|
Игорь ДавыдовСтатуя Зевса ОлимпийскогоВыступления учеников, работавших над проектами«Идите в Олимпию, чтобы увидеть создание Фидия! – восклицал в своей речи один из ораторов древности. – Великое несчастье – умереть, не увидев подобного чуда!» Прочитав это восклицание, мы задаемся вопросом: о каком чуде света идет речь? И тут же даем ответ: конечно, так говорить можно только о главной святыне Олимпии – великолепном храме Зевса со статуей верховного бога, созданной гениальным Фидием. Согласно греческому мифу, отец Зевса Кронос (Хронос), который жил на вершине одного из холмов Олимпии, боялся быть низложенным своими детьми и, чтобы избежать этого, проглатывал их сразу же после рождения. Однако благодаря хитрости его жены Реи Зевс, шестой сын Кроноса, уцелел: вместо ребенка она подсунула ему камень, завернутый в пеленки, и тот в гневе проглотил его. Зевс вырос вдали от отца. Настало время, когда он решил ему отомстить. Юноша подсыпал Кроносу рвотное средство, и тот выплюнул живыми всех его пятерых братьев и сестру. Придя в себя, отец схватился с сыном в ожесточенной борьбе. Зевс победил. Он низверг Кроноса в Тартар (преисподнюю) и стал единовластным правителем Олимпа, отцом богов и людей, защитником слабых и обиженных. Около 470 года до н.э. по всей Греции был брошен клич, призывающий к сбору пожертвований на строительство храма Зевса. Принималось все: деньги, произведения искусства, оружие и украшения. По своей красоте и величию храм должен был превзойти все остальные, известные тогда в государстве. Великолепный храм Зевса был задуман архитектором Либоном и построен в течение 15 лет. В 456 году до н.э. он был освящен. Возводился храм на искусственном насыпном холме высотой в один метр. Красивейший многоколонный храм был сделан из белого мрамора. Длина его составляла более 64 м, а ширина – около 28 м. 34 высокие колонны (10,5 м) из ракушечника поддерживали тяжелую крышу из мраморных плит. На наружных стенах храма между колоннами наверху находились мраморные плиты с барельефами, изображавшими 12 подвигов Геракла, а в глубине храма высилась огромная статуя Зевса. Заказ на изготовление статуи Зевса Олимпийского получил знаменитый скульптор Фидий. По его требованию в 80 м от храма была построена мастерская, которая по своим размерам точно соответствовала целле храма. В ней Фидий вместе со своими учениками – резчиками по слоновой кости, ювелирами, чеканщиками, столярами, плотниками – творил это великое произведение. Фидий начал закладывать статую около 440 года до н.э. Годом раньше он разработал технику, чтобы подготовить огромное количество золота и слоновой кости для строительства. Сочинения древних историков, археологические находки (небольшие копии, изображения на монетах) донесли до нас скульптурный образ древнегреческого божества. Фидий изобразил Зевса восседающим на троне. Оливковый венок украшал голову бога-громовержца, борода волнистыми прядями спускалась вниз, с левого плеча ниспадал плащ. Символ своей власти – скипетр, увенчанный орлом – священным посланцем Зевса – «отец богов и людей» держит в левой руке. На правой ладони его стоит крылатая богиня победы Ника. Ногами он опирается на подставку, которую держат два льва. На ней надпись: «Фидий, сын Хармида из Афин, создал меня». Фигура Зевса была выполнена из дерева, и на эту основу с помощью бронзовых и железных гвоздей и специальных крючков крепились детали из слоновой кости и золота. Лицо, руки и другие обнаженные части тела были из слоновой кости, волосы и борода, венок, плащ и сандалии – из золота, глаза – из драгоценных камней размером с кулак. Полагают, что на создание фигуры Зевса пошло около 200 кг золота. В переводе на нынешние цены одно только золото могло стоить около 4 млн евро. Многие ученые считают, что целиком доставить статую в храм было практически невозможно, поэтому она, уже готовая, была разобрана на несколько частей, которые перенесли в целлу и там опять собрали. Это представляется вполне вероятным, поскольку высота статуи составляла 13 м, а фигурка богини Ники была – ни больше ни меньше – в рост взрослого человека. «Тело Зевса покрывали пластины розоватой, теплой слоновой кости», – читаем мы в источниках. И нам и в голову не приходит мысль о том, сколько трудностей пришлось преодолеть резчикам, чтобы добиться этой красоты. Слоновую кость (бивни слонов) резали на пластины, шлифовали и путем нагревания придавали им нужную форму. Слоновая кость была не только хрупким, но и капризным материалом. Она боялась чрезмерной сухости и сырости: на ней появлялись трещины, пластины начинали коробиться, терять форму. Поэтому в Олимпии, где местность была болотистой и сырой, для предохранения от сырости статую Зевса необходимо было смазывать оливковым маслом. С этой целью перед пьедесталом был устроен небольшой бассейн, выложенный голубым камнем и белым мрамором. Во-первых, он служил для стоков остатков оливкового масла, которым регулярно смазывали статую, во-вторых, был предназначен для того, чтобы сберегать слоновую кость от рассыхания. Проникавший в двери темного храма свет, отражаясь от гладкой поверхности жидкости в бассейне, падал на золотые одежды Зевса и освещал его главу. Вошедшим казалось, что сияние исходит от самого лика божества. Трон, на котором восседал Зевс, был сделан, по одним источникам, из кедра, по другим – из черного дерева и покрыт золотом и слоновой костью. Ножки трона украшали фигурки танцующей Ники – богини Победы. Ручки трона поддерживали сфинксы, а спинку украшали хариты – богини Красоты, дочери Зевса и Геры. Когда строительство статуи было завершено, ей едва хватило места в храме. Страбо писал: «...хотя сам храм – очень большой, скульптор не учел реальное соотношение пропорций статуи к храму. Он показал Зевса посаженным на трон, но с головой, почти упирающейся в потолок, чтобы у нас было впечатление, что если Зевс встанет, то упрется головой в крышу храма». Страбо был прав – это впечатляющий размер сделал статую такой замечательной. База статуи составляла почти 6,5 м в ширину и 1 м в высоту. Сама статуя возвышалась на 13 м (высота современного четырехэтажного здания). Зевс был столь величествен, что когда Фидий завершил свой труд, он подошел к статуе, как бы плывущей над черным мраморным полом храма, и спросил: «Ты доволен, Зевс?» В ответ раздался удар грома и пол у ног статуи треснул: Зевс был доволен. Около 40 года н.э. римский император Калигула захотел перенести статую в Рим. За ней были посланы рабочие, но, согласно легенде, статуя разразилась взрывом смеха, и рабочие разбежались. Затем, в 391 году н.э., после принятия христианства, римляне запретили проводить Олимпийские игры и закрыли греческие храмы. Несколько лет спустя статую Зевса перевезли в Константинополь. Там она и сохранялась. Но в 462 году н.э. дворец, в котором стояла статуя, был уничтожен пожаром. На сегодняшний день мы можем сказать, что от статуи осталась только пыль... Однако любознательный человек не может с этим смириться. Он обязательно должен убедиться в том, что статуя существовала и была именно такой, как описывали современники. А для этого следовало отыскать хотя бы косвенные свидетельства ее создания. С этой целью уже в наше время была сделана попытка найти мастерскую Фидия. Сооружение такой статуи требовало много лет работы, и поэтому Фидию и его многочисленным помощникам необходимо было солидное помещение. К раскопкам в Олимпии приступили немецкие археологи. Их внимание привлекли остатки античного здания, перестроенного в византийскую христианскую церковь. Обследовав здание, они убедились в том, что именно здесь располагалась мастерская – каменное сооружение, немногим уступавшее по размерам самому храму. В нем, в частности, нашли орудия труда скульпторов и ювелиров и остатки литейного цеха. Но самые интересные вещи нашли по соседству с мастерской – в яме, куда в течение многих сотен лет мастера сбрасывали отходы и отбракованные детали статуй. Там удалось отыскать отлитые формы тоги Зевса, множество пластин слоновой кости, сколы полудрагоценных камней, бронзовые и железные гвозди – в общем, полное и бесспорное подтверждение того, что именно в этой мастерской Фидий изготовил статую Зевса, причем именно такую, как рассказывали древние. И в довершение всех доказательств в груде отбросов археологи нашли донышко кувшина, на котором были выцарапаны слова: «Принадлежу Фидию». Современники высоко оценили творение Фидия. Доказательством тому являются восторженные слова древнегреческого поэта: «Зевс ли на Землю сошел показать тебе, Фидий, свой облик // Или на небо ты сам видеть его восходил?» Но и потомки не остались в стороне. Знаменитый оратор и политический деятель Рима Цицерон (I век до н.э.) назвал статую Зевса Олимпийского воплощением красоты; римский писатель и ученый Гай Плиний Старший (I век н.э.) счел скульптуру несравненным шедевром. Пора подвести итог. Статую Зевса причисляют к чудесам света, во-первых, потому, что Олимпия была центром поклонения богу Зевсу, а статуя – самым известным его изображением. Во-вторых, Фидий создал принципиально новый образ Зевса, изобразив его старым мудрым человеком с добродушным лицом. Такому Богу христиане поклонялись спустя 450 лет. |