Статья опубликована при поддержке поисковой системы образования «Карта знаний». Будь то абитуриент или родитель такового, он найдите чрезвычайно полезным портал «Карта знаний». Выставки, репетиторы, ВУЗы. Все это вы найдете на «Карте Знаний». Зайдите к примеру на http://www.kartaznaniy.ru/vuzy, и подберите интересный вам ВУЗ для поступления. Это и многое можно найти на официальном сайте портала www.KartaZnaniy.ru .
Идея проекта «Чудеса света» возникла в
ходе разговора четвероклассников с учителем
истории и мировой художественной культуры,
который состоялся чуть больше года назад. Ребята
узнали, что 7 июля 2007 года весь мир будет выбирать
новые чудеса света. Сразу возникло много
вопросов: что это за чудеса света? Зачем выбирать
новые? Из каких шедевров их выбирать? Ученики
заспорили, а учительница вздохнула: если бы у нее
были презентации по этой теме, можно было бы
познакомить с выдающимися произведениями
архитектуры всю школу. «А давайте сделаем!» –
предложили четвероклассники, нисколько не
смутившись сложностью задачи.
Итак, участниками проекта «Чудеса
света» стали 30 учеников 4 «Б» класса в возрасте 10
лет. Проект выполнялся во внеурочное время, его
объектом стали грандиозные творения рук
человека, а предметом исследования –
исторические события и народный фольклор,
связанные с чудесами света, памятники
архитектуры, живописи и скульптуры. Подобный
предмет исследования предполагает
использование различных межпредметных связей,
интеграцию истории, москвоведения, окружающего
мира, изобразительного искусства, чтения,
русского языка и технологии.
Цели проекта ставятся двояко: перед
учителем и перед учениками. Педагогические цели
нашего проекта заключались в формировании у
учащихся представлений о наиболее значимых
сооружениях искусства от Древнего мира до наших
дней и связанных с ними исторических событиях, в
развитии навыков самостоятельной и групповой
работы с различными источниками информации, а
также в воспитании у детей интереса к
происходящему в мире и уважения к творениям
человека. Детская, то есть самостоятельно
сформулированная учениками, цель проекта –
совершить заочное путешествие во времени по
странам и континентам и создать электронное
пособие для учителя мировой художественной
культуры.
Учитывая многогранность изучаемой
проблемы, возраст учеников и актуальность
конечного продукта, продолжительность
выполнения проекта была установлена в 6 месяцев
(21 занятие).
Деятельность учеников была
распланирована следующим образом. На двух первых
занятиях ребята работали над определением
проблемы исследования. Обсуждались вопросы: что
такое чудо? Почему некоторые произведения
культуры называют чудесами? Зачем знать о них?
Школьники составили анкету и на основе опроса
своих товарищей написали небольшие эссе.
Приведем выдержки:
– Если чудеса света – это загадки, то
человеку свойственно их отгадывать. А сможем ли
мы их разгадать? (Лаврентьев Сергей.)
– О чудесах мы узнаем из устного
народного творчества, значит, это вымысел. А
существуют ли они на самом деле? (Абрамов Алан.)
Третье занятие было посвящено
составлению списка тех произведений
архитектуры, которые можно отнести к чудесам
света. Класс был разделен на шесть групп, и каждая
составляла свой список, пользуясь
энциклопедиями, газетными вырезками, учебниками
истории и другими материалами. После общего
обсуждения список был уточнен, отредактирован и
вслед за эссе о чудесах вложен в портфолио
проекта. В итоге каждый участник или группа из 2–3
человек выбрали себе тему по душе для дальнейшей
работы.
Приводим список чудес света,
составленный классом на третьем занятии: 1)
Египетские пирамиды); 2) Висячие сады Вавилона; 3)
Храм Артемиды в Эфесе; 4) Статуя Зевса
Олимпийского; 5) Статуи на острове Пасхи; 6)
Мавзолей в Галикарнасе; 7) Колосс на острове
Родос; 8) Фаросский маяк; 9) Московский Кремль; 10)
Успенский собор Кремля; 11) Храм Покрова-на Нерли;
12) Храм Христа Спасителя; 13) Кижи; 14) Исаакиевский
собор; 15) Памятник Петру работы Фальконе;
16) Янтарная комната; 17) Фонтаны Петергофа; 18)
Эйфелева башня; 19) Храм Покрова святой Богородицы
на Рву.
Здесь нужно упомянуть, что вся
последующая работа велась в двух направлениях.
На общих занятиях группы продолжали обсуждать
общие вопросы фольклора, истории и архитектуры, и
в то же время каждый ученик работал над изучением
конкретного чуда, по мере необходимости получая
от учителя индивидуальные консультации. Кроме
того, за те несколько месяцев, что предшествовали
защите проектов, каждый ученик выступил на общем
занятии по своей теме с материалом, который
накопился у него на тот момент. У такого
выступления две цели. Первая – эмоционально
подготовить ученика к самой защите проекта, то
есть к публичному выступлению в присутствии
родителей, учителей, учеников из других классов.
Вторая – инициировать творческую мысль
коллектива: слушатели обязательно предложат
какие-то новые, необычные вопросы, гипотезы,
подходы к проблеме. Например, Игорь Давыдов,
сделавший доклад по статуе Зевса Олимпийского,
получил от слушателей вопрос: каким образом
греки могли сделать статую из слоновой кости и
золота, когда в Греции нет ни слонов, ни золотых
приисков? Чтобы ответить на этот вопрос, Игорь
узнал, какие виды слонов есть на Земле, где они
обитают, какими путями слоновая кость могла
попасть в Грецию, ознакомился с историей
Греко-персидских войн.
Затем мы ознакомились с «проживанием»
чудес света в полотнах известных художников
(четвертое занятие) и сами попытались их
изобразить (пятое занятие – карандашный
набросок, шестое занятие – гуашь). Такая форма
занятий позволила познакомить ребят с работами
многих живописцев: К. Юона («Парад на Красной
площади 7 ноября 1941 года»), И. Сорокина
(«Василий Блаженный»), М. Маторина
(«Кремлевские куранты»), А. Лентулова («Василий
Блаженный»), А. Бенуа (иллюстрации к поэме
А. Пушкина «Медный всадник»), В. Сурикова
(«Утро стрелецкой казни»), А. Васнецова
(«Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в
конце XVII века»), Н. Грищенко («Вид на Москву с
колокольни Ивана Великого»), Е. Ромашко (этюд
«Исаакиевский собор»), И. Билибина («Египет.
Пирамиды»), В. Поленова («Успенский собор. Южные
врата») и Ю. Химича («Кижи. Вечереет», «Церковь
Покрова на Нерли», «Кремлевские башни», «Иван
Великий», «Успенский собор в Кремле»).
Седьмое занятие прошло в форме
экскурсии. Ребята посетили храм Покрова Святой
Богородицы на Рву, где могли увидеть и понять, что
такое чудо, сотворенное руками человека.
Следующие пять занятий (8–12-е) ребята,
снова разделившись на группы, создавали макеты
чудес света в различных материалах: аппликация
«Златоглавая Москва», скульптуры из пластилина,
глины и даже ваты (храм Артемиды), чудо-изба из
спичек, Московский Кремль из конструктора
«Лего». Затем была проведена выставка для всей
начальной школы, где наши проектанты выполняли
роль экскурсоводов.
В ходе этих уроков родилась эмблема
проекта, которую ребята составили из простых
фигур, придав им следующие значения: круг –
символ единства, непрерывности развития; колонна
– своеобразная основа, на которой строятся
чудеса света; огонь, пламя – символ жизни,
света, поскольку шедевры создаются человеком в
минуты вдохновения и озарения; яблоко –
символ познания – собственно того, чем
занимались ученики, изучая великие творения
древних.
Кроме того, ребята обратились к
редактору школьной газеты, которая издается у
нас уже пять лет, с предложением опубликовать в
ней сообщения о чудесах света. В результате
проектом заинтересовались старшеклассники. Они
написали серию больших статей, материал и
иллюстрации для которых подбирали наши
четвероклассники. Все тексты, которые составили
ребята для защиты своих презентаций, вошли в
четвертое издание ежегодного школьного
альманаха «Сферы».
Четыре занятия (13–16-е) потребовалось на
освоение участниками проекта компьютерной
технологии, с помощью которой создается
компьютерная презентация, заявленная нами как
конечный продукт проекта. Каждая группа,
работавшая над конкретным произведением
архитектуры, создавала свою презентацию.
Разумеется, с учетом возраста участников
презентации были простейшими, но на этом этапе к
проекту подключились старшие братья и сестры
некоторых учеников, и в конечном итоге
презентации получились вполне соответствующими
урокам в 8–9-х классах, где их с самого начала и
планировалось использовать.
Всего тем-презентаций оказалось 19,
поэтому их защита заняла четыре занятия (17–20-е).
Чтобы разнообразить эту работу, мы провели две
защиты в классе, третью – на родительском
собрании, куда пригласили учителей и
администрацию школы, четвертую – на уроке
истории в 5-м классе. Участники проекта, нарядно
одетые, с папками в руках и презентациями
уверенно рассказывали о выбранном ими чуде
архитектуры и отвечали на вопросы слушателей.
Самые каверзные вопросы задали, конечно,
пятиклассники. Вопросы учителей имели целью
выяснить, действительно ли дети разбираются в
материале или просто заучили его. К чести наших
учеников, они продемонстрировали полное
понимание материала.
Последнее, 21-е занятие было посвящено
подведению итогов. Это важный этап, нацеленный на
рефлексию участников проекта, и от него во многом
зависит, будут ли школьники и дальше с таким же
увлечением работать над другими проектами. Мы
обсудили с ребятами весь ход проекта, трудности,
интерес, пользу от подобной работы, выяснили, что
понравилось и что не понравилось, получили
благодарность от учителя мировой художественной
культуры. Позже, придя в 8-й класс, дети
обязательно увидят на уроках свои презентации и
поймут, что их труд востребован, а это очень много
значит для правильной самооценки школьников.
Работы наших ребят в текущем учебном
году используют учителя истории и мировой
художественной культуры при изучении таких тем,
как «Художественная культура Древнего мира»,
«Культура Греции эпохи эллинизма», «Становление
Московского Кремля», «Архитектура
Санкт-Петербурга». Учитель географии
использовал презентацию «Статуи острова Пасхи»
на уроках по темам «Мировой океан и его части» в
6-м классе и «Тихий океан» в 7-м классе. А учитель
экологии, творчески переработав и дополнив эту
же презентацию, провел урок на тему
«Экологическая катастрофа острова Пасхи» как
вводный урок своего курса.
В заключение хочется сказать, что
проделанная работа показала многое, но главное –
это то, что метод проектной деятельности
позволяет существенно повысить мотивацию
учеников, сохраняя при этом их здоровье и
положительный настрой на учебу.