19 лет я работаю в ГОУ СОШ № 339 г. Москвы
учителем начальных классов и психологом. Одной
из актуальных проблем современной начальной
школы является постоянный рост числа учащихся,
испытывающих различного рода трудности в
процессе обучения. Проблемы неуспеваемости
детей могут быть разными: невнимательность,
нарушения памяти, проблемы моторики,
неразвитость интеллекта и т д. Когда на
уроках, викторинах, олимпиадах детям встречаются
задания, с которыми раньше они нигде не
сталкивались, когда нужно проанализировать,
обобщить, выделить существенные признаки и т.п.,
многие учащиеся испытывают затруднения. Поэтому
назрела необходимость проводить занятия, на
которых можно было бы развивать познавательные
процессы, учить детей решать задания уровня
повышенной сложности.
С 2004 года я стала вести факультатив по
психологии «Учись учиться». В эти занятия я
включила задания и упражнения, которые
разработала сама, а также использовала
диагностические и развивающие методики Л.
Тихомировой, О. Холодовой, Н. Винокуровой, Т.
Ратановой, А. Зака и ряда других авторов.
Результатом этой работы явилось создание
комплекта пособий «Развивающие задания для
младших школьников» (М.: Экзамен, 2008) для учащихся
1–4-х классов.
Курс развивающих занятий для младших
школьников представляет собой комплекс
специально разработанных тестов, игр и
упражнений, направленных на развитие памяти,
внимания, наблюдательности, логического
мышления; способствует развитию
пространственного восприятия и сенсомоторной
координации.
Работать с предложенными заданиями
можно на факультативах, в группах продленного
дня, отдельные упражнения учитель может
использовать как дополнительный материал к
урокам русского языка и математики, при
подготовке учащихся к олимпиадам и викторинам.
Данное пособие можно рекомендовать родителям,
которые уделяют внимание
интеллектуально-логическому развитию детей.
Именно игра помогает младшим школьникам
легко и быстро усваивать учебный материал,
оказывая благотворное влияние на развитие и на
личностно-мотивационную сферу. Приступая к
каждому заданию, учитель получает возможность
выяснить, в какой мере ребенок нуждается в
тренировке памяти, внимания, мышления, чему нужно
уделить больше времени и сил.
Если в начале учебного года выполнение
многих заданий вызывает у детей трудности, так
как на уроках они не встречались с заданиями
такого типа (некоторые – олимпиадного уровня), то
в конце года учащиеся работают самостоятельно.
Занятия построены так, что один вид деятельности
сменяется другим – это позволяет сделать
работу динамичной и менее утомительной.
Курс включает в себя следующие
направления:
– формирование общеинтеллектуальных
умений (операции анализа, сравнения, обобщения,
выделение существенных признаков и
закономерностей, гибкость мыслительных
процессов);
– развитие внимания (устойчивость,
концентрация, расширение объема, переключение,
самоконтроль и т.д.);
– развитие памяти (расширение объема,
формирование навыков запоминания, устойчивости,
развитие смысловой памяти);
– развитие пространственного восприятия и
сенсомоторной координации;
– формирование учебной мотивации;
– развитие личностной сферы.
Занятия по данным книгам проводятся в
течение всего учебного года с учащимися 1–4-х
классов 1 раз в неделю, как факультатив, по 30–40
минут. Достоинствами такой формы занятий
являются достаточный объем, регулярность, а
также систематичность и целенаправленность.
Каждому ребенку необходимо иметь
пособие «Развивающие задания» (М.: Экзамен, 2008) (в
зависимости от того, в каком классе учится
ребенок), простой карандаш, набор цветных
карандашей, ручку. Дети работают с пособием:
подчеркивают, рисуют, пишут.
В конце года рекомендуется провести
конкурс-смотр на лучшую книгу, сделать выставку.
Объявить об этом следует на перовом же занятии,
чтобы каждый ребенок был заинтересован в лучшем
результате. Занятия могут проводиться
одновременно как со всем классом, так и с группой
детей, испытывающих трудности в учебной
деятельности.
По усмотрению учителя некоторые задания
могут не ограничиваться по времени. Пусть каждый
ребенок потратит столько времени, сколько ему
нужно. В следующий раз, когда он встретит
задание подобного типа, он справится с ним
быстрее.
Сильные дети могут работать с книгой
индивидуально. Перед каждым заданием дается
краткая инструкция, а учитель контролирует,
правильно ли ребенок его выполнил. Можно
устраивать соревнования на скорость выполнения
заданий.
Более слабые дети работают коллективно
под руководством учителя. Ребенка вначале можно
заинтересовать заданиями, с которыми легко
справиться. Если задание оказалось слишком
трудным, его можно отложить на некоторое время, а
потом вернуться. Очень важно не отказываться от
него совсем.
Оценивать следует только успехи.
Обучение должно быть победным! Успех в самом
начале – обязательное условие.
В конце каждого занятия предлагается
таблица для оценки выполненных заданий.
Все задания, представленные в пособии,
допускают творческое отношение к ним учителя:
изменение хода заданий в плане обогащения,
усложнения процедуры выполнения; внесение
дополнительных игровых моментов в ход работы.
В данных пособиях можно найти задания
разных видов, например: «Найди лишнее слово»,
«Найди общее название», «Раздели слова на
группы», – направленые на развитие
вербально-логического мышления, то есть таких
качеств, как способность к классификации, к
абстрагированию.
Например, в задании «Найди лишнее слово»
в каждом ряду дается 4–5 слов. Их можно
классифицировать различным образом. Имеется
качество или характеристика, которым подходят
все слова, кроме одного, которое и должно быть
вычеркнуто.
Задания «Вставь по аналогии», «Вставь
пропущенные числа» направлены на развитие
вербально-логического мышления – умения
устанавливать связи между понятиями.
Задание «Шифровальщик» направлено на
развитие внимания, ассоциативной памяти. Каждой
цифре соответствует определенная буква (ключ дан
в задании). Дети вместо цифр записывают
соответствующие буквы и получают слово.
Задания «Слова рассыпались»,
«Восстанови слова» учат обобщать, анализировать,
сопоставлять, развивают внимание,
наблюдательность.
Задание «Найди закономерность в
составлении узора и продолжи его. Нарисуй такую
же фигуру» направлено на развитие зрительно-
моторной координации, развитие
пространственного воображения, образного
мышления, внимания, памяти. Оно учит
ориентироваться на листе в клеточку.
Задание «Разукрась картинку»
направлено на развитие внимания,
наблюдательности, навыков устного счета.
С образцами заданий можно познакомиться
в моей брошюре «Учись учиться», вышедшей в
библиотечке «Первого сентября» серии «Начальная
школа» (№ 4 / 2006).
Опыт проведения регулярных занятий с
детьми показал эффективность применяемых
заданий и упражнений, подтверждаемую как
результатами тестирования уровня психического
развития детей, так и отзывами учителей, которые
отмечают повышение познавательной активности
учащихся и рост их успеваемости.
Развитие познавательных процессов
необходимо в любом возрасте, но оптимальным
является младший школьный возраст, когда ряд
высших психических функций находится в
сенситивном периоде развития.
Статья опубликована при поддержке интернет-сервиса Prosoft-m, с помощью которого Вы можете скачать актуальные версии лучших программ для ПК под Windows. Удобный рубрикатор на сайте http://prosoft-m.ru позволит быстро найти программу или приложение, которые Вам необходимы или представляются интересными. Антивирусы, браузеры, офисные и мобильные приложения, графические и дизайнерские редакторы, программы для навигаторов и мн.др. программы, представленные на сайте, позволят защитить информацию, повысить производительность и существенно расширить возможности Ваших смартфонов или телефонов, компьютеров или планшетов, работающих на ОС Windows. К каждой программе дается подробное описание, а также понятные инструкции по ее установке.