|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Юлия
Максимова
,
|
Карточка 1 |
Федор Петрович ____________ нам _____________ свои вещи в чемоданы, потому что после обеда _____________ машина и _____________ нас в город. |
Слова для справок: велел, складывать, прибудет, отвезет. Поставь вопрос к вставленным в текст словам. |
Карточка 2 |
Вставь в текст слова, отвечающие на вопросы. Шляпа (что делала?) ______________ на комоде. Котёнок Васька (что делал?) _____________ возле комода на полу. А посередине комнаты (что делал?) _____________ стол. Вовка и Вадик (что делали?) _____________ за столом и (что делали?) ______________ картинки. |
Карточка 3 |
Весь день сова _________ в своем дупле, а вечером __________ на поле мышей ____________. Мыши со страху _____________ в норки. Долго сова ____________ над полем, но ни одной мышки не _______________. |
Поставь вопрос к вставленным в текст словам. |
Образец выполнения работы
Карточка 3 Поставь вопрос к вписанным в текст словам. Весь день сова (что делала?) спала в своем дупле, а вечером (что делала?) летала на поле мышей (что делать?) ловить. Мыши со страху (что делали?) прятались в норки. Долго сова (что делала?) кружила над полем, но ни одной мышки не (что сделала?) поймала. |
III. Организация целеполагания
У. Какие слова вы вставили в текст?
Д. Мы вставили слова лежала, летала, поймала, рисовали и т.д.
У. Какие вопросы вы поставили к этим словам?
Д. Что делал? что сделать? что делала? что делает? и др.
У. Что общего у всех этих слов?
Д. Все эти слова обозначают действия.
У. Я предлагаю вам определить тему урока.
Д. Мы будем изучать слова, обозначающие действия.
У. Мы познакомимся еще с одной частью речи. Какой же?
Д. С глаголом. Это наша тема.
У. Попробуйте тогда сформулировать: что же нам надо узнать о глаголе? (Вопрос возможен, если дети в системе имеют опыт целеполагания при изучении других тем морфологии.)
Д. Нам надо узнать, что это за слово, составить рассказ о глаголе, научиться находить в тексте глаголы.
У. Я прошу вас помочь в этом друг другу в группах.
Учащиеся разделяя на группы, ориентируясь на цвет карточки, и занимают новые места.
IV. Изучение нового материала
У. Что вы сейчас будете делать?
Д. Нам необходимо собрать материал о глаголе из разных источников, оформить плакат.
Дети читают справочную литературу, формулируют, конструируют и склеивают на плакате определение глагола из разрезного материала, отбирая необходимые слова из предложенных.
План работы группы
Этап работы |
Порядок действий |
1. Составление определения глагола |
1. Найдите определение глагола в
книгах. |
Разрезной материал
Глагол |
обозначает действие предмета |
отвечает на вопросы |
что делает? |
часть речи |
что сделает? |
что делал? |
где? как? |
предмет |
часть слова |
предложение |
подлежащее |
сказуемое |
Дети выполняют работу самостоятельно при некоторой помощи учителя: используя справочную литературу, находят необходимые слова, составляют кластер-определение и готовятся представить свою работу. Далее идет презентация результатов групповой работы, проводится их анализ. Таким образом, новый материал является собственным открытием детей, результатом их творческой активности и представляется на уроке каждой группой, что обеспечивает его многократное повторение.
V. Физкультминутка
Используется мягкая игрушка Тараторка.
У. Тараторка включается в наш урок и предлагает выполнять разные действия:
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Поскачите, пошагайте,
Наклонитесь, приседайте,
И закончив упражненье
Прекращаем мы движенье!
VI. Первичное закрепление материала
У. Тараторка предложила вам задание.
Тараторка. Я слушала, что вы рассказывали про глаголы, и удивлялась. Как это – действия? Почему действия есть у всех? Вы можете привести примеры?
Д. Да. Человек говорит, думает, сидит, дышит, отвечает и т.д.
Тараторка. Мне интересно, а что же делают эти растения?
Каждой группе учащихся ставится на стол одно растение, действия которого могли бы назвать дети.
Этап работы |
Порядок действий |
2. Выполнение задачи Тараторки |
1. Рассмотрите растение. |
Дети презентуют результаты работы: «Растение развивается, растет, питается, пахнет, радует, зеленеет, колется» – и т.д.
Тараторка. А я думала, что цветы ничего не делают. Оказывается, я ошибалась. Вы настоящие знатоки! Кстати, во вчерашней газете я узнала о таких событиях, что без вас мне не разобраться в происходящих действиях. Вот познакомьтесь, пожалуйста.
Тараторка раздает детям листы с текстом и в быстром темпе читает его.
Всю ночь Женьку мучил комар: он кусал мальчика в нос, в ухо, в левую щёку. Он противно жужжал, звенел и зудел. Женька и отмахивался руками, и дрыгал ногами, и дул на ужасного комара – всё бесполезно! Комар ехидно ухмылялся и снова пикировал на Женьку. Тогда Женька потерял терпение: он подпрыгнул на кровати и решил врезать этому комару кулаком по спине, чтобы не лез, но комар легко взмахнул прозрачными крылышками и переместился на потолок. «Пойду искать ружье или шпагу, – решил Женька. – Этот подлый комар кусал меня, когда я спал и был беззащитным! Теперь держись, злодей! Я вызываю тебя на дуэль!»
(В этом тексте 25 глаголов.)
Этап работы |
Порядок действий |
3. Работа с текстом |
1. Каждый читает текст
самостоятельно, подчеркивая глаголы на листе. |
Дети работают с текстом, в котором глаголы не выделены. Они следуют инструкции. Коллективное взаимодействие способствует проявлению активности каждого, работает на взаимопроверку и помогает сформировать коммуникативные навыки у учеников.
VII. Итог урока
У. Мы подводим итоги нашей работы, проанализировали работу групп. Вспомните, какая цель стояла перед нами?
Д. Мы должны были узнать, что такое глагол, и составить его определение.
У. Как же мы это сделали?
Д. Мы сами нашли материал, сами оформили его. Тараторка помогла нам использовать глаголы в речи, найти их в тексте.
У. Вы помогали друг другу, активно работали сами. В домашней работе вам предстоит самостоятельно выписать глаголы из текста, предложенного Тараторкой. Урок окончен.