Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №4/2009

Я иду на урок

Нина Жиронкина ,
учитель школы № 2, г. Ливны, Орловская обл.

Ель–кормилица

Русский язык. 3 класс

Тема. «Творческая работа. “Ель-кормилица”».

Цели. Развивать умение конструировать повествование по коллективно составленному плану и опорным словам; учить подбирать точные, яркие, выразительные слова для текста, избегая повторов одних и тех же слов; развивать речь учащихся, орфографическую зоркость; обучать детей анализировать текст; воспитывать познавательный интерес.

Учебные материалы. Иллюстрации с изображениями белки, дятла, клеста; карточки с опорными словами, с текстом для каждого ученика.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Целевая установка

Учитель. С какой целью мы проводим уроки развития речи?

Дети. Чтобы научиться грамотно выражать свои мысли, обогащать нашу речь, делать ее яркой, образной, красивой.

У. Чем нам помогают уроки развития речи?

Д. Помогают расширять словарный запас.

У. Продолжим эту работу. Тему сегодняшней творческой работы нам поможет определить стихотворение С. Никулиной. Узнайте, о чем оно.

На доске – первая строфа стихотворения. Словосочетание русский лес закрыто.

Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.

Нагнусь к нему напиться –
И видно все до дна.
Течет вода-водица,
Вкусна и холодна.

Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану –
Присяду на пенек.

А будет жажда мучить,
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.

Нас ждут тут и рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.

Он очень любит пеших,
Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой.

Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, он шумит.

(С. Никулин)

– О чем это стихотворение?

Д. О русском лесе.

На доске открывается словосочетание русский лес.

У. Сегодня мы поговорим о лесе и его обитателях. А эпиграфом нашей творческой работы послужат слова первой строфы стихотворения С. Никулиной.

Учитель дочитывает стихотворение до конца.

III. Знакомство с текстом

У каждого учащегося на партах индивидуальные карточки с текстом.

К ос...ни на старой ели в...сели т...желые ш...шки.
В них с...зрели с...мена.
Ел... г...товилась нак...рмить птиц и зв...рей.
Гол...дно стало з...мой в л...су. Вот на п...ляну выскочила...

У. Прочитайте (про себя) то, что написано на карточке.

Дети читают.

– Какие орфограммы здесь встретились?

Ученики называют орфограммы и правила проверкинаписания слов с ними: к ос...ни – безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением, проверочное слово осенний – и т.д.

IV. Беседа по содержанию

У. Что вы прочитали?

Д. Текст.

У. Докажите, что это текст.

Д. Предложения текста имеют границы. Они связаны по смыслу. Части теста выделяются красной строкой. Текст можно озаглавить.

У. О чем наш текст?

Д. О ели.

У. Что вы назвали?

Д. Тему текста.

У. Что важное, главное хотел сказать нам автор?

Д. Ель кормит всех.

У. Что мы озвучили?

Д. Основную мысль текста.

У. Еще раз повторите ее.

Д. Ель кормит всех.

У. Значит, кто ель?

Д. Кормилица.

У. Как можно озаглавить текст с точки зрения темы и основной мысли?

Д. «Ель-кормилица».

– «Добрая ель».

У. Подтвердите правильность своего названия.

Д. Мы знаем, что заголовок часто называет тему текста.

У. Просмотрите еще раз текст и скажите: к какому типу текста он относится?

Д. Это повествование.

У. Докажите.

Д. В тексте рассказывается, повествуется о ели. К такому тексту можно задать вопросы: «Что случилось с елью?», «Как это произошло?»

У. По каким еще признакам вы узнали, что это повествование?

Д. В тексте много глаголов.

У. Назовите их.

Дети перечисляют.

– Какой это текст по стилю: разговорный или книжный, научный или художественный?

Д. Книжный, художественный.

У. Напомните нам цель текста художественного стиля.

Д. Нарисовать яркую, красочную картину при помощи изобразительных средств речи и выразить свое отношение к происшедшему.

V. Составление плана текста

У. Есть ли продолжение у этого текста?

Д. Нет.

У. Давайте продолжим его. О чем или о ком он будет?

Д. О тех, кого будет кормить ель.

У. Что надо сделать для того, чтобы дальше рассказать о главных событиях в определенной последовательности?

Д. Составить план.

У. Прочитайте первую часть текста. Как мы ее озаглавим?

Д. «Ель осенью».

– «Осенняя ель».

– «Одинокая ель».

У. О ком будем говорить во второй части?

Д. О тех, кто прилетел к ели.

У. Как мы озаглавим вторую часть?

Д. «Зимние гости».

– «В гости к ели».

У. Ель, которая кормит зверей и птиц, – это большая картина, нарисованная автором. А из каких маленьких картинок (микротем) состоит эта большая картина? Какие узкие, маленькие картинки (микротемы) раскрывают общую, широкую тему второй части?

Д. Птицы и звери, которых кормит ель.

У. Кого же именно кормит ель? Об этом мы узнаем из рассказа Г. Скребицкого «Мать и кормилица».

Послушайте отрывок:

Голодно стало в лесу. Где же раздобыть еду тем, кто не улетел в южные страны и не заснул на всю зиму глубоким сном?
Выскочила на лесную поляну пушистая белка, взглянула зорким глазком на старую ель: «Сколько чудесных шишек висит на концах ее ветвей! В них, наверное, спрятаны вкусные семена». Мигом забралась белка на дерево, взяла шишку в передние лапы и принялась за еду.
И пестрый дятел летит из леса прямо к высокой ели – тоже спешит за шишками. Выбрал, какая поплотней, порумяней, сорвал своим крепким клювом и обратно в лес полетел к заветному дереву. Там у дятла столовая – расщелинка в стволе. В нее он вставляет принесенные шишки, долбит их, выбирает из-под чешуек вкусные семена.
Улетел дятел в лес, а у ели уже новые гости. Целая стайка клестов с веселыми криками опустилась на ветки дерева. Уцепились клесты острыми коготками за шишки, повисли на них, раскачиваются, как на качелях, а сами засовывают под чешуйки свои кривые носы, будто щипцами достают ими одно семечко за другим.
Торопятся клесты, какое семечко проглотят, а какое уронят, сколько семян на снегу рассыпано! Что ж, и они не пропадут: их охотно склюют те птички, у кого клюв не такой крепкий, как у дятла или клеста. Эти птицы с земли упавшие семечки подберут и тоже сыты будут.
Немало лесных обитателей кормит зимою старая ель, большую пользу лесу приносит. Значит, недаром висят на ее ветвях тяжелые грозди созревших шишек, недаром под их чешуйками кроются вкусные семена. Старая ель – это кормилица многих птиц и зверей.

VI. Языковый анализ текста. Лексико-грамматическая подготовка

У. Какие слова помогают нам рассказать о героях, событиях текста?

Д. Опорные слова.

У. Давайте подберем опорные слова для продолжения текста. Вспомним, кто кормится еловыми шишками. Первого героя подсказал нам Г. Скребицкий. Кто это?

Д. Белка.

У. Какие слова помогут нам описать белку?

Учитель читает отрывок о белке. На доску записывают опорные слова: выскочила, взглянула, быстро, забралась, сорвала, взяла, принялась за еду, стала есть, принялась лакомиться.

– Какое из этих выражений: принялась есть, стала есть, принялась лакомиться – больше подходит к тексту?

Д. Принялась лакомиться.

У. Что оно помогает передать?

Д. Семена шишек – самая вкусная еда для белки.

У. В дальнейшем из множества опорных слов вы будете выбирать те слова, которые, по вашему мнению, лучше всего подойдут к вашей творческой работе.

Каким птицам дает еду ель?

Д. Дятлам, клестам.

У. Назовите второго героя.

Д. Пестрый дятел.

Работа ведется аналогично.

На доске: торопится, спешит, летит к ели, выбрал, сорвал, долбит, вставляет в расщелинку, полетел к заветному дереву.

У. Кто был третьим гостем ели?

Д. Клесты.

На доске: стайка опустилась, уцепились острыми коготками, повисли, раскачиваются, чешуйки, кривые носы, засовывают, достают семена (семечки), шелушат шишку.

У. Давайте подумаем, что может произойти дальше. Все ли шишки израсходовала ель?

Д. Нет.

У. Остались ли еще шишки на ели до весны?

Д. Остались.

У. Что происходит весной с еловыми шишками?

Д. Солнце пригреет, шишки начнут трескаться, и семена вылетят.

У. Что произойдет с семенами, если они попадут во влажную землю?

Д. Они прорастут.

У. А что произойдет дальше?

Д. Появится новое растение.

У. Как мы озаглавим третью часть нашего повествования?

Д. «Ель дает (дарит) жизнь другому дереву».

У. Этим же предложением можно и закончить наш текст.

На доске появляются название и план текста:

Ель-кормилица

1. Ель осенью.
2. Зимние гости.
3. Ель дарит жизнь новому дереву.

VII. Словарно-орфографическая подготовка

– Чтобы в тексте не было повторов одного и того же слова, подберем слова-заменители.

Ель — она, дерево, елка.
Дятел — он, птица.
Белка — она, зверек.
Клесты — стая, птички, они.

У. Для соединения предложений в тексте или его частей составим цепочки связей. Какие слова мы используем?

Д. Вот, однажды...

У. События, которые вы будете описывать в третьей части, произойдут весной. Глаголы какого времени вы будете употреблять в этой части?

Д. Глаголы прошедшего времени, используемые в первой и во второй частях, сменятся глаголами будущего времени.

VIII. Подготовка к записи текста

У. Расскажите, что у вас получилось.

При пересказе текста детьми учитель корректирует предложения, привлекая к этой работе учащихся.

– Не забывайте при письме о словах на изученные орфограммы, требующие проверки.

IХ. Самостоятельная работа учащихся

Х. Самопроверка

XI. Итог урока

У. Чему вы учились на уроке? Какой вид работы вам больше понравился? Что нового вы узнали про обитателей леса?

Дети отвечают.