Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №6/2009

Я иду на урок

Татьяна Резниченко ,
учитель начальных классов Масловопристанской школы Белгородской обл.­

Непроизносимые согласные

Русский язык. 4 класс

Тема. «Непроизносимые согласные».

Цель. Отрабатывать алгоритм правописания слов с непроизносимыми согласными.

Учебные материалы. Учебник «Русский язык. 3 класс» (ч. 2) (авт. Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова); портрет А.С. Пушкина; цветки для учеников.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель. Сегодня на уроке мы вспомним некоторые произведения Александра Сергеевича Пушкина.

III. Чистописание

У. Напишите красиво и аккуратно заглавные буквы П и Т. Что общего в их написании? Что вы знаете об этих буквах?

Дети отвечают.

– Назовите известных писателей, фамилии которых начинаются с этих букв.

Дети. Толстой, Тургенев, Паустовский, Пришвин, Пастернак.

У. Охарактеризуйте звуки, которые обозначают буквы п и т.

На доске:

А.С. Пушкин –
извес...ный поэт и сказочник.

– Какую букву надо вставить в слове известный?

Д. Букву т.

У. Как доказать, что ее надо писать в этом слове?

Д. Подобрать проверочные (родственные) слова, в которых этот звук хорошо слышен: известие, известить.

Дети вставляют пропущенную букву и записывают предложение.

У. Произнесите слово еще раз. Что происходит с согласным?

Д. Он выпадает, не произносится.

У. Когда согласный не произносится?

Д. Когда рядом несколько согласных. Звук т выпадает, так как трудно сразу произнести все три согласных звука – стн.

У. Как можно назвать согласный, который не произносится в слове?

Д. Непроизносимый.

У. Иногда согласные
Играют с нами в прятки:
Они не произносятся,
Но пишутся в тетрадке.

IV. Работа по теме урока

На доске:

Мороз и со...нце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелес...ный, –
Пора, красавица, проснись...

Дети читают громко и выразительно.

У. Знакомы ли вам эти строки? Кто автор этого стихотворения?

Д. Поэт Александр Сергеевич Пушкин.

У. Какие слова необходимо проверить?

Д. Солнце и прелестный.

У. Кто из вас знает, как проверить написание непроизносимых согласных в этих словах?

Дети отвечают, один ученик у доски пишет данные слова вместе с проверочными.

На доске:

солнышко – солнце
прелесть – прелестный

– Где находится непроизносимый согласный в структуре слова?

Д. В корне.

У. Как пишутся корни в родственных словах?

Д. Одинаково.

У. Назовите непроизносимые согласные.

Д. Это согласные л, т.

У. Мы с вами знаем много стихов Пушкина. Но мне бы хотелось узнать, как вы помните сказки поэта. Прочитайте записи на доске.

На доске:

Видит: весь сияя в злате,
Царь Салтан сидит в палате
На престоле и в венце
С печальной думой на лице.

Добрый день, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день пасмурный,
Опечалился чему?

– Узнали сказку? Замените подчеркнутые слова синонимами с непроизносимыми согласными, и тогда получится текст, который был у Пушкина. Что у вас получилось?

Д. С печальной – с грустной.
– Добрый день – здравствуй.
– Пасмурный – ненастный.

У. Назовите слова, которые относятся к нашей теме урока. Докажите правильность их написания.

Д. Грустный – грустить.
– Здравствуй – здравие, здоровье.
– Ненастный – ненастье.

У. Давайте теперь прочитаем точный текст.

Дети читают стихи.

– Молодцы! Вы хорошо работали, я вам предлагаю отдохнуть.

V. Физкультминутка

У. Прочитайте загадку.

На доске:

Хорошо по лестнице
Нам идти с тобой.
Лестница-чудесница
Бежит сама собой.

Д. Эскалатор.

У. Изобразите, как вы поднимаетесь по лестнице.

Дети выполняют задание.

– Назовите слово с непроизносимым согласным звуком, которое вы услышали в стихотворении.

Д. Лестница.

VI. Словарная работа

На доске:

лестница,
праздник,
чувство

У. Какие согласные в данных словах не произносятся? Попробуйте подобрать проверочные слова, чтобы согласные т, д, в слышались ясно.

Д. Не получается!

У. В этих словах нельзя проверить непроизносимые согласные. Спишите слова в тетрадь и запомните их написание. Давайте заглянем в этимологический словарь и узнаем историю слова лестница. Оно произошло от старославянского лествица. Интересно, что в словенском языке до сих пор существует слово лества – лестница. Вот откуда буква т в слове.

VII. Творческая работа

У. Используя словосочетания, составьте мини-рассказ о каком-либо празднике. Подчеркните в словах непроизносимые согласные.

На доске:

чудесный день,
яркое солнце,
праздничное настроение,
радостный народ

Ученики выполняют задание. Несколько детей зачитывают рассказы, называют слова с непроизносимыми согласными.

VIII. Работа по теме урока (продолжение)

У. Следующее задание вы будете выполнять по учебнику. Те из вас, у которых на парте лежит красный цветок, выполняют упражнение 50 на странице 25. У кого желтый цветок – выполняют упражнение 49. А у кого розовый цветок – упражнение 51.

Эти же задания несколько учеников выполняют у доски для дальнейшей проверки работы.

– Прочитайте слова, записанные на доске.

На доске:

грустно
краснеют
поздний,
дворовый
воздушный

весело,
легкий
звездный
удачливый,

– Выпишите слова с непроизносимыми согласными. Подберите к ним проверочные слова.

IХ. Итог урока

У. Над какой темой мы работали сегодня на уроке? Приведите примеры слов с непроизносимыми согласными. Как проверить слова с непроизносимыми согласными?

Дети отвечают.