Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №2/2009

Я иду на урок

Наталья Вдовина ,
учитель школы № 4, г. Углич, Ярославская обл.

Жизнь пресного водоема

Окружающий мир. 4 класс

Тема. «Жизнь пресного водоема».

Цели. Сформировать представления учащихся о жизни пресного водоема; ознакомить с растительным и животным миром пресных водоемов.

Учебные материалы. Учебник А.А. Плешакова «Мир вокруг нас»; выставка книг; шапочки (окунь, щука, головастик, уж) для инсценировок; таблица «Водоем. Река»; паззлы с рисунками растений; плакат «Река»; принадлежности для рисования.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель.

О чудесном нашем крае,
Где мы все живем,
О прекрасном милом крае
Будет разговор.

II. Повторение пройденного материала

У. На прошлом уроке мы вели разговор о луге как природном сообществе. Почему же луг – природное сообщество?

Дети. Луг – это природное сообщество, так как растения, животные, грибы и микроорганизмы, живущие на лугу, тесно связаны между собой. Например, растения, погибающие осенью, за зиму при участии бактерий перегнивают, а на их месте вырастают новые.

У. Дома вы составляли кроссворды об обитателях луга. Давайте разгадаем один из ваших кроссвордов!

Задания кроссворда зачитывает составитель, а другой ученик вписывают буквы в заранее подготовленную на доске сетку.

1. Это растение строго соблюдает режим дня. В народе его называют «часики». (Гвоздика.)

2. Спал цветок – и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел. (Бабочка.)

3. Это растение чутко реагирует на изменения погоды и время суток. Перед ненастьем и на ночь растение сжимает лепестки цветков своей яркой корзиночки и опускает головку. Семена разлетаются по всему свету на белых парашютах. (Одуванчик.)

4. Эту птицу увидеть очень трудно, а услышать легко. Она очень криклива, повсюду слышится: «крекс», «крекс». (Коростель.)

5. Это насекомое «поет ногами». (Кузнечик.)

6. Стоят в поле сестрички –
Желтый глазок,
Белые реснички. (Ромашки.)

III. Сообщение темы урока

У. Посмотрите внимательно на кроссворд. В нем скрывается тема сегодняшнего урока.

Д. Это слово водоем.

У. Cегодня мы будем вести разговор о жизни пресного водоема.

IV. Работа по теме урока

У. Вспомните, какие виды водоемов вы знаете? Какие типы естественных пресных водоемов вы можете назвать?

Постепенно на доске появляется запись:

Учитель прикрепляет на доску таблицу «Водоем. Река».

– Какой водоем здесь представлен?

Д. Река.

У. Давайте узнаем, какие растения встречаются в этом водоеме. Для этого каждая группа собирает из предложенных паззлов рисунок растения, читает о нем текст и рассказывает о растении классу:

  • 1-я группа – стрелолист.

  • 2-я группа – кубышка.

  • 3-я группа – кувшинка.

  • 4-я группа – осока.

  • 5-я группа – частуха.

Группы выполняют задание. Учитель открывает иллюстрации растений.

– Нет ли среди ваших растений тех, которые занесены в Красную книгу Ярославской области?

Д. Есть: кубышка и кувшинка.

К этим цветам прикрепляется красный кружок.

У. Река является домом для большого количества растений. Среди них незабудка, белокрыльник, ирис-касатик, сусак, телорез, аир, гречиха, рдест, рогоз, камыш озерный – куга, водокрас. Узнать о них кое-что интересное вы сможете из книги Анатолия Онегова «На берегу озера».

Учитель показывает детям книгу.

– А какую реку нашего города мы можем заселить?

Д. Улейму, Корежечну.

У. Почему?

Д. Это чистые мелководные реки со спокойным течением.

У. Разместим наши растения на плакате «Река».

Дети прикрепляют растения.

– Какую роль выполняют растения в водоеме?

Д. Они являются домом и едой для живых организмов, вырабатывают кислород.

У. А кому нужен кислород в воде?

Д. Всем живым организмам.

У. Кто, по-вашему, может считать себя хозяевами водоема?

Д. Рыбы.

V. Физкультминутка

У. Представьте себя рыбками. Поплыли!

Ученики изображают плывущих рыб.

VI. Работа по теме урока (продолжение)

У. В Ярославской области более 40 видов рыб. Давайте вместе рассмотрим некоторые из них и попытаемся узнать.

Учитель демонстрирует иллюстрации рыб. Дети узнают их и подписывают: щука, окунь, налим, сом, карп.

– Можем ли мы заселить этих рыб в нашу реку?

Д. Да.

У. Я просила вас подготовить пословицы о рыбах. Кто готов их озвучить?

Д. И у дохлой щуки живые зубы.
– Маленькая рыбка лучше большого таракана.
– Где щуки нет, там карась хозяин.
– По течению только дохлая рыба плывет.
– Снимай ерша с крючка не спеша.
– На широкой речке рыба в узких местах, на узкой – в широких.
– Ищи рыбу сам, ты ей не нужен.
– За зиму и щука пиявками обрастает.
– Ищи леща у хвоща, ерша – у камня.
– Всякая килька лезет в селедки.
– Знать бы ершу, когда щука зубы меняет.
– Не учи рыбу плавать.

У. А теперь давайте откроем учебник на с. 192 и посмотрим, кто же еще населяет водоем.

Дети перечисляют обитателей водоема.

– Кто из них занесен в Красную книгу?

К изображению бобра прикрепляется красный кружок.

– Познакомиться с некоторыми другими обитателями водоема вы сможете, послушав сообщения, подготовленные некоторыми одноклассниками.

Заранее подготовленные дети делают небольшие сообщения.

– Давайте поселим этих животных в нашей реке.

Дети прикрепляют на доску рисунки с изображениями животных.

– Итак, мы выяснили, что в пресных водоемах обитают разнообразные живые организмы. Послушаем разговор некоторых из них.

Инсценируют подготовленные учащиеся:

Окунь и Щука

– Отчего это, Щука, глаза у тебя, как у волка, горят?
– От голода.
– А по реке чего мечешься, на месте не стоишь?
– От голода.
– Вот и поговори с тобой! Заладила одно: «от голода», да «от голода»! Чего это ты такая неразговорчивая?
– От голода!

Головастик и Уж

– Ты чего, Уж, задумался? Шипишь – меня, что ли, ругаешь?
– Не мешай, Головастик, я считаю!
– Кого же ты, долговязый, считаешь – ворон, что ли?
– Каких там ворон! Считаю я, сколько вас, головастиков, проглотил. Одиннадцать штук насчитал. Вот бы еще одного – для ровного счета!

У. Послушав эти диалоги, какой вывод вы сделали?

Д. Мы проследили цепи питания.

– В природе все взаимосвязано.

– Мы можем смело сказать, что водоем – это природное сообщество.

У. В группах составьте цепи питания:

  • ряска – водомерка;

  • стрелолист – карась – окунь;

  • ряска – карась – щука;

  • рогоз – карась – цапля;

  • ряска – карась – щука – ондатра, выдра.

– Как растения и животные способствуют питанию растений?

Д. Мертвые остатки перегнивают, разрушаются под воздействием микроорганизмов, образуются соли, а их используют растения.

VII. Творческая работа

У. Своими примерами вы доказали, что водоем – это природное сообщество. Но человек вмешивается в жизнь этого сообщества, рвет редкие растения, ловит раков-санитаров, губит головастиков и лягушек. Мне бы хотелось, чтобы вы в группах нарисовали знак, говорящий о том, что нельзя делать, чтобы не нарушать экологическое сообщество водоема.

Дети в группах выполняют задание. Затем работы демонстрируются и обсуждаются.

VIII. Итог урока

У. В конце урока давайте еще раз вспомним обитателей водоема, и вы в группах заполните таблицу «Жизнь водоема».

ЖИЗНЬ ВОДОЕМА

Моллюски

Земноводные

Насекомые

Звери

Рыбы

Птицы