Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №6/2009

Я иду на урок

Лидия Гребенщикова ,
учитель Вятской средней школы, Республика Марий Эл

Изложение о морже

Русский язык. 4 класс

Тема. «Изложение текста-описания».

Цели. Развивать умения передавать содержание текста-описания, пользоваться прилагательными, определять основную мысль в тексте; познакомить с художественным и научным описанием моржа; воспитывать любовь к животным.

Учебные материалы. Учебник «Русский язык. 4 класс», ч. 2, (авт. Т.Г. Рамзаева); картина с изображением моржа; портрет Е. Чарушина; ласты; выставка книг Е. Чарушина.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель. Ребята, у нас сегодня урок развития речи. Мы будем учиться писать изложение текста-описания.

III. Вводная беседа

У.  Знаете ли вы, кто такой морж?

Дети. Дикое животное.

У. Поднимите руку, кто его видел. Где живет этот зверь? Что вы о нем знаете?

Выслушиваются ответы учащихся.

– А теперь послушайте рассказ о морже.

Ученик. Морж обитает в морях Северного Ледовитого океана. Длина его тела достигает 4–5 метров. Весит он тонну и даже может достигать двух тонн, жира у моржа может быть до 300 кг. Кожа у животного толстая, крепкая. Усы – густые, жесткие, а на морде два клыка. При помощи этих клыков морж защищается от врагов, нападает даже на белого медведя, а также пропахивает дно, вытаскивая ракушки, осьминогов, кальмаров, то есть небольших животных, которые живут в морской воде.

У. Живут моржи стадом, во главе стада – опытный вожак. Этих животных сохранилось немного. Они занесены в Красную книгу, подлежат охране. Где можно встретить такое описание?

Д. В учебниках природоведения, биологии, в энциклопедии.

У. Такое описание можно встретить в научных книгах. Поэтому оно называется научным описанием.

IV. Работа с текстом

У. Мы с вами познакомимся с текстом, который написал Евгений Иванович Чарушин. Кто такой Чарушин?

Д. Писатель и художник.

У. О ком он пишет рассказы?

Д. О животных.

У. Евгений Иванович хорошо изучил повадки животных. Всю жизнь он прожил рядом с ними. В квартире у него было много и зверей, и птиц. Автор пишет о них увлекательно, забавно. Посмотрите, какие книги написал Чарушин. Иллюстрации к книгам он делал сам.

Учитель показывает выставку книг.

– Откройте упражнение 311 на странице 17. Прочитайте текст.

Дети читают.

– Отличается ли этот текст от того, который вы слышали в начале урока?

Д. Отличается.

У. Такое описание называется художественным. Какой это текст?

Д. Описание.

У. Почему?

Д. Можно поставить вопрос к тексту – какой?

У. Кого описывает автор?

Д. Моржа.

У. Прочитайте описание моржа.

Дети читают.

V. Словарная работа

У. Вам встретились в тексте слова клык, щетинистый, ласты, вдоволь.

Что они означают?

Д. Клык – зуб, который сильно разросся. У моржей, слонов он выступает наружу.

– Щетинистый – от слова щетина (жесткий, подобный щетине).

– Ласт – конечность водных животных, пальцы которой соединены кожной перепонкой.

– Вдоволь – сколько хочет, досыта.

У. С чего начинается описание?

Д. С внешнего вида моржа.

У. С чем сравнивает автор моржа?

Д. С большим мешком.

У. С чем сравнивает автор ласты моржа?

Д. С веслами.

У. Опишите внешний вид моржа. Какие имена прилагательные употребляет автор при описании моржа? Прочитайте их вместе с существительными.

Д. Толстый, тяжелый морж; громадный кожаный мешок; два здоровенных белых клыка.

У. Каким словом, близким по смыслу, можно заменить слово здоровенных?

Д. Огромных.

У. Что вам кажется интересным или забавным в описании моржа?

Дети отвечают.

– Опишите поведение моржа.

Дети зачитывают.

– Какие глаголы употребил автор, описывая поведение моржа?

Д. Нырнет, пасется, жует, ищет, наестся, вылезет, ляжет, отдыхает.

У. Определите тему текста.

Д. «Морж».

У. Определите основную мысль текста.

Дети отвечают.

– Автор решил познакомить вас с интересным и удивительным животным и так его описал, что мы теперь хорошо представляем себе моржа.

VI. Орфографическая подготовка

У. На какие правила нам встретились слова в тексте?

Д. Безударные гласные, парные согласные.

У. Назовите слова вместе с проверочными.

Д. Тяжелый – тяжесть; загребает – греб; пасется – пас; морской – море; вылезает – лезет; здоровенных – здоровых; морж – моржи; берег – берега; похож – похожи.

У. Какие еще есть орфограммы?

– Правописание приставки: отдыхает.

– Непроверяемые написания: вдоволь, водоросли, кожаных.

VII. Составление плана

У. Теперь, ребята, составим план. На сколько частей можно разделить текст?

Д. На две.

У. Прочитайте первую часть текста. Что здесь описывается?

Д. Внешний вид моржа.

У. Озаглавьте эту часть.

Выслушиваются ответы детей.

– Прочитайте вторую часть. О чем в ней говорится? Озаглавьте ее.

Дети отвечают.

– У нас получился план.

На доске:

1. Внешний вид моржа.

2. Поведение животного.

– Перескажите текст по плану.

Выслушивается несколько рассказов. Учитель обращает внимание детей на допущенные ошибки, неточности в речи.

VIII. Написание изложения

IХ. Итог урока

Ученики закрывают книги и самостоятельно пишут изложение. По мере необходимости педагог оказывает детям помощь.