Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №2/2009

Педагогика в лицах

Валентина Манзюк ,
учитель лицея «Грани» при школе № 10 г. Барнаул.

Как развить любознательность

Из опыта работы

Как из человека вырастает ученый, поэт, философ? Наверное, здесь большую роль играют гены. Недаром слова гены и гениальность созвучны. У автора статьи нет статистических данных, подтверждающих или опровергающих это предположение. Зато есть опыт повседневного кропотливого выращивания в маленьком ребенке желания исследовать непонятное, применять знания на практике, задавать вопросы и добиваться ответа на них.

Первая заметка. Как развить любознательность

Основа любого вхождения в науку – любознательность. Вот почему я постоянно учу задавать вопросы. Это сложно – правильно задавать вопросы. Поэтому начинаю с регулярного:

  • Как вы поняли задание?

  • Кто понял так же, как Женя?

  • Кто понял по-другому?

  • Какое слово непонятно?

  • С чего начнем выполнять задание?

  • В какой последовательности?

  • Что это задание во мне развивает?

  • Как я изменился после этого урока? четверти? года?

Слово обладает магической силой: то оно помогает, то загоняет в тупик. Любой исследователь должен внятно изъясняться. Как сделать словарный запас ребенка максимально богатым? Конечно, через чтение:

  • семейное (бабушки, ау, где вы?);

  • самостоятельное;

  • принудительное (да, и такое бывает!);

  • поощрительное («Что тебе купить на день рождения, сынок? Декоративных курочек, футбольный мяч или мороженого для всех друзей?» – «Давай лучше зайдем в книжный магазин», – просит сын. И нам понятно, что книга для этого человека – высшее поощрение).

Конечно, нечитающая семья – плохой образец для подражания, как плохо и отсутствие в доме книг, журналов или наличие книг, из которых дочь давным-давно выросла, а родители этого не заметили.

На репетиторских уроках занятия я начинаю с пятиминутного чтения: пять минут чтение, пять минут русский язык (сколько успеет ребенок!), пять минут чтение вслух, пять минут математика – и так весь час. Оказывается, важно читать вслух по чуть-чуть, меняя при этом стили, шрифт, содержание (как говорят психологи, смена видов деятельности не утомляет, а вдохновляет), а не заставлять: «Пока не прочитаешь десять страниц, гулять не пойдешь!» От такой родительской «заботы», кроме ненависти к книге, не вырастет ничего.

А еще важно говорить с ребенком: когда идете в магазин или едете в автобусе, ждете очереди у светофора или кабинета стоматолога – говорить обо всем! О пчелах, осах и шмелях, атомах и террористах, звездах и конфетах, предках и мультиках. Какое это благодатное занятие! Поверьте, именно эта «болтовня» останется светлым воспоминанием из детства, поможет избежать непонимания между «отцами и детьми», сделает счастливыми и нас, взрослых.

...А ребенок еще только в школу пошел…

Вторая заметка. Как приобретать знание

– А полководец – это кто? – спрашивает Даша.

Спасибо, милая, ты дала мне возможность поговорить о составе слова. И тебе, Лола, спасибо, – ты неверно выделила окончание в слове «грачата», и наш разговор о составе слова тебе очень поможет, потому что ты сама ни за что не признаешься (пока!), что не умеешь этого делать.

Что вы думаете? С полководцем мы «бились» почти весь урок! Правда, попутно, как бы невзначай (и это высший пилотаж урока!) дети узнали, как выделить окончание в разных частях речи, составили несколько красивых предложений, познакомились со словами, в которых вынуждены были менять окончания (иначе смысла не будет!), решили несколько ребусов и открыли интерфикс, который хотели поначалу назвать «междусуффикс», «междучасть», но потом согласились, что «интерфикс» все-таки звучит красивее.

Части слова – наши большие друзья – не дают ошибке ходу.

Учитель. Женя, как ты понял, что слово пятиклассник надо писать с буквой епятеклассник?

Женя. Нашел родственное – пятерка: слышу о, пишу е по правилу.

Дети. Ты забыл, что проверяемый гласный в этих словах – в разных частях речи. Нельзя окончание проверять суффиксом!

Так одно соединяется с другим и образуется знание – вторая ступень после любознательности на пути к исследованию.

Для меня знание – не количество прочитанных книг (хотя и не без этого). Знание – это способы получения нужной информации. Они универсальны эти способы, и поэтому срабатывают всегда и везде: на математике и рисовании, в Америке и на Камчатке. В этом их прелесть, в этом их тайна. Но уже в первом классе дети фиксируют некоторые из них:

– Если не знаешь: спроси взрослого, одноклассника, найди информацию в словаре, энциклопедии, Интернете, книге и т.д.

– А дальше – подумай (сделай анализ ситуации), сравни, сопоставь, обобщи, проверь.

Какие из этих операций интереснее для вас, я не знаю. Мне интереснее последняя – «проверь».

Третья заметка. Как приучить себя к самопроверке

Как правило, родители считают своей обязанностью проверять домашнее задание, и это традиционно поощряется учителями. При этом взрослый указывает ребенку на ошибки. Самые нетерпеливые еще и подскажут, как следовало бы написать правильно. Ошибка исправляется, и все довольны.

Но формирует ли такая проверка функцию контроля у ребенка? Печально, но ответ определенный: не формирует. Мало того, ребенок за домашнее задание получает более высокую отметку, чем за классное – ведь в школе мама не стояла рядом, не вздыхала, не вскрикивала, не охала при виде ошибки, как это было дома.

А как надо проверять, ребенок не понял. А ведь умение проверять – едва ли не главное в научно-исследовательской работе.

Вот и получается, что и третью составную часть в деле выращивания исследователя, да и вообще человека, нужно вовремя включать в повседневную учебную деятельность каждого ученика.

Для обучения способу проверки (или контроля, что одно и то же) я использую шкалу, которой дети начинают пользоваться уже в предлицее, а затем в первом классе. Многие учителя начинают так же, а потом бросают, мотивируя нехваткой времени.

Я не бросаю. Ведь что такое шкала? Это вертикальный отрезок высотой 1–2 см, который имеет какое-то название. Например:

– «Проверь еще раз все выражения на сложение»;

– «Проверь, правильно ли поставлено ударение в каждом слове».

Таких шкал для конкретного задания может быть несколько, но не менее одной. Сколько их будет, решает сам ребенок. Ведь он теперь знает, что нужно проверять, и делает эту привычную для себя работу. После проверки он ставит на шкале «крестик».

Это значит: «Проверил, нашел ошибку, исправил, оценил свое умение ставить ударение как хорошее, почти отличное. Проверьте меня и вы, учитель, поставьте на шкале свою отметку – выше или ниже моей, а может быть, вы согласитесь с моей отметкой».

С введением шкалы все (учитель, ученик, родители) видят проблему, применяют конкретные приемы помощи и коррекции.

Исчезают вопросы типа: «А за что вы мне “три” поставили?», «А на что нам дома обратить внимание?»

А юный исследователь привыкает проверять каждое слово, результат вычислений, правильность обозначения данных к задаче. Повышаются интерес, качество учебного сотрудничества, аккуратность выполнения задания, оригинальность гипотезы и многое другое.

Вот какая работа стоит за словом «проверь»!

Четвертая заметка. Поговорим о науке

Все хорошо, только к науке вышесказанное имеет пока не самое прямое отношение. Поговорим о науке.

Начальная школа лицея «Грани» существует три года. Как школа подготовки юных исследователей – два. Прошлогодние первоклассники, систематически занимаясь квази исследованиями на уроках, естественным образом вышли на проектно-исследовательскую работу на межпредметном материале.

Выполнили шесть исследований, которые отправили на Всероссийский конкурс «Я – исследователь». Все работы вышли в финал, одна – в суперфинал, заняв третье место.

Конечно, из 22 человек, занятых исследованиями, не все делали свой «кусок» без помощи взрослых, и это нормально, потому что такая деятельность лежит в зоне ближайшего развития ребенка и помощь психологов, педагогов и родителей здесь необходима.

Достигая цели своего исследования, дети овладевают всеми необходимыми навыками проведения анкетирования, опроса, наблюдения, эксперимента; знакомятся с теоретическими источниками, беседуют со старшими, сравнивают разнообразный материал по различным основаниям.

Юные исследователи учатся представлять собранный материал в виде таблиц, описаний, ранжирования по значимости, фотосопровождений. Они общаются в мини-группах во время обсуждения фактов и гипотез, учатся защищать свои выводы и обобщения перед взрослыми, знакомыми и незнакомыми сверстниками.

Сегодняшние второклассники вышли на уровень индивидуальных исследований. Это значительно труднее, но зато формирует самостоятельность и независимость, к тому же разнообразит «исследовательское меню» – ведь в этом году отдельные авторы:

  • наблюдают за этапами роста отдельных растений;

  • составляют родословную собаки редкой породы канне-корсо;

  • исследуют причины смены названий улиц нашего города;

  • «обнаруживают» четвертое состояние вещества и задались вопросом: «А нет ли пятого?»;

  • сравнивают время сказочное и реальное в «Сказке о золотом петушке» А.С. Пушкина.

Не остались в стороне и нынешние первоклассники. Они раскрывают секреты фотосинтеза и астрономии, проверяют любимые лакомства на предмет содержания вредных для здоровья веществ, изучают проблемы религиоведения.

Из 11 исследований, представленных на краевую конференцию юных исследователей «Первые шаги», 5 сделаны новичками-первоклассниками, а шестое – дошкольником Мишей Асеевым, посещающим предлицей «Грани».

Вот так наука овладевает младшими «Гранями».

По-моему, научное будущее лицеистов обеспечено. А вы как считаете?

Спонсор публикации компания "Климат Профф", занимающаяся реализацией, установкой и техобслуживанием климатического оборудования. Чтобы сделать погоду в Вашем доме всегда комфортной, "Климат Профф" предлагает Вам купить бризер Тион О2. Установив эту компактную настенную установку, разработанную с применением уникальных технологий специально для медицинских учреждений, Вам больше не будет нужно открывать окна для проветривания, что особенно важно, если в Вашей семье есть любознательные маленькие дети. Вашу квартиру наполнит воздух с улицы, свежий и чистый, поскольку система предварительно очистит его от пыли, аллергенов, вирусов, бактерий, спор плесени, а также вредных автомобильных и промышленных газов.Если в семье есть курильщики, то больше не нужно будет выгонять их на балкон или на лестничную площадку – можно всего лишь нажать на кнопку дистанционного пульта, и бризер быстро справится с табачным дымом. Зимой Тион О2 обеспечит комфорт в Вашем доме, наполнив квартиру чистым, предварительно подогретым воздухом. Подробнее ознакомиться с техническими характеристиками прибора, особенностями его установки и обслуживания, а также ценами на него можно на сайте klimatproff.ru.