Тема. «Жизнь пресного водоема».
Цели. Сформировать представления
учащихся о жизни пресного водоема; ознакомить с
растительным и животным миром пресных водоемов.
Учебные материалы. Учебник
А.А. Плешакова «Мир вокруг нас»; выставка книг;
шапочки (окунь, щука, головастик, уж) для
инсценировок; таблица «Водоем. Река»; паззлы с
рисунками растений; плакат «Река»;
принадлежности для рисования.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель.
О чудесном нашем крае,
Где мы все живем,
О прекрасном милом крае
Будет разговор.
II. Повторение пройденного материала
У. На прошлом уроке мы вели
разговор о луге как природном сообществе. Почему
же луг – природное сообщество?
Дети. Луг – это природное
сообщество, так как растения, животные, грибы и
микроорганизмы, живущие на лугу, тесно связаны
между собой. Например, растения, погибающие
осенью, за зиму при участии бактерий перегнивают,
а на их месте вырастают новые.
У. Дома вы составляли кроссворды
об обитателях луга. Давайте разгадаем один из
ваших кроссвордов!
Задания кроссворда зачитывает
составитель, а другой ученик вписывают буквы в
заранее подготовленную на доске сетку.
1. Это растение строго соблюдает
режим дня. В народе его называют «часики». (Гвоздика.)
2. Спал цветок – и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел. (Бабочка.)
3. Это растение чутко реагирует на
изменения погоды и время суток. Перед ненастьем и
на ночь растение сжимает лепестки цветков своей
яркой корзиночки и опускает головку. Семена
разлетаются по всему свету на белых парашютах. (Одуванчик.)
4. Эту птицу увидеть очень трудно,
а услышать легко. Она очень криклива, повсюду
слышится: «крекс», «крекс». (Коростель.)
5. Это насекомое «поет ногами». (Кузнечик.)
6. Стоят в поле сестрички –
Желтый глазок,
Белые реснички. (Ромашки.)
III. Сообщение темы урока
У. Посмотрите внимательно на
кроссворд. В нем скрывается тема сегодняшнего
урока.
Д. Это слово водоем.
У. Cегодня мы будем вести разговор
о жизни пресного водоема.
IV. Работа по теме урока
У. Вспомните, какие виды водоемов
вы знаете? Какие типы естественных пресных
водоемов вы можете назвать?
Постепенно на доске появляется запись:
Учитель прикрепляет на доску таблицу
«Водоем. Река».
– Какой водоем здесь представлен?
Д. Река.
У. Давайте узнаем, какие растения
встречаются в этом водоеме. Для этого каждая
группа собирает из предложенных паззлов рисунок
растения, читает о нем текст и рассказывает о
растении классу:
1-я группа – стрелолист.
2-я группа – кубышка.
3-я группа – кувшинка.
4-я группа – осока.
5-я группа – частуха.
Группы выполняют задание. Учитель
открывает иллюстрации растений.
– Нет ли среди ваших растений тех,
которые занесены в Красную книгу Ярославской
области?
Д. Есть: кубышка и кувшинка.
К этим цветам прикрепляется красный
кружок.
У. Река является домом для
большого количества растений. Среди них
незабудка, белокрыльник, ирис-касатик, сусак,
телорез, аир, гречиха, рдест, рогоз, камыш озерный
– куга, водокрас. Узнать о них кое-что интересное
вы сможете из книги Анатолия Онегова «На берегу
озера».
Учитель показывает детям книгу.
– А какую реку нашего города мы можем
заселить?
Д. Улейму, Корежечну.
У. Почему?
Д. Это чистые мелководные реки со
спокойным течением.
У. Разместим наши растения на
плакате «Река».
Дети прикрепляют растения.
– Какую роль выполняют растения в
водоеме?
Д. Они являются домом и едой для
живых организмов, вырабатывают кислород.
У. А кому нужен кислород в воде?
Д. Всем живым организмам.
У. Кто, по-вашему, может считать
себя хозяевами водоема?
Д. Рыбы.
V. Физкультминутка
У. Представьте себя рыбками.
Поплыли!
Ученики изображают плывущих рыб.
VI. Работа по теме урока (продолжение)
У. В Ярославской области более 40
видов рыб. Давайте вместе рассмотрим некоторые
из них и попытаемся узнать.
Учитель демонстрирует иллюстрации
рыб. Дети узнают их и подписывают: щука, окунь,
налим, сом, карп.
– Можем ли мы заселить этих рыб в нашу
реку?
Д. Да.
У. Я просила вас подготовить
пословицы о рыбах. Кто готов их озвучить?
Д. И у дохлой щуки живые зубы.
– Маленькая рыбка лучше большого таракана.
– Где щуки нет, там карась хозяин.
– По течению только дохлая рыба плывет.
– Снимай ерша с крючка не спеша.
– На широкой речке рыба в узких местах, на
узкой – в широких.
– Ищи рыбу сам, ты ей не нужен.
– За зиму и щука пиявками обрастает.
– Ищи леща у хвоща, ерша – у камня.
– Всякая килька лезет в селедки.
– Знать бы ершу, когда щука зубы меняет.
– Не учи рыбу плавать.
У. А теперь давайте откроем
учебник на с. 192 и посмотрим, кто же еще
населяет водоем.
Дети перечисляют обитателей водоема.
– Кто из них занесен в Красную книгу?
К изображению бобра прикрепляется
красный кружок.
– Познакомиться с некоторыми другими
обитателями водоема вы сможете, послушав
сообщения, подготовленные некоторыми
одноклассниками.
Заранее подготовленные дети делают
небольшие сообщения.
– Давайте поселим этих животных в
нашей реке.
Дети прикрепляют на доску рисунки с
изображениями животных.
– Итак, мы выяснили, что в пресных
водоемах обитают разнообразные живые организмы.
Послушаем разговор некоторых из них.
Инсценируют подготовленные учащиеся:
Окунь и Щука
– Отчего это, Щука, глаза у тебя, как у
волка, горят?
– От голода.
– А по реке чего мечешься, на месте не стоишь?
– От голода.
– Вот и поговори с тобой! Заладила одно: «от
голода», да «от голода»! Чего это ты такая
неразговорчивая?
– От голода!
Головастик и Уж
– Ты чего, Уж, задумался? Шипишь –
меня, что ли, ругаешь?
– Не мешай, Головастик, я считаю!
– Кого же ты, долговязый, считаешь – ворон, что
ли?
– Каких там ворон! Считаю я, сколько вас,
головастиков, проглотил. Одиннадцать штук
насчитал. Вот бы еще одного – для ровного счета!
У. Послушав эти диалоги, какой
вывод вы сделали?
Д. Мы проследили цепи питания.
– В природе все взаимосвязано.
– Мы можем смело сказать, что водоем
– это природное сообщество.
У. В группах составьте цепи
питания:
– Как растения и животные
способствуют питанию растений?
Д. Мертвые остатки перегнивают,
разрушаются под воздействием микроорганизмов,
образуются соли, а их используют растения.
VII. Творческая работа
У. Своими примерами вы доказали,
что водоем – это природное сообщество. Но
человек вмешивается в жизнь этого сообщества,
рвет редкие растения, ловит раков-санитаров,
губит головастиков и лягушек. Мне бы хотелось,
чтобы вы в группах нарисовали знак, говорящий о
том, что нельзя делать, чтобы не нарушать
экологическое сообщество водоема.
Дети в группах выполняют задание.
Затем работы демонстрируются и обсуждаются.
VIII. Итог урока
У. В конце урока давайте еще раз
вспомним обитателей водоема, и вы в группах
заполните таблицу «Жизнь водоема».
ЖИЗНЬ ВОДОЕМА |
Моллюски |
Земноводные |
Насекомые |
Звери |
Рыбы |
Птицы |
|
|
|
|
|
|