Цели. Расширить представления
учащихся о роли семьи в обществе; познакомить с
Семейным кодексом РФ, с обязанностями членов
семьи; дать элементарные представления о бюджете
семьи; воспитывать чувство любви и уважения к
своей семье.
Учебные материалы. Плакат со словами
Конфуция: «...семья – это маленькое государство»;
карта путешествия: «Состав семьи» – «Отношения в
семье» – «Бюджет семьи»; «Семейный кодекс РФ»;
карточки с пословицами; рисунки с изображениями
автобуса, дерева Домовенка Кузи; калькулятор.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Учитель. Сегодня мы поговорим о
семье. У древнекитайского мыслителя Конфуция
есть такое высказывание: «Государство – это
большая семья, а семья – это маленькое
государство». Действительно, ребята, у
государства и семьи очень много общего. Чем же
они похожи, мы узнаем, совершив путешествие в
«государство» под названием Семья.
Чтобы в дороге нам не пришлось скучать,
мы возьмем с собой Домовенка Кузю. Испокон веков
считалось, что в доме, кроме членов семьи, жил еще
добрый дух – домовой. Положит бабка скалку, а
найти не может: «Домовой спрятал!» Оставил дед
топор в одном месте, а нашел в другом: «Домовой
шалит!» Но домовой – это добрый дух, и считалось,
что без домового не будет согласия, порядка в
доме, не пойдут дела. И когда семья переезжала в
новую избу, хозяева приходили в старую, чтобы
взять самое доброе – огонь в очаг – и позвать
домового: «Домовой, иди к нам на новое место
жить!»
Остановка первая «Состав семьи»
У. Мы начинаем свое путешествие с
города «Состав семьи». Прежде чем побывать в этом
городе, Домовенок Кузя предлагает объяснить
смысл пословицы: «Когда семья вместе, то и душа на
месте».
Ученики объясняют смысл пословицы.
– Ребята, давайте познакомимся с
вашими семьями.
ПЛАН
1. Какая у вас семья – большая или
маленькая? Сколько человек в семье?
2. Как зовут маму?
3. Как зовут папу?
4. Сколько детей в семье?
5. Живут ли с вами бабушка и дедушка?
6. Что общего у членов семьи?
Дети рассказывают о своих семьях по
плану.
– Вы правы, у членов семьи очень много
общего: дом, вещи, мебель, посуда, праздники,
интересы, заботы. Но Домовенок Кузя думает, что у
семьи есть еще кое-что общее. Вы об этом узнаете,
если отгадаете загадку, которую он вам
приготовил:
И у мамы есть, и у папы есть,
И у меня есть, и у тебя есть.
Чтоб тебя знать, надо вслух назвать.
Дети. Фамилия.
У. У каждой фамилии есть свое
происхождение. Иванов – от имени Иван. Рыжов –
может быть, у предка этого человека были рыжие
волосы. У Рыбакова – рыбак. У Медведева –
человек большого роста, увалень. Ребята, а как
можно объяснить происхождение ваших фамилий?
Учащиеся вместе с учителем пытаются
объяснить происхождение своих фамилий.
– Ребята, Домовенок приготовил вам
следующее задание. Объясните смысл пословицы:
«Без корня и полынь не растет».
Ученики объясняют смысл пословицы.
– Совершенно верно, у каждого
человека есть свои «корни». Есть такая наука,
которая изучает родственные связи человека. Эта
наука называется «генеалогия».
Генеалогия (от греч.
genealogia – родословная), специальная
историческая дисциплина, изучающая
возникновение и развитие родственных отношений.
Творческое задание. Составление
генеалогического древа
На парте – лист с изображением дерева.
Учащиеся по инструкции учителя вписывают имена
бабушек, дедушек, мамы, папы, сестер и братьев,
затем рассказывают по рисунку о своих
родственных связях.
Остановка вторая «Отношения в семье»
У. В каждом государстве есть
главный человек. Кто это?
Д. Президент.
У. А в семье есть главный человек?
Ребята рассказывают, кто у них в семье
главный – мама или папа.
– Испокон веков считали, что главой
семьи является муж и отец. Он был кормильцем,
опорой семьи. А женщине отводилась роль
домохозяйки, хранительницы очага. С тех пор
многое изменилось. Теперь женщина не только
занимается домашними делами, но еще и работает.
Как вы думаете, семья должна жить, как ей
захочется, или по какому-то закону?
Д. По закону.
У. В любом государстве есть закон,
по которому живут его граждане. Называется он Конституцией.
Семья также должна жить по определенным
правилам. Чтобы регулировать отношения между
государством и семьей, между родителями и их
детьми, существует Семейный кодекс.
Учитель показывает Семейный кодекс РФ
и зачитывает из него несколько статей.
– Проблема взаимоотношений в семье
всегда волновала писателей. Вы читали много
произведений, в которых затрагивается эта
проблема. Домовенок Кузя приготовил вам
небольшую литературную викторину.
Викторина
Угадай, из какого произведения отрывок,
о ком в нем говорится, и ответь на вопросы.
1. «Стала девочка разглядывать себя. И
понравилась сама себе. Смотрит – не может
оторваться. Глядит – не наглядится. То в медный
таз начищенный смотрится, то на свое отражение в
воде».
Д. Это Айога из нанайской сказки
«Айога».
Вопросы к классу:
1) Помогла ли Айога маме?
2) Почему мама дала лепешку другой девочке?
3) Что случилось с Айогой?
4) Как бы вы поступили на ее месте?
2. «Дочь не сказала ни слова, даже не
обтерла рук, побежала к своей матери...»
Д. Третья дочь из татарской сказки
«Три дочери».
Вопросы к классу:
1) На какую из дочерей вы хотели бы
быть похожи? Почему?
2) Как бы вы поступили, если бы вашей маме
потребовалась ваша помощь?
3) Чему учит эта сказка?
3. «Своими нежными руками рвала она
злую, жгучую крапиву, и пальцы ее покрывались
большими волдырями...»
Д. Элиза из сказки
Х.К. Андерсена «Дикие лебеди».
Вопросы к классу:
1) Для чего Элиза рвала крапиву?
2) Смогла ли она спасти братьев?
3) Чему учит эта сказка?
4. «Стал дед очень стар. Ноги у него не
ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не
было. И когда он ел, у него текло изо рта».
Д. Дед из рассказа Л.Н. Толстого
«Старый дед и внучек».
Вопросы к классу:
1) Какие чувства вы испытываете к
старику?
2) Правильно ли поступили сын и невестка?
3) Как вы понимаете слова: «Корми деда на
печи – сам будешь там»?
4) Чему учит рассказ?
У. Что, ребята, главное в семье? Как
вы понимаете смысл пословицы: «Не нужен клад,
коли в семье лад»? (Дети отвечают.) Конечно,
самое главное в семье – это согласие,
взаимопонимание, дружба, любовь и общие интересы.
Как вы будете относиться к своим родным и
близким, так и ваши дети будут относиться в
последующем к вам.
Остановка третья «Бюджет семьи»
У. Ребята, в каждом государстве
существует бюджет.
Бюджет (от англ. budget) –
роспись доходов и расходов государства,
учреждения, семьи или лица на определенный срок
(например, год).
– Бюджет государства рассчитывается
на один год, а семейный бюджет рассчитывается на
месяц или на год. Сейчас мы побываем в одной семье
и посмотрим, как она рассчитает семейный бюджет
на месяц.
Сюжетно-ролевая игра «Мы – семья»
Из числа учеников назначаются «папа»,
«мама», двое «детей». «Папа» считает на
калькуляторе доходы семьи.
Карточка 1
Заработная плата папы – 10 000 р/месяц
Заработная плата мамы – 7000 р/месяц
Итого: доход семьи – 17 000 р/месяц. |
«Мама» считает расходы семьи.
Карточка 2
Коммунальные услуги – 2000 р/месяц
Телефон – 450 р/месяц
Питание – 2000 р/месяц на человека
Одежда – 3000 р/месяц
Лекарства – 750 р/месяц
Разное – 1500 р/месяц
Итого: расход семьи – 9700 р/месяц. |
Затем доходы и расходы семьи
сверяются. В случае если расходы превышают
доходы, необходимо познакомить учащихся с
понятием «бюджетный дефицит».
Бюджетный дефицит – превышение
расходов бюджета над его доходами. Целесообразно
провести беседу о том, на чем семья может
сэкономить, подвести учащихся к мысли о
необходимости экономии воды и электроэнергии.
– Ребята, вы убедились, как непросто
родителям вести хозяйство, распределять доходы
так, чтобы денег хватило до конца месяца.
Домовенок Кузя просит вас объяснить смысл
поговорок: «По размеру ноги выбирай сапоги», «Не
в деньгах счастье». (Дети отвечают.)
– Люди с древнейших времен задавали
себе вопросы:
Что такое жизнь?
Что такое счастье?
В чем смысл жизни?
Нужна ли человеку семья?
Человек рожден для счастья, как птица
для полета. Каждый стремится к счастью, как цветы
тянутся к свету. Есть такое понятие – семейное
счастье. Счастье для матери – это ее ребенок.
Счастье для ребенка – когда у него есть любящие и
заботливые родители. Счастье для отца – это
дом, семья, здоровые дети. Заканчивая наше
путешествие, хочу всем пожелать счастья, в том
числе и семейного.