|
|||||||||||||||
Елена
Коростелева
,
|
1. Он столетний богатырь, 2. Ствол белеет, 3. Весной зеленела, летом загорала, 4. Дом открыт со всех сторон, 5. Смеется девочка счастливо – 6. Знают белочки и мишки, |
– Прочитайте ключевое слово в выделенных клетках.
Д. Дерево.
III. Сообщение темы урока
У. Какое сейчас время года?
Д. Зима.
У. Какое слово мы открыли в кроссворде?
Д. Дерево.
У. Итак, тема нашего урока – «Мы рисуем зимние деревья».
IV. Определение изобразительных средств
У. Зима... Какие краски чаще всего использует художник?
Д. Холодные: голубой, синий, фиолетовый цвета и все их оттенки.
У. Назовите цвета радуги и подсказку: Каждый – красный, Охотник – оранжевый, Желает – желтый, Знать – зеленый, Где – голубой, Сидит – синий, Фазан – фиолетовый.
У. Давайте решим примеры из красок.
У детей карточки с изображениями цветов красок:
красный + синий = фиолетовый |
– Какие краски нужно смешать, чтобы получить фиолетовый цвет?
Д. Красную и синюю.
У. Давайте определим, какой мастер будет помогать нам на уроке.
На доске:
Мастер
Постройки
Мастер Изображения |
Д. Мастер Изображения.
У. Мы можем стать художниками-волшебниками, попасть в сказку и затем ее изобразить. Представим, что мы попали в волшебный сказочный мир. Кругом стоит таинственная тишина. Пурга намела огромные сугробы снега. Повсюду деревья, как сказочные великаны и гномы: одни – старые, ветвистые, другие – совсем молоденькие, юные росточки тянутся к свету. Березки, задумавшись, опустили свои тонкие ветки. Рядом распушили иголки густые темные ели, и под ними, возможно, найдут укрытие разные зверюшки. Посмотрите, какие разные деревья по характеру.
У детей таблица:
Ели |
пушистые, густые |
Березы |
стройные, гибкие |
Старые деревья |
корявые, ветвистые |
V. Создание учебного рисунка (практическая работа)
ласковая |
характер крепкий |
злая |
крепкая тревожная
|
ласковая нежная
|
злая колючая
|
VI. Творческая страничка
У. Сейчас я прочитаю отрывок из стихотворения Ивана Сурикова, а вы скажите, о какой шапке идет речь:
Темный лес, что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
– Что это за шапка, как вы поняли?
Д. Снежная шапка, которая лежит на ветвях деревьев.
У. Да, действительно, на ветвях деревьев лежит белый пушистый снег. Продолжаем гостить у зимушки. Идем по дорожкам в царство лунных серебряных грез. Всмотритесь в краски зимы на картине художника Игоря Грабаря «Февральская лазурь». Какие цвета он использовал?
Д. Розовые, голубые, фиолетовые, белые, черные.
У. Было необычайное утро, казалось, что природа праздновала какой-то небывалый праздник – праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на синем снегу.
VII. Анализ натуры
У. А теперь еще раз посмотрим на репродукции, внимательно рассмотрим рисунки деревьев, веточки из гербария. В какую общую фигуру можно вписать, например, березу?
Д. В овал.
У. А елочку?
Д. В треугольник, вершина которого направлена вверх.
У. Рассмотрим березку. Сколько крупных деталей у дерева?
Д. Одна – ствол.
У. На что похож ствол?
Д. На ленточку, которая сужается кверху.
У. А какие мелкие детали вы можете выделить у дерева?
Д. Ветки у рябины, ягодки, крону сосны.
VIII. Выполнение работы
У. Обратите внимание, что почти на всех иллюстрациях деревья окружены синеватым пространством. Это снег и небо. И поэтому мы будем изображать деревья на цветном фоне синего или голубого цвета. Работать будем гуашью. Как мы расположим лист бумаги – вертикально или горизонтально?
Д. Вертикально.
У. Почему?
Д. Потому что деревья вытянуты вверх.
У. Как мы будем располагать дерево на листе бумаги?
Д. В центре, ограничивая высоту дерева вверху и внизу.
У. С чего начнем изображение дерева?
Д. Со ствола.
У. Один ствол дерева, как мы с вами говорили, похож на вьющуюся ленту, которая сужается кверху. Вьющаяся лента непрямая, а ствол не может быть совсем прямым. Давайте изобразим березку. Какого цвета у нее ствол?
Д. Белого.
У. Набираем на кисть белую гуашь, начинаем изображать ствол снизу вверх – от более широкого к более узкому. Он может быть искривленным или прямым. (Дети рисуют.)
– А теперь давайте изобразим ветви. Какого они цвета?
Д. Коричневатого, розоватого, зеленоватого.
У. Для крупных веток смешиваем белую гуашь и добавляем чуть-чуть коричневого цвета. Изображаем крупные ветви. Не забывайте, что они тоже непрямые. Для мелких веточек набираем коричневую гуашь и изображаем их. Этой же гуашью можно нанести на ствол пятнышки.
Дети заканчивают рисовать березу.
– Вот и изобразили березу зимой. А теперь давайте изобразим, например, рябину. Ствол у нее темный, поэтому смешиваем коричневую и оранжевую или добавляем красную краску. Но обратите внимание: ствол рябины разветвлен (показ изображения). Изобразим ветки (показ). Ягодки у этого дерева красные, поэтому для их изображения набираем красную гуашь, добавляя в нее капельку коричневой. Изображаем не отдельные ягодки, а пятно – гроздь, кисть рябины. А теперь на ветках, на ягодках раскладываем небольшие шапки снега белой гуашью.
Дети поэтапно рисуют рябину.
– Скажите, а какая гуашь нам понадобится для изображения ствола и веток сосны?
Д. Светло-коричневая.
У. Изобразим ствол сосны, затем крону. Для этого набираем зеленую гуашь и изображаем крону пятнами, придавая ей пышность. И, наконец, раскладываем шапки снега.
Дети рисуют сосну.
IХ. Итог урока
У. Мы побывали в роли художников. А сейчас мы послушаем отрывки из стихотворений замечательных русских поэтов, в которых описаны деревья зимой.
Дети читают стихи С. Есенина «Береза», И. Сурикова «Первый снег», А. Пушкина «Зимнее утро» и др.
– Вот так по-разному можно изобразить деревья зимой. Чему новому вы научились на уроке? Что вам понравилось?
Дети отвечают.
– А теперь из ваших работ мы вырастим сказочный зимний лес. Посмотрите, какой он получился замечательный!