Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №23/2008

Я иду на урок

Наталья Киселёва ,
учитель ГОУ СОШ № 500 г. Москвы

Парные согласные

Обучение грамоте. 1 класс

В современных учебниках знакомство со звуками и буквами идет по-разному. Очередность прохождения материала у каждого автора своя. Но так как большинство детей приходят в школу уже читающими, то на этапе подготовки детей к школе (предшколе) или при первичном знакомстве с парными согласными (в 1-м классе) можно подать материал блоком.

Тема. «Парные согласные».

Цели. Сформировать представление о парных согласных звуках и буквах, их признаках; развивать умение вычленять нужный звук, обозначать его буквой, писать эту букву.

Учебные материалы: рисунки с изображениями паровозиков с буквами, поросят, волка, дома поросят, котла; веревочки и проволочка; пластилин.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель. Сегодня мы вместе с нашим паровозиком отправимся в путешествие по сказке. Сначала давайте вспомним, какие пассажиры разместились в вагончиках.

На доске — вагончики с буквами. Буквы в четвертом вагончике закрыты.

Дети. В первом вагончике – звуки-мальчики и звуки-девочки по фамилии Гласные.

– Во втором вагончике – звуки-мальчики и звуки-девочки по фамилии Согласные.

– В третьем вагончике – звуки по фамилии Согласные, где [ч’], [щ’] – всегда мягкие, [ц] – всегда твердый и [х], который может быть мягким и твердым.

У. В четвертом вагончике едут звуки по фамилии Парные Согласные. С ними мы будем сегодня знакомиться.

Буквы открываются по мере ознакомления.

Звучит песня из сказки «Три поросенка».

III. Знакомство с парными согласными

Модуль 1

У. Какую сказку вы читали дома?

Д. «Три поросенка».

У. О ком эта сказка?

Д. О поросятах.

Появляются рисунки с изображениями поросят.

– Какой звук в слове поросята первый?

Д. Звук [п].

У. Давайте его произнесем. Как мы его произносим? Какой это звук – гласный или согласный?

Д. Согласный.

У. Кем поросята были между собой?

Д. Братьями.

У. Назовите первый звук в слове братья.

Д. Звук [б].

У. Давайте его произнесем. Как произносим? Какой это звук – гласный или согласный?

Д. Согласный звук.

У. Сравните произношение звуков [б] и [п]. Что у них общего? В чем различие?

Д. Общее – это согласные звуки, различие – звук [п] – глухой, [б] – звонкий.

У. Найдите на полотне буквы, обозначающие эти звуки. Покажите их. Найдите у себя в тетради эти звуки и обведите их. Я обведу эти буквы в вагончике.

Дети выполняют задание.

– Назовите слова, начинающиеся со звука [п]; со звука [б].

Дети отвечают.

Модуль 2

У. Какого еще героя мы встретили в этой сказке?

Д. Волка.

Появляется картинка с изображением волка.

– Назовите первый звук в этом слове.

Д. Звук [в].

У. Произнесите его. Какой это звук – гласный или согласный?

Д. Согласный.

У. Как звали братьев?

Д. Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф.

У. Какой звук повторяется в конце каждого слова?

Д. Звук [ф].

У. Произнесите его. Какой это звук?

Д. Согласный.

У. Давайте найдем сходство и различие в произношении звуков [в] и [ф].

Д. Сходство – это согласные звуки, различие – звук [в] – звонкий, [ф] – глухой.

У. Найдите на полотне буквы, обозначающие эти звуки. Давайте поиграем в игру «Живая буква». Найдите в тетради и обведите эти буквы, а я обведу их в вагончике. Встаньте так, чтобы ваша фигура была похожа на букву ф.

Дети встают, уперев руки в бока.

– Присядьте так, чтобы ваша фигура была похожа на букву в.

Дети садятся так, что колени и локти образуют два полукруга.

Модуль 3

У. Сколько было поросят?

Д. Три.

У. Какой первый звук в слове три?

Д. Звук [т].

У. Произнесите его. Какой это звук?

Д. Согласный.

У. Что решили построить поросята?

Д. Дом.

Появляется рисунок с изображением дома.

У. Назовите первый звук в слове дом.

Д. Звук [д].

У. Произнесите его. Какой он? Сравните звуки [д] и [т].

Д. Это согласные звуки. Звук [д] – звонкий, [т] – глухой.

У. Найдите на наборном полотне буквы, обозначающие эти звуки. На что похожа буква д (т)? Обведите эти буквы в тетради, а я – в вагончике.

Дети выполняют задание.

– А теперь из веревочек или проволочек сконструируйте эти буквы.

Первый вариант изображает букву д, второй вариант – букву т.

Звучит песенка Наф-Нафа:

Никакой на свете зверь,
Хитрый зверь, страшный зверь
Не откроет эту дверь,
Эту дверь, эту дверь…

Модуль 4

У. Почему так уверенно говорит Наф-Наф? Почему он считает, что его дом не будет разрушен?

Д. Потому что его дом каменный.

У. Выделите первый звук в слове каменный.

Д. Звук [к].

У. Какое наказание приготовил злому волку Наф-Наф?

Д. Котел с горячей водой.

Появляется рисунок с изображением котла.

У. Какая в нем была вода?

Д. Горячая.

У. Выделите первый звук в слове горячая.

Д. Звук [г].

Работа проводится аналогично предыдущим модулям.

– Назовите слова, начинающиеся со звука [к]; со звука [г].

Под песенку Наф-Нафа проводится физкультминутка.

Модуль 5

У. В какое время года происходили события, описанные в сказке «Три поросенка»?

Д. Осенью.

У. Осенью опадают листья. Какие звуки можно услышать, если на них наступить?

Д. Шуршание или шорох.

У. Выделите первый звук в этих словах.

Д. Звук [ш].

У. Кто прячется под листьями осенью?

Д. Мошки, букашки, жучки.

У. Какой первый звук в слове жучки?

Д. Звук [ж].

Работа проводится аналогично предыдущим модулям.

У. Поиграем в игру «Моя вообразилия».

Ребята дорисовывают буквам элементы, чтобы получились человечки или другие предметы.

Модуль 6

Звучит песенка поросят:

Нам не страшен серый волк,
Серый волк, страшный волк...

У. Каким же был волк в сказке «Три поросенка»?

Д. Серый, злой.

У. Выделите первые звуки в словах серый, злой.

Работа проводится аналогично.

– Из пластилина слепите эту пару согласных. Первый вариант лепит букву з, второй вариант – букву с.

IV. Итог урока

У. Мы знаем парные звонкие и глухие согласные звуки. Произнесите их.

На доске:

– Расскажите об этих звуках.

Дети отвечают.

– Чем закончилась сказка «Три поросенка»? Какой вывод можно сделать? На следующих уроках мы продолжим путешествие на волшебном паровозике.