Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №1/2009

Педагогика в лицах

Галина Макаревич ,
гл. специалист Научно-педагогической библиотеки им. К.Д. Ушинского, зам. руководителя Международного научного семинара “Культура детства: нормы, ценности, практики”

Книга и современный ребенок

Цикл статей на тему «Книга и современный ребенок»

Мы выросли в ХХ веке и являемся носителями его культуры. Обучая сегодняшних первоклассников чтению, многие из нас наверняка сталкивались с такими вопросами: чем читатель ХХI века отличается от читателя века минувшего, почему так непросто приобщить современных детей к книге? Этой статьей мы открываем цикл, посвященный проблемам детского чтения в контексте новейших культурных реалий.

Статья опубликована при поддержке 095SHOP. Многие из нас знакомы с проблемой выбора подарка: "Что подарить?" - вопрос возникает тем чаще чем шире круг общения и забота о своём окружении. Интернет магазин 095SHOP предлагает множество маленьких приятных подарков различного ценового диапазона. Здесь вы можете купить ручку parker, дорогие часы или просто красивую шкатулку. Посетить официальный сайт магазина www.095shop.ru/ и ознакомьтесь с его ассортиментом.

Зачем мыслить метафорически?

Реалия первая

В повседневной жизни авторитет взрослого уже не столь непререкаем, как это было двадцать лет назад. «Старики» выросли в системе правил и традиций, где взрослый обладал неким запасом знаний, сильно превышающим возможности ребенка, и мог диктовать ему свою волю, ссылаясь на собственный опыт и опыт предыдущих поколений. Сегодня десятилетний человек умеет так обходиться с компьютерами, сотовыми телефонами, видеомагнитофонами и прочими «игрушками цивилизации», что взрослый вынужден признать превосходство ребенка и брать у него уроки по освоению насущного культурного багажа (4).

Реалия вторая

Современная индустрия досуга взрослых является эквивалентом «субкультуры детства»: в ней смыслы высоких достижений цивилизации специально адаптированы к интеллектуальным и эстетическим запросам массового потребителя. Граница между «традиционной» взрослостью и детскостью стирается. Дети и взрослые читают одни и те же книги, смотрят одни и те же телешоу. Книги, написанные для детей, попадают в круг чтения взрослых (Льюис Кэрролл, Джоан Роулинг, Линда Стюарт). Книги, адресованные взрослым, с увлечением читают младшие подростки (Джон Толкин).

Реалия третья

В настоящее время происходит смена универсального канала восприятия информации. Представители книжной культуры привыкли работать со словом. Современные дети больше доверяют изображению и звуку. Письменное слово не является для них непререкаемым авторитетом. Любой культурный продукт прошлого, на протяжении некоего (иногда достаточно долгого) времени существовавший в письменном виде, сегодня обретает новое «аудиовизуальное» лицо.
Все более популярными становятся переложения известных сюжетов на язык аудиокниг и компьютерных игр.

Реалия четвертая

Мультимедийные технологии позволяют детям быть включенными в процесс глобального потребления информации.
Дети, как и взрослые, хотят сами выбирать, на какие культурные эталоны ориентироваться, на каком языке общаться с друзьями и с миром. Плюрастичность становится культурной нормой дружеских, родственных, общественных отношений, умение выстраивать диалог – ключевым запросом современности.

Реалия пятая

Современная книжная продукция для детей строится по масс-медийному стандарту: подчеркнуто неестественные краски, клишированные образы, ориентирующиеся
на мультфильмы и комиксы, быстро сменяющие друг друга кадры, мозаичные сюжеты, мгновенные пространственно-временные перемещения. В первую очередь этим требованиям отвечают энциклопедии и фэнтези. Школьные учебники, сделанные под «вчерашнюю» психологию, обманывают ожидания учеников уже в первом классе.

Реалия шестая

Чтение как обучающий процесс требует больших интеллектуальных усилий со стороны ученика.
На фоне более легких способов потребления информации оно становится менее значимым и неконкурентоспособным. Если замкнуть этот процесс рамками школьной дисциплины, то он потеряет всякую привлекательность и превратится в нудную процедуру по отработке навыка.

В информационном обществе чтение становится занятием для интеллектуалов. С одной стороны, возрастает потребность в высокообразованных профессионалах, а с другой – стремительно увеличивается количество масс-медийных технологических новшеств, помогающих обходиться без чтения.

Уже в начальной школе происходит расслоение на умников-умниц и рьяных потребителей массовой аудиовизуальной продукции. Склонность к тому или иному типу работы с информацией проявляется быстро. Как только ребенок начинает читать самостоятельно, он демонстрирует либо устойчивый интерес к книге, либо желание поскорее избавиться от читательского труда.

Включение в обучающий процесс развивающих заданий и упражнений помогает удерживать внимание таких разных по внутренней установке учеников. Чтобы организовать «зажигательные» уроки литературного чтения, надо рассматривать каждый урок не только в рамках начальной или даже средней общеобразовательной школы, но и в контексте культурных реалий сегодняшнего дня.

Этими проблемами сегодня озабочены и педагоги, и родители, и библиотекари, и ученые. Одна за другой собираются научные конференции: «Детское чтение: феномен и традиция в конце ХХ столетия» (СПб., 1999), «Детская литература и детская книга: актуальные проблемы изучения, преподавания и интерпретации» (Ярославль, 2002), «Детская литература и воспитание» (Тверь, 2004–2007), «Мировая словесность для детей и о детях» (МПГУ, 1995–2008), «NOTA BENE: детские библиотеки – ресурсная база для реализации Национальной программы поддержки и развития чтения среди подрастающего поколения» (Архангельск, 2008), «Педагогика детского чтения: история, теория, перспективы» (М., 2008) и др.

2007 год был официально объявлен Годом чтения. В этот период стартовала национальная программа поддержки чтения в России, рассчитанная на 2007–2020 годы. Уже существует некоторое количество ценных книг, брошюр, журналов и авторитетных конкурсов, помогающих быть в курсе современной культурной и образовательной политики (6, 8, 9, 10).

Эти факты подтверждают, что чтение сегодня становится ценностью, причем ценностью как в сфере образования, идеологии, культуры, так и в мире большого бизнеса. 7 сентября 2006 года на Московской международной книжной ярмарке прошел круглый стол «Детская литература до и после Гарри Поттера». На нем открыто прозвучали слова о том, что детская литература после успеха бестселлера Джоан Роулинг стала прибыльным занятием и пора браться за пропаганду «читающего образа жизни». Много идей предложили участники встречи (программы поддержки чтения, детские читательские клубы и т.д.), но остался нерешенным один важный вопрос: кто, как и на какие средства будет реализовывать прекрасные мечты (5)?

Пока запускают пробный национальный проект, пока разные издательства ищут спонсоров для новых книг надо каждый день выходить к доске и общаться с учениками. На качество этого общения во многом влияет уверенность в том, что мы можем говорить с детьми на одном языке и можем подготовить такой урок, на котором чтение окажется включенным в значимую для ребенка (и шире – в социально значимую) деятельность.

Чтобы уроки чтения успешно конкурировали с телевизором и компьютером, учителю начальной школы требуются специальные знания. Здесь скрыта некоторая проблема. Специальность «учитель начальных классов» не предполагает серьезных филологических знаний. Лет пятнадцать назад, когда в образовательном стандарте еще не было предмета под названием «Литературное чтение», стало модным обучать специалистов по профилю «Учитель начальных классов с правом преподавания русского языка и литературы в 5–6 классах». Тогда это объяснялось нехваткой филологов для работы с младшими подростками. Теперь филологические знания, которые позволят видеть разные уровни анализа произведения и уметь синтезировать их в некой интерпретации, необходимы каждому учителю начального звена.

Навыки литературоведческого анализа текста помогают расширить представления о культуре в целом. Голландский историк Йохан Хёйзинга тонко подметил: «За каждым выражением абстрактного понятия прячется образ, метафора, а в каждой метафоре скрыта игра слов» (7). На уроках математики, русского языка, истории, географии, физики ученики работают с абстрактными понятиями. Когда они не могут их усвоить, учителя ищут пробелы в знаниях учеников. Часто корень проблемы не в отсутствии знаний, а в отсутствии понимания. Анализ художественного произведения учит мыслить метафорически (2). Выработка этого умения является на сегодня одной из наиболее значимых задач уроков литературного чтения, и шире – всего образовательного процесса. Язык масс-медиа (слоганы, клише, цитаты) забивает каналы восприятия и стирает способность мыслить самостоятельно. Метафорическое мышление позволяет «прыгать поверх барьеров» и находить смысловые связи там, где плоский взгляд не найдет ничего общего. Человеческая мысль, как сердце, работает в режиме «сжатие – расширение». Приведу небольшой пример.

Попробуйте выписать на доске следующие словосочетания: рассыпать золотые лучи, серебряная песенка, росистый луг, восковая келья. Значения одного из них ученики улавливают легко: росистый луг – луг, покрытый росой. А смыслы остальных получаются нелепыми: восковая келья – келья из воска, серебряная песенка – песенка из серебра. Конечно, кто-то из учеников поймет, что надо обратиться к переносным значениям слов. Эти значения проявляются только в контексте произведения, откуда они заимствованы. Знакомство с рассказом К. Ушинского «Утренние лучи» сразу снимает все вопросы. Умение развернуть метафору и понять ядро художественного образа обязательно должно дополняться навыком подбора синонимических высказываний, позволяющих свернуть фразу в словосочетание или слово: рассыпать золотые лучи = светить.

По такой модели выстраивается не только анализ темы, идеи, жанра художественного произведения, но и работа с гуманитарными, естественнонаучными текстами. Мы то сворачиваем мысль до формулы, тезиса, конспекта, то расширяем ее с помощью аналогий и ассоциаций.

Принцип центробежного вращения некоего тела вокруг ядра лежит как в основе жизни атома, так и в основе существования галактик. И этот же принцип служит стержнем создания художественного произведения: мысль автора как бы вращается вокруг некой значимой идеи, которую нельзя до конца исчерпать словами и можно выразить с помощью образа, намека, символа. Слов всегда меньше, чем выражаемых смыслов, – это ключевое правило организации художественного целого. Наша задача – научиться самим и научить детей считывать скрытые за словом смыслы.

Литература

1. Культурология. XX век: Энциклопедия в 2-х т. – СПб., 1998. – Т. 1.– С. 45–46.

2. Лихачев Д. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы. – 1968. – № 8. С. 74–87.

3. Массовые виды искусства и современная художественная культура. – М., 1986.

4. Мид М. Культура и мир детства. – М., 1988.

5. Рагозин О. Перепутье детской литературы: до и после Гарри Поттера.

6. http://exlibris.ng.ru

7. Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению (междисциплинарной проблеме чтения и грамотности). – М.: Школьная библиотека. 2005.

8. Хейзинга Й. Homo ludens: опыт определения игрового элемента культуры. – М., 1992.

9. Читаем вместе. Навигатор в мире книг. 2006–2008.

10. Главный приз премии «Заветная мечта» поделили двое писателей. 2008. – 28 мая // http://www.fapmc.ru/news/agency/2008/5/item5095.html

11. Школа чтения: Опыт, теории, размышления: Хрестоматия / Сост. И.И. Тихомирова. – М.: Школьная библиотека, 2006. – 304 с.

Продолжение следует