Тема. «Устранение
“зеркального” написания букв».
Цели. Развитие ориентировки на
плоскости с точки зрения учета правой и левой
стороны; преодоление специфических нарушений
письма; устранение «зеркального» написания букв.
Учебные материалы. Набор
геометрических фигур; рисунки (жук, шарики,
кубики, машина); карточки с заданиями для каждого
ученика; листы бумаги в клетку и в линейку, ручка,
карандаш.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Уяснение пространственных
отношений
Учитель (обращается к каждому
ученику персонально). Здравствуй! Давай
поздороваемся. Какую руку ты подал(а)? С какой
стороны по отношению к тебе находится дверь?
окно? Где на доске находится жук? шарики? кубики?
машина? набор геометрических фигур?
Упражнение на внимание «Что
изменилось?»
На доске расположены различные
геометрические фигуры.
– Посмотрите на доску. Закройте
глаза.
Учитель меняет расположение фигур.
На доске:
– Откройте глаза. Объясните, что
изменилось?
Где находится по
отношению к ?
Где находится по
отношению к ?
Упражнение «Где что?»
У. Нарисуйте на листе бумаги
дорожку. А теперь – елочку посредине
дорожки. Слева нарисуйте дерево выше елочки, а
справа – кустик. Нарисуйте между кустиком и
елочкой грибок. Между елочкой и деревом – цветок.
II. Физкультминутка
Упражнения на координацию движений.
У. Встаньте прямо. Дотроньтесь
вначале левой рукой до правого уха, а правой
рукой – до кончика носа; затем быстро поменяйте
положение рук: правая рука – левое ухо, левая
рука – нос. (Повторить 5 раз.)
III. Диктант пространственных
действий
Игра «Маленький жук»
У. Сейчас мы будем играть. Перед
вами поле, расчерченное на клеточки. По этому
полю ползает жук. Он двигается по команде: вниз,
вверх, вправо, влево. Я буду диктовать ходы, а вы
будете передвигать по полю жука в нужном
направлении. Делайте это мысленно.
Если детям трудно выполнять задание
мысленно, можно предложить «вспомогательного
жука», которого дети будут по команде двигать по
полю.
– Внимание! Начали! 1 клетка – вверх, 1
– вправо, 1 – вниз, 1 – влево, 1 – вниз, 1 –
вправо, 1 – вниз, 1 – влево.
Давайте проверим, что у вас получилось.
Графический диктант
У. Будем рисовать узоры. Они
должны быть красивыми и аккуратными. Я буду
говорить, в какую сторону и на сколько клеток
провести линию. А вы должны внимательно слушать.
Говорю один раз, без повторений. Постарайтесь
карандаш от бумаги не отрывать.
На листе бумаги в клетку ученик рисует
под диктовку учителя узор, проводя линии
требуемой длины и заданного направления (направо,
налево, вверх, вниз). Исходную точку ставит
учитель.
– Поставь карандаш на исходную точку.
Внимание! Начали! 1 клетка – вверх, 1 – вправо,
1 – вверх, 1 – вправо, 1 – вверх, 2 – влево, 1 –
вверх, 3 – вправо, 1 – вверх, 1 – влево, 1 –
вверх, 1 – влево, 1 – вверх, 1 – вправо, 1 –
вверх, 3 – вправо, 1 – вниз, 1 – вправо,
1 – вниз, 1 – влево, 1 – вниз, 1 – влево, 3 –
вправо, 1 – вниз, 2 – влево, 1 – вниз, 1 – вправо,
1 – вниз, 1 – вправо, 1 – вниз, 3 – влево, 2 –
вверх, 1 – влево, 2 – вниз, 3 – влево.
А теперь давайте посмотрим, как вы
справились с этим заданием.
IV. Устранение «зеркальности»
зрительного восприятия
Игра «Узнай буквы»
На доске:
Игра «Найди одинаковые буквы»
На доске:
У. Буквы рассыпались. Соедините
одинаковые буквы линиями.
Дети работают.
Какие буквы остались? Почему они не
подходят к остальным?
Дети. Неправильные буквы.
У. Напишите правильную букву
пальцем на ладони соседа.
Игра «Что неправильно?»
У. Зачеркните неправильные буквы.
Напишите правильные.
На доске:
У. А теперь найдите слоги и слова,
которые написаны неправильно.
На доске:
– Зачеркните те слоги и слова,
которые написаны неправильно. Напишите их
правильно.
Запишите под диктовку буквы.
Учитель диктует: я, з, с, к, и, р, в.
Аналогичную работу можно провести и с цифрами.