Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №2/2009

Я иду на урок

Анна Литягина ,
учитель школы № 1995, г. Москва

Образ зимы

Интегрированный урок совместного творчества. 1–2 классы

Тема. «Зима».

Цели. Духовное объединение детей и родителей через совместную коллективную творческую деятельность; развитие речи, произвольного внимания, воображения; предоставление возможности каждому ребенку творчески проявить себя в неформальной обстановке.

Учебные материалы. Затемнение на окнах, зеркальный шар, прожектор, лампа-шар с цветными стеклами; магнитофон, аудиозаписи классической («зимней») музыки; рисунки, фотографии зимних пейзажей; два листа ватмана, цветные бумага и картон, фольга, блестящая оберточная бумага, вата, клей; гуашь, кисточки, вода; новогодние открытки, мишура, «дождик» и т.п.; красивая коробка «для складывания ассоциаций», небольшие листочки для записей.

ХОД 1-го УРОКА

I. Постановка учебной задачи

Учитель раскрывает классную доску, где размещены изображения зимних пейзажей.

Учитель. Взгляните на доску и попробуйте назвать тему нашего урока.

Дети и родители. Зима.

У. Верно. Сегодня мы будем размышлять, представлять, фантазировать, творить на тему «Зима» в течение двух уроков. На первом уроке собираем идеи, на втором – реализуем их вместе творчески.

II. Сбор материала для творческой работы

Гаснет свет, включается прожектор. Он светит на зеркальный шар. Шар вращается, от него по стенам и потолку класса бегут блики-«снежинки». Звучит музыка (П.И. Чайковский – «Времена года»). Учитель под музыку читает стихи Ф.И. Тютчева «Чародейкою Зимою...».

У. А теперь послушайте еще одну мелодию. Закройте глаза.

Звучит «зимняя» мелодия.

– Какие картины возникли в вашем воображении? Что вам представилось?

Д. и Р. Зимний лес.
– Дед Мороз на санях!
– Тройка с бубенцами.

Зажигается свет.

У. Сейчас мы будем играть в ассоциации. Слова, которые мы соберем, запишем на отдельных небольших листочках и сложим их в эту красивую коробку-копилку.

Кто-то из родителей записывает слова и складывает листочки в коробку. Учитель пишет на доске.

– Что приходит вам на ум, когда вы слышите слово зима?

Дети и родители отвечают. На доске по группам появляются слова:

снег
снеговик
снежинки
санки
лыжи
коньки
салазки
снегокат
горка
лед...

пурга
вьюга
метель
буран
сугробы
наст
шуба
тулуп
валенки
варежки...

Дед Мороз
Снегурочка
Новый год
Рождество
елка
подарки
праздник...

Снова звучит «зимняя» музыка.

– Самуил Яковлевич Маршак написал чудесные стихи о двух елках: одна нарядная – в комнате, а другая, заснеженная, – за окном. Послушайте эти стихи.

Два ученика читают стихи:

После праздника

Нахмурилась елка, и стало темно,
Трещат огоньки, догорая,
И смотрит из снежного леса в окно
Сквозь изморозь елка другая.

Я вижу: на ней зажигает луна
Одетые снегом иголки,
И, вся разгораясь, мигает она
Моей догорающей елке.

И жаль мне, что иглы на елке моей
Метель не засыпала пылью,
Что ветер ее не качает ветвей,
Простертых, как темные крылья.

Лесная дикарка стучится в стекло,
Нарядной подруге кивая.
Пусть доверху снегом ее занесло –
Она и под снегом живая!

* * *

В полутьме я увидел: стояла
За окном, где кружила метель,
Словно только что с зимнего бала,
В горностаи одетая ель.

Чуть качала она головою,
И казалась, что знает сама,
Как ей платье идет меховое,
Как она высока и пряма.

– Какие красивые слова и выражения из этих стихотворений можно положить в нашу копилку?

Выслушиваются ответы детей.

– Я думаю, что в нашу коллекцию ассоциаций нужно добавить еще несколько слов. Я дам небольшую подсказку, и вы догадаетесь, как пополнить коллекцию. Представьте себе, что мы живем на Крайнем Севере.

Д. и Р. Белые медведи, полярная ночь, северное сияние.

У. Живет на севере народ лопари (саамы). У лопарей есть сказка о маленьком мальчике Сампо, который попал однажды в царство Горного короля на праздник Торжества ночи и сумел победить Горного короля. Вот как это было. Послушайте.

Гаснет свет, зажигается и вращается лампа-шар, от нее бегут разноцветные блики. Звучит музыка: Э. Григ – «Песня Сольвейг».

...Сампо глядел во все глаза: так вот он какой, Горный король!
Горный король сидел на троне из каменных скал и свысока смотрел на своих подданных.
На голове у него была шапка из снежного облака. Глаза у него были, как две полные луны. Его нос был похож на горную вершину. Его рот был, как расселина в скале. Его борода была, как застывший водопад. Его руки были длинные и толстые, как стволы горных сосен. Его пальцы были цепкие, как еловые ветви. Его ноги были, как утесы. Его шуба была, как снеговая гора. Вот какой был Горный король!
А если вы спросите: «Как же Сампо мог разглядеть Горного короля в темноте полярной ночи?» – я вам отвечу: «Снег так искрился и блестел, а в небе играло такое яркое северное сияние, что все было видно, как днем...»
Вот Горный король тряхнул головой – и сразу в синем ночном небе еще сильнее заполыхало северное сияние. Оно то разгоралось, то угасало, то ярко вспыхивало, то бледнело...
Горный король был очень доволен. Вот над землей раздался громовой голос Горного короля:
– Солнце не смеет больше показаться! Так хочу я! Так будет! Так должно быть! Знайте все – солнце погасло! Солнце умерло! Все живое на земле теперь будет поклоняться мне – королю вечной зимы и вечной ночи!
Тут Сампо не выдержал, вышел из своего убежища и, задрав голову, крикнул:
– Ты лжешь, Горный король! Ты лжешь! Солнце не умерло! Я сам видел вчера на небе его гонцов! Солнце взойдет! И твоя борода растает, как только солнечные лучи покажутся над землей, и превратится в лужу!
Это была неслыханная дерзость! Горный король весь потемнел от гнева. Черные грозовые тучи сошлись над его головой.
– Кто ты такой? Как смеешь ты со мной спорить?
– Почему же мне не спорить с тобой, если ты говоришь неправду?
– Да я проглочу тебя!
И Горный король протянул огромную ручищу, чтобы схватить Сампо-лопаренка.
Но тут вдруг северное сияние померкло, и яркий красный луч ударил в холодное лицо Горного короля! Горный король зажмурился, опустил руку.
И тогда все увидели, как золотой край солнца стал медленно и торжественно подниматься над землей... Наступала весна!
А Горный король растаял.

(Пo З. Топелиусу)

Зажигается свет.

У. Собираем копилку зимних звуков.

Д. и Р. Скрип снега под ногами. Треск горящих поленьев в печи. Завывание и свист ветра. Новогодний звон курантов. Тишина в лесу. Шорох падающих снежинок.

Все ответы записываются на доске и на листочках, которые складываются в коробку-копилку.

У. Последнее задание: представьте себе Зиму в образе человека. Кто это будет?

Д. и Р. Мороз-воевода. Зима – молодая девушка, кружащаяся в хороводе снежинок. Зима – белая птица, рассыпающая из крыльев на землю снег.

Все ответы записываются.

У. Как много слов накопилось в нашей коробочке-копилке! Спасибо вам за вашу фантазию! Через несколько минут приступим ко второй, творческой части нашего занятия.

ХОД 2-го УРОКА

I. Постановка учебной задачи

Учитель. Давайте разделимся на четыре группы. Уважаемые мамы и папы, садитесь за парты рядом со своими детьми. Наступает момент жеребьевки. Интересно, кому какое задание достанется? Вытягивайте жребий.

На четырех разноцветных листочках написаны задания: на голубом – «Образ Зимы», на зеленом – «Зимний пейзаж», на оранжевом – «Зимние стихи», на красном – «Зимняя сказка».

– Если вам выпало сочинение стихов или сказок, то вам помогут слова из коробки-копилки. Разделите их пополам между двумя группами и обязательно используйте в своих сочинениях.

Для создания образа Зимы и зимнего пейзажа нужны листы ватмана, кисти, краски, цветная бумага, клей и другие материалы.

– Начинайте работу. Желаю вам творческого успеха!

II. Коллективная творческая работа

На протяжении 30–35 минут работа выполняется под аккомпанемент «зимней» музыки.

III. Презентация работ

IV. Итог работы

Свет гаснет, вращается зеркальный шар.

У. Давайте все вместе под гитару споем «зимнюю» песню.

Дети вместе с учителем поют песню «Снег кружится» (муз. С. Березина, сл. Л. Козловой).

У. Большое спасибо вам за вашу работу!