Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №5/2009

Мастерские

Анна Мурзина ,
учитель школы № 3, г. Павлово, Нижегородская обл.

Капелька жизни

Технология. 3-4 классы

Статья опубликована при поддержке Интернет – магазин «ejik.in». Будь вы хозяином магазина детской одежды, или просто родителем, который не хочет тратить часы и дни на подбор одежды для своего чада, вам нужен хороший магазин детской одежды. Интернет магазин детской одежды «Ejik.in» предлагает широкий ассортимент детской одежды, детских игрушек, обуви, велосипедов и других товаров для детей. Посетите официальный сайт магазина http://ejik.in и ознакомьтесь подробнее с предоставляемыми услугами.

Тема. «Работа с бумагой. Обрывная аппликация “Капелька жизни”».

Цели урока. Пропагандировать добровольное и безвозмездное донорство; воспитывать способность подавить в себе страх, неуверенность, растерянность, мешающие проявлению сострадания; выполнить плоскую обрывную аппликацию, используя шаблоны.

Учебные материалы. Демонстрационный образец изделия, шаблоны, цветная бумага, ножницы, клей, карандаш, опорные карточки на тему «Милосердие», заготовка для коллективного панно.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Учитель. Дети, вы, конечно же, не раз слышали о милосердии. Что значит это слово?

Дети. Доброе и сострадательное отношение людей друг к другу.
– И вообще ко всему живому.
– Стремление помочь тому, кто в нуждается помощи.

У. Как вы думаете, крепко ли будет стоять дом, если строители не скрепили кирпичи раствором?

Д. Нет, рано или поздно он развалится.
– Его не спасут никакие подпорки.

У. А без милосердия не устоять нашему человеческому дому – миру. Признайтесь, когда вы сделаете что-то хорошее и полезное – дома или в школе, вам хочется, чтобы это заметили, похвалили вас? Желание это естественное, в нем нет ничего плохого, стыдного, но...
Предположим, вы без всяких просьб родителей сели однажды вечером с младшим братом и научили его лепить из пластилина слона или вымыли посуду после ужина. Мама порадовалась, похвалила – это приятно. В следующий раз вы научили брата считать до десяти, а мама не отреагировала – может быть, устала или была занята... Немножко обидно, правда: старался, старался, а тебе – ни ответа, ни привета... Будете ли вы завтра и послезавтра заниматься с братом и помогать по дому – без маминых просьб?

В ходе беседы появляется запись на доске:

Милосердие

1. Отзывчивый человек – идущий на помощь без рассуждений: «Что я за это буду иметь?»

2. Единственная награда – когда доброе дело достигает цели, действительно помогает кому-то.

3. Милосердный человек намного счастливее тех, кто отзывчив напоказ и за плату.

– Послушайте одну историю, взятую из жизни.

Был солнечный день. На широкой многолюдной аллее, ведущей к большому универмагу, лежал человек, сбитый проезжающей мимо машиной. Человек истекал кровью. А на стене универмага двигались стрелки часов. Они двигались неторопливо, будто давая шанс лежащему на земле и тем, кто проходил рядом. Но никто этим шансом не воспользовался. Пока приехала «скорая», время, когда можно было удержать уходящую из человека жизнь, ушло – вместе с этой жизнью...

Можно ли сказать, что проходящие мимо люди были равнодушными, лишенными сострадания?

Д. Они не помогли, так как были скованы страхом, растерянностью.
– Они не знали простейших навыков, необходимых в подобной ситуации.

У. Вот мы и подошли к очень важному моменту. Кто из вас не слышал слово донор или выражение переливание крови?

Все дети знакомы с этими выражениями.

– Кого называют донором?

Д. Донор – это человек, который отдает свою кровь другому.

У. Слово донор происходит от латинского глагола donare, что означает дарить. Доноры – высоко гуманные люди, живущие по принципу «человек человеку – друг».
Донором может стать любой здоровый человек в возрасте от 18 до 60 лет. Каждый человек может дать кровь, придя на станцию переливания крови. И эта кровь спасет чью-то жизнь. А в ваших семьях есть доноры?

Дети рассказывают о своих близких, являющихся донорами или сдававших когда-либо кровь.

– А хотели бы вы, дети, стать донорами?

Д. Да, но я еще маленький, и надо ждать, когда мне исполнится 18 лет.
– Когда я стану взрослым, я стану донором, и моя кровь спасет чью-то жизнь.

III. Сообщение темы урока

У. Сегодня на уроке я предлагаю вам представить себя донором. Каждый из вас изготовит свою символическую капельку крови. Пусть она будет символом милосердия и сострадания и в будущем вольется в большую «реку жизни», и от каждой вашей капельки станет больше добрых, отзывчивых, милосердных людей, которые, оказавшись рядом с лежащим на земле прохожим, не станут наблюдать в молчаливом сочувствии, как вместе с минутами уходит жизнь человека, а сделают все, чтоб удержать ее до появления «скорой».

IV. Планирование хода работы

Учитель показывает образец капельки.

У. Рассмотрите внимательно капельку и скажите, каким способом вы сегодня будете работать.

Д. Мы будем выполнять обрывную аппликацию.

У. Какой цвет мы будем использовать в работе?

Д. Мы будем использовать красный цвет.
– Красный цвет – это цвет крови.

– Сегодня на уроке я представляю себя донором. Донор делится своей кровью с нуждающимися в ней, и поэтому моя капелька будет красного цвета.

Технологическая карта

Учитель раздает шаблоны. Дети обводят и вырезают капельку (фото 1).

Дети способом обрывания готовят необходимое количество обрывных кусочков бумаги красного цвета (фото 2).

Намазывая клеем каждый кусочек, дети плотно наклеивают его на основу, прижимая кусочки друг к другу (фото 3).

V. Самостоятельная работа учащихся

Дети работают самостоятельно. В случае необходимости учитель помогает им. После изготовления капельки дети объединяют свои работы в общее панно «Река жизни», символизирующее пропаганду добровольного и безвозмездного донорства.

VI. Итог урока

У. Ребята, вам нравится изготовленное вами панно?

Д. Да, оно красивое.
– На этом панно наши капельки крови впадают в большую «реку жизни».
– Чем больше капелек крови попадет в «реку жизни», тем больше людей можно будет спасти.

У. Действительно, пусть в мире будет как можно больше добрых, отзывчивых и милосердных людей. Вы очень хорошо сегодня потрудились. Каждый из вас сегодня на уроке представил себя донором, отдал свою символическую капельку крови большой «реке жизни», и это похвально. А наше панно мы подарим хирургическому отделению Павловской районной больницы.