выступления перед
аудиторией. Первые помощники находятся близко:
это хорошо читающие ученики, их родители, бабушки
и дедушки, ученики и учителя параллельных
классов, старшеклассники. И, конечно,
профессиональные чтецы и актеры. Активное
слушание – это не только оценка, выставляемая
исполнителю, но и честный ответ на вопросы:
Согласен (согласна) ли я с тем, как
прочитан текст?
Что можно сделать, чтобы исполнить это
произведение лучше?
Как мне научиться читать выразительно?
Словарная работа
Словарная работа включает в себя разбор
непонятных или незнакомых детям слов,
ориентирует их в выборе значений как этих слов,
так и слов привычных, но обретающих в конкретном
контексте новый смысл. Объем этой работы,
особенно при анализе повествовательных текстов,
достаточно велик и требует от учителя большой
подготовки. Если заранее выделить такие не
совсем понятные детям, слова, словосочетания и
предложения, то возможно организовать данную
работу в достаточно быстром темпе (поскольку
границы активного восприятия для
первоклассников составляют 10–15 минут) или
разделить ее на несколько смысловых блоков,
переключая внимание учеников. Виды деятельности
можно варьировать:
по форме (групповая работа и работа в
парах);
по содержанию (работа с иллюстрацией,
процесс осмысления текста, закрепление
изученного);
по способам представления материала
(чтение по ролям, инсценирование, пересказ
отдельного фрагмента, чтение текста наизусть);
по соотношению урочного и внеурочного
материала (проверка домашнего задания,
выполнения задания в учебнике, упражнение в
рабочей тетради);
по психологической гигиене
(физкультминутки, речевые упражнения).
Ведущая задача этого этапа урока – прояснить
значения всех смыслообразующих частей текста.
Работа с иллюстрацией
Работа с иллюстрацией не имеет
фиксированного места в ходе урока. В зависимости
от задач урока она может сочетаться со словарной
работой, входить в процесс осмысления текста или
выступать в качестве проверки понимания
изученного на уроке текста (этап закрепления
изученного).
Иллюстрация позволяет визуализировать
смыслообразующие части текста. Словесный образ,
созданный автором, каждый ученик воспринимает
по-своему, выхватывая одни детали и совершенно не
замечая другие. Иллюстрация в учебнике по чтению
– это специально смоделированный взрослым
визуальный образ, который может быть более или
менее адекватным представлениям маленьких
читателей. Если через художественное
произведение происходит диалог автора и героя с
читателем, то иллюстрация вносит в этот диалог
еще точку зрения художника, который осуществляет
«перевод» словесного образа в визуальный. Анализ
иллюстрации:
тренирует детей на сопоставление
словесного и визуального образов (в условиях
масс-медийной культуры это умение является
ведущим, так как помогает качественно усваивать
информацию);
настраивает их на самостоятельный
поиск верного визуального образа.
Масс-медийная информация устроена
многоканально. В рекламе, например, и визуальный,
и словесный образ рассчитан на «соблазнение»
массового потребителя, а в новостных роликах
– на пропаганду (понаблюдайте хоть раз за тем,
что говорит диктор телевидения и какие кадры при
этом демонстрируют на телеэкране). Взрослый
человек устойчив к тотальному воздействию на
органы чувств, а дети «заглатывают» информацию
без рефлексии: у них нет навыка, позволяющего
контролировать «честность» факта.
Умение работать с художественным
произведением и обращение с масс-медийной
продукцией имеет общее основание. Если дети
видят суть рассказа, видеоролика, мультфильма, то
у них развивается способность самостоятельно
оценить представленное в них содержание.
Визуальный образ может раскрывать это
содержание, затуманивать его и даже подменять
информацией другого рода. Вдумчивый читатель
умеет отследить степень «участия» визуального
текста в формировании смысла конкретного
произведения (всевозможные детские
высказывания: «А в фильме не так, как в книжке», –
весьма ценны).
Процесс осмысления текста
Процесс формирования смысла зависит от
множества объективных и субъективных причин.
Знакомясь с текстами, написанными в прошлом и
позапрошлом веке, дети стремятся прочесть их по
«коду» современных представлений о реальности и,
конечно, не застрахованы от разного рода «ляпов»
и несуразностей. Наша с вами задача состоит в том,
чтобы, опираясь на их жизненный опыт, показать,
что автор художественного произведения наделяет
жизненные реалии неким символическим
содержанием. Проникнуть в это содержание
возможно, если знать:
когда написано произведение
(культурный контекст определяет представления
человека о самом себе, об окружающем мире;
читатель, владеющий знаниями о нем, может
«заглянуть» в конкретную историческую эпоху и
проинтерпретировать текст более глубоко);
что интересного можно вычитать из
текста самому и чем он интересен тем, кто младше,
и тем, кто старше (проблема культурного «кода», с
помощью которого может быть расшифрован текст,
очень увлекательна; здесь сталкиваются
читательские ожидания разных эпох и разных
поколений, и читательский опыт одних может быть
очень далек от читательского опыта других);
почему текст записан именно так (это
так называемый закон «единства формы и
содержания»; конкретная художественная идея
может быть реализована в конкретном
литературном жанре. Попробуйте юмористическое
стихотворение переделать в трагедию – тут же
возникнет вопрос: а будет ли это то же самое
произведение, ведь многое придется добавить или
урезать?).
Такая аналитическая работа с текстом
нужна для того, чтобы каждый ученик смог
открыть для себя что-то новое, чего он сам (без
нашей помощи) не видел после первого
прослушивания текста (а в некоторых случаях – и
после повторной встречи с ним). Умение выделять
новое и отличать его от того, что было «открыто» в
тексте раньше, – важный показатель не только
осмысленного отношения к произведению, но и
высокой степени заинтересованности читателя.
Раскрывая смысловые особенности произведения,
дети познают свой собственный внутренний мир,
углубляют представления о прошлом и настоящем. В
этом сила, и в этом слабость уроков литературного
слушанья. Они могут иметь огромное влияние на
личность каждого ученика лишь в том случае, если
текст обсуждается в атмосфере доверия.
Процесс осмысления текста – это
основной этап урока. На нем все
проанализированные части текста надо соединить
в единую картину. Образцом в этом отношении
выступает профессиональное отношение к тексту
со стороны учителя (вглядывание в детали,
комментарий к ним, собирание целостного образа).
Закрепление изученного
То, насколько дети проникли в содержание
текста и заинтересовались (или не
заинтересовались) им, можно оценить на этапе
исполнения текста. Если первый раз текст читает
учитель или кто-то из «асов», то второй раз его
интонируют дети. Конечно, особенности тона того
или иного героя ученики запоминают и внутренне
«слышат» первое чтение текста. Система оценки
здесь располагается по шкале: «Я читаю, как
взрослый», «Я читаю лучше (хуже)
взрослого».
Эти критерии позволяют осознать,
насколько высока планка выразительного чтения и
каковы умения и навыки каждого ученика на
сегодня. Поскольку интонирование произведения
подразумевает его интерпретацию, то критерии
выразительного чтения надо точечно подбирать
для конкретного произведения, учитывая его
содержательную и жанровую специфику. В одних
случаях лучше обращать внимание на настроение
героя, в других – на отношение автора к герою, в
третьих – на взаимоотношения героев.
Закрепление изученного на уроках чтения
проходит, как правило, в форме пересказа или
заучивания наизусть того произведения, которое
было проанализировано. Получается, что один и тот
же материал мы «прокручиваем» несколько раз.
Цель в общем-то важная: отработать, закрепить,
удостовериться в том, что весь материал усвоен.
Но, может быть, существуют и другие способы
привлечения внимания детей к одному и тому же
произведению?
На уроках литературного чтения мы
решаем задачи, связанные не только с чтением
(акцент на процесс, на отработку навыка), но и с
литературой (как сферой культуры, построенной на
определенных основаниях и функционирующей по
своим законам). В разных урочных конспектах имеет
смысл продумывать задание на закрепление
изученного так, чтобы привычные формы «работали»
на раскрытие разных граней смысла одного и того
же произведения или чтобы способы работы с
произведением конкретного жанра (тематики,
проблематики) могли быть перенесены на другие
тексты.
Обсуждение творческих работ
Уроки литературного чтения – уроки
семейной, школьной, культурной интеграции.
Творческие задания становятся предметом
обсуждения на уроках литературного слушанья,
классных часах, родительских собраниях,
общешкольных праздниках. Для младших школьников
можно выделить шесть базовых критериев
обсуждения творческих работ (см. Приложение).
Чтобы грамотно построить «живое»
обсуждение творческих работ, стоит объяснить
детям, что говорить о присутствующем в третьем
лице невежливо – надо прямо обращаться к тому,
чья работа обсуждается. Например: «Ты, Паша, так
красиво рассказал о своей деревне (даче, поселке,
городе), что и мне захотелось там побывать». Если
у учителя есть привычка каждого ребенка как
можно чаще называть по имени (фразы типа:
«Здравствуй, Света», «Коля, как дела?»), то эту
норму дети быстро усвоят в повседневной
практике.
Правила обсуждения творческих работ
складываются постепенно. Конечно, не стоит
требовать того, чтобы с первого же урока каждая
работа обсуждалась по всем заявленным в таблице
критериям. На первых этапах достаточно
вместе с учениками выделить какие-то особенно
яркие черты конкретной работы, похвалить автора
за них, сказать, как сделать текст лучше.
Если у ребенка появится желание последовать
советам, надо помочь ему отредактировать текст.
Некоторые дети очень болезненно
переносят критику. Для анализа их творческих
работ лучше отвести отдельное время на перемене
или после уроков. Если у стеснительного ребенка
нет друзей в классе, стоит поговорить с ним один
на один. Со временем, когда страх перед
коллективом ослабеет, можно подключить к такому
обсуждению одного-двух учеников, которым
застенчивый ребенок доверяет. Можно также завести
дневник на каждого ребенка, где с первого класса
отмечать успехи и трудности детей в овладении
письменной речью. Позже, когда ученики будут
писать изложения, навыки работы со словом,
тщательно продуманным и грамотно записанным, им
очень пригодятся.
Самым сложным для оценки работ является
последний критерий. Он появляется тогда, когда
дети уже обретают некий читательский багаж и
могут сравнить одну творческую работу с другими
текстами. Чтобы не спутать оригинальность
с оригинальничанием, стоит помнить, что
оригинальность любой, в том числе детской, работы
– это заявка на литературный профессионализм,
это нетривиальный взгляд на проблему, это
результат творческого поиска, это своеобразный
авторский стиль. Появятся ли среди сочинений 20–30
учеников оригинальные работы, зависит от причин
как объективных (наличие креативной среды в
семье, классе, школе), так и субъективных
(возможность индивидуальной работы с учениками,
сформированность их мотивационной сферы и т.д.).
ПРИЛОЖЕНИЕ
Критерий |
Способы оценки с позиции учителя |
Способы оценки с позиции ученика |
Соответствие содержания работы
выбранной теме |
Соответствует;
частично соответствует;
не соответствует |
Ты, (имя), назвал(а) работу (так-то)
и хорошо (не очень хорошо) рассказал(а) (об этом);
Ты, (имя), назвал(а) работу (так-то) и ничего
не рассказал(а) (об этом) |
Образность языка |
Яркий образный язык;
образный язык;
бедный образный язык |
Ты очень красиво рассказал(а) о…
Ты красиво рассказал(а) о…
Ты не очень красиво рассказал(а) о… |
Убедительность аргументации |
Наличие (или отсутствие) развернутого
объяснения,
примеров, подтверждающих выводы автора работы |
Я понимаю (не совсем понимаю), почему
ты думаешь так-то...
Я не понимаю, почему ты думаешь так-то…
Твое объяснение (твой пример) удачно (не очень
убедительно); лучше сказать так… |
Полнота изложения темы |
Тема раскрыта полностью (частично);
тема не раскрыта |
Ты подробно (много) рассказал(а) о…
Ты не все рассказал(а) о…
Ты рассказал(а) не о том-то, а о том-то… |
Авторская позиция |
Четкая (размытая) авторская позиция;
авторская позиция отсутствует |
Я понимаю (не совсем понимаю), как ты
сам(а) относишься к…
Ты ничего не сказал(а) о том, как ты сам(а)
относишься к… |
Оригинальность работы |
Нетривиальность;
креативность;
самобытность;
профессионализм |
Ты очень необычно (ярко, живописно),
по-взрослому сказал(а) о… |
Продолжение следует