Первая заметка. Как развить
любознательность
Основа любого вхождения в науку –
любознательность. Вот почему я постоянно учу
задавать вопросы. Это сложно – правильно
задавать вопросы. Поэтому начинаю с регулярного:
Как вы поняли задание?
Кто понял так же, как Женя?
Кто понял по-другому?
Какое слово непонятно?
С чего начнем выполнять задание?
В какой последовательности?
Что это задание во мне развивает?
Как я изменился после этого урока?
четверти? года?
Слово обладает магической силой: то оно
помогает, то загоняет в тупик. Любой
исследователь должен внятно изъясняться. Как
сделать словарный запас ребенка максимально
богатым? Конечно, через чтение:
семейное (бабушки, ау, где вы?);
самостоятельное;
принудительное (да, и такое бывает!);
поощрительное («Что тебе купить на день
рождения, сынок? Декоративных курочек,
футбольный мяч или мороженого для всех
друзей?» – «Давай лучше зайдем в книжный
магазин», – просит сын. И нам понятно, что книга
для этого человека – высшее поощрение).
Конечно, нечитающая семья – плохой
образец для подражания, как плохо и отсутствие в
доме книг, журналов или наличие книг, из которых
дочь давным-давно выросла, а родители этого не
заметили.
На репетиторских уроках занятия я
начинаю с пятиминутного чтения: пять минут
чтение, пять минут русский язык (сколько успеет
ребенок!), пять минут чтение вслух, пять минут
математика – и так весь час. Оказывается,
важно читать вслух по чуть-чуть, меняя при этом
стили, шрифт, содержание (как говорят психологи,
смена видов деятельности не утомляет, а
вдохновляет), а не заставлять: «Пока не
прочитаешь десять страниц, гулять не пойдешь!» От
такой родительской «заботы», кроме ненависти к
книге, не вырастет ничего.
А еще важно говорить с ребенком: когда
идете в магазин или едете в автобусе, ждете
очереди у светофора или кабинета стоматолога –
говорить обо всем! О пчелах, осах и шмелях, атомах
и террористах, звездах и конфетах, предках и
мультиках. Какое это благодатное занятие!
Поверьте, именно эта «болтовня» останется
светлым воспоминанием из детства, поможет
избежать непонимания между «отцами и детьми»,
сделает счастливыми и нас, взрослых.
...А ребенок еще только в школу пошел…
Вторая заметка. Как приобретать знание
– А полководец – это кто? – спрашивает
Даша.
Спасибо, милая, ты дала мне возможность
поговорить о составе слова. И тебе, Лола,
спасибо, – ты неверно выделила окончание в
слове «грачата», и наш разговор о составе слова
тебе очень поможет, потому что ты сама ни за что
не признаешься (пока!), что не умеешь этого делать.
Что вы думаете? С полководцем мы
«бились» почти весь урок! Правда, попутно, как бы
невзначай (и это высший пилотаж урока!) дети
узнали, как выделить окончание в разных частях
речи, составили несколько красивых предложений,
познакомились со словами, в которых вынуждены
были менять окончания (иначе смысла не будет!),
решили несколько ребусов и открыли интерфикс,
который хотели поначалу назвать «междусуффикс»,
«междучасть», но потом согласились, что
«интерфикс» все-таки звучит красивее.
Части слова – наши большие друзья – не
дают ошибке ходу.
Учитель. Женя, как ты понял, что слово
пятиклассник надо писать с буквой е –
пятеклассник?
Женя. Нашел родственное – пятерка:
слышу о, пишу е по правилу.
Дети. Ты забыл, что проверяемый
гласный в этих словах – в разных частях речи.
Нельзя окончание проверять суффиксом!
Так одно соединяется с другим и
образуется знание – вторая ступень после
любознательности на пути к исследованию.
Для меня знание – не количество
прочитанных книг (хотя и не без этого). Знание –
это способы получения нужной информации. Они
универсальны эти способы, и поэтому срабатывают
всегда и везде: на математике и рисовании, в
Америке и на Камчатке. В этом их прелесть, в этом
их тайна. Но уже в первом классе дети фиксируют
некоторые из них:
– Если не знаешь: спроси взрослого,
одноклассника, найди информацию в словаре,
энциклопедии, Интернете, книге и т.д.
– А дальше – подумай (сделай анализ
ситуации), сравни, сопоставь, обобщи, проверь.
Какие из этих операций интереснее для
вас, я не знаю. Мне интереснее последняя –
«проверь».
Третья заметка. Как приучить себя к
самопроверке
Как правило, родители считают своей
обязанностью проверять домашнее задание, и это
традиционно поощряется учителями. При этом
взрослый указывает ребенку на ошибки. Самые
нетерпеливые еще и подскажут, как следовало бы
написать правильно. Ошибка исправляется, и все
довольны.
Но формирует ли такая проверка функцию
контроля у ребенка? Печально, но ответ
определенный: не формирует. Мало того, ребенок за
домашнее задание получает более высокую отметку,
чем за классное – ведь в школе мама не стояла
рядом, не вздыхала, не вскрикивала, не охала при
виде ошибки, как это было дома.
А как надо проверять, ребенок не понял.
А ведь умение проверять – едва ли не главное в
научно-исследовательской работе.
Вот и получается, что и третью составную
часть в деле выращивания исследователя, да и
вообще человека, нужно вовремя включать в
повседневную учебную деятельность каждого
ученика.
Для обучения способу проверки (или
контроля, что одно и то же) я использую шкалу,
которой дети начинают пользоваться уже в
предлицее, а затем в первом классе. Многие
учителя начинают так же, а потом бросают,
мотивируя нехваткой времени.
Я не бросаю. Ведь что такое шкала? Это
вертикальный отрезок высотой 1–2 см, который
имеет какое-то название. Например:
– «Проверь еще раз все выражения на
сложение»;
– «Проверь, правильно ли поставлено
ударение в каждом слове».
Таких шкал для конкретного задания
может быть несколько, но не менее одной. Сколько
их будет, решает сам ребенок. Ведь он теперь
знает, что нужно проверять, и делает эту
привычную для себя работу. После проверки он
ставит на шкале «крестик».
Это значит: «Проверил, нашел ошибку,
исправил, оценил свое умение ставить ударение
как хорошее, почти отличное. Проверьте меня и вы,
учитель, поставьте на шкале свою отметку –
выше или ниже моей, а может быть, вы согласитесь с
моей отметкой».
С введением шкалы все (учитель, ученик,
родители) видят проблему, применяют конкретные
приемы помощи и коррекции.
Исчезают вопросы типа: «А за что вы мне
“три” поставили?», «А на что нам дома обратить
внимание?»
А юный исследователь привыкает
проверять каждое слово, результат вычислений,
правильность обозначения данных к задаче.
Повышаются интерес, качество учебного
сотрудничества, аккуратность выполнения
задания, оригинальность гипотезы и многое
другое.
Вот какая работа стоит за словом
«проверь»!
Четвертая заметка. Поговорим о науке
Все хорошо, только к науке вышесказанное
имеет пока не самое прямое отношение. Поговорим о
науке.
Начальная школа лицея «Грани»
существует три года. Как школа подготовки юных
исследователей – два. Прошлогодние
первоклассники, систематически занимаясь квази
исследованиями на уроках, естественным образом
вышли на проектно-исследовательскую работу на
межпредметном материале.
Выполнили шесть исследований, которые
отправили на Всероссийский конкурс «Я –
исследователь». Все работы вышли в финал,
одна – в суперфинал, заняв третье место.
Конечно, из 22 человек, занятых
исследованиями, не все делали свой «кусок» без
помощи взрослых, и это нормально, потому что
такая деятельность лежит в зоне ближайшего
развития ребенка и помощь психологов, педагогов
и родителей здесь необходима.
Достигая цели своего исследования, дети
овладевают всеми необходимыми навыками
проведения анкетирования, опроса, наблюдения,
эксперимента; знакомятся с теоретическими
источниками, беседуют со старшими, сравнивают
разнообразный материал по различным основаниям.
Юные исследователи учатся представлять
собранный материал в виде таблиц, описаний,
ранжирования по значимости, фотосопровождений.
Они общаются в мини-группах во время обсуждения
фактов и гипотез, учатся защищать свои выводы и
обобщения перед взрослыми, знакомыми и
незнакомыми сверстниками.
Сегодняшние второклассники вышли на
уровень индивидуальных исследований. Это
значительно труднее, но зато формирует
самостоятельность и независимость, к тому же
разнообразит «исследовательское меню» – ведь в
этом году отдельные авторы:
наблюдают за этапами роста отдельных
растений;
составляют родословную собаки редкой
породы канне-корсо;
исследуют причины смены названий улиц
нашего города;
«обнаруживают» четвертое состояние
вещества и задались вопросом: «А нет ли пятого?»;
сравнивают время сказочное и реальное
в «Сказке о золотом петушке» А.С. Пушкина.
Не остались в стороне и нынешние
первоклассники. Они раскрывают секреты
фотосинтеза и астрономии, проверяют любимые
лакомства на предмет содержания вредных для
здоровья веществ, изучают проблемы
религиоведения.
Из 11 исследований, представленных на
краевую конференцию юных исследователей «Первые
шаги», 5 сделаны новичками-первоклассниками, а
шестое – дошкольником Мишей Асеевым, посещающим
предлицей «Грани».
Вот так наука овладевает младшими
«Гранями».
По-моему, научное будущее лицеистов обеспечено.
А вы как считаете?
Спонсор публикации компания "Климат Профф", занимающаяся реализацией, установкой и техобслуживанием климатического оборудования. Чтобы сделать погоду в Вашем доме всегда комфортной, "Климат Профф" предлагает Вам купить бризер Тион О2. Установив эту компактную настенную установку, разработанную с применением уникальных технологий специально для медицинских учреждений, Вам больше не будет нужно открывать окна для проветривания, что особенно важно, если в Вашей семье есть любознательные маленькие дети. Вашу квартиру наполнит воздух с улицы, свежий и чистый, поскольку система предварительно очистит его от пыли, аллергенов, вирусов, бактерий, спор плесени, а также вредных автомобильных и промышленных газов.Если в семье есть курильщики, то больше не нужно будет выгонять их на балкон или на лестничную площадку – можно всего лишь нажать на кнопку дистанционного пульта, и бризер быстро справится с табачным дымом. Зимой Тион О2 обеспечит комфорт в Вашем доме, наполнив квартиру чистым, предварительно подогретым воздухом. Подробнее ознакомиться с техническими характеристиками прибора, особенностями его установки и обслуживания, а также ценами на него можно на сайте klimatproff.ru.