Цели: Воспитывать любовь к Родине,
уважение к ее защитникам; развивать умение
работать коллективно, уважать мнение других,
высказывать свое мнение; учить анализировать
исторические факты на примере самых известных
событий в истории Российского государства.
Учебные материалы: цветные шары;
рисунки карет, варианты ответов; круг с цветными
лентами; карточки с цифрами 100, 200, 300, 400, 500, 600, 700, 800;
магнитофон.
ХОД ИГРЫ
Тур I
Вопрос 1
С каким оружием изображен Алеша Попович
на картине В. Васнецова «Богатыри»?
Варианты ответов: 1. Копье. 2. Меч.
3. Лук.
Инсценировка
Деревенский дом. Хозяйка стряпает.
Маленький мальчик играет – скачет на
палке-лошадке. Заходит девочка.
Девочка. Ой, матушка, колокола раззвонились
нынче! Праздник, что ли, какой? Народ веселится.
Матушка. Так как же не праздник? У князя-то
нашего Всеволода Большое Гнездо еще один внук
родился, еще один защитник будет земли нашей. Вот
подрастет чуть, отец его на коня посадит и
деревянный меч в руки даст.
Мальчик. И я хочу защитником быть, меч хочу!
Матушка. Погоди, отец с работы вернется,
сделает тебе меч липовый. Пойдемте и мы на улицу
выйдем.
Надевают платки на голову и выходят.
Вопрос 2
Какой великий полководец родился в 1220
году?
Варианты ответов: 1. Александр
Невский. 2. Дмитрий Донской. 3. Ярослав
Мудрый.
Вопрос 3
Защищая какой город и одержав в бою
победу, князь Александр Ярославич получил
прозвище Невский?
Варианты ответов: 1. Москва. 2. Тверь.
3. Новгород.
Игра «Удачное путешествие»
После каждого тура вызываются по 1
ребенку из команды. В руках у них воздушные шары,
соответствующие названию команды. Дети под
музыку бегут вокруг круга с цветными секторами.
Музыка резко обрывается. Участник этой игры, чей
шар по цвету совпал с цветом сектора, на котором
стоит, приносит своей команде дополнительные 100
верст.
Тур II
Инсценировка
Девушка-крепостная чистит самовар,
напевая под нос какую-то песенку. Вбегает вторая
девушка.
Девушка 1. Ой, что я сейчас видела! Ваш молодой
барин скинул тулуп и в прорубь – бултых!
Девушка 2. Ну и что же?
Девушка 1. Заболеет!
Девушка 2. Нет, он это каждый день делает и
зимой, и летом. Уж как решил, так и будет. Хороший у
нас барин, вот только уедет скоро в армию служить.
Девушка 1. А что так грустно? Ну и что, что
армия?.. Погоны, усы – генерал!
Девушка 2. Да, генерал! Наш-то барин рядовым
пойдет!
Девушка 1. Это еще почему?
Девушка 2. В господских семьях как: родился
мальчик – его сразу в армию записывают. Он еще с
няньками гуляет, а числится лейтенантом. Барский
сынок растет – растут его чины да звания. А наш
барин так много болел в детстве, что его родители
решили: никогда не будет их сын военным. Не стали
его никуда записывать. Но наш барин что решит, так
тому и быть. Уйдет в армию рядовым.
Девушка 1. Ну надо же, какой упорный!
Девушка 2. Ладно, некогда мне тут с тобой, пора
самовар ставить.
Уходит.
Вопрос 1
О ком из полководцев шла речь в этой
сценке?
Варианты ответов: 1. Суворов. 2.
Ушаков. 3. Нахимов.
Вопрос 2
Ученик рассказывает:
По настоянию Петра I боярская дума в
октябре 1696 года приняла решение: «Морским судам
быть!» В ту пору государева казна была пуста.
Петр I опять обратился к Думе. В ноябре
1696 года боярской думе пришлось принять
решение: владельцы крестьянских дворов,
монастыри и люди, имевшие крепостных крестьян,
должны были организовать так называемые
компании. К началу 1697 года были созданы 52 такие
компании, обязанные в течение года за свой счет
построить по кораблю и направить по одному
плотнику в центр кораблестроения.
Вопрос 3
Город, в котором был центр
кораблестроения.
Варианты ответов: 1. Архангельск. 2.
Воронеж. 3. Санкт-Петербург.
Тур III
Вопрос 1
Покажите дату, которая соответствует
изображенному поединку Пересвета с Челубеем.
Учитель открывает картину М. Авилова
«Поединок Пересвета с Челубеем».
Варианты ответов: 1. 1220 год. 2.
1480 год. 3. 1380 год.
Вопрос 2
В 1242 году произошло Ледовое побоище. Как
назывался месяц в древнерусском календаре, когда
произошло это событие?
Варианты ответов: 1. Студень. 2.
Березозол. 3. Зарев.
Вопрос 3
Назовите военачальника, руководящего
войсками в войне 1812 года.
Варианты ответов: 1. Багратион.
2. Суворов. 3. Кутузов.
Тур IV
Вопрос 1
Местность, в которой родился Павел
Степанович Нахимов.
Варианты ответов: 1. Рязанщина. 2.
Тамбовщина. 3. Смоленщина.
Ребенок дает справку о П.С. Нахимове.
Вопрос 2
Блокада какого города во время Великой
Отечественной войны длилась 900 дней?
Варианты ответов: 1. Брест. 2. Ленинград.
3. Одесса.
Вопрос 3
На доске – фотографии героев Советского
Союза. Выберите портрет трижды Героя Советского
Союза.
Варианты ответов: 1. Кожедуб. 2.
Матросов. 3. Губайдуллин.
Финал
Шаг 1. Решающее сражение в
Великой Отечественной войне произошло под
Сталинградом. Как сейчас называется этот город?
Шаг 2. Назовите год и месяц Победы
в Великой Отечественной войне.
Шаг 3. Вам предстоит назвать имя
участника Русско-японской войны, который побывал
с экспедицией на Северном полюсе, а после
Октябрьской революции сражался на стороне белой
гвардии.
Варианты ответов: 1. Врунгель. 2. Врангель.
3. Врубель.
Вручение призов участникам.