Тема. «Правила этикета».
Цели. Научить анализировать и
оценивать общение, речь, поведение среди
окружающих; отличать истинную вежливость от
показной; закрепить знания правил поведения и
речевого этикета.
Учебные материалы. Рисунок с
изображением совы – символа мудрости; 7
конвертов с вопросами и 7 конвертов с ответами,
расположенные в порядке цветов радуги – символа
детской радости и счастья.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Учитель. Тема нашей беседы –
«Правила этикета». Мне хотелось бы, чтобы вы
вспомнили правила поведения вежливого человека
и могли сразу оценить, правильно поступил тот или
иной человек, либо вы сами. Беседа наша будет
необычной. Она немного похожа на телевикторину
«Что? Где? Когда?». Нашей помощницей будет Совушка
– умная головушка – недаром сову считают
символом мудрости. Вокруг нее вы видите цветные
конверты с вопросами и ответами.
Учитель крутит волчок.
– Знатоками будете вы. Откроем
конверт красного цвета, посмотрим, что в нем за
вопрос.
Друг, дружба – какие хорошие слова! Всегда ли
вы можете быть хорошими друзьями, отвечать за
свои поступки? Давайте посмотрим, правильно ли
себя ведут Алена и Сережа в рассказе «Горький
апельсин».
Горький апельсин
Аленка
сидела на лавочке и весело поглядывала вокруг,
держа в руках что-то похожее издалека на
маленькую дыньку. Она кусочками отщипывала
кожуру и бросала на землю.
– Что это у тебя? – спросил подбежавший
Сережа.
– Разве не видишь? – буркнула Аленка.
– Мандарин! – обрадовался Сережа. – Мне папа
тоже покупал. Я и тебя угощал...
– А вот и не отгадал.
– А что же?
– А-пель-син! – и розовая долька исчезла во
рту.
– А мне дашь попробовать?
– Да он невкусный, горький и кислый.
– Да ничего, дай хоть долечку.
– Говорю тебе – он поганый, – и соскочила с
лавочки.
И в этот самый момент апельсин выскользнул у нее
из рук и упал. Девочка ойкнула и заплакала.
– Что же ты плачешь? Он же поганый!
У. Права ли Алена? Что она забыла?
Что сделала не так? Что бы вы сделали на ее месте?
Сейчас мы сравним ваши ответы с правильным
ответом, который предлагает нам Сова.
Чтение правил Совы о дружбе и
товариществе:
С друзьями разговаривай вежливо,
приветливо.
Помогай другу, не жди, когда он попросит
тебя о помощи.
Надо искренне радоваться успехам
товарищей – тебя будут считать хорошим другом,
честным человеком.
Поделись с другом игрушками, книгами,
яблоком, конфетами.
Останови товарища, если он поступает
плохо.
Чтобы у тебя были друзья, умей сам быть
хорошим другом.
За свои ошибки отвечай сам, не
перекладывай вину на другого.
– Давайте посмотрим, что же таится в
других конвертах.
Учитель крутит волчок.
– В фиолетовом конверте вот такой
вопрос: знакомы ли вы с правилами гостеприимства
и благодарности за подарки? Обратите особое
внимание на героиню следующего рассказа.
Ребята показывают сценку «День
рождения».
День рождения
Собираясь на день рождения к своей
однокласснице Нине, ребята приготовили подарки.
Наташа вышила салфетку, Славик взял книгу сказок,
а Юра – цветы. Пришли ребята. Нина открывает
дверь, встречает их.
– Здравствуй, Нина, поздравляем тебя, желаем
тебе...
– Стойте! Немедленно снимите обувь, у нас
лакированный паркет. А где подарки?
Друзья протянули ей подарки. Говорить не
хотелось.
– Тоже мне, подарки! Да сказок у меня целая
полка. А салфеток – двадцать штук, и не
самодельных, а китайских. Ну ладно, проходите.
Только ничего не трогайте, к стенам не
притрагивайтесь – еще запачкаете.
Ребята оглянулись и пошли назад к двери.
– Подождите! Куда же вы?
Но ребята ушли, не дослушав ее.
У. Почему ребятам расхотелось
говорить хорошие слова? Как вы бы поступили на
месте Нины.
Дети отвечают.
– Я думаю, что никто и никогда так не
поступит.
Чтение правил вежливости, которые
предлагает Сова:
Надо уметь вежливо принимать гостей.
За поздравления и подарки благодарят.
Нужно помнить, что дарить подарок
труднее, чем его получать.
Хозяин должен быть приветливым –
радушно встретить гостя, помочь раздеться,
пригласить в лучшую комнату, усадить поудобнее,
развлечь.
Хозяин должен быть внимательным,
видеть всех своих гостей, уделять каждому
внимание.
Не случайно внимательный хозяин всегда
вызывает взаимное расположение к себе.
Быть предупредительным – значит
заранее подумать не только о том, чем угостить
своих гостей, но и чем занять их.
Надо быть щедрым – не жалеть для гостей
угощения, игрушек, времени, стараний, чтобы они
остались довольны.
Надо быть бескорыстным – не требовать
благодарности за то, что вы сделали.
Учитель крутит волчок.
– В синем конверте вот такой вопрос:
знаете ли вы правила поведения за столом? Главные
герои сказки «Приключения Буратино» – Мальвина
и Буратино – помогут вам вспомнить их.
Дети инсценируют отрывок из сказки.
За столом
Буратино
сел за стол, подвернул под себя ногу. Печенье он
запихивал в рот целиком, не жуя.
В вазу с вареньем он залез прямо пальцами и с
удовольствием их обсасывал. Когда Мальвина
отвернулась, он схватил кофейник, выпил какао из
носика и пролил на скатерть.
Девочка поморщилась и сказала строго:
– Кто вас воспитывал, скажите, пожалуйста?
– Когда папа Карло, а когда никто.
– Теперь я займусь вашим воспитанием, будьте
спокойны.
– Что Буратино сделал неправильно? А как надо
было поступить?
Дети отвечают.
Чтение правил поведения за столом,
которые предлагает Сова:
Пищу надо брать с тарелки вилкой или
ложкой.
Когда ешь, не откусывай больших
кусков – это некрасиво.
Не разговаривай с полным ртом, старайся
кушать беззвучно.
Если тебе нужно что-нибудь взять, не
тянись через стол, а вежливо попроси передать.
Из блюда бери ближний к себе кусок, не
выбирай.
Никогда не отзывайся плохо о блюде,
которое едят твои соседи. Если ты сам его не
любишь, не порть аппетит другим.
Не сиди боком к столу – это некрасиво.
Не кроши хлеб, доедай кусок до конца. Не
забывай, сколько людей трудилось, чтобы этот
кусочек попал к тебе на стол.
Учитель крутит волчок.
– Итак, оранжевый конверт. Наш век –
век телефонного общения. Независимо от того, есть
ли телефон в квартире, все должны уметь отвечать
по телефону, уметь им пользоваться. А умеют ли
вежливо разговаривать по телефону ребята, вы
сейчас увидите.
Разыгрывается сценка. Дети
анализируют ее и предлагают свои правила общения
по телефону. Сова предлагает точные правила:
Важно правильно набрать номер.
Следует поздороваться и сразу
представиться.
По телефону следует говорить вежливо,
ровным, спокойным голосом.
Важно уметь употреблять вежливые
слова: пожалуйста, будьте добры, здравствуйте,
извините, до свидания.
Если к телефону подходит незнакомый
человек, не забудьте извиниться: ведь вы
отрываете человека от работы.
Нельзя занимать надолго телефонную
линию.
Не следует беспокоить людей по
пустякам, без всякого дела, звонить рано утром
или поздно вечером.
Учитель крутит волчок.
– Вот вопрос из желтого конверта.
Знаете ли вы, как принято вести себя в
общественном транспорте?
В автобусе
Федя и Нюша – брат с сестрой. Нюше 5 лет.
Феде 9 лет. Они отправились в гости. Им нужно
было проехать в автобусе 3 остановки. Они вошли в
автобус. Нюша села у окна, Федя рядом с ней.
– Нюшка, ты заслоняешь все окно, мне ничего не
видно.
Он вскочил на сиденье и стоя на коленях стал
смотреть в окно. На остановке в автобус вошла
пожилая женщина. Она подошла к Феде.
– Мальчик, если тебе не трудно, уступи место,
пожалуйста.
– Садитесь, пожалуйста, извините, я не заметил,
что вы стоите.
– Спасибо.
– Пожалуйста, не стоит благодарности.
– Как вели себя дети? Что бы вы сделали на
месте Феди? А что посоветует нам Сова?
Чтение правил Совы.
При входе в автобус мальчик пропускает
девочку вперед, а выходит первым.
Выйдя из автобуса, мальчик подает руку
девочке, а также маме, бабушке.
Младшие уступают место старшим,
мужчины – женщинам.
В транспорте нельзя громко смеяться и
разговаривать. Нельзя кушать, так как можно
запачкать других.
Нельзя бросать мусор в окно, оставлять
на сиденье, бросать на пол.
Нужно твердо знать, что на сиденье
сидят, а не стоят.
Если нужно взять билет или
прокомпостировать его, то вежливо просят делать
это пассажиров, стоящих рядом.
Ответом на услугу всегда должны
служить слова благодарности.
Учитель крутит волчок.
– У нас зеленый конверт. Посмотрим,
что же там. О! Спокойствие, только спокойствие!
Это блиц-турнир. Что это такое? Это сразу три
вопроса, на которые надо дать три ответа:
1. Что значит – «вежливый человек»,
каким он должен быть?
2. Вы вошли в школу и увидели учителя. Кто
должен поздороваться первым? Как вы будете
приветствовать учителя?
3. Откуда пришло слово этикет? Что оно
означает?
Дети отвечают.
– А теперь внимание! Правильные
ответы!
1. Вежливость – это не
перчатки, которые надевают только в
торжественных случаях, а все остальное время они
хранятся в шкафу. Вежливость должна стать тем,
без чего не обойтись. Тогда не только всем
окружающим будет легко и просто с вами, но и вы
будете чувствовать себя легко в любой ситуации.
Вежливые люди – воспитанные люди, которые
соблюдают принятые правила поведения.
Вежливый человек – очень внимательный,
воспитанный, с ним приятно общаться.
2. Здороваться – желать
здоровья, проявлять доброжелательность,
уважение к знакомому и незнакомому человеку. Во
время приветствия старайся смотреть в глаза
собеседнику. Если ты здороваешься со взрослым
человеком, то нужно назвать его по
имени-отчеству.
С учителями здоровайся первым. При встрече
употребляй выражения: «Здравствуйте», «Доброе
утро», «Добрый день».
3. На одном из торжественных
приемов короля Франции Людовика XIV гостям
вручили карточки с перечисленными правилами
поведения. От французских карточек-этикеток
произошло название этикет –
воспитанность, хорошие манеры, умение себя вести.
В XVIII веке при Петре I в России издали книгу
«Юности честное зерцало, или Показания
к житейскому обхождению». В ней излагались
правила, как сидеть за столом, на каком
расстоянии снимать при встрече шляпу. Вот
некоторые любопытные рекомендации:
– Никто не смеет, повеся голову и потупя глаза
вниз, по улице ходить или на людей косо
поглядывать.
– Над яствами не чавкай и головы не чеши, не
проглотя кусок, не говори, ибо делают так невежи.
Часто чихать и кашлять не пригоже.
Таких правил было очень много, и каждый
должен был их соблюдать.
Разумеется, этикет сегодняшнего дня далек от
хороших манер французских времен, но
значительной частью правил мы пользуемся и
сегодня.
Я думаю, то, о чем мы говорили на уроке, надолго
запомнится вам, и вы, в какой бы ситуации ни
оказались, будете вести себя согласно правилам
этикета – правилам, которые напомнила нам
сегодня наша помощница Сова.
Большое спасибо всем, кто подготовил и разыграл
сценки, выучил стихи, точно и правильно отвечал
на все вопросы.