Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №22/2008

Учителю на заметку

Юлия Максимова ,
учитель школы № 1314, г. Москва

Самостоятельная работа с помощью технологических карт

Русский язык. 2 класс

Окончание. Начало см. № 14/2008

Примеры уроков с использованием технологических карт

Тема. «Глагол как часть речи».

Цели. Познакомить с глаголом как частью речи; формировать умение отличать глагол от других частей речи по основному грамматическому признаку, выделять его в речи.

Учебные материалы. Учебник «Русский язык. 2 класс» (авт. Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова); карточки с заданиями разного уровня на цветном картоне; карточки для составления определения; чистые листы формата А3; листы с текстом; маркеры, клей, ножницы для каждой группы; Справочное пособие по русскому языку. 1–2 классы (1–4) (авт О.В. Узорова, Е.А. Нефедова); комнатные растения; доска, магниты; кукла Тараторка.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация изученного материала

Учитель. Я предлагаю вам проследить за движением моей руки в воздухе и определить, что же здесь появится.

С учетом зеркального изображения в воздухе педагог пишет по буквам: с, л, о, в, о.

Дети. Это слово.

У. Что вы знаете о слове?

Д. Слово может отвечать на какой-нибудь вопрос, например кто? что? какой? и др.

– Слово что-либо обозначает. Оно может относиться к разным частям речи.

У. Я предлагаю вставить необходимые слова в текст.

Дети получают карточку определенного (красного, желтого, голубого, зеленого) цвета с заданиями разного уровня сложности таким образом, что по цвету в дальнейшем будут формироваться команды. Задания подобраны с учетом индивидуальных способностей детей (дифференциация). Цвет карточки не связан с уровнем сложности задания.

Карточка 1

Федор Петрович ____________ нам _____________ свои вещи в чемоданы, потому что после обеда _____________ машина и _____________ нас в город.

Слова для справок: велел, складывать, прибудет, отвезет.

Поставь вопрос к вставленным в текст словам.

 

Карточка 2

Вставь в текст слова, отвечающие на вопросы.

Шляпа (что делала?) ______________ на комоде. Котёнок Васька (что делал?) _____________ возле комода на полу. А посередине комнаты (что делал?) _____________ стол. Вовка и Вадик (что делали?) _____________ за столом и (что делали?) ______________ картинки.

 

Карточка 3

Весь день сова _________ в своем дупле, а вечером __________ на поле мышей ____________. Мыши со страху _____________ в норки. Долго сова ____________ над полем, но ни одной мышки не _______________.

Поставь вопрос к вставленным в текст словам.

Образец выполнения работы

Карточка 3

Поставь вопрос к вписанным в текст словам.

Весь день сова (что делала?) спала в своем дупле, а вечером (что делала?) летала на поле мышей (что делать?) ловить. Мыши со страху (что делали?) прятались в норки. Долго сова (что делала?) кружила над полем, но ни одной мышки не (что сделала?) поймала.

III. Организация целеполагания

У. Какие слова вы вставили в текст?

Д. Мы вставили слова лежала, летала, поймала, рисовали и т.д.

У. Какие вопросы вы поставили к этим словам?

Д. Что делал? что сделать? что делала? что делает? и др.

У. Что общего у всех этих слов?

Д. Все эти слова обозначают действия.

У. Я предлагаю вам определить тему урока.

Д. Мы будем изучать слова, обозначающие действия.

У. Мы познакомимся еще с одной частью речи. Какой же?

Д. С глаголом. Это наша тема.

У. Попробуйте тогда сформулировать: что же нам надо узнать о глаголе? (Вопрос возможен, если дети в системе имеют опыт целеполагания при изучении других тем морфологии.)

Д. Нам надо узнать, что это за слово, составить рассказ о глаголе, научиться находить в тексте глаголы.

У. Я прошу вас помочь в этом друг другу в группах.

Учащиеся разделяя на группы, ориентируясь на цвет карточки, и занимают новые места.

IV. Изучение нового материала

У. Что вы сейчас будете делать?

Д. Нам необходимо собрать материал о глаголе из разных источников, оформить плакат.

Дети читают справочную литературу, формулируют, конструируют и склеивают на плакате определение глагола из разрезного материала, отбирая необходимые слова из предложенных.

План работы группы

Этап работы

Порядок действий

1. Составление определения глагола

1. Найдите определение глагола в книгах.
2. Выделите в определении главные слова.
3. На разрезных листах выберите нужные слова.
4. Приклейте на большой чистый лист определение глагола.
5. Подготовьте доклад группы.

Разрезной материал

Глагол

обозначает действие предмета

отвечает на вопросы

что делает?

часть речи

что сделает?

что делал?

где? как?

предмет

часть слова

предложение

подлежащее

сказуемое

Дети выполняют работу самостоятельно при некоторой помощи учителя: используя справочную литературу, находят необходимые слова, составляют кластер-определение и готовятся представить свою работу. Далее идет презентация результатов групповой работы, проводится их анализ. Таким образом, новый материал является собственным открытием детей, результатом их творческой активности и представляется на уроке каждой группой, что обеспечивает его многократное повторение.

V. Физкультминутка

Используется мягкая игрушка Тараторка.

У. Тараторка включается в наш урок и предлагает выполнять разные действия:

Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Поскачите, пошагайте,
Наклонитесь, приседайте,
И закончив упражненье
Прекращаем мы движенье!

VI. Первичное закрепление материала

У. Тараторка предложила вам задание.

Тараторка. Я слушала, что вы рассказывали про глаголы, и удивлялась. Как это – действия? Почему действия есть у всех? Вы можете привести примеры?

Д. Да. Человек говорит, думает, сидит, дышит, отвечает и т.д.

Тараторка. Мне интересно, а что же делают эти растения?

Каждой группе учащихся ставится на стол одно растение, действия которого могли бы назвать дети.

Этап работы

Порядок действий

2. Выполнение задачи Тараторки

1. Рассмотрите растение.
2. Каждый в рабочей тетради сам записывает действия этого растения.
3. Каждый зачитывает своей группе записанные слова.
4. Группа составляет общий текст, дополняя его.
5. Представьте результаты работы.

Дети презентуют результаты работы: «Растение развивается, растет, питается, пахнет, радует, зеленеет, колется» – и т.д.

Тараторка. А я думала, что цветы ничего не делают. Оказывается, я ошибалась. Вы настоящие знатоки! Кстати, во вчерашней газете я узнала о таких событиях, что без вас мне не разобраться в происходящих действиях. Вот познакомьтесь, пожалуйста.

Тараторка раздает детям листы с текстом и в быстром темпе читает его.

Всю ночь Женьку мучил комар: он кусал мальчика в нос, в ухо, в левую щёку. Он противно жужжал, звенел и зудел. Женька и отмахивался руками, и дрыгал ногами, и дул на ужасного комара – всё бесполезно! Комар ехидно ухмылялся и снова пикировал на Женьку. Тогда Женька потерял терпение: он подпрыгнул на кровати и решил врезать этому комару кулаком по спине, чтобы не лез, но комар легко взмахнул прозрачными крылышками и переместился на потолок. «Пойду искать ружье или шпагу, – решил Женька. – Этот подлый комар кусал меня, когда я спал и был беззащитным! Теперь держись, злодей! Я вызываю тебя на дуэль!»

(В этом тексте 25 глаголов.)

Этап работы

Порядок действий

3. Работа с текстом

1. Каждый читает текст  самостоятельно, подчеркивая глаголы на листе.
2. Сверяются результаты работы в группе.
3. Группа представляет, сколько глаголов найдено в тексте.

Дети работают с текстом, в котором глаголы не выделены. Они следуют инструкции. Коллективное взаимодействие способствует проявлению активности каждого, работает на взаимопроверку и помогает сформировать коммуникативные навыки у учеников.

VII. Итог урока

У. Мы подводим итоги нашей работы, проанализировали работу групп. Вспомните, какая цель стояла перед нами?

Д. Мы должны были узнать, что такое глагол, и составить его определение.

У. Как же мы это сделали?

Д. Мы сами нашли материал, сами оформили его. Тараторка помогла нам использовать глаголы в речи, найти их в тексте.

У. Вы помогали друг другу, активно работали сами. В домашней работе вам предстоит самостоятельно выписать глаголы из текста, предложенного Тараторкой. Урок окончен.