Наша лингвистическая прогимназия № 1754
является городской экспериментальной
инновационной площадкой по языковому
образованию» (проект «Язык как ключ к пониманию
культуры»). На первых порах предполагалось
расширение и углубление работы с терминами на
всех уроках, в том числе на уроке
изобразительного искусства. Однако довольно
скоро стало ясно, что одной лишь работой с
терминами, принятыми в изобразительном
искусстве (анализируя их этимологию и
прослеживая историческое развитие),
ограничиваться нельзя, что возможности
принятого направления для данного предмета
гораздо шире, особенно если сочетать
экспериментальную работу с последовательным
решением задач, которые ставит государственная
программа по изобразительному искусству и
художественному труду Б.М. Неменского. Специфика
же предметов эстетического цикла такова, что
художественное слово здесь играет особенно
важную роль: оно заключает в себе образ, а иногда
целую вереницу образов, наполненных запахами,
звуками, красками. Высвобождение образа из
привычных или, наоборот, новых, незнакомых и
прежде не слышанных слов для младших школьников
сродни настоящему чуду.
Статья опубликована при поддержке Компании ЗАО "СП "Дмитров-Лифт-Подъем". Компания ЗАО "СП "Дмитров-Лифт-Подъем" уже много лет предоставляет качественные сертифицированные услуги в сфере монтажа, обслуживания и ремонт лифтового оборудования. Занимайтесь вы строительством жилого дома ил офисного здания, вас заинтересуют услуги предоставляемые Компанией ЗАО "СП "Дмитров-Лифт-Подъем", с которыми можно подробнее ознакомиться на официальном сайте Компании http://dmitrov-lift.ru.
Если язык уместно сравнить с ключом,
открывающим двери в мир прекрасного, то темы,
содержащиеся в Программе, можно уподобить
дверям, сквозь которые должны пройти дети вместе
с учителем. Пройти, используя все оптимальные для
урока возможности эмоционального освоения
искусства.
В нашей экспериментальной работе мы
привлекаем лингвистику – слово, пугающее своей
серьезностью и кажущееся невыразимо далеким от
искусства. Но это впечатление обманчиво. Язык, на
котором говорят люди, оказывает громадное
влияние на развитие личности с самого
младенчества до старости, а значит, влияет и на
творческую деятельность. В программе Б.М.
Неменского дети знакомятся с Братьями-Мастерами,
всегда работающими вместе: Мастером Постройки,
Мастером Изображения и Мастером Украшения.
Наряду с ними перед детьми предстает персонаж,
рожденный на нашей экспериментальной площадке,
– Мастер-Рассказчик. Его инструмент – живое
слово.
Мастер-Рассказчик обращает внимание
детей на то, как созвучны друг другу произведения
живописи и поэзии. Оказывается, слово поэтос
с греческого языка переводится как творец.
Творцом называют и того, кто пишет картины, и
того, кто пишет стихи. У каждого из них существует
набор особых волшебных инструментов (помощников)
и материалов. Помощники художника – это
карандаши, кисти, краски, пластилин и многое
другое. Плод работы – художественный образ. Для
того чтобы совершалось чудо сотворения образа,
Мастер Изображения учит детей видеть,
рассматривать, любоваться. То же самое делает и
поэт. Его образ – литературный, поэтический, но
как тесно он связан с художественным! Поэт или
писатель создают картины словами. Язык, на
котором мы говорим, – их волшебный материал. Наша
задача – исподволь, ненавязчиво показать,
насколько богата художественная и литературная
палитра, постепенно познакомить детей с
выразительными возможностями инструментов и
материалов – художественных и литературных. В
этом помогает Мастер-Рассказчик. Вместе с детьми
он создает спектакли, сочиняет сказки и истории,
в которых раскрывается происхождение
художественных терминов. Благодаря ему оживают
вещи – предметы натюрморта, шепот осеннего
листика открывает тайны многообразия цветовой
палитры.
Наш эксперимент продолжается. В проекте
множество интересных идей; некоторые из них
подсказаны детьми, чье живое участие и
творческий потенциал стали главным залогом
успеха. Но главной целью экспериментальной
работы на уроках изобразительного искусства
по-прежнему останется формирование
художественной культуры детей, развитие
нравственно-эстетической отзывчивости,
построенной на понимании прочной связи
искусства с личным миром каждого ребенка.
Маленький человек часто сам не подозревает, что у
него есть этот самый «личный мир» – огромная
волшебная страна, наполненная образами,
прекрасными словами, чувствами и переживаниями.
Фрагмент урока изобразительного
искусства (лингвистический компонент) в 1-м
классе
Тема. «Линия и пятно как средства
изображения».
Сказка о том, как поссорились Линия
и Пятно
В шкафу хранились папки с рисунками юных
художников. Хорошо, что они были сложены очень
аккуратно, а то непременно бы рассыпались от
такого переполоха.
А
началось все с того, что Линия заявила:
– В картине я самая главная. Я могу быть
тоненькой, как ниточка, и широкой, как лента. Я
могу извиваться и закручиваться. Могу быть
прямой, как стрела, и волнистой, как локон. Для
меня нет ничего невозможного.
– Ты о себе такого высокого мнения, что,
того и гляди, разорвешься от важности –
язвительно проговорило Пятно. – Любой малыш
понимает, что я, Пятно, в тысячу раз главнее тебя.
Я могу принимать разнообразные формы. Даже если
где-то случайно капнет краска – это буду я!
– Нашло чем гордиться! – рассмеялась
Линия. – Выходит, любая клякса – это ты?
– Так и есть, – не сдавалось Пятно. –
Но если присмотреться, каждая клякса на
что-нибудь похожа. Тебе это подтвердит всякий
человек с воображением.
– Пустяки, – возразила Линия. –
Случайная клякса, грязь на обоях – это совсем не
интересно. Я говорю о настоящих картинах. Знаешь
ли ты, например, как называется изображение
природы?
– Знаю не хуже тебя, – сердито ответило
Пятно. – Изображение природы называется
пейзажем. Но только ты-то здесь при чем?
– Как при чем? – Линия так
всколыхнулась, что папки с рисунками
подпрыгнули. – Разве не я в пейзаже самая
главная? Вспомни-ка, что такое линия горизонта!
– Эх, если бы у меня были руки, я бы
хорошенько поколотило тебя, – прошипело Пятно. –
Уж больно много ты о себе воображаешь! Не во
всяком пейзаже линия горизонта видна!
– Но я могу быть стволом дерева! Могу
быть тонкой изящной веткой! Могу протянуться
широкой дорогой или извилистым ручейком!
Пятно разозлилось до того, что листы
бумаги в папках слегка покоробились.
– А озеро? А лужа после дождя? А полевые
цветы, мелькающие в траве? Это все я, Пятно! Что ты
скажешь о заходящем солнце? О городском вечернем
пейзаже, где море огней, и все эти огни – я, я,
Пятно!
– Тонкие травинки, стебли цветов, –
упрямо твердила Линия, – мелкий дождик и шумный
ливень, зигзаг молнии среди хмурого неба, высокие
башни дворцов, ажурные ограды в парках – это
линия и только линия!
– А круглые листья водяных лилий на
темной глади пруда? – кипятилось Пятно. – А сами
лилии, такие нежные, что кажется, будто их
лепестки просвечиваются насквозь? Попробуй
изобразить их на картине – и увидишь, что тебе
это не под силу. Это могу только я, Пятно!
Шум в шкафу стоял невообразимый.
Казалось, еще немного – и Линия от гнева станет
такой острой, что прорежет листы бумаги насквозь.
А Пятно, того и гляди, вырвется на свободу и
заляпает все вокруг.
Вдруг чей-то тоненький голосок спросил:
– Что случилось? Почему вы так шумите?
Линия и Пятно огляделись, тяжело дыша.
Голосок принадлежал неприметной маленькой
Точке.
– Ах, милая Точка, – с волнением
заговорила Линия. – Прошу тебя, рассуди нас. Я и
Пятно поспорили, кто главнее в картине. Пятно
совершенно несносно! Подтверди же ему мою
правоту.
– Поставь на место эту кривляку,
любезная Точка, – в свою очередь, заявило Пятно.
– Она думает, что раз умеет изгибаться и
извиваться, как червяк, то все должны признать ее
королевой. Ничего не выйдет, голубушка! Сейчас
Точка объяснит тебе, кто ты, а кто я!
– Вы действительно этого хотите? –
спросила Точка. Голос ее, негромкий и тоненький,
звучал очень спокойно.
– Да! Да! – хором ответили спорщики.
– Что ж, хорошо. Я могла бы сказать, что
на самом деле главная в любой картине... точка.
– Как? – задохнувшись от изумления,
пролепетала Линия.
– Вот так наглость! – возмутилось Пятно.
– Эта пигалица главнее нас?
– Разумеется, – улыбнулась Точка. – Из
чего состоит линия, даже самая короткая? Из
множества точек, прильнувших друг к другу. То же
самое можно сказать про любое пятно.
– А ведь она права, – проговорила Линия.
– Верно. А мне это и в голову не
приходило, – отозвалось Пятно.
– Возможно, оттого, что у тебя отродясь
не было головы, – съязвила Линия, а Пятно
добродушно рассмеялось.
– Ты убедила нас, уважаемая Точка, –
Линия слегка изогнулась и сделала грациозный
поклон. – Мы признаем тебя самой главной.
– Давайте лучше признаем самым главным
художника, – просто ответила Точка. – Ведь
именно ему мы обязаны жизнью. Благодаря ему мы,
как по волшебству, превращаемся то в прекрасное
озеро с солнечными бликами на воде, то в бурное
море, рассыпающее брызги. Мы можем стать
извилистыми ветвями могучего дуба или легким
осенним листком. И вы, и я в каждой картине
появляемся не случайно, а по замыслу художника –
так зачем же спорить, кто из нас главнее?
С тех пор Пятно и Линия стыдятся
вспоминать о своей ссоре. Они очень любезны друг
с другом, а с Точкой особенно. Единственный, кто
частенько вспоминает затеянный однажды
переполох, – это старый шкаф, в котором хранятся
папки с рисунками. Дело в том, что от криков Пятна
и Линии у него тогда не на шутку разболелись
дверцы. Они и по сей день иногда ноют при перемене
погоды.
Фрагмент урока изобразительного
искусства (лингвистический компонент) в 1-м
классе
Тема. «Выразительные возможности
графических материалов. Линия и пятно в графике.
Тушь как графический материал. Силуэт».
О чем поведала Тушь
Наши старые знакомые, Линия и Пятно,
помирились, как мы помним из сказки. Теперь они
живут и трудятся в полном согласии, сознавая, что
являются средствами художественной
выразительности. С Линией и Пятном хорошо
знакомы разные материалы: Краски, Цветные
Карандаши, Фломастеры, Пастель. И вот однажды с
ними захотела познакомиться Тушь. Не та, которой
женщины подкрашивают свои ресницы, а другая,
художественная, по праву считающая себя одним из
главных графических материалов.
О себе Тушь рассказала очень подробно.
Это и неудивительно: ведь ее имя пришло к нам из
немецкого языка, а немцы любят точность и порядок
во всем. Оказалось, черную Тушь делают из сажи и
копоти. При рисовании жидкой Тушью пользуются и
кистью, и пером, и деревянными палочками. На
бумаге она быстро высыхает и долгие годы не
теряет насыщенного черного цвета. В
доказательство Тушь продемонстрировала рисунки,
выполненные неизвестным художником в далеком XIX
веке. Рисунки были очень красивы, хотя и необычны.
Линия и Пятно с удовольствием обнаружили в них
свое присутствие и заинтересовались: как
называется эта художественная техника, при
которой все нарисованное напоминает четкие,
изящные тени? И услышали рассказ о силуэтах...
Силуэты
Что такое силуэты?
Четкий контур против света.
По-французски «силуэты» –
Очертания предмета.
Вот, смотрите: в ясный день
С вами рядом ходит тень,
Будто точный ваш портрет;
Это тоже силуэт.
Вот и вечер; гаснут краски,
Раздается песня где-то.
И, как будто бы из сказки,
В мир приходят силуэты.
Небо заревом объято.
В чудном пламени заката
Сосен контуры темны,
Волшебством обведены.
На тарелке – хлеб, картофель.
Сумерки, полоска света.
Повернулась мама в профиль –
Тоже стала силуэтом.
Вот беру я кисть большую,
Краску черную густую,
Маму боком я сажаю
И работу начинаю.
Красота! Готов портрет:
Четкий мамин силуэт.
Линия и Пятно, недолго думая,
согласились поработать с Тушью (не без участия
Художника, разумеется). Правда, для начала Тушь
показала свой капризный характер: взяла да и
капнула прямо на бумагу с кончика кисти.
Получилось на бумаге неправильное пятно, а
попросту клякса. Но Художник не растерялся:
придал пятну форму пушистого кота, подрисовал
внизу крышу дома, а на небе луну и звезды.
Получилось: сидит кот на крыше, четко
выделяясь на фоне огромной луны силуэтом, и на
звезды любуется...