Тема. «Парные согласные».
Цели. Сформировать представление о
парных согласных звуках и буквах, их признаках;
развивать умение вычленять нужный звук,
обозначать его буквой, писать эту букву.
Учебные материалы: рисунки с
изображениями паровозиков с буквами, поросят,
волка, дома поросят, котла; веревочки и
проволочка; пластилин.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы урока
Учитель. Сегодня мы вместе с нашим
паровозиком отправимся в путешествие по сказке.
Сначала давайте вспомним, какие пассажиры
разместились в вагончиках.
На доске — вагончики с буквами. Буквы в
четвертом вагончике закрыты.
Дети. В первом вагончике –
звуки-мальчики и звуки-девочки по фамилии
Гласные.
– Во втором вагончике –
звуки-мальчики и звуки-девочки по фамилии
Согласные.
– В третьем вагончике – звуки по
фамилии Согласные, где [ч’], [щ’] – всегда мягкие,
[ц] – всегда твердый и [х], который может быть
мягким и твердым.
У. В четвертом вагончике едут
звуки по фамилии Парные Согласные. С ними мы
будем сегодня знакомиться.
Буквы открываются по мере
ознакомления.
Звучит песня из сказки «Три поросенка».
III. Знакомство с парными
согласными
Модуль 1
У. Какую
сказку вы читали дома?
Д. «Три поросенка».
У. О ком эта сказка?
Д. О поросятах.
Появляются рисунки с изображениями
поросят.
– Какой звук в слове поросята
первый?
Д. Звук [п].
У. Давайте его произнесем. Как мы
его произносим? Какой это звук – гласный или
согласный?
Д. Согласный.
У. Кем поросята были между собой?
Д. Братьями.
У. Назовите первый звук в слове братья.
Д. Звук [б].
У. Давайте его произнесем. Как
произносим? Какой это звук – гласный или
согласный?
Д. Согласный звук.
У. Сравните произношение звуков
[б] и [п]. Что у них общего? В чем различие?
Д. Общее – это согласные звуки,
различие – звук [п] – глухой, [б] –
звонкий.
У. Найдите на полотне буквы,
обозначающие эти звуки. Покажите их. Найдите у
себя в тетради эти звуки и обведите их. Я обведу
эти буквы в вагончике.
Дети выполняют задание.
– Назовите слова, начинающиеся со
звука [п]; со звука [б].
Дети отвечают.
Модуль 2
У. Какого еще героя мы встретили
в этой сказке?
Д. Волка.
Появляется картинка с изображением
волка.
– Назовите первый звук в этом слове.
Д. Звук [в].
У. Произнесите его. Какой это звук
– гласный или согласный?
Д. Согласный.
У. Как звали братьев?
Д. Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф.
У. Какой звук повторяется в конце
каждого слова?
Д. Звук [ф].
У. Произнесите его. Какой это звук?
Д. Согласный.
У. Давайте найдем сходство и
различие в произношении звуков [в] и [ф].
Д. Сходство – это согласные звуки,
различие – звук [в] – звонкий, [ф] – глухой.
У. Найдите на полотне буквы,
обозначающие эти звуки. Давайте поиграем в игру
«Живая буква». Найдите в тетради и обведите эти
буквы, а я обведу их в вагончике. Встаньте так,
чтобы ваша фигура была похожа на букву ф.
Дети встают, уперев руки в бока.
– Присядьте так, чтобы ваша фигура
была похожа на букву в.
Дети садятся так, что колени и локти
образуют два полукруга.
Модуль 3
У. Сколько было поросят?
Д. Три.
У. Какой первый звук в слове три?
Д. Звук [т].
У. Произнесите его. Какой это звук?
Д. Согласный.
У. Что решили построить поросята?
Д. Дом.
Появляется рисунок с изображением
дома.
У. Назовите первый звук в слове дом.
Д. Звук [д].
У. Произнесите его. Какой он?
Сравните звуки [д] и [т].
Д. Это согласные звуки. Звук [д] –
звонкий, [т] – глухой.
У. Найдите на наборном полотне
буквы, обозначающие эти звуки. На что похожа
буква д (т)? Обведите эти буквы в
тетради, а я – в вагончике.
Дети выполняют задание.
– А теперь из веревочек или
проволочек сконструируйте эти буквы.
Первый вариант изображает букву д,
второй вариант – букву т.
Звучит песенка Наф-Нафа:
Никакой на свете зверь,
Хитрый зверь, страшный зверь
Не откроет эту дверь,
Эту дверь, эту дверь…
Модуль 4
У. Почему так уверенно говорит
Наф-Наф? Почему он считает, что его дом не будет
разрушен?
Д. Потому что его дом каменный.
У. Выделите первый звук в слове каменный.
Д. Звук [к].
У. Какое наказание приготовил
злому волку Наф-Наф?
Д. Котел с горячей водой.
Появляется рисунок с изображением
котла.
У. Какая в нем была вода?
Д. Горячая.
У. Выделите первый звук в слове горячая.
Д. Звук [г].
Работа проводится аналогично
предыдущим модулям.
– Назовите слова, начинающиеся со
звука [к]; со звука [г].
Под песенку Наф-Нафа проводится
физкультминутка.
Модуль 5
У. В какое время года
происходили события, описанные в сказке «Три
поросенка»?
Д. Осенью.
У. Осенью опадают листья. Какие
звуки можно услышать, если на них наступить?
Д. Шуршание или шорох.
У. Выделите первый звук в этих
словах.
Д. Звук [ш].
У. Кто прячется под листьями
осенью?
Д. Мошки, букашки, жучки.
У. Какой первый звук в слове жучки?
Д. Звук [ж].
Работа проводится аналогично
предыдущим модулям.
У. Поиграем в игру «Моя
вообразилия».
Ребята дорисовывают буквам элементы,
чтобы получились человечки или другие предметы.
Модуль 6
Звучит песенка поросят:
Нам не страшен серый волк,
Серый волк, страшный волк...
У. Каким же был волк в сказке «Три
поросенка»?
Д. Серый, злой.
У. Выделите первые звуки в словах серый,
злой.
Работа проводится аналогично.
– Из пластилина слепите эту пару
согласных. Первый вариант лепит букву з,
второй вариант – букву с.
IV. Итог урока
У. Мы знаем парные звонкие и
глухие согласные звуки. Произнесите их.
На доске:
– Расскажите об этих звуках.
Дети отвечают.
– Чем закончилась сказка «Три поросенка»?
Какой вывод можно сделать? На следующих уроках мы
продолжим путешествие на волшебном паровозике.