2 класс
ДИКТАНТ
Цель работы – проверить умение
применять пройденные правила.
Вариант 1
В ЛЕСУ
Наступила весна. Стоят теплые деньки.
Лучи солнца играют в листве деревьев. Звонко поют
птицы. В траве гудят жуки. На березе гнездо грача.
В гнезде сидят грачата. На сосне мелькнула
пушистая белочка. Природа проснулась и ожила.
Слова для справок: теплые, березе,
мелькнула.
Грамматические задания
1. В восьмом предложении подчеркнуть
главные члены.
2. К каждому слову седьмого предложения подобрать
и записать проверочные.
Вариант 2
ДРУЖНАЯ ВЕСНА
Пришла дружная весна. Светит теплое
солнышко. Рыхлый снег остался только в тени леса.
На лесных озерах треснул лед. Мутная вода
затопила низины. Журчат шумные ручьи. На березах
надулись маленькие почки. Они пахнут душистой
смолой. Кричат веселые воробьи.
Слова для справок: затопила, пришла.
Грамматические задания
1. В третьем предложении подчеркнуть
главные члены.
2. К словам лесных, озерах подобрать и
записать проверочные.
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Цель – проверить умения списывать
текст, обнаруживать орфограммы.
ПО ЯГОДЫ
Вот и земляника поспела. Бабушка с Надей
взяли кружечки и пошли в лес. Они стали собирать
ягоду. Только бабушка – в кружечку, а Надя – в
рот. Пришли домой. У бабушки полная кружечка. У
Нади кружка пустая, даже дедушку угостить нечем.
Стыдно ей стало.
Грамматическое задание
Ученик делил слова для переноса так: ма-лина,
сморо-дина, ряби-на, клубни-ка, чер-ника,
зем-ляника.
Можно ли слова для переноса разделить иначе? Как?
Запишите.
РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ
I. Расположите части так, чтобы
получился связный рассказ.
ПТИЦА НА ВОЛЕ
Сережа громко закричал. Кот выпустил
птицу. Скворец лежал на полу и тяжело дышал. Кот
здорово помял его. Мальчик посадил скворца в
клетку. Скоро птица ожила. Сережа выпустил ее на
волю. Сережа открыл дверь. В комнату вбежал кот. В
зубах у него был скворец.
II. Из данных слов составьте
предложения. Дайте название тексту.
в, извилистая, уводит, тропинка, лес
на, лучи, играют, солнца, поляна
дрожат, под, солнечные, деревьями,
зайчики
пестрит, в, от, глазах, цветов
над, звенят, лесом, веселые, птиц, песни
III. Подготовьтесь ответить на
вопросы. Запишите ответы.
ЕЖ И ЗАЯЦ
Беленький, гладенький зайчик сказал
ежу:
– Какое у тебя, братец, некрасивое, колючее
платье!
– Правда, – ответил еж, – но мои колючки спасают
меня от зубов собаки и волка.
Служит ли тебе так же твоя хорошенькая пушистая
шкурка?
Зайчик вместо ответа только вздохнул.
(По К. Ушинскому)
Вопросы
1. Какой был зайчик?
2. Какая у него была шкурка?
3. Каким был ежик?
4. Что спасает ежика от зубов волка и собаки?
3 класс
ДИКТАНТ
Цель – проверить умения
обнаруживать орфограммы в тексте, писать слова
на основе изученных правил.
Вариант 1
ЦВЕТЫ
Пришла ранняя весна. Солнышко разбудило
лес и растопило снежинки на верхушке сосны. Упали
первые капельки на снег. Они пробили сугроб и
сухую листву. Из земли стали показываться
зеленые стрелки. А вот и первые подснежники.
Наступает поздняя весна. В тиши леса проснулся
ландыш. Он издает нежный запах. А как красивы его
белые колокольчики! Цветы – подарок весны.
Сохрани их.
Слово для справки: показываться.
Грамматические задания
1. В третьем предложении подчеркнуть
главные члены.
2. Образовать от слов утро, весна
родственные слова с удвоенными согласными.
Дописать 2–3 слова с удвоенными согласными бб,
сс.
Вариант 2
КЛУБОК
У Кости Воробьева поселился чудесный
пушистый щенок. Как назвать собачку? Побежал
щенок по полу. Казалось, серый клубок покатился.
За это и назвали щенка Клубком. Щенок всю зиму
провел в доме. Хорошо жилось Клубку в тепле. Он
гонял мяч лапками, прятал под кровать варежки.
Щенок таскал зубами за полу пальто. Мальчик и
Клубок стали большими друзьями.
Слово для справки: щенок.
Грамматические задания
1. В предпоследнем предложении
подчеркнуть главные члены.
2. К словам побежал, покатился
подобрать по два проверочных слова.
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Цель – проверить умения списывать
текст, обнаруживать орфограммы.
ЧЕРЕМУХА
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила...
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве между корней
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черемуха душистая
Развесившись стоит,
И зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.
(С. Есенин)
РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ
I. Обучающее изложение.
СТАРЫЙ ПЕС
Был у человека верный друг. Звали его
Полкан. Много лет он сторожил дом.
Шли годы. Полкан постарел. Он стал плохо видеть.
Однажды в ясный летний день Полкан не узнал
своего хозяина. Он выбежал из своей будки и стал
на него лаять. Хозяин удивился.
Через несколько дней человек принес маленького
щенка. Он поселил его рядом с Полканом. Старый пес
подружился со щенком. Они часто вместе играли.
Полкану теперь не было скучно.
Слова для справок: много, видеть,
на него, лаять, несколько.
II. Прочитайте стихотворение.
Подготовьте и запишите ответы на вопросы.
СПЯЩИЙ КОТЕНОК
– Если котенок улегся у лавки,
Мордочку спрятал, и хвостик, и лапки,
Что из него получилось, дружок?
– Маленький рыжий пушистый клубок.
(Ф. Грубин)
Вопросы
1. Придумай и запиши, у кого жил котенок.
2. Каким он был?
3. Где он любил спать?
4. Что прятал котенок, когда спал?
5. На что он был похож?
6. Какой котенок у тебя? (Или: какого котенка ты
хотел бы иметь?)
7. Как его зовут? (Или как бы ты его назвал?)
8. Что он любит делать?
III. Свободный диктант.
КТО ХОЗЯИН?
У Сережи и Захара жила собака. Ее звали
Жук. Мальчики подобрали Жука с перебитой ногой.
Они ухаживали за ним. Жук выздоровел.
Кто хозяин Жука? Сережа и Захар каждый день
спорили об этом.
Однажды они гуляли в лесу. Жук бежал впереди.
Вдруг на Жука напали овчарки. Сережа закричал и
полез на дерево. А Захар не убежал. Он взял палку и
защитил Жука. Прибежал сторож и отогнал собак.
Сережа теперь не спорит, кто хозяин Жука.
Слова для справок:
1-я часть: ухаживали, за ним,
выздоровел;
2-я часть: об этом;
3-я часть: впереди, овчарка;
4-я часть: теперь.
4 класс
ДИКТАНТ
Цель – проверить умения
обнаруживать орфограммы в тексте, писать слова
на основе изученных правил, ставить запятую при
однородных членах предложения.
Вариант 1
ВЕСЕННИЙ ЗВОН
Пробудилась земля от долгого зимнего
сна. Заблестела молодая травка. Разлилась волна
зеленого тумана по широкому лугу. Стоят теплые и
тихие вечера. Звенят луга. По земле, по лугам, по
оврагам плывет звон. Что это звенит? Вот
скатилась капля сладкого сока с березовой ветки.
Она упала на зеркальную поверхность пруда.
Возвратились из теплого края журавли. Они важно
осмотрели родное болото. Весело зазвучала их
радостная песня. В эти дни мы всюду слышим музыку
природы.
Слово для справки: прислушался.
Грамматические задания
1. Шестое предложение разобрать по
членам.
2. В третьем предложении обозначить падежи имен
существительных и прилагательных.
Вариант 2
ВЕСНА В ЛЕСУ
Хороша весна в лесу! Звонко поют птицы.
Под деревьями звенят весенние ручейки. Смолой
пахнут душистые клейкие почки. Солнце ласково
пригревало землю. Теплый ветер пробегал в
высоких вершинах. Зазеленела листва на деревьях.
Появилась молодая травка. На лесных полянках
зацвели белые и голубые подснежники. Запели над
ручьями голосистые соловьи. По кочкам забегали
хлопотливые муравьи. Прогудел первый шмель. На
припеке паслись лоси.
Слова для справок: звенят, на припеке,
ласково.
Грамматические задания
1. Третье предложение разобрать по
членам.
2. В четвертом предложении обозначить падежи имен
существительных и прилагательных.
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Цель – проверить умения списывать
текст, обнаруживать орфограммы.
Озаглавьте текст.
Закатилось солнце. Угасает день.
Смолкают голоса птиц.
Но вот в тишине из оврага послышалась новая
птичья песня. Певец пробует свой сильный
чудесный голос. Щелкнул, издал протяжный свист.
Помолчал минуту, вновь засвистел, рассыпался
трелью.
Кто же это так хорошо поет в сумерках?
Вот он сидит на суку. Сам темный, серый, ростом с
воробья, только потоньше и постройнее.
Птичка подняла головку, открыла клюв. Легко и
свободно полились звуки соловьиной песни.
Грамматические задания
1. О какой птице говорится в тексте? Как
по-разному называет ее автор?
2. Указать время, лицо и спряжение глаголов во
втором и третьем предложениях; выделить
окончания.
РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ
I. Обучающее изложение.
ЗАЙЧАТА
Ранней весной родились маленькие
зайчата. По утрам были крепкие весенние морозы. И
птиц, и зверей держал на снегу плотный наст.
Крепко прижались друг к другу в норке маленькие
зверьки. Они терпеливо ждут свою мать. Вот и
зайчиха. Она накормит своих и чужих зайчат.
Показалось над лесом солнышко. Ярким светом
залилась поляна. Обрадовались теплому солнышку
малыши, высунулись из сухой прошлогодней травы.
Заметила зайчат суетливая птица. Перелетает она
от ветки к ветке, осматривает местность. Большими
и страшными зверями кажутся ей робкие зайчата. Со
страхом смотрят они на птицу. Птица взлетела и
скрылась в молодом осиннике. Зайчата
успокоились.
II. Придумайте и запишите начало и
продолжение данного текста.
За лето щенок очень вырос. Это был
черный с белыми пятнами песик. Глаза у него
блестели, как два ярких уголька. Мы щенка назвали
Белоносый. Собака очень привыкла к нам.
III. Свободный диктант.
День был знойный. Солнце палило. Собака
обнюхала кусты и траву с высунутым языком. Емеля
устал. Он едва таскал ноги. Но вот знакомый треск
и шорох. Лыска упал на траву и не шевелился.
Старик оглянулся и присел. Под кустом стоял
олененок. У него были тоненькие ножки, красивая
головка. Весь он был покрыт желтым пушком.
Охотник прицелился. Но вот что-то оборвалось в
груди у старого Емели. Он опустил ружье.
Олененок спокойно ходил около куста. Емеля
свистнул. Малыш быстро скрылся в кустах. А старик
долго стоял на месте и все улыбался. Он был рад,
что олененок остался жив.
(По Д. Мамину-Сибиряку)
Слова для справок: шорох, что-то,
присел.