Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №5/2009

Система Занкова

Людмила Шакирова ,
ГОУ ЦО «Кожухово», школа №1804

Имена собственные

Грамота. 1 класс

Тема. «Имена собственные. Большая буква в написании имен собственных».

Цель. На практическом материале подвести учеников к понятию «имена собственные», к их написанию с большой буквы.

Задачи. Создать ситуации для выяснения существенных признаков имен собственных; начать обобщение знаний о написании большой буквы в именах собственных и первого слова в предложении; активизировать знания о порядке букв в алфавите.

Оборудование. Учебник “Русский язык”. 1 класс (авт. Н.В. Нечаева), таблички со словами.

Примечание. Дети на практическом уровне ознакомлены с написанием большой буквы в первом слове предложения, в именах людей, кличках животных, географических названиях еще в период обучения грамоте. Новым знанием является обобщение частных понятий в понятие «имена собственные», кроме того, необходимо обеспечить усвоение написания слов с большой буквы на уровне проверяемого навыка. В учебнике теме посвящены упражнения 134–150.

ХОД УРОКА

I. Постановка проблемы, ее решение

Учитель. Девочка, сотри, пожалуйста, с доски! (Ученица подходит к доске.)
– Извини, я не к тебе обратилась с просьбой... (ученица садится на свое место), а к тебе (подходит другая ученица).
– Нет, я не тебя звала. Почему не подошла та, кого я звала?

Ваня. Людмила Ефимовна, вы попросили, а не назвали!

У. Дети, а что я должна назвать?

Игорь. Имя или фамилию.

Лена. Имя обязательно, а если девочек с одинаковыми именами в классе несколько, то нужно и фамилию назвать.

У. Да, в вашем главном документе – свидетельстве о рождении – записано ваше имя. Это имя вам присвоено. Это имя – ваше собственное. А какие имена вы можете назвать? Зачем нужны имена?

Вика. Чтобы обратиться к человеку.

Таня. Имя нужно, чтобы написать записку.

Самир. Когда разговариваешь по телефону, нужно имя.

II. Чистописание

На доске написаны заглавные буквы: К, Р, В, Ф, Д, А.

У. Что вы можете сказать об этих буквах?

Дети. Здесь написаны только заглавные буквы.

– Здесь буквы согласных звуков и одна буква гласного – А.

У. Напишите эти буквы, расположив их в алфавитном порядке.

Учащиеся выполняют работу в тетрадях.

– Подчеркните в своих работах те буквы, которые вы считаете удачно написанными. Расскажите: какие буквы не получились, что в них не получилось?

Дети рассматривают написание букв и рассказывают о том, что получилось и что не получилось.

– Как вы думаете, ребята, пригодятся ли заглавные буквы нам с вами сегодня на уроке? Посмотрим...

III. Физкультминутка

Дети встают. Учитель называет имена существительные. Дети хлопают в ладоши, если звучат имена собственные, не хлопают – если другие существительные.

По мере называния на доске появляются таблички с этими словами: собака, дежурный, Петя, столовая, Шарик, котик, Пушок, Мурзик.

IV. Использование нового материала в письменной речи

У. Какую работу вы можете предложить с этими словами?

Ангелина. Распределить слова в два столбика: например, в первый столбик – двусложные, а во второй столбик – трехсложные.

Эля. Можно записать слова, разделив на две группы: с большой буквы и с маленькой.

У. А почему одни слова написаны с большой буквы, а другие с маленькой?

Эля. Имена собственные пишутся с большой буквы, а несобственные – с маленькой.

У. Ребята, чье задание вы выбираете?

Д. Задание Эли. Оно больше подходит к этому уроку. Мы же говорим об именах собственных.

Дети выполняют задание. После этого учитель, опираясь на пояснения детей, распределяет слова, записанные на карточках, в две группы. Он может неправильно делить слова на группы, тем самым подталкивая учеников к несогласию с тем, что он делает, и к объяснению своей позиции. В результате на доске появляются группы слов:

собака, дежурный, столовая, котик
Петя, Шарик, Пушок, Мурзик

Саша. А я заметил, что слова Шарик и Пушок можно написать и с маленькой, и с большой буквы.

Вика. Я считаю, что Шариком и Пушком зовут собак, значит, это имя собственное, пишется с большой буквы.

Саша. Я не согласен. Шарик может быть воздушный, а пушок – у маленького цыпленка: у него еще нет перьев.

У. Я предлагаю вам составить предложения, в которых эти слова будут выступать в разной роли: у девочек – в роли имени собственного, а у мальчиков – в другой. Прочитайте предложение, в котором слово шарик написано с маленькой буквы.

Дима. По небу летел красивый шарик.

Петя. На праздник принесли воздушный шарик.

Дети выполняют задание.

У. Прочитайте предложение, в котором слово Шарик написано с большой буквы.

Сережа. Шарик поднялся высоко в небо.

Света. Щенка моего друга зовут Шарик.

У. Замечательно. Запишите ваши предложения на доске.

Эти два предложения дети записывают на доске. Даже если не будет подобных ответов детей, учитель может сам записать на доске свое предложение.

Денис. А Сережа неправильно выполнил задание.

У. Почему? Можете повторить мое задание?

Д. Надо было прочитать предложения, в которых слово Шарик написано с большой буквы.

Сережа. У меня начало предложения, поэтому я и написал слово Шарик с большой буквы.

Денис признает свою неправоту. Далее зачитываются предложения учащихся со словом пушок.

V. Работа с учебником

У. Ребята! Нравится ли вам наш учебник по русскому языку? Чем?

Денис. В нем много интересного и нового.

Женя. В учебнике есть иллюстрации.

Диана. Там много загадок, ребусов.

У. Кто автор учебника?

Оля. Н.В. Нечаева.

У. Н.В. – это инициалы. А как могут звать автора?

Дети высказывают предположения.

– А где в учебнике можно найти такую информацию? Кто-нибудь знает? Есть предложение посмотреть в конце учебника.

Дети находят и читают: Наталия Васильевна Нечаева.

– Предлагаю вам открыть учебник на странице 59 и найти упражнение 135.

Одновременно на доске учитель записывает: с. 59, упр. 135.

– Давайте прочитаем, какое задание нам предлагает Наталия Васильевна, чтобы мы сегодня стали еще умнее и находчивее, чем были вчера.

Учащиеся читают задание.

– Давайте мы сейчас сделаем только первую часть задания. Что будем выполнять?

Д. Мы запишем два предложения.

– Подчеркнем одной чертой слова в первом и во втором предложениях.

У. Любые слова?

Д. Нет, слова, о ком говорится в первом предложении и о ком говорится во втором предложении.

– А еще мы ответим на вопрос: какие слова пишутся с большой буквы? И почему?

У. Всем понятно, что мы сейчас делаем? Выполняйте.

Дети выполняют первую часть задания. Учитель записывает на доске: Прилежный Олег пишет красиво. Прилежная ученица пишет красиво.

Д. Я подчеркнула слова Олег и ученица: о ком говорится в предложении? кто? – Олег, кто? – ученица. (Выходит к доске и подчеркивает.)
– С большой буквы написаны слова Прилежный, Прилежная и Олег.
Олег – это имя мальчика, а с других слов начинаются предложения.

У. Что означает – прилежный ученик? Это хорошо – быть прилежным?

Д. Да, хорошо!
– Прилежный ученик старается, тренируется писать.
– Он много трудится, выводит каждую букву…

У. Как вы думаете, кого из наших ребят имели в виду, когда писали второе предложение?

Дети называют имена учениц.

– Но у нас в классе есть и прилежные ученики!

Дети называют имена тех учеников, чьи тетради регулярно попадают на выставку.

– Ребята, а кто тоже хочет писать красиво? Спросите тех, кто, на ваш взгляд, пишет красиво,  – как они этого достигли?

Дима. Я тщательно вывожу буквы, стараюсь следить за соединениями, за наклоном.

У. Тогда мы можем о тебе, Дима, написать это предложение на доске.

Ученик пишет на доске: Прилежный Дима пишет красиво.

Таня. А я хочу показать, что сегодня у меня уже лучше получилось, чем было раньше. Мне было трудно, но я стараюсь.

У. Я верю, что каждый станет прилежным, научится красиво, разборчиво писать.

– Давайте еще раз посмотрим в учебник. Все ли задания упражнения мы выполнили?

Д. Нет.

У. Вам ясно, что нужно сделать? Выполняйте.
Задание. Напиши предложение со своим собственным именем. Как предложение написали девочки твоего класса и как – мальчики?
Я готова оказать помощь. Сомневаетесь, как писать свое имя, – поднимайте руку, я к вам подойду.

Дети выполняют задание самостоятельно.

– Ответьте на последний вопрос задания. Начнем с девочек.

Несколько девочек читают предложения, затем несколько мальчиков.

– Я думала, что разница в предложениях будет только в именах...

Д. Но имена-то мальчиков и девочек, поэтому меняется и первое слово: то прилежный, то прилежная.

У. Скажите, это только в нашем классе имена пишутся с большой буквы?

Д. Нет, всегда и везде.

У. Да, это закон русского языка, а мы с вами законопослушные люди. И теперь мы, наверное, можем точно сформулировать тему урока?

Оля. Тема урока: «Имена девочек и мальчиков пишутся с большой буквы».

Вика. «Имена детей пишутся с большой буквы».

Миша. Имена людей…

Денис. Еще имена животных пишутся с большой буквы.

Света. А еще отчества и фамилии пишутся с большой буквы.

Учитель. Посмотрите в учебнике, какую тему написала нам Наталия Васильевна.

Д. «Имена собственные».

У. Все, что вы называли, и есть имена собственные. Теперь предлагаю вам выполнить следующее задание. В упражнении 136 надо сделать звуко-буквенный анализ: девочки запишут и проанализируют имя Олег, а мальчики – Ольга.

Дети самостоятельно выполняют задание. Затем задание выполняется на доске. Учитель привлекает внимание детей к разбору слов. Для разбора слова Олег можно вызвать ученицу, которая правильно выполнила разбор, а слово Ольга разбирает учитель, специально допуская ошибки. Важно, чтобы дети проговорили, как нужно оформлять схему, сколько слогов в слове, почему в этом слове расходится количество звуков и букв. В результате на доске появляются записи:

Кр.

Зел.

Кр.

Син.

Олег – 2 слога, 4 б., 4 зв.

Кр.

Зел.

Син.

Кр.

Ольга – 2 слога, 5 б., 4 зв.

VI. Домашнее задание

У. Мы с вами сегодня рассматривали выставку книг. Как вы думаете, для чего я обратила на нее ваше внимание перед уроком русского языка?

Д. Там на обложках есть фамилии авторов.
– А еще в названиях есть имена: «Чук и Гек», «Малыш и Карлсон» и др.

У. Я вам предлагаю дома посмотреть в своей библиотеке, в названиях каких книг есть имена собственные. Завтра вы поделитесь с нами этой информацией.

VII. Подведение итогов

У. Теперь, наверное, вы уже поняли, почему мы сегодня повторили написание заглавных букв.
А кто догадался, для чего я попросила вас дома записать в телефонную книгу телефоны друзей? Ведь это же домашнее задание по русскому языку!

Д. Надо думать, как пишутся слова.
– А-а, ясно… Там надо написать фамилию и имя.

У. Какие знания вы примените?

Д. Надо знать, что имена и фамилии пишутся с большой буквы.
– Еще надо знать, в каком порядке идут буквы в алфавите.

У. Я верю, что все справятся с заданием самостоятельно. Как вы думаете, а завтра вы будете умнее, чем сегодня?

Выслушиваются ответы детей. Учитель благодарит их за урок.

Спонсор публикации статьи: агентство «Свитчайлд», уже более 10 лет оказывающее услуги в области вспомогательных репродуктивных технологий. Становящееся все более востребованным суррогатное материнство - дело очень непростое, связанное с решением многих медицинских, организационных и юридических вопросов, справиться с которыми самостоятельно многим парам не под силу. Разобраться со всеми сложностями, которые могут возникнуть во время периода действия программы суррогатного материнства, вам помогут специалисты из агентства «Свитчайлд». Клиенты, заключившие договор с компанией, могут пребывать в спокойной уверенности в том, что через некоторое время их семью ожидает пополнение. На сайте компании по адресу: sweetchild.ru вы можете получить ответы на многие вопросы, связанные с суррогатным материнством, донорством яйцеклеток или спермы, а также прочитать многочисленные отзывы и благодарности клиентов, которые уже воспользовались услугами центра и стали счастливыми родителями.

Комментарий автора учебника

Дети в 1-м классе к этому времени уже познакомились с довольно большим количеством понятий (и не только на уроках русского языка), поэтому возможна подмена существенных признаков наименований, которые пишутся с большой буквы, несущественными признаками. Например, правописание большой буквы клички щенка Бобик первоклассник объясняет тем, что это имя одушевленное. Для предупреждения этого смешения на следующих уроках обязательно «столкните» понятия «имя собственное» и «имена одушевленные», «неодушевленные», которые были введены в предыдущей теме при изучении частей речи. Подведите детей к выводу о том, что собственное имя может быть у любого предмета, если мы его захотим выделить среди других таких же предметов. В этом первоклассникам помогают рисунки в учебнике (задания 147, 150). Так, в задании 150 нарисованы реки, одна из них названа Волга; нарисованы книги, одна из них – «Аленький цветочек», и т.д.

Н.В. Нечаева