Окончание. См № 9, 12, 20, 23/2008; 1, 2, 3/2009.
Ход занятия 30
Занятие начинается с пальчиковой
гимнастики.
Учитель. Какое слово спрятано в этом
логическом квадрате?
На доске:
Дети. Карета.
У. Какое слово можно получить,
переставив буквы слова карета?
Д. Ракета.
У. Что такое ракета?
Дети отвечают.
Энциклопедическая справка
РАКЕТА (нем. Rakete) – летательный
аппарат, движущийся под действием реактивной
силы, возникающей при отбросе массы сгорающего
ракетного топлива (рабочего тела). Бывают
неуправляемые и управляемые, изменяющие
параметры траектории в полете; одно- и
многоступенчатые (каждая ступень обеспечивает
разгон ракеты на определенном участке, а затем
отделяется). Стартовая масса – от нескольких
килограмм до нескольких тысяч тонн. Применяются
в военном деле, космонавтике и др.
(Большая энциклопедия Кирилла и
Мефодия).
Учитель открывает на доске
иллюстрации космических кораблей и тематические
детские рисунки.
– Скажите, что вы видите на этих
иллюстрациях? Можете ли вы назвать эти предметы?
Д. Космический корабль, спутник,
ракета.
У. Покажите, пожалуйста, где
ракета? Где спутник? Где пилотируемый корабль?
Дети показывают, возможны затруднения.
– Один мой знакомый лет семи
утверждает, что корабль и ракета – это одно и то
же. Прав ли он? Предлагаю разобраться в этом
вопросе и составить грамотный ответ для моего
знакомого. Я нашла материал в Энциклопедии, но,
печатая, растеряла начало и конец. Давайте вместе
соберем текст.
Дети работают в группах. Они
составляют текст из частей. Текст представлен в
двух вариантах: сложный и легкий, чтобы учитель
мог выбрать вариант, соответствующий уровню
подготовки класса.
Космический корабль или ракета?
Вариант 1
А. Пилотируемый корабль должен быть
таким, чтобы обеспечивались условия для жизни
космонавта и его возвращения на Землю с учетом
перегрузок, которые испытывает человек при
старте и спуске.
Б. Космический корабль – это
летательный аппарат, предназначенный для
передвижения в безвоздушном пространстве.
В космосе можно двигаться гораздо быстрее, чем
в воздухе, но эту скорость кораблю надо как-то
сообщить.
В. Поэтому космический корабль
выводит в космос ракета-носитель. Выполнив
свою задачу, она прекращает свое существование, а
космический корабль начинает свою работу на
околоземной орбите, его называют орбитальным
космическим кораблем.
Г. Ракетный двигатель потребляет
очень много горючего. За одну-две минуты сгорает
целая железнодорожная цистерна топлива. Поэтому
ракета оснащена огромными топливными баками.
Двигатель, да и сам космический корабль, в
котором находятся космонавты, по сравнению с
этими баками невелики. Постепенно баки
опустошаются, сбрасываются первая, затем вторая
ступени ракеты, вместе с ними сбрасываются
пустые баки. Таких ступеней может быть от двух до
четырех. На каждой из них стоят ракетные
двигатели, помогающие разогнать космический
корабль до необходимой скорости.
Д. Для более длительных космических
полетов существуют долговременные орбитальные
космические станции, где космонавты работают по
нескольку месяцев, иногда более года. Для
доставки на орбитальную станцию людей и грузов
служат транспортные космические корабли.
Дети расставляют абзацы по порядку:
Б, В, Г, Д.
Вариант 2
А. В космическом корабле должны быть
обеспечены условия для жизни космонавта.
Б. Космический корабль – это
летательный аппарат, предназначенный для
передвижения в космосе. В космосе можно
двигаться гораздо быстрее, чем в воздухе, но эту
скорость кораблю надо как-то сообщить. Поэтому
космический корабль выводит в космос
ракета-носитель.
В. Ракетный двигатель потребляет
очень много горючего. Поэтому ракета оснащена
огромными топливными баками. Двигатель, да и сам
космический корабль, невелики. Постепенно баки
опустошаются и сбрасываются.
Г. Для более длительных космических
полетов существуют орбитальные космические
станции, где космонавты работают по нескольку
месяцев. Для доставки на орбитальную станцию
людей и грузов служат транспортные космические
корабли.
Дети расставляют абзацы в порядке: Б, В,
А, Г. Далее группы сверяют свой текст с образцом,
представляют результат своей деятельности,
готовят ответ на вопрос: «Чем корабль отличается
от ракеты?»
Физкультминутка
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете.
(Потянуться – руки вверх.)
А внизу леса, поля –
(Наклониться.)
Расстилается земля.
(Руки развести в стороны.)
У. Какую фактическую ошибку
допустил автор этой физкультминутки? Кто
заметил?
Д. Космонавт не может лететь в
ракете, так как ракета только выносит сам
космический корабль в космос.
У. Определитесь, что вы будете
изображать на рисунке – ракету или корабль?
Дети создают рисунки, а потом штрихуют
их.
Ход занятия 31
Учитель. Начнем занятие с
пальчиковой гимнастики.
Руки трудятся без скуки!
(Дети потирают ладони круговыми движениями.)
Тесто мяли, мяли руки
(Дети сжимают и разжимают кулачки.)
И лепили пирожок.
(Дети пожимают ладони.)
Сказку расскажи, дружок!
(Дети хлопают.)
Ученики повторяют упражнение
несколько раз.
– Разгадывая кроссворд, мы узнаем, о
какой сказке сегодня пойдет речь.
1. Старый мужчина, желающий съесть
круглый хлеб.
(Дедка.)
2. Место для охлаждения выпечки.
(Окно.)
3. Рыжая плутовка.
(Лиса.)
4. ... – зубами щелк.
(Волк.)
5. Жена дедки.
(Бабка.)
6. По ней катился выпеченный
круглый хлебец.
(Дорога.)
7. Серый попрыгайка.
(Зайка.)
Учитель читает задание, вписывает
ответы детей в кроссворд на доске.
– Какое слово записано в выделенном
столбике по вертикали?
Дети. Колобок.
У. Сегодня на занятии мы будем
вспоминать сказку, которая называется «Колобок».
Вам она знакома?
Как правило, дети эту сказку знают.
Если нет, то ее надо прочитать.
– Какую песенку пел Колобок всем,
кого встречал на дороге?
Д. Я Колобок, Колобок,
Подрумяненный бок.
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон,
На окошке стужон.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
А от тебя, ..., и подавно уйду! (Возможны варианты.)
У. Кому Колобок пел свою песенку?
Д. Зайцу, Волку, Медведю, Лисе.
У. Давайте расскажем, как это было.
Можно организовать инсценировку, при
которой песенку Колобка проговаривает весь
класс, а роль Зайца, Лисы, Волка, Медведя и
Рассказчика отводится определенным
ученикам.
– Перед вами текст. Прочитайте его.
Дети получают текст на листах:
Я веселый Колобок.
Ждут добычу у дорожки
Заяц с Волком и Медведь.
Но не в силах на окошке
Я минуты посидеть!
Скок-скок! Скок-скок!
Я румяный Колобок,
Я проворный и веселый,
Любопытный Колобок!
За крылечко, за ворота,
За опушку я скачу.
Все увидеть мне охота,
Все вокруг понять хочу.
Скок-скок! Скок-скок!
Я румяный Колобок,
Я проворный и веселый,
Любопытный Колобок!
Хорошо со звонкой песней
По тропе скакать лесной.
Этот мир такой чудесный,
Удивительный такой!
Скок-скок! Скок-скок!
Я румяный Колобок,
Я проворный и веселый,
Любопытный Колобок!
Повстречал я на дорожке
Много всякого зверья,
Но сильней, чем осторожность,
Любознательность моя!
Скок-скок! Скок-скок!
Я румяный Колобок,
Я проворный и веселый,
Любопытный Колобок!
(Е. Новичихин)
У. О ком вы прочитали?
Д. О Колобке.
У. Можно ли сказать, что это сказка?
Д. Скорее нет, так как нет всей
истории от начала до конца.
У. Когда мы инсценировали сказку,
какие у нас были герои?
Д. Рассказчик, Колобок, звери.
У. А можно это стихотворение
инсценировать?
Д. Да, но герой будет один –
Колобок.
У. Речь в стихотворении ведется от
первого лица, то есть Колобок говорит сам о себе.
Какой он?
Д. «Я румяный Колобок,
Я проворный и веселый,
Любопытный Колобок!»
У. Давайте прочитаем
стихотворение выразительно, стараясь передать
характер героя.
Учитель организует выразительное
чтение (про себя, цепочкой, хором).
Физкультминутка
Каждый день по утрам
Делаем зарядку.
(Дети ходят на месте.)
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Весело шагать,
Руки поднимать,
(Поднимают руки вверх, ставят их к плечам.)
Приседать и вставать,
(Приседают 4–6 раз.)
Прыгать и скакать,
(Дети прыгают.)
Читать и рисовать.
(Возвращаются на места.)
У. Рисунок наш будет посвящен
главному герою сказки – Колобку. Выберите любой
момент из сказки. Нарисуйте Колобка и то, что его
окружает.
Ход занятия 32
Учитель. Какая сказка будет гостить
у нас на занятии, вы узнаете из загадки:
Золотиста и кругла,
И ее узнает каждый,
Если вспомнит, как однажды
Дедке, Бабке, Внучке, Жучке,
Кошке Мышка помогла.
Дети. Это «Репка».
Учитель проводит пальчиковую
гимнастику.
Репа здесь у нас растет.
Открывай пошире рот:
Нужно рот сильней открыть,
Чтобы репу проглотить.
Дети руками изображают открывающийся
и закрывающийся рот.
У. Мы будем готовить
иллюстративный материал для пересказа, вырезать
его, поэтому нам понадобятся ножницы, лист
бумаги, карандаши. Какая была репка сначала?
Д. Маленькая, а затем выросла
большая-пребольшая.
У. На листе с помощью маленького и
большого овала рисуем две фигуры и
заштриховываем их. Кто сажал репку, кто первый
пришел ее тянуть?
Д. Дедка.
У. Делаем на этом же листе голову в
картузе – это головной убор, похожий на кепку.
Кого дедка позвал на помощь?
Д. Первая пришла Бабка.
У. Рисуем голову-круг, вписанный в
треугольник-платочек.
Аналогично строятся фигуры,
обозначающие каждого следующего героя. Дети
штрихуют фигуры, вырезают все построенные
фигуры.
– Сколько человек тянуло репку?
Д. Трое – бабка, дедка и внучка.
У. Сколько животных помогало
людям?
Д. Трое – собака, кошка и мышка.
У. Сколько ног было в огороде?
Д. Шесть, так как ноги у людей.
У. Сколько лап тянуло репку?
Д. Двенадцать – три зверя имели по
четыре лапы.
У. Сколько глаз смотрело на репку?
Д. Двенадцать – все ее видели. А
возможно, только два (дедки), так как остальные
смотрели на спину впереди стоящего.
У. Сколько героев мы получили?
Д. Шесть.
Дети раскладывают все фигуры на парте.
У. Я рассказываю сказку, а вы
берете соответствующую фигурку и выкладываете
ряд на парте по ходу повествования.
Дети манипулируют с фигурами.
– А теперь вы сами попробуете
рассказывать и показывать сказку.
Сначала дети упражняются в пересказе в
парах (рассказывают друг другу). Затем
можно представить сказку в пересказе малых групп
– по 5–6 человек.
Ход занятия 33
Занятие начинается с пальчиковой
гимнастики.
Учитель.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую!
(Т. Сикачева)
Дети соединяют подушечки больших,
указательных, безымянных пальцев и мизинцев
обеих рук. Пальчики «здороваются», постукивая
подушечками. Повторить несколько раз.
– Посмотрите на доску: слоги
перепутали места. Давайте соберем слово.
На доске:
Дети. Каникулы!
У. Какие бывают каникулы?
Д. Длинные и короткие.
– Зимние, осенние, летние.
У. А какие каникулы у нас впереди?
Д. Летние и длинные.
У. Что обычно делают дети в
каникулы?
Д. Отдыхают.
У. Я собрала разные скороговорки,
но не знаю, все ли они про каникулы.
Дети получают листы с напечатанными
скороговорками:
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
Летит оса! Гудит оса! Оса – гроза! Оса
– слеза! А чья слеза? Моя слеза. (А. Кондратьев)
Вот веселая затея –
Запускать на нитке змея.
Змей летит выше берез!
Ветер змея, не жалея,
Прямо к солнышку понес. (И. Демьянов)
В шалаше шесть шалунов.
Ты нас, мама, не ищи –
Щиплем мы щавель на щи.
На мели мы налима ловили.
Пилят, колют,
Колют, пилят
Филя с Колей,
Коля с Филей.
Наши руки были в мыле,
Мы посуду сами мыли.
Мы посуду мыли сами,
Помогали нашей маме. (В. Лифшиц)
Шел Егор через двор,
Нес топор – чинить забор.
Дети должны аргументировать свой
ответ, почему они относят ту или иную
скороговорку к теме «Каникулы». Далее из
выбранных скороговорок одну проговаривают в
темпе.
Физкультминутка
А теперь представим лето:
Речка солнышком согрета.
(Тянут руки вверх.)
Мы плывем, плывем, плывем,
Дно ногами достаем.
(Плавательные движения.)
Мы выходим из речушки,
Направляемся к опушке,
(Дети ходят на месте.)
Там садимся на пенек,
А под ним нашли грибок.
(Приседают и поднимаются.)
У. На доске помещены изображения
разных предметов – мячик, книга, удочка,
огород, море, воздушный змей, цветы, рыба, ягоды и
грибы, – подходящие к теме «Каникулы».
Определите, какие из этих иллюстраций имеют
отношение к вашим каникулам. Выберите пять самых
значимых для вас.
Лучше не спрашивать на данном этапе,
какой выбор сделал каждый, чтобы избежать
одинаковых ответов.
– Пользуясь линейками и трафаретами,
сделайте рисунки на листе.
Дети делают рисунки, опираясь на
полученный в течение года опыт. Учитель
оказывает индивидуальную помощь.
У. Составьте рассказ о летнем дне,
используя свои рисунки.
Представление устных сочинений.
Литература
Ковалько В.И. Школа
физкультминуток. – М.: ВАКО, 2007. – С. 140.
Новичихин Е.Г. 50 упражнений для
развития речи, памяти, воображения и смекалки:
Для начальной школы. – М.: ООО
«Аквариум-Принт», 2006. – С. 50–51.
Савина Л.П. Пальчиковая
гимнастика для развития речи дошкольников. –
М.: ООО «Изд-во АСТ», 2003.
Узорова О.В., Нефедова Е.А.
Физкультурные минутки. – М.: ООО «Изд-во Астрель»;
ООО «Изд-во АСТ»; ЗАО НПП «Ермак», 2004.