Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №2/2009

Я иду на урок

Елена Коростелева ,
учитель с. Черемшанка Алтайского края

Рисуем зимние деревья

Изобразительное искусство. 2–3 классы

Тема. «Мы рисуем зимние деревья».

Цели. Формировать у детей целостное художественное представление о зимних деревьях и их красоте.

Задачи. Формировать умение чувствовать и определять красоту лилий как средства художественной выразительности; воспитывать любовь к природе.

Учебные материалы: репродукции заснеженного леса «Волшебница Зима», И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»; кроссворд; рисунок «мастер Изображения»; шапочки – снежинки; таблички — «мастер Постройки», «мастер Изображения», «мастер Украшения»; учебный рисунок; гербарий: ветки березы, рябины, сосны, ели; музыка: Э. Григ – «Утро», «В лесу родилась елочка»; таблицы.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель. Здравствуйте, ребята! Вы слышали, как падали на землю снежинки? Сядьте так же тихо, как падающие снежинки.

II. Вводная беседа

У. Сегодня у нас с вами интересный урок. Сейчас я вам прочту небольшой текст, а вы его внимательно послушайте, а потом скажите, о каком времени года идет речь:
Все куда-то скрылось, подевалось. Звуки приглушены. Запахи заморожены. Время тянется еле-еле. Где вы, зеленые листья? Где вы, кусты и травы? Где вы, быстрые бабочки? Льды закрыли озера и реки. Снега укутали землю. Солнце все ниже и ниже. А тени длинней и длинней. И день короче воробьиного носа...
– О каком времени года эти строки?

Дети. О зиме.

У. Как вы догадались? Докажите.

Дети отвечают.

– Сегодня на уроке мы будем говорить о зиме. А о чем еще мы будем говорить на уроке? Для этого отгадаем загадки, а отгадки впишем в сетку кроссворда:

1. Он столетний богатырь,
Он растет и ввысь, и вширь,
Он столетний, в три обхвата,
Не обнять его зайчатам. (Дуб.)

2. Ствол белеет,
Шапочка зеленеет.
Стоит в белой одежке,
Свесив сережки. (Береза.)

3. Весной зеленела, летом загорала,
Осенью надела красные кораллы. (Рябина.)

4. Дом открыт со всех сторон,
В доме тысячи колонн.
Над колоннами – шатры,
Под колоннами – ковры.
Тут живут и на коврах,
И в колоннах, и в шатрах. (Лес.)

5. Смеется девочка счастливо –
Ей прямо в рот упала... (Слива.)

6. Знают белочки и мишки,
Где шумит в лесу она:
У нее на ветках шишки,
Стоит в иголках вся она. (Сосна.)

– Прочитайте ключевое слово в выделенных клетках.

Д. Дерево.

III. Сообщение темы урока

У. Какое сейчас время года?

Д. Зима.

У. Какое слово мы открыли в кроссворде?

Д. Дерево.

У. Итак, тема нашего урока – «Мы рисуем зимние деревья».

IV. Определение изобразительных средств

У. Зима... Какие краски чаще всего использует художник?

Д. Холодные: голубой, синий, фиолетовый цвета и все их оттенки.

У. Назовите цвета радуги и подсказку: Каждый – красный, Охотник – оранжевый, Желает – желтый, Знать – зеленый, Где – голубой, Сидит – синий, Фазан – фиолетовый.

У. Давайте решим примеры из красок.

У детей карточки с изображениями цветов красок:

красный + синий = фиолетовый
желтый + красный = оранжевый
желтый + синий = зеленый

– Какие краски нужно смешать, чтобы получить фиолетовый цвет?

Д. Красную и синюю.

У. Давайте определим, какой мастер будет помогать нам на уроке.

На доске:

Мастер Постройки              Мастер Изображения
Мастер Украшения

Д. Мастер Изображения.

У. Мы можем стать художниками-волшебниками, попасть в сказку и затем ее изобразить. Представим, что мы попали в волшебный сказочный мир. Кругом стоит таинственная тишина. Пурга намела огромные сугробы снега. Повсюду деревья, как сказочные великаны и гномы: одни – старые, ветвистые, другие – совсем молоденькие, юные росточки тянутся к свету. Березки, задумавшись, опустили свои тонкие ветки. Рядом распушили иголки густые темные ели, и под ними, возможно, найдут укрытие разные зверюшки. Посмотрите, какие разные деревья по характеру.

У детей таблица:

Ели

пушистые, густые

Березы

стройные, гибкие

Старые деревья

корявые, ветвистые

V. Создание учебного рисунка (практическая работа)

ласковая
нежная
грустная

характер крепкий
тревожный
твердый

злая
колючая

крепкая тревожная
твердая

ласковая нежная
грустная

злая колючая
изломанная

VI. Творческая страничка

У. Сейчас я прочитаю отрывок из стихотворения Ивана Сурикова, а вы скажите, о какой шапке идет речь:

Темный лес, что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно.

– Что это за шапка, как вы поняли?

Д. Снежная шапка, которая лежит на ветвях деревьев.

У. Да, действительно, на ветвях деревьев лежит белый пушистый снег. Продолжаем гостить у зимушки. Идем по дорожкам в царство лунных серебряных грез. Всмотритесь в краски зимы на картине художника Игоря Грабаря «Февральская лазурь». Какие цвета он использовал?

Д. Розовые, голубые, фиолетовые, белые, черные.

У. Было необычайное утро, казалось, что природа праздновала какой-то небывалый праздник – праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на синем снегу.

VII. Анализ натуры

У. А теперь еще раз посмотрим на репродукции, внимательно рассмотрим рисунки деревьев, веточки из гербария. В какую общую фигуру можно вписать, например, березу?

Д. В овал.

У. А елочку?

Д. В треугольник, вершина которого направлена вверх.

У. Рассмотрим березку. Сколько крупных деталей у дерева?

Д. Одна – ствол.

У. На что похож ствол?

Д. На ленточку, которая сужается кверху.

У. А какие мелкие детали вы можете выделить у дерева?

Д. Ветки у рябины, ягодки, крону сосны.

VIII. Выполнение работы

У. Обратите внимание, что почти на всех иллюстрациях деревья окружены синеватым пространством. Это снег и небо. И поэтому мы будем изображать деревья на цветном фоне синего или голубого цвета. Работать будем гуашью. Как мы расположим лист бумаги – вертикально или горизонтально?

Д. Вертикально.

У. Почему?

Д. Потому что деревья вытянуты вверх.

У. Как мы будем располагать дерево на листе бумаги?

Д. В центре, ограничивая высоту дерева вверху и внизу.

У. С чего начнем изображение дерева?

Д. Со ствола.

У. Один ствол дерева, как мы с вами говорили, похож на вьющуюся ленту, которая сужается кверху. Вьющаяся лента непрямая, а ствол не может быть совсем прямым. Давайте изобразим березку. Какого цвета у нее ствол?

Д. Белого.

У. Набираем на кисть белую гуашь, начинаем изображать ствол снизу вверх – от более широкого к более узкому. Он может быть искривленным или прямым. (Дети рисуют.)

– А теперь давайте изобразим ветви. Какого они цвета?

Д. Коричневатого, розоватого, зеленоватого.

У. Для крупных веток смешиваем белую гуашь и добавляем чуть-чуть коричневого цвета. Изображаем крупные ветви. Не забывайте, что они тоже непрямые. Для мелких веточек набираем коричневую гуашь и изображаем их. Этой же гуашью можно нанести на ствол пятнышки.

Дети заканчивают рисовать березу.

– Вот и изобразили березу зимой. А теперь давайте изобразим, например, рябину. Ствол у нее темный, поэтому смешиваем коричневую и оранжевую или добавляем красную краску. Но обратите внимание: ствол рябины разветвлен (показ изображения). Изобразим ветки (показ). Ягодки у этого дерева красные, поэтому для их изображения набираем красную гуашь, добавляя в нее капельку коричневой. Изображаем не отдельные ягодки, а пятно – гроздь, кисть рябины. А теперь на ветках, на ягодках раскладываем небольшие шапки снега белой гуашью.

Дети поэтапно рисуют рябину.

– Скажите, а какая гуашь нам понадобится для изображения ствола и веток сосны?

Д. Светло-коричневая.

У. Изобразим ствол сосны, затем крону. Для этого набираем зеленую гуашь и изображаем крону пятнами, придавая ей пышность. И, наконец, раскладываем шапки снега.

Дети рисуют сосну.

IХ. Итог урока

У. Мы побывали в роли художников. А сейчас мы послушаем отрывки из стихотворений замечательных русских поэтов, в которых описаны деревья зимой.

Дети читают стихи С. Есенина «Береза», И. Сурикова «Первый снег», А. Пушкина «Зимнее утро» и др.

– Вот так по-разному можно изобразить деревья зимой. Чему новому вы научились на уроке? Что вам понравилось?

Дети отвечают.

– А теперь из ваших работ мы вырастим сказочный зимний лес. Посмотрите, какой он получился замечательный!