Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №5/2009

В союзе с психологией

Наталия Шкуричева ,
педагог-психолог школы № 971, г. Москва

Учимся понимать другого

Как научить младшего школьника понимать чувства и эмоции другого человека? Каким образом организовать межличностное взаимодействие ребят в школе? Как педагог может изучать эмоциональную сферу и межличностные отношения своих учеников?

Уважаемый психолог!

Уже четвертый год я обучаю и воспитываю свой класс. Много нам пришлось вместе преодолеть – класс-то непростой: много детей из неблагополучных семей, где родители заняты работой, собой, есть и пьющие.
«Эмоциональные сироты» – так я называю этих детей про себя. Иногда складывается впечатление, что только в школе они получают душевное тепло, близкое общение и заботу. А иначе как объяснить то, что они каждый день в группе продленного дня находятся до шести часов вечера и не хотят уходить домой?.. Поэтому меня очень волнует вопрос их внутреннего состояния.
Не вырастут ли они похожими на своих бесчувственных и безответственных родителей? Как я могу воспитать их добрыми, сострадательными, понимающими, умеющими жить в коллективе людьми?

С уважением, Ольга Евгеньевна (г. Москва)

Статья опубликована при поддержке компании ООО «ПЕТЕРБУРГСКАЯ МЕБЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ». Если вам нужно обустроить офис, то вам нужно много специализированной мебели. Распродажа офисной мебели от компании «ПЕТЕРБУРГСКАЯ МЕБЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ» позволит вам полностью обставить ваш офис и уложиться в бюджет. Посетите официальный сайт компании http://pmcomp.ru и ознакомьтесь с каталогом предлагаемых товаров.

Уважаемая Ольга Евгеньевна!

В Вашем письме затронут очень серьезный вопрос современного начального образования – проблема межличностных отношений. В младшем школьном возрасте необходимо формировать эмоциональные отношения. Они складываются из умения понимать другого, сочувствовать ему, различать эмоциональные состояния, выражать свое отношение к другим, понимать свои чувства.

Деловые межличностные отношения предполагают умение договариваться, уступать, подчинять свои интересы коллективной деятельности, работать на общий результат, анализировать полученный результат, сопоставляя его с ранее поставленной целью, и т.д.

Формирование положительных межличностных отношений, а также адекватной самооценки возможно только в условиях совместной деятельности учащихся. Задача педагога – создать условия для формирования межличностных отношений учащихся, используя возможности как учебной деятельности (в ходе изучения учебных предметов, например «Окружающего мира»), так и внеучебного времени (в группе продленного дня, на занятиях в системе дополнительного образования).

Вне зависимости от того, на каком содержании строится взаимодействие ребят, педагог выстраивает основные этапы работы:

1. Он предлагает задание, то есть ставит перед учащимися групповую цель, которую каждый ребенок должен принять как свою.

2. Он предлагает сформировать группы, в которых каждый школьник учится ответственности за общий результат, так как из результатов каждого складывается общегрупповой.

3. В процессе выполнения группового задания учитель наблюдает, помогает, изучает, как у детей развиваются умения конструктивно взаимодействовать и общаться в процессе выполнения задания, то есть как ребята учатся уступать друг другу, слушать, подчинять свои интересы общему делу.

4. Учитель отводит время для рефлексии учащимися их совместной деятельности. Дети анализируют процесс выполнения задания и полученный результат. Тем самым младший школьник учится адекватно оценивать себя в системе межличностных взаимоотношений одноклассников.

Таким образом, у ребят формируются положительные межличностные отношения, сострадание, взаимопонимание, о которых учитель пишет в своем письме.

В ходе организации совместной работы изменяется роль учителя: он организатор, помощник, наблюдатель, психолог, если хотите. Тем самым межличностные отношения в системе «учитель – ученики» становятся субъект-субъектными.

Организация совместной деятельности позволяет педагогу изучать как класс в целом, так и отдельных его членов: насколько дети хотят сотрудничать, как они умеют это делать, их эмоциональное отношение к занятиям, трудности, которые неизбежно возникают в процессе работы.

Работа в группах позволяет педагогу вовремя заметить нарушения, которые имеют место в классе, и начать их преодолевать (например, если есть отверженные ученики или дети, которые в силу разных причин плохо адаптируются к школе).

Таким образом, уважаемая Ольга Евгеньевна, целенаправленное включение младшего школьника в коллективные, партнерские отношения в образовательном процессе способствует формированию положительных межличностных отношений, а значит, и соответствующих качеств.

Вот пример группового занятия, которое можно провести с целью формирования межличностных отношений в классе, изучения степени развития навыков учебного сотрудничества, эмоционального состояния каждого ребенка, структуры взаимоотношений в классе.

Групповое занятие на тему: «Учимся понимать чувства и эмоции другого»

Цель. Развивать умения различать эмоциональные состояния людей, работать в группах, анализировать процесс и результат своей деятельности.

Время проведения: 20–25 мин.

Формы организации обучения: групповая, коллективная.

Оборудование. На классной доске – картинки, пиктограммы, изображающие различные эмоциональные состояния людей (радость, грусть, интерес, гнев, страх, удивление, самодовольство, стыд и т.п.); для каждой группы: описание ситуации (из жизни, рассказов, сказок) для анализа чувств и эмоций ее героев; бланк для составления группового рассказа, памятка для капитана группы; для каждого ученика – бланк для анализа процесса и результата совместной деятельности.

Ход занятия

Вы говорите детям, что сегодня они будут учиться понимать чувства других людей, а также работать вместе в группах.

Вы объясняете, что каждой группе будет предложена ситуация и необходимо определить, какие чувства и эмоции испытывали ее герои и почему; разъясняете ребятам правила групповой работы: у ученика будет своя роль – обязанность члена группы, от каждого будет зависеть общий результат:

Капитан – он распределяет роли и читает вслух предложенную группе ситуацию.

Писатель – он будет записывать ответы каждого члена группы, в результате получится общий рассказ.

Докладчик – он будет представлять работу группы перед классом, то есть зачитает вслух предложенную ситуацию и составленный группой рассказ.

Организатор – во время группового обсуждения он будет ответствен за очередность высказываний каждого, а во время выступления докладчика будет показывать картинки и пиктограммы эмоциональных состояний, которые описаны в групповом рассказе.

Затем вы предлагаете сформировать группы по желанию (по 4 человека) и выбрать капитана.

После того как капитан выбран, он получает лист с описанием ситуации, бланк для составления группового рассказа, памятку для капитана.

После прочтения ситуации и ее обсуждения ребята составляют групповой рассказ, записывая его на бланке.

После того как представители групп выступят, каждому ученику предлагается проанализировать свою деятельность, оценить ее результативность, заполняя бланк для анализа процесса и результатов совместной деятельности.

Методический комментарий

Задания для групп Вы можете подобрать в зависимости от уровня развития детей: умений читать, писать, общаться, взаимодействовать друг с другом и т.д. Это могут быть фрагменты рассказов, сказок, ситуаций из школьной жизни, «трудных» ситуаций класса.

Группы ребята могут формировать самостоятельно по желанию, а можете формировать
Вы в зависимости от цели, которую ставите на занятии.

Наблюдение за работой каждой группы позволяет выявить особенности общения ребят, понять, в какой степени у них сформированы умения договариваться, планировать совместную работу, уступать друг другу, правильно оценивать свою деятельность и т.д.

Заполненные детьми бланки дают богатейший материал для анализа характера межличностных отношений, эмоционального климата в коллективе, отношения каждого ребенка к совместной деятельности с одноклассниками, уровня умений конструктивно взаимодействовать и общаться.

Желаю успехов Вам и Вашим ученикам!

Приложения

Памятка для капитана

Роли членов группы

Капитан распределяет роли и читает вслух предложенную группе ситуацию.

Писатель записывает ответы каждого члена группы так, чтобы получился общий рассказ.

Докладчик зачитывает перед классом предложенную ситуацию и составленный группой рассказ.

Организатор отвечает за очередность высказываний, во время выступления докладчика показывает картинки и пиктограммы эмоциональных состояний, которые описаны в групповом рассказе.

Бланк для составления группового рассказа

По нашему мнению, герои этой ситуации испытывали такие эмоции и чувства:

1) _________________________________ , потому что _____________________________ .

2) _________________________________ , потому что _____________________________ .

3) _________________________________ , потому что _____________________________ .

4) _________________________________ , потому что _____________________________ .

Бланк для анализа совместной деятельности

Фамилия, имя ________________________ .

Сегодня я работал в группе с ______________________________________________ .

Мы спланировали нашу совместную работу

Мы уступали друг другу

Мы получили общий результат

да нет

да нет

да нет

В следующий раз мне больше бы понравилось работать:

в группе, потому что ___________________ ;

в паре, потому что ___________________ ;

одному, потому что ___________________ .

Мои чувства на занятии ________________ , потому что _____________________________ .