|
|||||||||||||||||||||
А. Б.
Воронцов
,
|
Что происходит на экране? |
Задача ученика (учеников) |
Особенности |
Первый вариант: даны рисунок пути следования по местности, а также символы-обозначения ориентиров, с помощью которых можно записать предложенный маршрут |
Ориентируясь на указанный путь следования по лесу, выбрать из коллекции символов нужные и последовательно перетаскивать их на плашку под рисунком, составляя запись маршрута |
Предполагается пошаговая проверка выполнения задания |
Второй вариант: с помощью символов записан маршрут движения |
Ориентируясь на запись маршрута (плашка под рисунком), последовательно выбрать на рисунке точки, по которым пройдет путь, кликая на них. Точки загораются и соединяются линиями |
Предполагается пошаговая проверка выполнения задания |
Как использовать этот ресурс?
Форма работы |
Преимущества |
Недостатки |
Общеклассное обсуждение |
Простота реализации, быстрота обсуждения |
Минимальное усвоение |
Парная работа за персональным компьютером |
Взаимный контроль и осознание задачи, пути ее решения |
Не всегда ученики хорошо срабатываются в паре (возможны споры из-за того, кто выполняет задание) |
Индивидуальная работа за персональным компьютером |
Хорошая тренировка в соотнесении символов с объектами, выполнение нужной последовательности операций |
Ситуация меньше осознается учеником, возможен интуитивный поиск, подбор ответов |
Словарные статьи «Словарь походника»
Эти словарные статьи организованы так же, как и все словарные статьи ИУМК: даны определяемое слово, его краткое определение; ниже размещена более пространная статья о значении слова; приведена фотография, характеризующая определяемое слово. Включены слова, называющие походное оборудование (котелок, палатка...) и характеризующие возможные пути движения (брод, переправа, шоссе и пр.). Словарь может быть использован при непосредственной подготовке к походу.
Серия интерактивных заданий-практикумов «Маршрут»
Эти задания направлены на отработку
умения составлять запись маршрута с помощью
символов и, напротив, читать маршрут, записанный
с помощью символов.
Рекомендуется демонстрация одного такого
задания на широком экране всему классу, решение
задачи в общеклассном обсуждении, а затем –
переход к парной или индивидуальной работе за
персональным компьютером.
Серия интерактивных заданий-практикумов «Город»
Эта серия заданий нужна для привлечения внимания детей к способам безопасного перехода через улицу.
Интерактивный практикум «Городские маршруты»
Практикум направлен на отработку практических умений (компетенций) пользоваться схемами маршрутов городского транспорта для рационального передвижения по городу.
Описание работы с ЦОР. На экране
изображена схема маршрутов городского
транспорта. Дается задание: определить маршрут
движения от одной остановки до другой. Нужно
найти указанные остановки на схеме, определить
виды транспорта, на которых следует добираться
от одной остановки до другой, определить места
пересадок и число остановок по каждому маршруту.
Особенность: число остановок вписывается с
клавиатуры, название остановок можно
«перетаскивать» мышью, виды транспорта выбирать
из выпадающего списка изображений при нажатии на
плашку «Выберите». Компьютер по завершении
выполнения задания указывает на место ошибки и
предлагает ее исправить (вплоть до полного и
правильного завершения работы над заданием).
Тренажеры «Стороны горизонта – Солнце», «Стороны горизонта – звезды»
В этих заданиях, кроме содержательного умения определять стороны горизонта по разным признакам, отрабатывается умение пользоваться мышью.
Описание работы с ЦОР. На экране – вертушка с четырьмя стрелками, расположенными под углом 90о. На концах вертушки – буквы С, В, Ю,З. Вертушку можно поворачивать, нажимая левую кнопку мыши. Минимальный угол поворота – 15о. Нужно узнать, по каким признакам можно установить стороны горизонта, определить по этим признакам (признаку), где какая сторона горизонта. Нажимая левую кнопку мыши, установить вертушку в правильное положение, нажать кнопку «Готово».
Слайды коллекции «Ориентирование»
В коллекцию входят слайды «Мох», «Тени», «Муравейники», «Траурница», «Исландский шпат», «Компасы». Эта коллекция может пригодиться для организации общеклассного обсуждения и ознакомления учеников с вопросами, связанными с ориентированием по разным признакам (по солнцу, теням, местным признакам, компасу).
Слайды коллекции «Космос»
Эта коллекция слайдов может пригодиться для организации общеклассного обсуждения и ознакомления учеников с вопросами, связанными с ориентированием по звездам и Луне, первоначального ознакомления со звездным небом (Госстандарт начального образования).
Слайды «Москва – столица России»
Эта коллекция слайдов может пригодиться для ознакомления учеников с достопримечательностями Москвы. Слайды можно рассматривать как поодиночке, так и в подборке.
Задание «Сравни площади фигур»
Этот цифровой ресурс необходим для отработки умения сравнивать площади фигур с помощью отношения кратности (необходимое базовое умение при освоении понятия масштаба).
Описание работы с ЦОР. В верхней
части экрана изображены фигуры, площади которых
обозначены буквами, ниже – рабочее поле. Копии
фигур в любом количестве перетаскиваются по мере
надобности на рабочее поле, где их можно
передвигать, накладывая друг на друга (более
маленькую – на передний план). Треугольник можно
отражать сверху вниз и поворачивать на 90°. Под
рабочим полем помещается панель, на которой
расположены цифры и знаки: «>», «<», «=». Копии
цифр и знаков перетаскиваются в появляющиеся
окна с формулировками заданий для заполнения
пропусков.
Последовательно появляются окна с заданиями
серии.
Нужно измерить площадь одной фигуры с помощью
другой, если речь идет о кратном сравнении (во
сколько раз), найти разность площадей, если
ученик отвечает на вопрос на сколько. Для
разностного сравнения не надо мерить одну
площадь другой – нужно приложить (или положить)
одну фигуру на другую и увидеть лишнюю часть –
разность, затем заполнить формулы, при этом
внимательно следить, о каком сравнении идет речь:
о разностном или о кратном. Главное – различать
два вида отношений, не путать их. Иногда неверное
выполнение одного сравнения может привести к
ошибке при выполнении другого.
Тренажер «Конструктор линий»
Этот цифровой ресурс необходим для отработки умения сравнивать длины отрезков с помощью отношения кратности (необходимое базовое умение при освоении понятия масштаба).
Описание работы с ЦОР. На экране
изображены 5 отрезков в порядке возрастания длин,
длины первых двух обозначены буквами Е и А. Для
обозначения остальных оставлены пустые места.
Отрезок длиной А лежит на прямой линии. Можно
перетаскивать копии отрезков, длины которых
обозначены буквами Е и А, и прикреплять их
на линии, где лежит отрезок длиной А, к концу
уже имеющегося там отрезка. Справа на экране
расположена вертикальная пунктирная прямая
линия, которая может двигаться по горизонтали и
так же крепиться к концу того же отрезка. Внизу
панель с буквами, которые можно перетаскивать на
пустые места у отрезков.
Последовательно появляются окна с заданиями
серии. В заданиях, где надо определить число, даны
записи с пропусками, куда надо поместить это
число. Ученик должен сравнить длины
соответствующих отрезков и определить их
разность (лишнюю часть одного по сравнению с
другим) или кратность (сколько раз один
укладывается в другом), затем ответить на вопросы
и выбрать отрезок по его описанию и результату
своего измерения.
В этом задании необходимо умение работать мышью
(брать отрезок и прикладывать его к пунктирной
линии несколько раз).
Коллекция слайдов «Пропорциональные и диспропорциональные изображения»
Эта коллекция содержит слайды:
1. «Диспропорциональные изображения-1». На слайде дано изображение человека с нормальными пропорциями тела и диспропорциональное изображение («человечек Пенфилда»): величина каждой части тела соответствует количеству и качеству ощущений, которые человек от нее получает. Так, например, язык – очень чувствительная часть тела, поэтому он изображен большим. Аналогичными являются слайды «Диспропорциональные изображения-4» и «Диспропорциональные изображения-5», на которых показана чувствительность частей головы кошки и кролика.
2. «Диспропорциональные изображения-2». На слайде показана детская игрушка, которая, как все хорошие детские игрушки, имеет большую голову, глаза, нос. По пропорциям она не соответствует взрослому животному (собаке), похожа на щенка. Рядом – изображение реальной кошки с котятами. Котенок по сравнению со взрослой кошкой тоже имеет большую голову, глаза, ушки. В чем же секрег привлекательности детских игрушек? Они похожи на детенышей животных с их характерными пропорциями. Это различие в пропорциях делает привлекательными самих детенышей для взрослых.
3. «Диспропорциональные изображения-3». На слайде показано древнее изображение иконы Казанской Божьей Матери. Древние художники не воспринимали ребенка как особое, непохожее на взрослого существо. Поэтому на иконе младенец Христос выглядит как маленький (уменьшенный) взрослый. Для сравнения можно посмотреть слайд «Диспропорциональные изображения-6», где нем показана реальная женщина с младенцем на руках. У младенца, как и у всех младенцев по сравнению со взрослыми, относительно большие голова, глаза.
4. «Диспропорциональные изображения-7».
На слайде показан типичный рисунок ребенка
4 – 5 лет, изображающий фигуру человека.
Почему на рисунке не соблюдены пропорции? Более
крупным ребенок обычно рисует то, что имеет для
него главное значение, привлекает его внимание.
Конструктор «План комнаты»
Этот конструктор предназначен для тренировки пространственного воображения и умения создавать и прочитывать простейшие планы.
На экране первоначально размещена
рамка, с помощью которой можно выбрать
необходимый условный размер (и правильные
пропорции) комнаты. Затем пользователю
предлагается разместить на этом плане окна и
двери (их размер можно менять, растягивая). После
этого можно выбрать разнообразную мебель,
которую желательно разместить в комнате, – она
появляется на плане комнаты. Изображение стола
(стула, шкафа) на плане можно перетаскивать на
любое место и поворачивать с помощью специальной
клавиши.
Учитель может предлагать ученикам разные задачи
с распечаткой результата при помощи клавиш alt +
print screen.
Тест-тренажер «Карта мира»
Тест-тренажер предназначен для закрепления знаний о названиях материков. На экране изображены материки и подписаны их названия; часть названий – не на правильных местах. Задача учеников – определить, где названия размещены неправильно, и перетащить их на нужные места с помощью мыши. Особенность – в том, что правильное название нужно размещать строго поверх неправильного. Эти задания могут выполняться как индивидуально, так и в общеклассной работе.
Интерактивный практикум «Путешествие по карте России»
Это задание направлено на ознакомление
учеников с Физической картой России, ее городами,
реками, озерами, горами. Оно учит внимательной
работе с текстом и формирует умение отвечать на
тестовые вопросы.
На экране изображена карта России. По ней
проложен маршрут путешествия. Передвижение по
маршруту происходит путем кликания на вертушку
(на 1–3 пункта вперед). При попадании в новую точку
маршрута открывается страница с текстом про это
место и тестом по тексту. Пользователь, бросая
жребий, перемещается по маршруту от стартовой
точки до финиша. При открывании страницы с
текстом он читает текст и отвечает на тестовый
вопрос по тексту, после правильного ответа снова
бросает жребий и т.д.
Использование ресурса
Возможна индивидуальная работа
учеников за персональными компьютерами
(соревнование «Кто быстрее?») с последующим
обсуждением работы (кто где «побывал», что
запомнил, что было интересно). При этом
соревновательный интерес, выполнение общего
задания с небольшой вариативностью вызывают
интерес к обсуждению хода его выполнения. Класс
проходит все точки (это выявляется в обсуждении),
в то время как отдельные ученики не успевают
«побывать» во всех местах, у них возникает
желание повторить работу. Время выполнения
задания может сильно различаться в зависимости
от быстроты реакции учеников, умения читать и
понимать тексты, пользоваться компьютером.
При совместном выполнении задания путем
обсуждения возможно чтение текстов вслух по
очереди. Решение тестовых задач обсуждается
сразу.
Однако здесь теряется мотивация соревнования,
так как нельзя пройти все точки за один раз.
При групповой (парной) работе соревновательный
момент острее.
Цифровой ресурс «Раскладка»
Этот ресурс демонстрирует примерные
действия при подборе и закупке продуктов для
похода, позволяет рассчитать их примерное
количество.
На первом экране представлено возможное меню
однодневного похода (заложена некоторая
вариативность). При окончательном выборе меню и
нажатии кнопки «Готово» появляются список и
количество продуктов, которые необходимо
закупить. Кнопка «По рюкзакам» предоставляет
возможность увидеть, как можно продукты
разложить по рюкзакам участников.
Далее нужно выбрать меню завтрака, обеда и
полдника, вписать число участников похода
(девочек и мальчиков), получить расчетные данные.
Предполагается, что этот ресурс будет
использован при конкретной подготовке к походу.
Вероятно, целесообразно предъявлять его с
большого экрана и обсуждать ход работы не только
с практической точки зрения, но и с целью
демонстрации того, какие действия может
выполнять компьютер, замещая человека.
Сценарий события «Путешествие по родному краю»
Событие состоит из нескольких содержательных этапов: непосредственная подготовка однодневного похода, во время которой дети овладевают определенным объемом знаний и компетенций как «внутри» предметных линий, так и во внеурочных занятиях; его проведение; обработка собранных материалов и оформление журнала по результатам похода.
В непосредственную подготовку входят:
1. Беседа о тех достопримечательностях родного края, с которыми будут знакомиться дети. Она может сопровождаться игрой-викториной «Что мы знаем о нашем крае?», в ходе которой дети убеждаются, что их знания отрывочны и недостаточны. Вопросы для этой игры готовит учитель, привлекая краеведческую литературу и исходя из конкретных целей похода. Вопросы должны быть связаны с теми природными или культурными объектами, детально познакомиться с которыми предстоит детям во время путешествия. «Неотвеченные» вопросы викторины и будут направлять деятельность детей во время кульминационной точки похода – посещения особо значимых мест, которые являются целью пути, составление плана наблюдений (если он нужен), распределение объектов для сбора материала между малыми группами детей.
2. Работа с картосхемами (планами и картами местности, по которой пройдет маршрут) – ученики рассматривают возможные маршруты, предложенные учителем, оценивают их продолжительность, дальность, наличие достопримечательностей, свой интерес к ним. Картосхемы подбираются учителем и родителями. Эта работа заканчивается составлением 2–3 наиболее подходящих маршрутов.
3. Обсуждение целей и задач похода, окончательный выбор и планирование маршрута, распорядка дня.
4. Работа со словарными статьями «Словарь походника».
5. Работа с ЦОР «Раскладка». Закупка и распределение продуктов по рюкзакам.
6. Составление меню. Знакомство с рецептами приготовления простейших походных блюд.
7. Обсуждение особенностей одежды и обуви, пригодных для похода.
8. Разучивание походных песен.
К проведению похода необходимо привлечь родителей (в достаточном количестве), получить разрешение администрации школы, провести собрание родителей (выяснение противопоказаний, ознакомление родителей со списком необходимой одежды, обуви, оборудования). Непосредственно перед походом учитель должен проверить: правильно ли обуты дети (удобная, разношенная, подходящая по погоде обувь); нет ли заболеваний у детей; есть ли в аптечке лекарства для оказания первой помощи; все ли взято для организации досуга на месте отдыха; не забыли ли взять фотоаппарат.
Проведение похода
Общая продолжительность 8–10 ч, длина перехода – 5–6 км. Во время похода предполагается: переход детей на 2–2, 5 км, горячий завтрак (см. раскладку), посещение 1–2 достопримечательностей, их осмотр и фотосъемка, наблюдение и сбор материалов для ответов на «неотвеченные» вопросы в будущем журнале (работа в малых группах), обед, отдых, полдник, возвращение (переход на 1–2, 5 км, желательно по иным местам).
Обработка материалов и оформление журнала
Примерная содержательная схема блоков
1. Приглашение к путешествию. Кто такой путешественник? Почему решили отправиться в путешествие? Как выбирали маршрут?
2. Как мы готовились к путешествию. Что в подготовке было самым интересным, самым трудным? Что мне пригодится для других путешествий, для обычной жизни?
3. Как мы ходили в поход. Радости и огорчения походного дня. Чего было больше? Самое серьезное событие дня. Самый веселый или смешной случай нашего похода.
4. Что мы услышали, увидели, узнали о наших родных местах. Мое самое главное впечатление. Что мне больше всего запомнилось? Что нового я узнал о местах, в которых живу? О чем мне хочется рассказать тем, кто с нами не был.
5. Успехи и неудачи нашего путешествия. Удалось ли выполнить наши планы?
6. Если мы снова пойдем в поход по нашему краю, то я хотел бы... (собрать высказывания детей)
7. Любимая походная песня.
Оформление журнала
1. Создание учениками и учителем заготовок (работа с конструктором-оформителем)
2. Разделы журнала (1–6) дети готовят в группах по интересам, на уроках русского языка и литературного чтения. Каждая группа представляет содержание своего раздела.
3. Оформление разделов. Распечатка. Брошюровка.
4. Презентация журнала (родителям, другим классам).
Примерный план
Вступительное слово учителя.
Выступления детей, представляющие материалы из различных разделов журнала. Сопровождение выступлений иллюстративными материалами (фотографиями и рисунками).
Викторина, которую готовят дети для участников презентации. Награждение победителей детскими поделками. Демонстрация ответов на «трудные» вопросы.
Конкурс походной песни.
- Время проведения презентации – 45 минут.