Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №24/2008

Курсы повышения квалификации

Ольга Вадимовна Крылова ,
учитель МОУ СОШ № 2, г. Салехард

Формирование знаний по основам географии и астрономии в курсе «Окружающий мир» (1–4 классы)

Статья опубликована при поддержке компании FASTIMPORT LIMITED, оказывающей услуги по налаживанию выгодных бизнес-связей между партнерами из России и Китая.Вам интересен новый и перспективный рынок сбыта собственной продукции? Вы ищете в Китае надежного поставщика? Специалисты компании Fastimport готовы прийти Вам на помощь. Они не только найдут в Китае необходимый товар и договорятся о его поставках, но и подготовят выгодные логистические схемы и доставят груз, в том числе и нестандартный, в Россию по нужному адресу. В Fastimport есть все, чтобы гарантировать выполнение любого заказа, вне зависимости от типа груза и конечного пункта доставки, в кратчайшие сроки, с наименьшими затратами и безопасно. Можете быть уверены, при детальной разработке маршрута доставки высококлассные специалисты в сфере логистики из компании Fastimport учтут и специфику груза, и климатические условия, и транспортную инфраструктуру, и, конечно же, особые пожелания заказчика. Все подробности можно узнать на сайте fastimport.ru

План лекций по курсу:

Номер газеты

Название и примерное содержание лекции

17

Лекция 1. Основы знаний по астрономии как составная часть курса «Окружающий мир». Типы учебного материала и систематизация знаний по предмету. Формирование знаний о небесных телах и о Земле как планете Солнечной системы. Представления о созвездиях

18

Лекция 2. Система учебных действий, направленная на формирование элементарных умений читать план местности. Планы местности. Творческие проектные работы по составлению планов местности

19

Лекция 3. Виды карт, используемых в курсе «Окружающий мир». Учебные задачи по картам атласов для начальной школы. Практические работы на основе контурных карт. Материки и океаны. Россия на картах атласов для начальной школы.

Контрольная работа 1

20

Лекция 4. Формирование знаний о рельефе Земли. Материки и океаны как самые большие неровности Земли. Формы рельефа суши и дна Мирового океана. Учебные задачи по картам атласов для начальной школы. Рельеф России

21

Лекция 5. Формирование знаний о Мировом океане. Виды морей. Учебные задачи по картам атласов для начальной школы. Природные явления, происходящие в гидросфере Земли. Моря России

22

Лекция 6. Формирование знаний о водах суши. Реки, озера, водохранилища. Учебные задачи по картам атласов для начальной школы. Природные явления, происходящие в гидросфере Земли. Внутренние воды России

Контрольная работа 2

23

Лекция 7. Формирование знаний об атмосфере и атмосферных явлениях. Элементарные представления о погоде и климате. Наблюдения за погодой. Творческие работы учащихся на основе наблюдений за погодой

24

Лекция 8. Формирование знаний о биосфере Земли, природных зонах. Природные зоны России. Творческие работы учащихся.

Итоговая работа

Лекция 8. Формирование знаний о биосфере Земли, природных зонах.

Природная зона. Природной зоной (zone – по-гречески «пояс») называется территория с близкими условиями температуры и увлажнения, которые определяют свойства почвы, растительный и животный мир. Название природной зоне принято давать по преобладающему типу растительности – лесная, степная и т.п. В то же время даже в начальной школе изучение природных зон не следует сводить только к рассмотрению растительного и животного мира. Необходимо на доступных примерах показать ученикам именно взаимосвязи между основными природными компонентами, в том числе климатом, почвами, внутренними водами, растительным и животным миром, а также условиями жизни и хозяйственной деятельности людей.

Природные зоны закономерно сменяют друг друга к северу и к югу от экватора. Это изменение называется широтной зональностью. Представления о широтной зональности также формируются в начальной школе, в том числе в процессе работы с картами «Природные зоны мира» и «Природные зоны России».

Краткий обзор основных природных зон тропического пояса освещенности. Географическое расположение природных зон связано с изменением количества солнечного тепла и неравномерным увлажнением на разных широтах. Следовательно, необходимо актуализировать знания о поясах освещенности Земли. Как упоминалось в лекции 7, тропический пояс освещенности (широтная полоса между Северным и Южным тропиками) почти совпадает с жарким тепловым поясом, в пределах которого находятся преимущественно природные зоны тропических лесов, саванн и тропических пустынь. Рассмотрим их особенности.

Тропические леса, в свою очередь, разделяются на влажные экваториальные (или дождевые леса) и переменно-влажные (в том числе муссонные) леса, которые отличаются более влажным зимним сезоном. (Это пояснение приводится потому, что на большинстве карт «Природные зоны мира» в атласах для начальной школы эти виды лесов показаны отдельно.)

Перечислим наиболее существенные особенности природной зоны влажных экваториальных (дождевых) лесов.

  • На Земле существует три массива влажных экваториальных (дождевых) лесов. Они растут в Южной Америке в бассейне рек Амазонки и Ориноко (леса Амазонии называют сельвас, от selva – по-португальски «лес»), в Африке в бассейне реки Конго и в нижнем течении реки Нигер, в Юго-Восточной Азии на юге полуострова, Малакка, на Больших Зондских островах и на острове Новая Гвинея. Тропические, в том числе переменно-влажные, леса Южной и Юго-Восточной Азии называют джунгли (от джангал – «лес, заросли» на языке хинди).

  • Климат этой природной зоны экваториальный. Преобладает низкое атмосферное давление, среднегодовая температура воздуха составляет 25–30 0С, годовая амплитуда температуры воздуха (то есть разность между самой высокой и самой низкой температурой) не превышает 1–2 0С, но суточные амплитуды достигают 10–15 0С. В результате сильного нагрева земной поверхности и интенсивного подъема теплого воздуха вверх образуются кучево-дождевые облака. Годовое количество осадков – более 2000 мм в год (в отдельных территориях – до 7000 мм в год), с преимущественно равномерным распределением в течение года. Для экваториального климата характерна высокая – более 75% – относительная влажность.

  • Погода однообразно жаркая и влажная: около 6 часов утра восходит солнце, быстро поднимается к зениту, и сразу становится жарко. К полудню появляются мощные кучевые облака. Они быстро разрастаются вверх и в ширину и развиваются в темно-свинцовые кучево-дождевые облака. Выпадает интенсивный ливень, сопровождающийся грозой и сильным ветром. На черном небе одновременно сверкают десятки молний. Затем ливень и ветер прекращаются, и вновь светит солнце. В сыром насыщенном влагой воздухе душно и жарко, как перед грозой. К 17–18 часам солнце заходит, и тотчас плотная тьма обступает все вокруг. Жители экваториальных стран не знают сумерек: ночь наступает сразу вслед за заходом солнца.

  • Внутренние воды. Реки и озера этой природной зоны полноводны в течение всего года. Не случайно Амазонка и Конго – первая и вторая по полноводности среди рек Земли.

  • Растительный мир тропических лесов исключительно разнообразен. Древесные растения преобладают над травяными. Много ценных пород деревьев. Высота самых высоких деревьев достигает 50–70 м, часто встречаются деревья высотой 30–40 м (для наглядности интересно сравнить их высоту, например, с домами и (или) другими хорошо известными ученикам строениями). Влажные экваториальные леса – вечнозеленые, растения цветут, плодоносят и меняют листья в течение всего года. У деревьев нет годовых колец. Кроны деревьев смыкаются и образуют высокий и плотный полог, который препятствует проникновению света. Много лиан, широко распространены растения-эпифиты, которые имеют воздушные корни и способны поглощать влагу из воздуха. Травяной покров беден.

  • Почвы характеризуются низким плодородием. Исключительное богатство растительного мира нередко порождает ошибочное представление о высоком плодородии почв. Это не так. Почвы экваториальных лесов крайне бедны перегноем. Корни многочисленных растений быстро поглощают органические вещества, которые образуются в том числе и из растительного опада, а ежедневные ливни вымывают из почвы все оставшиеся, но не усвоенные растениями питательные вещества. В результате перегной не накапливается, и плодородие почв очень низкое.

  • Животный мир также отличается разнообразием. Многие животные обитают в кронах деревьев.

По мере знакомства учеников с отдельными особенностями природной зоны полученные знания могут стать основой для самостоятельных выводов и (или) предположений.

Рис. 1. Жирафы и окапи

Рис. 1. Жирафы и окапи. Жираф, который широко распространен в Африке – самое высокое животное на Земле, рост которого достигает почти 6 м, а вес – до 750 кг.

Задача 1. В экваториальных лесах живет много животных, названия которых начинаются с прилагательного карликовый. Если бегемот или гиппопотам – одно из самых крупных животных, чья высота достигает 1,6 м, длина туловища – 4–4,2 м, а вес  – 3–3,2 т, то карликовый бегемот весит всего 250–260 кг, имеет рост чуть больше 80 см, а длину – около 1,5 м. (Можно предложить ученикам представить, сколько места заняли бы оказавшиеся в классной комнате бегемот и его карликовый «родственник».)
Карликовые антилопы весят от 2,5 до 6 кг, имеют высоту до 40 см и длину тела чуть больше 60 см.
Во влажных экваториальных лесах Африки живут окапи (рис. 1), которых относят к семейству жирафов. Длина тела окапи – до 2 м, высота – до 1,7 м, вес – до 250 кг.
Как вы думаете, почему там обитает много карликовых животных? (Представьте условия передвижения животных в дождевом лесу, … .)

Задача 2. В дождевых лесах живет много обезьян. (…) Как вы думаете, почему?

Задача 3. В реках экваториальных лесов вода, как правило, мутная, непрозрачная. Как вы думаете, почему? (Ежедневные ливни смывают в реки большое количество мелких частиц горных пород, почвы, растений.)

Задача 4. В реках, которые протекают в экваториальных лесах, очень много разных рыб. Например, в Амазонке живет одна из самых крупных рыб – апараима (или пираруку), которая достигает 5 м в длину и весит до 200 кг, и одна из самых маленьких – тетра длиной до 2 см. Как вы думаете, почему в этих реках так много обитателей?

Задача 5. Большинство обитателей дождевых лесов не боятся воды. Например, в Южной Америке живет ягуар, и эта дикая кошка отлично плавает. Как вы думаете, почему?

Задача 6. Коренные жители экваториальных лесов – пигмеи в Африке и индейцы в Южной Америке – и раньше, и теперь занимаются охотой, собирательством и рыболовством. Как вы думаете, почему жители экваториальных лесов не занимаются земледелием? Почему они не приручают и не одомашнивают животных?

РАБОТА С КАРТОЙ «ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ МИРА» И ДРУГИМИ КАРТАМИ

1. Найдите и покажите на карте природную зону влажных экваториальных (дождевых) лесов. Сколько на Земле крупных участков влажных дождевых лесов? Назовите эти территории.

2. Расскажите,

1) на каких материках можно встретить влажные экваториальные леса.
2) Сравните площадь дождевых лесов в Африке и в Южной Америке.
3) Назовите реки, в бассейне которых растут влажные экваториальные леса.

3. Дождевые леса Южной Америки находятся на одной из самых больших равнин Земли. Найдите ее на Карте полушарий и назовите.

4. Найдите примерную территорию дождевых лесов на карте «Страны мира» или на политической карте. Назовите государства, на территории которых есть такие леса.

5. Третий массив влажных экваториальных лесов расположен на островах Тихого океана.

1) Найдите эти острова на карте природных зон и на Физической карте полушарий. Как называются эти острова?
2) Найдите эти острова на карте «Страны мира» или на политической карте. Назовите государства, которые находятся на этих островах.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

1. Проанализируйте предложенные выше учебные задачи. Какие знания о природной зоне тропических лесов могут получить ученики при их выполнении? Проанализируйте уровень сложности заданий.

2.1. Проанализируйте учебные иллюстрации (рисунки и фотографии) природной зоны влажных экваториальных лесов в учебнике, с которым вы работаете. Можно использовать критерии оценки учебной иллюстрации с изображением объекта природы, которые вы определили при выполнении контрольной работы.

2.2. Составьте учебные задачи для учащихся на основе этих иллюстраций.

2.3. Если вы затрудняетесь в составлении подобных задач, то проанализируйте причины затруднений.

Зона тропических лесов сменяется зоной саванн – переходной между лесами и тропическими пустынями. Как и леса, саванны находятся в пределах тропического пояса освещенности и жаркого теплового пояса, температуры воздуха там также высокие в течение всего года. Среднегодовая температура воздуха – выше 20 0С. Главная отличительная особенность этой природной зоны – ярко выраженная сезонность в выпадении осадков, которых здесь примерно в 2 раза меньше, чем в зоне экваториальных лесов. Чем ближе к экватору, тем продолжительнее и интенсивнее сезон дождей и короче сухой сезон; чем дальше от экватора, тем, наоборот, короче сезон дождей. Таким образом, в саваннах сменяют друг друга сезоны увлажнения, но не сезоны тепла. Неравномерность увлажнения определяет следующую характерную особенность – преобладание травянистых растений над древесными, которым не хватает влаги. Деревья в саванне растут небольшими группами, например зонтичные акации, или в одиночку, например баобабы. Растут только те, которые сумели приспособиться к отсутствию влаги в сухой сезон. Огромные баобабы (в Африке), бутылочные деревья (в Австралии) «научились» запасать воду. Так, врагами баобабов являются слоны, которые поедают влажную кору дерева. Другие, например эвкалипты, имеют мощную корневую систему, жесткие листья и сбрасывают кору. Леса в саванне можно встретить и по берегам рек.

Иные климатические условия и иная, чем в экваториальных лесах, растительность определяют условия существования других животных. Саванны – царство копытных, здесь живут самые быстрые (гепард) и самые крупные животные на Земле.

Жители саванн занимаются земледелием.

Задача 7. Саванну называют царством копытных животных. Рассмотрите рис. 2 и расскажите, почему животным хватает еды.

Рис. 2. Распределение животных в саванне

Рис. 2. Распределение животных в саванне

РАБОТА С КАРТОЙ «ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ МИРА» И ДРУГИМИ КАРТАМИ

6. Найдите и покажите на карте природную зону саванн. Расскажите: 1) на каких материках можно встретить саванны. 2) Сравните площадь тропических лесов и саванн в Африке и в Южной Америке.

Зона саванн сменяется зоной пустынь. Важные отличительные особенности пустыни – резкий недостаток влаги и разреженный растительный покров. В зависимости от широтного положения (то есть степени удаленности от экватора) различают разные виды пустынь. В их названиях есть указание природной зоны, в которых они находятся, – тропическая пустыня, или пустыня умеренных широт.

Тропические пустыни расположены вдоль Северного и Южного тропиков: самая большая по площади африканская пустыня Сахара, пустыня Атакама в Южной Америке, пустыня Виктория и Большая Песчаная пустыня в Австралии. В тропических пустынях выпадает до 200 мм осадков в год, а в самых засушливых районах – менее 50 мм в год. Для пустыни характерные большие суточные амплитуды температуры воздуха и температуры поверхности почвы. Днем воздух может нагреваться до 40 0С и более. В разных районах Сахары неоднократно фиксировались температуры выше 50 0С. Вечером температура воздуха опускается до 10–15 0С. Это происходит потому, что теплый, нагревшийся за день воздух быстро и беспрепятственно уходит вверх (облаков нет!), в результате разность между самой высокой и самой низкой в течение суток температурой достигает 30 0С и более. Суточная амплитуда температуры поверхности почвы может достигать 100 0С. Не случайно говорят, что в тропической пустыне человек страдает не столько от изнуряющей дневной жары, сколько от ночного холода. Такие сильные перепады температуры приводят к разрушению горных пород поверхности пустыни.

По характеру поверхности различают песчаные, каменистые и глиняные пустыни. Распространено заблуждение, что Сахара – преимущественно песчаная пустыня. Это не так – пески занимают примерно 20% ее площади.

Многие из протекающих в пустынях рек пересыхают. Их русла наполняются водой после редких дождей, случающихся иногда раз в несколько лет. В то же время отдельные реки в пустыне могут быть полноводными в течение всего года и пересекать пустыню. Как правило, в этих случаях река начинается за пределами пустыни – в природной зоне, где выпадает большое количество осадков. Например, река Нил начинается в экваториальном поясе и благодаря этому может пересечь великую Сахару.

Озера, расположенные в пустынях, также часто пересыхают и не имеют постоянных границ, многие являются солеными.

Почвы в пустынях практически отсутствуют.

Растения в пустынях встречаются лишь на отдельных небольших участках. Они имеют очень длинные корни и могут добраться до подземных вод. В американских пустынях растут большие кактусы с очень твердыми стеблями. Вместо листьев у них жесткие колючки. После дождя кактусы увеличиваются в объеме – так они запасают воду.

Животные пустынь приспособились обходиться небольшим количеством воды. Они очень редко и мало пьют. Многим из них хватает даже той влаги, которую они получают из поедаемых листьев и плодов растений. В самое жаркое время суток мелкие животные зарываются в песок, прячутся в глубоких норах или в тени редких растений.

Одним из самых известных животных пустыни является верблюд. Это животное очень хорошо приспособлено к сухому климату. Верблюд может долго обходиться без воды и питаться жесткими и колючими листьями растений. Верблюжьи караваны до сих пор перевозят грузы через огромные пустынные пространства.

Иногда в пустыне встречаются оазисы – места, где много разнообразных растений, в том числе деревьев. Оазисы располагаются вблизи рек или каналов либо на участках, где подземные воды находятся близко к поверхности земли. В оазисах африканской пустыни Сахара растут высокие и стройные финиковые пальмы.

Основное занятие людей в пустыне – разведение коз, овец и верблюдов. Жители оазисов занимаются земледелием. Они выращивают пшеницу, хлопчатник и фруктовые деревья. В настоящее время в пустынях строят города, прокладывают дороги и создают искусственные реки – каналы.

РАБОТА С КАРТОЙ «ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ МИРА» И ДРУГИМИ КАРТАМИ

7.1. Найдите и покажите на карте природную зону пустынь и полупустынь.

7.2. Попробуйте сравнить, на каком материке пустыни занимают самую большую площадь.

7.3. На каком материке площадь пустынь самая маленькая?

8. Покажите на карте реку Нил. Через какие природные зоны протекает Нил? В какой природной зоне начинается эта река?

9. Покажите реку (или реки) в Австралии. Рассмотрите, как обозначена река. Что означает этот условный знак?

10. Сахара – самая большая пустыня Земли. Найдите примерную территорию пустыни Сахара на карте «Страны мира». Какие государства находятся на территории пустыни Сахара?

11. Назовите, в какой последовательности природные зоны сменяют друг друга к северу и к югу от экватора.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

3.1. Проанализируйте учебные иллюстрации (рисунки и фотографии) природных зон жаркого теплового пояса (саван и (или) пустынь) в учебнике, с которым вы работаете. (Вы можете использовать критерии оценки учебной иллюстрации с изображением объекта природы, которые вы определили при выполнении контрольной работы

3.2. Составьте учебные задачи для учащихся на основе этих иллюстраций.

3.3. Если вы затрудняетесь в составлении подобных задач, то проанализируйте причины затруднений.

Завершая обзор природных зон тропического пояса освещенности, необходимо отметить, что в зависимости от возраста учащихся (в разных учебно-методических комплексах по окружающему миру природные зоны рассматриваются в разных классах) и от фактического учебного времени, затраченного на их рассмотрение, учителю предстоит отобрать необходимый материал и определить акценты содержания в соответствии с возрастными особенностями и познавательными интересами своих учеников. Предложенный материал, на наш взгляд, обеспечивает возможность такого выбора.

Природные зоны двух других поясов освещенности – умеренного и холодного – в большинстве своем представлены на территории России. Познакомимся с их изменением с севера на юг, то есть в той последовательности, в которой их традиционно рассматривают применительно к территории нашей страны.

Предложенные ниже описания природных зон также избыточны для одного урока, но обеспечивают возможность целенаправленного отбора содержания. Приведенные тексты могут использоваться на уроках для чтения самими учениками с их последующим обсуждением. Кроме того, рассматривая особенности природных зон России, можно познакомить учеников с некоторыми народами, населяющими нашу страну.

Природные зоны России. Большую часть северного холодного пояса занимают арктические пустыни. В Северном полушарии расположен Северный Ледовитый океан – самый холодный океан на Земле. В его водах обитают разнообразные живые организмы – водоросли, медузы, моллюски и рыбы. Большая часть поверхности океана в течение всего года покрывают льды толщиной до 5 метров. Это многолетние льды. Они находятся в постоянном движении, то есть дрейфуют. В результате дрейфа лед разламывается на огромные куски – льдины. Их длина иногда достигает нескольких сотен метров. Льдины сталкиваются друг с другом, их края ломаются. Обломки нагромождаются друг на друга, и образуются ледяные горы – торосы. В других местах льдины, наоборот, отплывают друг от друга и образуют пространства открытой воды – полыньи.

В Северном Ледовитом океане обитают тюлени и моржи. В Арктике живут самые крупные наземные животные – белые медведи. Они достигают в длину 2–2,5 метров. Ширина передней лапы медведя достигает 30 сантиметров. Густая шерсть и подкожный жир защищают этого зверя от холода и в воде, и на суше. На островах Северного Ледовитого океана в снежных берлогах самки белых медведей выводят потомство. Детеныши появляются весной. Белые медведи – настоящие путешественники: они могут проходить по льдам до 70 километров за сутки! Обычно белые медведи путешествуют в одиночку, только медведицы бродят с медвежатами.

РАБОТА С КАРТОЙ «ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ МИРА» И ДРУГИМИ КАРТАМИ

12. Найдите и покажите на карте природную зону арктических пустынь Северного полушария. На каком материке есть арктические пустыни? на каких островах?

13. Есть ли арктические пустыни в Южном полушарии? Где они находятся?

14. Найдите и покажите арктические пустыни на карте «Природные зоны России». Как называются острова, на которых находятся пустыни? В каких морях находятся эти острова?

К югу от арктических пустынь находится зона тундры. Тундра занимает огромные пространства на севере России вдоль берегов Северного Ледовитого океана. Она тянется полосой от западной границы России до побережья Тихого океана.

РАБОТА С КАРТОЙ «ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ РОСИИ» И ДРУГИМИ КАРТАМИ

15. Найдите и покажите на карте природную зону тундры и лесотундры и расскажите, где она находится.

16. Назовите моря, на побережье которых находится тундра. Каким океанам принадлежат эти моря?

17. Назови города России, которые находятся в зоне тундры и лесотундры. Можно ли наблюдать в них полярную ночь?

Главный отличительный признак тундры – отсутствие деревьев. Зимой тундра скована морозами. Над равниной гуляет пронизывающий ветер, который перевивает ранее выпавший снег. Поверхность тундры имеет отрицательную температуру до глубины в несколько сотен метров. За короткое и прохладное лето она оттаивает на глубину всего 30–50 сантиметров. Это явление называют многолетней мерзлотой.

Сильные морозы и многолетняя мерзлота препятствуют росту деревьев. В тундре растут травы, мхи, лишайники, ягодные кустарнички и карликовые деревья высотой 20–30 сантиметров. Зимой тундра засыпана снегом и ее поверхность кажется однообразной. Большинство мелких животных зарываются в снег, прячась от холода и ветра. Когда наступает полярный день, на 2–3 месяца в тундру приходит лето. Тает снег, появляются мхи, травы, кустарнички. Возникают многочисленные озера. Поверхность тундры преображается и напоминает пятнистый разноцветный ковер. Появляются животные – зайцы, лемминги, горностаи, а также лисы и волки. В тундру прилетает много птиц, которые выводят здесь птенцов. Из крупных животных в тундре обитают северные олени. У них густой мех, который помогает переносить сильные морозы и пронизывающий ветер. Широкие копыта помогают им раскапывать снег и добывать пищу – растущий в тундре лишайник ягель (его еще называют «олений мох»).

В тундре и лесотундре очень мало жителей. Долгое время там жили лишь коренные народы Севера – ненцы, эвенки, чукчи и др. Они издавна занимались оленеводством, охотой и рыболовством и кочевали по равнинным просторам. Сейчас северные народы по-прежнему населяют тундру, но часть их них переселились в города, а часть продолжают вести традиционный кочевой образ жизни. Даже в наше время в тундре мало городов и поселков. Нередко они находятся за сотни километров друг от друга. Когда-то давно на берегах больших рек здесь строились города-крепости. Город Салехард – один из самых старых городов Крайнего Севера. Он был основан в 1595 году русскими казаками на берегах реки Оби вблизи ее впадения в Северный Ледовитый океан. В старину ненцы ездили в Салехард на ярмарку обменивать песцовые и оленьи шкуры на сукно, нитки и бисер, изделия из металла.

Много новых городов появилось на Крайнем Севере в последние десятилетия. Они построены вблизи месторождений полезных ископаемых, например нефти и газа. Жители этих городов приехали на Север из разных районов страны. Работа большинства северян связана с добычей полезных ископаемых.

Север нашей страны богат полезными ископаемыми. Здесь много месторождений природного газа, нефти и других полезных ископаемых. Добыча нефти и газа ведется на буровых вышках, которых много в современной тундре. От мест добычи полезных ископаемых проложены нефтепроводы и газопроводы в разные районы страны. Высокие – до 1,5 метров – трубы нефте- и газопроводов проложены прямо на поверхности тундры. Их нельзя закапывать из-за многолетней мерзлоты. Нефтепроводы и газопроводы мешают оленям кочевать по тундре и искать корм. К сожалению, добыча полезных ископаемых нередко ведется так, что разрушает природу тундры. Во время добычи и транспортировки нефти случаются ее разливы, возникают пожары. Все это уничтожает растительный покров тундры, на восстановление которого требуются многие десятилетия. Гусеницы тракторов тоже уничтожают травяной покров тундры.

Просторы тундры на севере России необходимо осваивать. Отказаться от добычи полезных ископаемых, прежде всего нефти и газа, нельзя, но необходимо научиться добывать их так, чтобы не разрушать окружающую природу. От ее состояния зависит здоровье и жизнь людей.

Ненцы – коренные жители тундры

Ненцы научились жить в согласии с суровой северной природой тундры. Они издавна занимались охотой и рыболовством, но основное хозяйственное занятие ненцев – оленеводство. Много веков назад северные народы Евразии приручили северного оленя и сделали его домашним животным. С тех давних времен олень дает жителям тундры все необходимое – пищу, одежду, обувь, жилье, служит транспортным средством. Главной пищей оленей служит лишайник ягель. Олени чувствуют запах ягеля даже под снегом. Оленей нельзя долго пасти на одном месте – их следует перегонять на новые пастбища, чтобы ягель не исчезал, а успевал подрастать. Олений мох растет очень медленно – всего на 2–3 миллиметра за целый год, поэтому вернуться на те же пастбища можно лишь через 10–15 лет. Оленьи стада вынуждены постоянно кочевать по тундре, поэтому и ненцы-оленеводы ведут кочевой образ жизни.

Весной начиная с марта ненцы перегоняют стада животных на север к берегам Северного Ледовитого океана. Летом оленьи стада кочуют вблизи морского побережья. Прохладный ветер с океана отгоняет от оленей тучи комаров и мошки. С наступлением августа или с началом осени ненцы начинают перегонять стада на юг к лесам. Зима в тайге менее суровая, чем в тундре: нет таких сильных морозов и пронизывающих ветров. Под деревьями сохраняется рыхлый снег, и олени могут раскопать себе корм. С наступлением весны ненцы вновь отправляются в дальний путь к берегам океана.

Основной пищей ненцев по-прежнему является оленье мясо. Оно вкусное и питательное. Зимой и осенью жители тундры едят строганину – нарезанную или наструганную длинными тонкими полосками мороженую рыбу. Зимой едят сушеную рыбу, вяленое мясо. Ненцы не едят грибы, потому что их едят олени. Жители тундры считают, что грибов не так много, чтобы хватило и людям, и оленям, и не хотят лишать животных вкусного блюда.

Коренные северные народы тщательно берегут тундру. Никто из ненцев никогда не сорвет ни одной травинки, не будет собирать букет цветов, собирать неспелые ягоды или рвать их вместе с листьями.

Жилище народов тундры

Ненцы изобрели для кочевой жизни особое переносное жилище – чум. Каркас чума состоит из длинных (до 7 м) еловых шестов, которые ставятся в форме конуса. Зимой чум покрывают сшитыми вместе оленьими шкурами мехом внутрь и наружу. На одно такое покрытие требуется до 80 оленьих шкур. Летом чум покрывают сшитыми вместе кусками бересты.

Раньше в центре чума клали железный лист, на котором разводили костер, а сейчас ставят небольшую металлическую печь. Полом в чуме служат разложенные доски. На них расстилают циновки из травы и хвойных ветвей, раскладывают постели из оленьих шкур. Чум – очень прочное и надежное жилище, которому не страшны даже самые сильные ветры и снегопады. В чуме тепло даже в самые сильные морозы. Во время переезда на новую стоянку чум разбирают и укладывают на специальную нарту.

Одежда жителей тундры

У северного оленя очень густой и теплый мех. Оленьи шкуры – единственный материал, из которого могли шить одежду жители тундры и лесотундры. И ненцы действительно придумали очень практичную и удобную одежду из оленьего меха.

Рис. 3. Накидка из сукна

Рис. 3. Накидка из сукна

Рис. 4. Шуба

Рис. 4. Шуба

Рис. 5. Ягушка

Рис. 5. Ягушка

Рис. 5а. Узор на ягушкеes)

Рис. 5а. Узор на ягушке

Зимнюю мужскую шубу – малицу – шьют мехом внутрь. Она надевается через голову и имеет широкий подол. К малице пришивают капюшон из мягких шкур молодых телят и рукавицы из более жесткого камуса (так называют очень прочные шкуры с ног оленей). Широкая малица не стесняет движений. Поверх малицы ненцы часто надевают накидку из сукна (рис. 3). Когда морозы особенно сильные, поверх малицы надевают еще одну шубу, которую шьют мехом наружу (рис. 4). Зимнюю обувь – пимы – тоже шьют из камуса мехом наружу. В пимы надевают чулки мехом внутрь. В такой двуслойной меховой одежде можно даже спать на снегу.

Женская зимняя шуба называется ягушка (рис. 5). Воротник ягушки украшают мехом песца, а саму шубу расшивают кусочками разноцветного меха и сукна. Мастерицы знают много традиционных узоров, например, «оленьи рога», «заячьи уши» и др. Секреты искусства вышивания передаются от матери к дочери.

Даже подстилка в люльке и детский конверт-одеяло для новорожденного малыша шьют из мягкого оленьего меха.

Задача 8. Одежду народов Севера часто сравнивают с «жилищем, которое человек носит на себе». Как вы думаете, почему?

Задача 9. Как вы думаете, почему ненцы прочно пришивают рукавицы к малице и к ягушке?

Задача 10. Слово «ненец» означает ты” ню, или «дитя оленя». Как это объяснить?

Как живут коренные жители тундры

В каждой семье ненцев есть прирученные олени. Чаще всего это оленята, которые родились слабенькими или у которых мать-олениха погибла вскоре после их рождения. Чаще всего за таким попавшим в беду олененком ухаживают дети. Олененка берут в чум, он спит и есть на краю постели своего маленького хозяина, который собирает для него корм, оберегает его.

Многие названия месяцев ненецкого календаря связаны с жизнью оленей. Апрель называют «месяцем рождения первого олененка», а май – «месяцем массового отела оленей». Это очень радостный, но и очень трудный период для оленеводов, потому что в стаде рождается до 40 оленят в сутки.

С самого раннего детства ненцы приучают своих детей к жизни в тундре. В 8—9 лет мальчик получает настоящий аркан – кожаный ремень с петлей на конце. Для начала он учится ловить какого-нибудь тихого и смирного оленя. Для игры в охотника сыну дарят лук, чтобы он учился меткости, стреляя в игрушечные мишени. Каждый мальчик-ненец знает: он должен научиться запрягать оленей и вести упряжку легковой нарты. Девочка с детства учится выделывать оленьи шкуры, плести нитки из оленьих сухожилий, шить одежду для кукол и обувь для младших братьев и сестер и украшать ее вышивкой.

Каждую весну во многих северный городах проводится праздник жителей тундры – День оленевода. Его участники соревнуются в гонках на оленьих и собачьих упряжках, в метании аркана, в прыжках через нарты. Для этого соревнования нарты ставят боком одну к другой. Побеждает тот, кто без остановки перепрыгнет через большее число нарт.

Природная зона тундры и лесотундры сменяется лесной зоной умеренного пояса освещенности. Для нее характерна ярко выраженная сезонность, которая проявляется не только в наличии теплого летнего и зимнего сезонов, но и в продолжительных переходных сезонах – весны и осени. Лесная зона представлена хвойными (тайгой), смешанными и широколиственными лесами.

Леса, которые растут на севере Евразии и в Северной Америке, называют северными лесами. В них преобладают хвойные вечнозеленые деревья – ели, пихты и сосны. Северные леса еще называют тайгой, или таежными лесами. Деревья в тайге растут очень медленно. Возраст многих деревьев достигает 100 и более лет. Кроме хвойных деревьев, там растут березы, осины, ольха. Таежные леса, или тайга, занимают огромные пространства Северного полушария. Чтобы пролететь на самолете с запада на восток над таежными просторами Евразии, нам потребуется более 10 часов. Летом среди зеленых просторов тайги мы увидим широкие синие полосы рек, пятна озер и многочисленных болот. Зимой зеленая тайга засыпана снегом. Широкие белые полосы замерзших рек во многих местах используются как дороги.

Зимой в тайге очень холодно. Температура воздуха опускается ниже 25–30 градусов мороза. Все засыпано снегом – и земля, и деревья. Огромные лапы елей и пихт не ломаются, а лишь прогибаются под тяжестью снега. Когда его набирается слишком много, он скользит по узким и длинным хвоинкам вниз и падает. В зимнем лесу стоит глубокая тишина: редко раздаются крики птиц, гул снежного обвала да треск лопающегося на морозе дерева.

На северо-востоке России еще холоднее. Там растут таежные леса из лиственницы. Это хвойное листопадное дерево. Хвоинки лиственницы мягкие, нежные, они не колются, как хвоинки ели или сосны. Осенью лиственница сбрасывает хвою и зимой стоит голая. Это помогает дереву пережить самые лютые морозы – ниже 40–50 градусов. Древесина лиственницы очень прочная и поэтому очень ценная. Ее используют и в строительстве, и в кораблестроении.

Лето в тайге жаркое – до 30 градусов тепла. В тайге растут травы и маленькие ягодные кустарнички – черника, брусника, много грибов, мхов и лишайников. Здесь живет много крупных животных, которым легче сохранить тепло: это медведи, волки, лисицы, лоси. Многие крупные и мелкие животные, например медведи, ежи и бурундуки, зимой ложатся в спячку. В тайге очень много птиц и насекомых.

Задача 11. Тайгу часто называют непроходимой. Рассмотрите фотографию (рис. 6) и объясните, почему трудно ходить по тайге.

Рис. 6. Тайга. Западная Сибирь

Рис. 6. Тайга. Западная Сибирь

РАБОТА С КАРТАМИ «ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ МИРА», «ПРИРОДНЫЕ ЗОНЫ РОССИИ» И ДРУГИМИ КАРТАМИ

18.1. Найдите и покажите на карте «Природные зоны мира» зону тайги. На каких материках есть тайга?

18.2. Сравните площадь тайги в Северной Америке и в Евразии.

18.3. Найдите примерную территорию тайги на карте «Страны мира». Расскажите, на территории каких стран есть таежные леса: а) в Северной Америке; б) в Европе; в) в Азии?

19. Сравните, какие леса – дождевые или таежные – занимают на земном шаре большую площадь.

20. Есть ли на Земле материки, на которых можно встретить и тайгу, и дождевой лес?

21. Есть ли на Земле государства мира, на территории которых можно встретить и тайгу, и дождевой лес?

22. Покажите на карте «Природные зоны России» зону тайги и расскажите, где она находится.

23. По карте «Природные зоны России» расскажите: 1) какие реки протекают через тайну; 2) какие города России находятся в таежной зоне.

Чем занимаются жители тайги

Издавна тайгу населяли самые разные народы, которые занимались охотой, рыболовством, земледелием, а на севере на границе с лесотундрой – оленеводством. Тайга всегда обеспечивала людей всем необходимым: строительным материалом, топливом для домашнего очага, разнообразной растительной и животной пищей, материалами для изготовления одежды и обуви. У многих таежных народов сложился свой традиционный образ жизни.

На территории Западной Сибири издавна живут народы ханты и манси. Как и многие другие народы тайги, ханты и манси занимались охотой на белку, соболя, лисицу, на лося и медведя. Они изобрели многочисленные ловушки на разного зверя и старались ловить животных, не причиняя им лишних страданий.

В настоящее время представители всех таежных народов живут в городах и поселках городского типа и ведут городской образ жизни. Жители городов сохраняют верность традициям предков и занимаются охотой и рыбной ловлей.

Ханты – «рыбоядцы»

Традиционное занятие хантов – рыбный промысел. Сибирские реки Обь, Иртыш и их многочисленные притоки очень богаты различными видами рыб – осетром, муксуном, нельмой и др. Ханты изучили условия жизни разных рыб и придумали много способов рыбной ловли.

Зимой ханты жили в поселках в деревянных избах, а с началом весны перебирались в летние жилища – берестяные чумы. В разное время года ловится разная рыба, поэтому весной, летом и осенью ханты перекочевывали на места нового рыбного промысла. Рыба – важнейший продукт питания хантов. Ее едят свежей и мороженой (строганина), сырой и отварной, жареной, вяленой и копченой. Ханты варят уху, но едят ее по-своему: рыбу выкладывают отдельно в большую деревянную миску – так удобнее. Рыбный бульон наливают в кружку, где он медленнее остывает. Самым большим лакомством считается рыбья икра, вываренная в рыбьем жире.

Жилище коренных народов тайги

Зимой народы ханты и манси жили в поселках в небольших и невысоких деревянных избах с маленькими окнами (рис. 7). Изба состояла из одного помещения, вдоль стен располагались широкие деревянные нары, но которые складывали вещи, одежду, стелили постели. В центре стоял низкий деревянный стол. Около одной из стен находился очаг – его делали из деревянных жердей, которые обмазывали глиной. Зимний дом разделялся на две половины – женскую и мужскую.

Рис. 7. Зимний дом хантов. Нередко снег заносил дома по самую крышу

Рис. 7. Зимний дом хантов. Нередко снег заносил дома по самую крышу

Вблизи жилого дома строили несколько амбаров (рис. 8) для хранения продовольствия, сооружали вешала для сушки рыболовных сетей, навесы для лодок и саней – нарт.

Задача 12. По рис. 8 опиши внутреннее убранство зимнего дома хантов.

Рис. 8. Внутреннее убранство зимнего дома хантов

Рис. 8. Внутреннее убранство зимнего дома хантов

Задача 13. По рис. 9 расскажите, как устроен амбар. Как вы думаете, почему ханты вырубали такие сваи, а не использовали обычные бревна?

Рис. 9. Амбар для хранения продовольствия

Рис. 9. Амбар для хранения продовольствия

В России сохранились самые большие в мире пространства девственной тайги – тайги, совершенно не измененной человеком. Больше всего таких территорий – на севере Сибири и Дальнего Востока. Человек до сих пор редко бывает в этих местах, там почти нет дорог, и редкие города и поселки расположены за сотни и тысячи километров друг от друга. В некоторые из них можно добраться только на вертолете, а зимой – по зимникам – замерзшим руслам рек.

Площадь тайги продолжает уменьшаться. Здесь ведется добыча полезных ископаемых. На месте хвойных лесов строят новые города, прокладывают дороги, нефте- и газопроводы, линии электропередач. Большие участки тайги вырубают для получения деловой древесины. Бревна или изготовленные из них пиломатериалы (доски и т.п.) продают в другие страны, например в Финляндию, Китай и Японию. На специальных промышленных предприятиях – целлюлозно-бумажных комбинатах – из древесины производят целлюлозу, бумагу, картон и другие изделия. Тайгу вырубают под пастбища и поля.

Огромную опасность представляют таежные пожары. В огне гибнут деревья, животные, нередко огонь подбирается к таежным поселкам и угрожает людям. Во время лесных пожаров едкий дым окутывает города. Он затрудняет видимость и нередко приводит к автомобильным авариям и препятствует нормальной работе аэропортов – самолеты не могут совершать взлеты и посадки. Но самая большая опасностьзаключается в том, что дым от лесных пожаров очень вреден для здоровья человека.

Жителям нашей страны необходимо осваивать таежные пространства, строить новые города, прокладывать дороги, вести добычу полезных ископаемых и искать новые месторождения. Но необходимо делать это, не нанося природе непоправимый вред. На месте вырубок следует сажать новые деревья, строго соблюдать правила и сроки охоты и рыбной ловли. Россия – лесная страна, и нам необходимо научиться предотвращать и своевременно тушить лесные пожары, используя для этого специальную современную технику. Следует помнить, что новый лес вырастет на месте сгоревшей тайги лишь через 100 лет, или через два поколения людей. Это значит, что если отец не сбережет лес, то может случиться так, что его сыновья и внуки смогут видеть настоящую тайгу только на картинках.

Задача 14. 1) Прочитайте старинный сказ народов Обского Севера.

Гнев тайги (Сказ народов Обского Севера)

В давние времена в тайге водилось столько птицы, что шум и свист стояли от ее крыльев. Все озера и болота были заняты утками да гусями. В лесах было полным-полно всякого зверя. Люди тоже жили привольно. Да только люди, когда живут в достатке, не замечают, что все, что дано им природой, надо беречь.
«Что вы делаете? Зачем птицу зря губите?» – говорил старый Тасман юношам, которые для потехи стреляли уток. Раненые утки падали на озерную гладь. Осиротевшие утята громко кричали и прятались в зарослях камыша.
«Зачем вы стреляете уток, если не надо?» – часто спрашивал старый Тасман. «Тайга богата, – рассуждал старик, – очень богата!» Вдруг он увидел, что под большим кустом лежит раненый лось. «Добрый человек, – вдруг промолвил лось, – помоги мне встать на ноги». Тасман нарубил жердей и стал поднимать тяжелого лося. Пот стекал с его лица, руки и ноги дрожали от усталости. Лишь на закате солнца он помог зверю подняться. Лось лизнул старику руку и сказал: «Если тебе будет трудно, ищи меня. Я тебе помогу!»
<…> Шло время, но люди не слушались старика Тасмана. Они по-прежнему безжалостно охотились на птиц и зверей. А однажды люди проснулись и не услышали шороха зверей, не почувствовали ветерка от взлета птиц. Звери и птицы исчезли из леса, на озерах и болотах пропали птицы. К людям пришла беда, их стал одолевать голод.
И тут вспомнили про старика Тасмана и обратились к нему: «Научи нас, что делать?» – «Это великий Гнев тайги, – сказал мудрый Тасман». «Помоги нам», – стали молить старика люди. Тасман надел охотничью малицу и пошел в тайгу.
В тайге Тасман встретил лося, которому помог спастись от голодной гибели. «Помоги людям, добрый лось! Страшный голод пришел в наш край». – «Это Гнев тайги, – покачал головой лось. – Он наказал всех, кто не берег ее богатства. Это он спрятал от людей всех птиц и зверей». – «Отвези меня к Гневу тайги», – попросил старик Тасман. «Садись», – сказал зверь.
Лось бежал, обгоняя ветер, оставляя позади леса, болота, реки и горы. Наконец лось остановился под хмурыми высокими кедрами и сказал: «Здесь живет Гнев тайги».
«Зачем ты пришел в мое царство?» – услышал старик, а голос продолжал: – «Когда люди добры, тайга щедра к ним грибами, ягодами, орехами, зверями и птицами. Когда люди разоряют лесное царство, – уходит доброта, остаются лишь гнев и голод». – «Не все люди виноваты, Гнев тайги, а ты наказал всех», – осмелился возразить Тасман. «Ладно, – помолчав, произнес Гнев тайги. – Сейчас я проверю, виноват ли ты. Попробуй достать пригоршню меду из пчелиного роя. Если возьмешь – твоя правда, я тебе помогу. Если нет – разговаривать с тобой не о чем!».
Вдруг перед Тасманом появились старое дуплистое дерево и пчелиный рой. Старик опустил руку в дупло и достал целую гость чистого меда. Сзади тотчас раздался голос Гнева тайги: «Твоя правда, старик. Возвращайся домой».
Вновь быстрый лось, словно ветер, пронес его через леса, болота, реки и горы. А за ним вслед с шумом летели птицы и пробирались лесные звери.
Много лет прошло с тех пор, а люди помнят о Гневе тайги и берегут лесные богатства.

2) Подумайте, о чем этот старинный сказ?
3) За что Гнев тайги рассердился на людей и как наказал их?
4) Как ты думаешь, если бы Гнев тайги действительно существовал, как бы он поступил в настоящее время?
5) Придумай другие вопросы к тексту и предложи их своим одноклассникам.

Чем дальше на юг тянется тайга, тем мягче становится климат. Постепенно ослабевают морозы, реже бывают весенние и осенние заморозки, выпадает больше осадков, более продолжительным становится лето. Среди привычных к низким зимним температурам хвойных деревьев встречается все больше лиственных – береза, осина, ольха и др. Сплошной ковер мха сменяется травами. Тайга постепенно сменяется смешанными лесами, то есть лесами, состоящими из хвойных и лиственных деревьев.

Еще южнее растут широколиственные леса. В отличие от маленьких листиков берез и осин листовые пластинки липы, дуба, клена и других широколиственных деревьев более крупные. В таких лесах каждый год много листвы, следовательно, почвы широколиственных лесов богаты перегноем.

Леса, которые состоят в основном из дубов, получили название дубравы. Несколько веков назад в европейской части России было очень много дубрав. В настоящее время большая часть широколиственных лесов вырублена.

Смешанные и широколиственные леса занимают большую часть территории стран Западной Европы, но небольшую часть территории нашей страны. В европейской части России площадь, которую занимают смешанные и широколиственные леса, напоминает треугольник. Одна из его сторон совпадает с западной границей страны, потом площадь лесов постепенно уменьшается и едва дотягивается до реки Волги у города Нижний Новгород. Другие участки смешанных и широколиственных лесов находятся на юге Дальнего Востока. Смешанные и широколиственные леса растут лишь на западе и востоке страны, там, где достаточно влаги и не бывает очень холодных зим.

Климат этой природный зоны мягкий, благоприятный, почвы плодородные, поэтому люди издавна населяли ее. Здесь было много сел и деревень, жители которых занимались земледелием. Они вырубали леса, расчищая под поля все новые и новые территории. Многочисленные города тоже увеличивались и числом, и по площади, и для этого тоже вырубали леса.

В настоящее время на всей этой территории леса уже почти не сохранились, а земли превратились в сельскохозяйственные.

Леса постепенно сменяются лесостепью, а еще южнее находится степь. Природная зона степи и лесостепи расположена на юге европейской части России и на юге Западной Сибири. Она тянется от Государственной границы нашей страны до гор Алтая, а дальше на восток сменяется лесами.

Чем дальше на юг, тем теплее и суше становится климат. Лесная зона сменяется лесостепью и затем – степью. Основная растительность степи – травы; встречаются заросли кустарников, а деревья в степи растут лишь вдоль рек. Зима в степи относительно короткая, малоснежная, лето жаркое, солнечное, дожди выпадают редко, и деревьям не хватает влаги. По степным просторам гуляют сильные ветры. Летом ветры приводят в движение степные травы, и те, словно волны, колышутся на ветру. Травяные просторы тянутся до самого горизонта, поэтому степь часто сравнивают с морем. Зимой ветры поднимают вверх снег и переносят его на другое место, а отдельные участки почв замерзают. Это тоже препятствует росту деревьев в степи. Засушливым летом нередко возникают пыльные бури. Ветер поднимает в воздух верхний слой почвы и переносит его в другое место. Пыльные бури особенно опасны в тех местах, где степь распахана и нет сплошного растительного покрова.

Степное «море травы» только на первый взгляд может показаться однообразным. На небольшой площади всего в несколько квадратных метров растет несколько десятков видов растений. Ранней весной, когда снег растает, степь кажется бурой от цвета прошлогодней травы. Уже после нескольких первых солнечных дней степь становится сине-фиолетовой, потому что зацветает прострел, или сон-трава. Это низкорослое растение с крупными (до 4 сантиметров) лилово-фиолетовыми колокольчиками. Потом зацветают другие первоцветы – голубые и розовые гиацинты, разноцветные примулы. Отцветающие цветы сменяются новыми, более высокими, например голубыми незабудками, желтыми лютиками. В июне – июле в степи цветут белый клевер, синий шалфей, лиловые колокольчики, нивяник, который часто ошибочно называют ромашкой. Это еще более высокие растения. К сентябрю отцветают последние цветы, желтеют и постепенно темнеют высохшие травы, а с началом зимы степь вновь покрывается снегом. Степные растения цветут в разное время, и степь все время кажется разной.

Почвы степей очень богаты перегноем. Черный цвет плодородного почвенного слоя дал название почвам степей – чернозем. Его мощность достигает глубины более 1 метра.

В степях обитает много травоядных животных. Это и мелкие грызуны – хомяки, суслики, и копытные животные – сайгаки, антилопы. Есть хищники – ласки, хори, лисы и волки. В степях много птиц, которые вьют гнезда на земле в траве: это и маленькие жаворонки, и куропатки, и крупные дрофы. Есть также хищные птицы – степные орлы и ястребы. Из других животных в степи многочисленны пресмыкающиеся и насекомые.

Степные просторы были издавна заселены. Несколько веков назад ее населяли кочевые племена, которые разводили лошадей и крупный рогатый скот. Кочевники часто нападали на Русь, и начиная с XVII века степь стали осваивать другие жители. На высоких крутых речных берегах появились города-крепости. Многие из них существуют и поныне – Курск, Белгород, Старый Оскол и многие другие. Вблизи городов появлялись деревни. Все больше степных территорий распахивалось под поля, занималось под пастбища. Уже к концу ХIХ века почти не сохранилось участков степи, не освоенных человеком.

В настоящее время зона степи – одна из самых населенных территорий России. Здесь расположены крупные промышленные города, городские и сельские поселки. Зона степи – крупнейший в нашей стране район земледелия. Здесь выращивают зерновые культуры, например пшеницу, и технические, например сахарную свеклу. Эта сельскохозяйственная культура – сырье для производства сахара. В городах работает много предприятий пищевой промышленности, на которых производят муку, разные крупы, сахарный песок, мясные и молочные консервы.

На территории Курской и Белгородской областей находится крупное месторождение руд черных металлов – Курская магнитная аномалия. Залегающие в земных недрах горные породы действуют как гигантский магнит и влияют на стрелку компаса: она непрерывно крутится и показывает неправильное направление. В этих районах ведется добыча железной руды, а в городе Липецке работает очень крупный металлургический комбинат, на котором выплавляют сталь. Зона степи и лесостепи освоена и полностью изменена человеком. Участки настоящей природной степи сохранились на очень маленькой площади в заповедниках.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

4. Составьте учебные задачи по картам атласа, с которым вы работаете, для описания лесной и степной природных зон.

5. Составьте задания для учеников на основе предложенных текстов – описаний природных зон, а также условий жизни и хозяйственной деятельности населения в этих зонах.

Рекомендуемая литература

1. Воронов А. Г., Дроздов Н.Н. и др. Биогеография мира. – Любое издание.

2. География: Энциклопедия для детей. – М.: «Аванта+» – Любое издание.

3. Атлас «Окружающий мир. Природа и человек. 1—4 классы». Крылова О.В., Сивоглазов В.И. М.:Дрофа, ДиК, 2007.