Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №4/2009

Я иду на урок

Екатерина Огарева ,
учитель ИЗО прогимназии № 1754, г. Москва

Работа над словом

Изобразительное искусство. 1–2 классы

Наша лингвистическая прогимназия № 1754 является городской экспериментальной инновационной площадкой по языковому образованию» (проект «Язык как ключ к пониманию культуры»). На первых порах предполагалось расширение и углубление работы с терминами на всех уроках, в том числе на уроке изобразительного искусства. Однако довольно скоро стало ясно, что одной лишь работой с терминами, принятыми в изобразительном искусстве (анализируя их этимологию и прослеживая историческое развитие), ограничиваться нельзя, что возможности принятого направления для данного предмета гораздо шире, особенно если сочетать экспериментальную работу с последовательным решением задач, которые ставит государственная программа по изобразительному искусству и художественному труду Б.М. Неменского. Специфика же предметов эстетического цикла такова, что художественное слово здесь играет особенно важную роль: оно заключает в себе образ, а иногда целую вереницу образов, наполненных запахами, звуками, красками. Высвобождение образа из привычных или, наоборот, новых, незнакомых и прежде не слышанных слов для младших школьников сродни настоящему чуду.

Статья опубликована при поддержке Компании ЗАО "СП "Дмитров-Лифт-Подъем". Компания ЗАО "СП "Дмитров-Лифт-Подъем" уже много лет предоставляет качественные сертифицированные услуги в сфере монтажа, обслуживания и ремонт лифтового оборудования. Занимайтесь вы строительством жилого дома ил офисного здания, вас заинтересуют услуги предоставляемые Компанией ЗАО "СП "Дмитров-Лифт-Подъем", с которыми можно подробнее ознакомиться на официальном сайте Компании http://dmitrov-lift.ru.

Если язык уместно сравнить с ключом, открывающим двери в мир прекрасного, то темы, содержащиеся в Программе, можно уподобить дверям, сквозь которые должны пройти дети вместе с учителем. Пройти, используя все оптимальные для урока возможности эмоционального освоения искусства.

В нашей экспериментальной работе мы привлекаем лингвистику – слово, пугающее своей серьезностью и кажущееся невыразимо далеким от искусства. Но это впечатление обманчиво. Язык, на котором говорят люди, оказывает громадное влияние на развитие личности с самого младенчества до старости, а значит, влияет и на творческую деятельность. В программе Б.М. Неменского дети знакомятся с Братьями-Мастерами, всегда работающими вместе: Мастером Постройки, Мастером Изображения и Мастером Украшения. Наряду с ними перед детьми предстает персонаж, рожденный на нашей экспериментальной площадке, – Мастер-Рассказчик. Его инструмент – живое слово.

Мастер-Рассказчик обращает внимание детей на то, как созвучны друг другу произведения живописи и поэзии. Оказывается, слово поэтос с греческого языка переводится как творец. Творцом называют и того, кто пишет картины, и того, кто пишет стихи. У каждого из них существует набор особых волшебных инструментов (помощников) и материалов. Помощники художника – это карандаши, кисти, краски, пластилин и многое другое. Плод работы – художественный образ. Для того чтобы совершалось чудо сотворения образа, Мастер Изображения учит детей видеть, рассматривать, любоваться. То же самое делает и поэт. Его образ – литературный, поэтический, но как тесно он связан с художественным! Поэт или писатель создают картины словами. Язык, на котором мы говорим, – их волшебный материал. Наша задача – исподволь, ненавязчиво показать, насколько богата художественная и литературная палитра, постепенно познакомить детей с выразительными возможностями инструментов и материалов – художественных и литературных. В этом помогает Мастер-Рассказчик. Вместе с детьми он создает спектакли, сочиняет сказки и истории, в которых раскрывается происхождение художественных терминов. Благодаря ему оживают вещи – предметы натюрморта, шепот осеннего листика открывает тайны многообразия цветовой палитры.

Наш эксперимент продолжается. В проекте множество интересных идей; некоторые из них подсказаны детьми, чье живое участие и творческий потенциал стали главным залогом успеха. Но главной целью экспериментальной работы на уроках изобразительного искусства по-прежнему останется формирование художественной культуры детей, развитие нравственно-эстетической отзывчивости, построенной на понимании прочной связи искусства с личным миром каждого ребенка. Маленький человек часто сам не подозревает, что у него есть этот самый «личный мир» – огромная волшебная страна, наполненная образами, прекрасными словами, чувствами и переживаниями.

Фрагмент урока изобразительного искусства (лингвистический компонент) в 1-м классе

Тема. «Линия и пятно как средства изображения».

Сказка о том, как поссорились Линия и Пятно

В шкафу хранились папки с рисунками юных художников. Хорошо, что они были сложены очень аккуратно, а то непременно бы рассыпались от такого переполоха.

А началось все с того, что Линия заявила:

– В картине я самая главная. Я могу быть тоненькой, как ниточка, и широкой, как лента. Я могу извиваться и закручиваться. Могу быть прямой, как стрела, и волнистой, как локон. Для меня нет ничего невозможного.

– Ты о себе такого высокого мнения, что, того и гляди, разорвешься от важности – язвительно проговорило Пятно. – Любой малыш понимает, что я, Пятно, в тысячу раз главнее тебя. Я могу принимать разнообразные формы. Даже если где-то случайно капнет краска – это буду я!

– Нашло чем гордиться! – рассмеялась Линия. – Выходит, любая клякса – это ты?

– Так и есть, – не сдавалось Пятно. – Но если присмотреться, каждая клякса на что-нибудь похожа. Тебе это подтвердит всякий человек с воображением.

– Пустяки, – возразила Линия. – Случайная клякса, грязь на обоях – это совсем не интересно. Я говорю о настоящих картинах. Знаешь ли ты, например, как называется изображение природы?

– Знаю не хуже тебя, – сердито ответило Пятно. – Изображение природы называется пейзажем. Но только ты-то здесь при чем?

– Как при чем? – Линия так всколыхнулась, что папки с рисунками подпрыгнули. – Разве не я в пейзаже самая главная? Вспомни-ка, что такое линия горизонта!

– Эх, если бы у меня были руки, я бы хорошенько поколотило тебя, – прошипело Пятно. – Уж больно много ты о себе воображаешь! Не во всяком пейзаже линия горизонта видна!

– Но я могу быть стволом дерева! Могу быть тонкой изящной веткой! Могу протянуться широкой дорогой или извилистым ручейком!

Пятно разозлилось до того, что листы бумаги в папках слегка покоробились.

– А озеро? А лужа после дождя? А полевые цветы, мелькающие в траве? Это все я, Пятно! Что ты скажешь о заходящем солнце? О городском вечернем пейзаже, где море огней, и все эти огни – я, я, Пятно!

– Тонкие травинки, стебли цветов, – упрямо твердила Линия, – мелкий дождик и шумный ливень, зигзаг молнии среди хмурого неба, высокие башни дворцов, ажурные ограды в парках – это линия и только линия!

– А круглые листья водяных лилий на темной глади пруда? – кипятилось Пятно. – А сами лилии, такие нежные, что кажется, будто их лепестки просвечиваются насквозь? Попробуй изобразить их на картине – и увидишь, что тебе это не под силу. Это могу только я, Пятно!

Шум в шкафу стоял невообразимый. Казалось, еще немного – и Линия от гнева станет такой острой, что прорежет листы бумаги насквозь. А Пятно, того и гляди, вырвется на свободу и заляпает все вокруг.

Вдруг чей-то тоненький голосок спросил:

– Что случилось? Почему вы так шумите?

Линия и Пятно огляделись, тяжело дыша. Голосок принадлежал неприметной маленькой Точке.

– Ах, милая Точка, – с волнением заговорила Линия. – Прошу тебя, рассуди нас. Я и Пятно поспорили, кто главнее в картине. Пятно совершенно несносно! Подтверди же ему мою правоту.

– Поставь на место эту кривляку, любезная Точка, – в свою очередь, заявило Пятно. – Она думает, что раз умеет изгибаться и извиваться, как червяк, то все должны признать ее королевой. Ничего не выйдет, голубушка! Сейчас Точка объяснит тебе, кто ты, а кто я!

– Вы действительно этого хотите? – спросила Точка. Голос ее, негромкий и тоненький, звучал очень спокойно.

– Да! Да! – хором ответили спорщики.

– Что ж, хорошо. Я могла бы сказать, что на самом деле главная в любой картине... точка.

– Как? – задохнувшись от изумления, пролепетала Линия.

– Вот так наглость! – возмутилось Пятно. – Эта пигалица главнее нас?

– Разумеется, – улыбнулась Точка. – Из чего состоит линия, даже самая короткая? Из множества точек, прильнувших друг к другу. То же самое можно сказать про любое пятно.

– А ведь она права, – проговорила Линия.

– Верно. А мне это и в голову не приходило, – отозвалось Пятно.

– Возможно, оттого, что у тебя отродясь не было головы, – съязвила Линия, а Пятно добродушно рассмеялось.

– Ты убедила нас, уважаемая Точка, – Линия слегка изогнулась и сделала грациозный поклон. – Мы признаем тебя самой главной.

– Давайте лучше признаем самым главным художника, – просто ответила Точка. – Ведь именно ему мы обязаны жизнью. Благодаря ему мы, как по волшебству, превращаемся то в прекрасное озеро с солнечными бликами на воде, то в бурное море, рассыпающее брызги. Мы можем стать извилистыми ветвями могучего дуба или легким осенним листком. И вы, и я в каждой картине появляемся не случайно, а по замыслу художника – так зачем же спорить, кто из нас главнее?

С тех пор Пятно и Линия стыдятся вспоминать о своей ссоре. Они очень любезны друг с другом, а с Точкой особенно. Единственный, кто частенько вспоминает затеянный однажды переполох, – это старый шкаф, в котором хранятся папки с рисунками. Дело в том, что от криков Пятна и Линии у него тогда не на шутку разболелись дверцы. Они и по сей день иногда ноют при перемене погоды.

Фрагмент урока изобразительного искусства (лингвистический компонент) в 1-м классе

Тема. «Выразительные возможности графических материалов. Линия и пятно в графике. Тушь как графический материал. Силуэт».

О чем поведала Тушь

Наши старые знакомые, Линия и Пятно, помирились, как мы помним из сказки. Теперь они живут и трудятся в полном согласии, сознавая, что являются средствами художественной выразительности. С Линией и Пятном хорошо знакомы разные материалы: Краски, Цветные Карандаши, Фломастеры, Пастель. И вот однажды с ними захотела познакомиться Тушь. Не та, которой женщины подкрашивают свои ресницы, а другая, художественная, по праву считающая себя одним из главных графических материалов.

О себе Тушь рассказала очень подробно. Это и неудивительно: ведь ее имя пришло к нам из немецкого языка, а немцы любят точность и порядок во всем. Оказалось, черную Тушь делают из сажи и копоти. При рисовании жидкой Тушью пользуются и кистью, и пером, и деревянными палочками. На бумаге она быстро высыхает и долгие годы не теряет насыщенного черного цвета. В доказательство Тушь продемонстрировала рисунки, выполненные неизвестным художником в далеком XIX веке. Рисунки были очень красивы, хотя и необычны. Линия и Пятно с удовольствием обнаружили в них свое присутствие и заинтересовались: как называется эта художественная техника, при которой все нарисованное напоминает четкие, изящные тени? И услышали рассказ о силуэтах...

Силуэты

Что такое силуэты?
Четкий контур против света.
По-французски «силуэты» –
Очертания предмета.
Вот, смотрите: в ясный день
С вами рядом ходит тень,
Будто точный ваш портрет;
Это тоже силуэт.
Вот и вечер; гаснут краски,
Раздается песня где-то.
И, как будто бы из сказки,
В мир приходят силуэты.
Небо заревом объято.
В чудном пламени заката
Сосен контуры темны,
Волшебством обведены.
На тарелке – хлеб, картофель.
Сумерки, полоска света.
Повернулась мама в профиль –
Тоже стала силуэтом.
Вот беру я кисть большую,
Краску черную густую,
Маму боком я сажаю
И работу начинаю.


Красота! Готов портрет:
Четкий мамин силуэт.

Линия и Пятно, недолго думая, согласились поработать с Тушью (не без участия Художника, разумеется). Правда, для начала Тушь показала свой капризный характер: взяла да и капнула прямо на бумагу с кончика кисти. Получилось на бумаге неправильное пятно, а попросту клякса. Но Художник не растерялся: придал пятну форму пушистого кота, подрисовал внизу крышу дома, а на небе луну и звезды.

Получилось: сидит кот на крыше, четко выделяясь на фоне огромной луны силуэтом, и на звезды любуется...