|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Елена
Сальникова
,
|
Вопросы |
Содержание ответов |
Баллы |
1. Хочешь ли ты идти в школу? |
А – очень хочу |
2 |
Б – так себе, не знаю |
1 |
|
В – не хочу |
0 |
|
2. Почему ты хочешь идти в школу? |
А – хочу научиться читать, писать, стать грамотным, умным, много знать, узнать новое и т.д. |
2 |
Б – нравятся новая форма, книги, ручки, карандаши, портфель и т.д. |
1 |
|
В – в садике надоело, в школе не спят, там весело, все дети идут в школу, мама сказала и т.д. |
0 |
|
3. Готовишься ли ты к школе? Как ты готовишься (как тебя готовят) к школе? |
А – занимаюсь в группе подготовки, с мамой учим буквы, решаем задачки и т.д. |
2 |
Б – мне купили форму, школьные принадлежности и др. |
1 |
|
В (упоминает занятия, не относящиеся к школе) |
0 |
|
4. Если бы тебе не надо было ходить в школу и в детский сад, чем бы ты занимался дома, как проводил свой день? |
А – писал(а) бы буквы, читал(а) и т.д. |
2 |
Б – рисовал(а) бы, лепил(а), конструировал(а) и т.д. |
1 |
|
В – играл(а) бы, гулял(а), помогал(а) по дому, ухаживал(а) за животными |
0 |
Результат
7–8 баллов – внутренняя позиция
школьника достаточно сформирована;
4–6 баллов – начальная стадия формирования
внутренней позиции школьника;
0–3 балла – внутренняя позиция школьника не
сформирована.
С родителями необходимо обсудить результаты
беседы, дать рекомендации.
II. Диагностическое обследование, определяющее готовность детей к обучению в школе
Составлено на основе инструктивно-методических рекомендаций Департамента образования г. Москвы.
Задание 1
Цель. Проверка состояния фонематического слуха восприятия.
Текст задания. «Посмотри на расположенные на листке картинки. Видишь, под ними есть небольшие кружочки. Тебе нужно будет самостоятельно назвать каждую картинку. Если в названии картинки есть звук [с], то нужно зачеркнуть кружок под ней. Смотри, первая картинка – солнце. В слове солнце есть звук [с], значит, нужно зачеркнуть кружок. А теперь приступай к самостоятельному выполнению задания».
На листке изображены: солнце, собака, зонт, самолет, коса у девочки, слон, лиса, роза, цыпленок, ваза, кисточки, капуста.
Критерии оценки выполнения задания
3 балла – правильное выполнение
задания;
2 балла – выделен звук только из позиции
начала слова. Ошибочного выделения других звуков
нет;
1 балл – наличие ошибок (отсутствует
дифференциация звуков [с] – [з]);
0 баллов – отсутствие дифференциации звуков
[с] – [з], [с] – [ц], [с] – [ш] или полное неприятие
задания.
Задание 2
Цель. Выявление степени овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове.
Текст задания. «Ты видишь домик с тремя окошками и рядом с ним картинки. Каждое окошко домика – звук в слове. Назови все картинки и подумай, в каком слове три звука. Эту картинку линией соедини с домиком».
На листке – домик с тремя окошками. Рядом с ним изображены: волк, жук, утенок.
Критерии оценки выполнения задания
3 балла – задание выполнено
правильно;
2 балла – отмечено слово волк;
0 баллов – задание не выполнено или отмечено
слово утенок.
Задание 3
Цель. Анализ сформированности графического навыка, мелкой моторики.
Текст задания. «Продолжи узор до конца строчки».
Критерии оценки выполнения задания
Параметры |
Результат |
Баллы |
1. Характер линий |
Линия ровная, прямая, нажим ровный |
1 |
Неровная, дрожащая, двойная, искривленная линия |
0 |
|
2. Размер элементов |
Соответствует образцу |
1 |
Не соответствует образцу |
0 |
|
3. Форма элементов |
Соответствует образцу |
1 |
Не соответствует образцу |
0 |
|
4. Наклон |
Соответствует образцу |
1 |
Не соответствует образцу |
0 |
|
5. Отклонение от строчки |
Незначительное (не более 30°) |
1 |
Значительное (больше 30°) |
0 |
|
6. Последовательность элементов |
Правильно воспроизведена
последовательность больших |
1 |
Неверно воспроизведена последовательность элементов |
0 |
|
Результат 5–6 баллов – графический навык у
ребенка сформирован достаточно хорошо; |
Задание 4
Цель. Выявление умения выбирать и выполнять операции сложения и вычитания, в соответствии с правильным пониманием текста задачи переходить от числа к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов).
Текст задания. «Здесь ты будешь выполнять задание (указывается место). Посмотри на свои листки. Внимательно слушай, аккуратно выполняй задания:
1. На полянке играли три девочки и два
мальчика. Сколько детей играло на полянке?
Нарисуй столько кружков, сколько детей на
полянке.
2. В автобусе ехали шесть человек. На остановке
вышли двое. Рядом с кругами нарисуй столько
квадратов, сколько человек осталось в автобусе».
(Тексты задач можно повторить.)
Критерии оценки выполнения задания.
3 балла – верно выполнены обе задачи;
2 балла – одна задача выполнена верно, есть
попытка решать вторую задачу, но число кругов или
квадратов неверное;
1 балл – выполнена верно только одна задача,
попыток выполнить вторую задачу нет;
0 баллов – есть попытка решить одну задачу, но
число кружков или квадратов неверное.
Задание 5
Цель. Выявление умения ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз), проверка умения пересчитывать клеточки.
Текст задания. «Здесь ты будешь выполнять задание (указывается место). Внимательно слушай и аккуратно выполняй задание.
1. Возьми красный карандаш, отсчитай
от черной клеточки вправо четыре клеточки и
пятую закрась красным карандашом.
2. Возьми синий карандаш. От красной клетки
отступи вниз две клеточки и третью закрась.
3. Возьми зеленый карандаш и клеточку,
расположенную слева от синей и через одну от нее,
закрась.
4. Возьми оранжевый карандаш. Отсчитай от
зеленой клетки вверх пять клеток и шестую
закрась».
Критерии оценки выполнения задания
3 балла – все выполнено верно;
2 балла – выполнено верно 2–3 пункта задания;
1 балл – выполнен верно только один пункт
задания, допущены ошибки в направлении, счете,
начале отсчета;
0 баллов – задание не выполнено.
В случае если клетки плохо раскрашены, в дополнение к баллу ставится минус.
Задание 6
Цель. Выявление умения принимать задачу и понимать ее.
Текст задания. «Раскрась картинку так же, как у меня».
Ребенку предлагаются картинки, на которых изображены два одинаковых контурных рисунка, один из которых заранее раскрашен в нетрадиционные цвета: дерево – красное, небо – зеленое, солнце – синее. После того как задание выполнено, ребенка просят проконтролировать себя, сказать, все ли правильно сделано и похожа ли картинка на образец.
Критерии оценки выполнения задания
3 балла – высокий результат.
Ребенок принимает и понимает задачу, справляется
с заданием полностью, аргументирует свои
действия: «Здесь небо зеленое, и у меня тоже
зеленое», – и т.д.;
2 балла – средний результат. Ребенок
принимает, но не понимает задачу, использует
цвета, не соответствующие эталону, но при
проверке замечает свои ошибки;
1 балл – результат ниже среднего. Ребенок
не принимает, но понимает задачу. Предметы
раскрашены частично или полностью, но не в
соответствии с эталоном. При оценке своих
результатов рассуждает о целесообразности: “так
не бывает”;
0 баллов – результат низкий. Ребенок не
принимает и не понимает задачу, выполняет
задание неправильно, раскрашивает картинку в те
цвета, которые нравятся, не замечает своих
ошибок, даже если его спрашивают о каждом
предмете в отдельности.
Задание 7
Цель. Выявление навыка чтения (способ, правильность, темп, осознанность, выразительность).
Текст задания. «Прочитай, пожалуйста, этот текст. Расскажи, о чем ты прочитал».
Ребенку предлагают карточку с небольшим текстом, набранным крупными печатными буквами.
Оценка результатов. Дается характеристика всем компонентам навыка чтения. Окончательное суждение о сформированности навыка чтения выносят только по совокупности данных по каждому из компонентов. Отсутствие навыка чтения не является основанием для отказа в зачислении ребенка в первый класс.
Задание 8
Цель. Обследование сформированности связной речи ребенка (анализ словаря, грамматического строя речи).
Текст задания. «Посмотри на картинки. Подумай, что произошло, что было сначала, как развивались события и чем все закончилось. Разложи картинки по порядку и составь рассказ».
Ребенку предлагают серию картинок (три-четыре) с развивающимся сюжетом.
Оценка результатов. Дается характеристика всем компонентам навыка связной речи (словарь, словоизменение, словообразование, понимание, звукопроизношение, самостоятельность речи и др.). Окончательное суждение о сформированности навыка связной речи выносят только на основе совокупных данных по каждому из компонентов. Низкий уровень навыка связной речи не является основанием для отказа в зачислении ребенка в первый класс. Родителям необходимо дать рекомендации направить ребенка к логопеду или другим специалистам.
Пока с ребенком проводится диагностическая работа, родители заполняют анкету и бланк заявления.
1. Фамилия, имя, дата рождения ребенка ______________________________________________ 2. Чем интересуется ваш ребенок? ____________________________________________________ 3. Допишите предложения: Мой ребенок
_______________________________________________________________________ 4. Из предлагаемых ниже задач отметьте четыре наиболее актуальных для вашего ребенка:
5. С какими психологическими особенностями вы сталкивались при повседневном общении с ребенком?
6. Что вас особенно беспокоит в вашем ребенке? __________________________________________ 7. Разрешаете ли вы психологу работать с вашим ребенком? ____________________________ Подпись Благодарим за помощь! |
Десять советов родителям будущего первоклассника
|