|
||||||||||
Татьяна
Резниченко
,
|
А.С. Пушкин – |
– Какую букву надо вставить в слове известный?
Д. Букву т.
У. Как доказать, что ее надо писать в этом слове?
Д. Подобрать проверочные (родственные) слова, в которых этот звук хорошо слышен: известие, известить.
Дети вставляют пропущенную букву и записывают предложение.
У. Произнесите слово еще раз. Что происходит с согласным?
Д. Он выпадает, не произносится.
У. Когда согласный не произносится?
Д. Когда рядом несколько согласных. Звук т выпадает, так как трудно сразу произнести все три согласных звука – стн.
У. Как можно назвать согласный, который не произносится в слове?
Д. Непроизносимый.
У. Иногда согласные
Играют с нами в прятки:
Они не произносятся,
Но пишутся в тетрадке.
IV. Работа по теме урока
На доске:
Мороз и со...нце; день чудесный! |
Дети читают громко и выразительно.
У. Знакомы ли вам эти строки? Кто автор этого стихотворения?
Д. Поэт Александр Сергеевич Пушкин.
У. Какие слова необходимо проверить?
Д. Солнце и прелестный.
У. Кто из вас знает, как проверить написание непроизносимых согласных в этих словах?
Дети отвечают, один ученик у доски пишет данные слова вместе с проверочными.
На доске:
солнышко – солнце |
– Где находится непроизносимый согласный в структуре слова?
Д. В корне.
У. Как пишутся корни в родственных словах?
Д. Одинаково.
У. Назовите непроизносимые согласные.
Д. Это согласные л, т.
У. Мы с вами знаем много стихов Пушкина. Но мне бы хотелось узнать, как вы помните сказки поэта. Прочитайте записи на доске.
На доске:
Видит: весь сияя в злате, Добрый день, князь ты мой прекрасный! |
– Узнали сказку? Замените подчеркнутые слова синонимами с непроизносимыми согласными, и тогда получится текст, который был у Пушкина. Что у вас получилось?
Д. С печальной – с грустной.
– Добрый день – здравствуй.
– Пасмурный – ненастный.
У. Назовите слова, которые относятся к нашей теме урока. Докажите правильность их написания.
Д. Грустный – грустить.
– Здравствуй – здравие, здоровье.
– Ненастный – ненастье.
У. Давайте теперь прочитаем точный текст.
Дети читают стихи.
– Молодцы! Вы хорошо работали, я вам предлагаю отдохнуть.
V. Физкультминутка
У. Прочитайте загадку.
На доске:
Хорошо по лестнице |
Д. Эскалатор.
У. Изобразите, как вы поднимаетесь по лестнице.
Дети выполняют задание.
– Назовите слово с непроизносимым согласным звуком, которое вы услышали в стихотворении.
Д. Лестница.
VI. Словарная работа
На доске:
лестница, |
У. Какие согласные в данных словах не произносятся? Попробуйте подобрать проверочные слова, чтобы согласные т, д, в слышались ясно.
Д. Не получается!
У. В этих словах нельзя проверить непроизносимые согласные. Спишите слова в тетрадь и запомните их написание. Давайте заглянем в этимологический словарь и узнаем историю слова лестница. Оно произошло от старославянского лествица. Интересно, что в словенском языке до сих пор существует слово лества – лестница. Вот откуда буква т в слове.
VII. Творческая работа
У. Используя словосочетания, составьте мини-рассказ о каком-либо празднике. Подчеркните в словах непроизносимые согласные.
На доске:
чудесный день, |
Ученики выполняют задание. Несколько детей зачитывают рассказы, называют слова с непроизносимыми согласными.
VIII. Работа по теме урока (продолжение)
У. Следующее задание вы будете выполнять по учебнику. Те из вас, у которых на парте лежит красный цветок, выполняют упражнение 50 на странице 25. У кого желтый цветок – выполняют упражнение 49. А у кого розовый цветок – упражнение 51.
Эти же задания несколько учеников выполняют у доски для дальнейшей проверки работы.
– Прочитайте слова, записанные на доске.
На доске:
|
– Выпишите слова с непроизносимыми согласными. Подберите к ним проверочные слова.
IХ. Итог урока
У. Над какой темой мы работали сегодня на уроке? Приведите примеры слов с непроизносимыми согласными. Как проверить слова с непроизносимыми согласными?
Дети отвечают.