Статья опубликована при поддержке ООО "ЭкспрессДеньги". "ЭкспрессДеньги" – лидер в сфере микрофинансирования, осуществляющий выдачу займов физическим лицам. В каком бы регионе России вы не проживали, вы можете обратиться в "ЭкспрессДеньги" что бы быстро получить денежный займ. Посетите официальный сайт компании www.zaem.ru и ознакомьтесь подробнее с предлагаемыми услугами.
Как из пассивного слушателя вырастить
активного читателя?
Все читатели с малых лет интуитивно
улавливают, что сказку и быль нельзя понимать
одинаково, но со способами трактовки того или
иного произведения знакомятся тогда, когда
первоначальный импульс интереса к чтению давно
угас (среднее или, скорее, старшее звено
общеобразовательной школы). Так создается разрыв
между потребностями детей, обучающихся в
начальной школе, и младшими (старшими)
подростками. Первые четыре года обучения в школе
ученики еще малы для понимания смысла
художественного произведения, а в последующие
годы у них уже возникают более приоритетные
занятия, нежели чтение. Подчеркну особо: речь
идет не просто об умении прочитать текст и
ответить на вопросы по его содержанию, а о
возможности интерпретировать этот текст как
произведение словесного искусства и о
способности школьника оценить разные трактовки
одного и того же текста.
В течение первого года обучения детям
приходится решать сразу две одинаково сложные
задачи. Во-первых, они стремятся овладеть
навыком чтения. Во-вторых, им необходимо извлечь
все оттенки смысла из произведения конкретного
жанра.
К шести годам большинство детей уже
овладевают умением слушать текст и отвечать на
простейшие вопросы к нему. Этот процесс (в
зависимости от степени включености в него)
отражает разные возможности проникновения в
смысл текста. Есть слушание ради самого слушания,
когда текст является удовольствием или
выступает фоном для детских (подчас далеких от
сути самого произведения) размышлений. Есть
слушание ради извлечения из текста некой
значимой информации. Это, как правило, слушание
текстов, нацеленных на решение важной жизненной
задачи, таких как реклама, программа телепередач,
правила компьютерной или телевизионной игры и
т.д.
Для раскрытия смысловых связей
художественных произведений (с которыми в
большинстве случаев мы и работаем на уроках
чтения) у детей шести лет имеются выше
обозначенные предпосылки, но нет инструментария,
и это ставит их в пассивную позицию по отношению
к изучаемым в школе текстам. А из пассивного
слушателя трудно вырастить любящего чтение
читателя.
Уроки слушания в 1-м классе являются
точкой отсчета для включения каждого ученика в
активную читательскую деятельность. На момент
поступления в школу сам процесс слушания детьми
в той или иной степени освоен и оценивается, как
правило, положительно («Слушать легко – сиди
себе и помалкивай», – так чаще всего рассуждает
первоклашка). Необходимо именно на этом этапе
познакомить учеников с тем, что слушание как
особая работа ума имеет свои законы. Настоящее
слушание не только доставляет удовольствие от
красиво звучащего слова, но и приносит радость?–
радость понимания тех граней смысла, которые
могут быть раскрыты при глубоком проникновении в
текст.
Основная задача уроков слушания
состоит в том, чтобы привить детям базовые
навыки работы с текстом. Она осуществима
только в том случае, если каждое учебное действие
учащегося будет осмыслено как методическая
задача. В таблице показано, как технология
обучения и литературоведческая теория связаны с
постановкой конкретных целей и решением задач
курса «Литературное чтение».
Цели и задачи курса
«Литературное чтение» |
Терминологический и
методический аппарат |
Общая цель курса: вырастить
из внимательного слушателя вдумчивого читателя.
Цель курса в 1-м классе: помочь ребенку стать
внимательным слушателем |
Культура слушания;
культура чтения |
Развивать следующие умения и
навыки работы с текстом: |
|
– слушать художественное
произведение; |
Внимательный слушатель |
– отличать понятное слово
(словосочетание, предложение) от непонятного
слова (словосочетания, предложения);
– раскрывать прямое и переносное значения слов
(словосочетаний, предложений) |
Словарная работа;
составление рисунка-схемы к тексту;
«Раскадровка» текста |
– соотносить иллюстрации в
учебнике и рабочей тетради с текстом
произведения;
– оценивать качество визуального образа
представленных иллюстраций (соответствие сюжету
произведения, художественным деталям);
– раскрашивать иллюстрацию с учетом
особенностей прослушанного (прочитанного)
произведения;
– самостоятельно составлять иллюстрацию к
прослушанному (прочитанному) произведению |
Работа с иллюстрацией;
словесный образ;
визуальный образ;
раскрашивание иллюстрации;
составление иллюстрации;
оценка иллюстрации |
– раскрывать содержательные и
жанровые особенности текста;
– пропедевтически овладевать базовыми
литературоведческими понятиями (рассказ, очерк,
стихотворение; автор, герой, рассказчик; диалог,
монолог; юмор, иносказание, гипербола, эпитет,
сравнение, метафора) |
Осмысление текста; содержание
текста; жанр текста; автор, герой, читатель;
культурный контекст;
культурно-историческая память;
интерпретация текста |
отвечать на вопросы к тексту |
Вопрос на воспроизведение
содержания текста, на осмысление текста, на
выявление точки зрения автора (героя), читателя |
запоминать и воспроизводить
основные события текста |
Ответ на вопрос; составление
цепочки событий; пересказ по модели (в 1-м классе
– по цепочке событий); пересказ отрывка из
произведения |
создавать собственное
высказывание, ориентируясь на тему вопроса и
грамотное использование лексического значения
слов |
Рефлексия прочитанного;
выступление перед аудиторией; творческое
задание |
исполнять небольшие по объему
тексты,
ориентируясь на заданный критерий чтения |
Критерии выразительного
чтения |
заучивать небольшие по объему
тексты |
Речевое упражнение;
способ заучивания текста |
инсценировать прослушанные
(прочитанные) произведения |
Инсценирование |
участвовать в обсуждении
творческих работ |
Критерии обсуждения
творческих работ |
Грамотное решение столь разнообразных
задач на том отрезке формирования читательской
деятельности, когда у большинства учеников еще
нет «шпаргалки», то есть отсутствует зрительное
впечатление от встречи с текстом, ставит перед
нами проблему емкой организации каждого занятия.
На уроке литературного чтения мы должны
и задать достаточно высокую планку
выразительного чтения произведений разных
жанров, и помочь ученикам постичь смысл каждого
произведения. Необходимо выстроить урок так,
чтобы можно было совместить как запросы уже
читающих, так и возможности еще не читающих и
плохо читающих учеников. Это получится тогда,
когда в методическом арсенале будут
существовать многоступенчатые подходы к
разработке одной и той же темы, одного и того же
текста.