|
||||||||||||||||||
Ольга Вадимовна
Крылова
,
|
Номер газеты |
Название и примерное содержание лекции |
17 |
Лекция 1. Основы знаний по астрономии как составная часть курса «Окружающий мир». Типы учебного материала и систематизация знаний по предмету. Формирование знаний о небесных телах и о Земле как планете Солнечной системы. Представления о созвездиях |
18 |
Лекция 2. Система учебных действий, направленная на формирование элементарных умений читать план местности. Планы местности. Творческие проектные работы по составлению планов местности |
19 |
Лекция 3. Виды карт, используемых в курсе «Окружающий мир». Учебные задачи по картам атласов для начальной школы. Практические работы на основе контурных карт. Материки и океаны. Россия на картах атласов для начальной школы. Контрольная работа 1 |
20 |
Лекция 4. Формирование знаний о рельефе Земли. Материки и океаны как самые большие неровности Земли. Формы рельефа суши и дна Мирового океана. Учебные задачи по картам атласов для начальной школы. Рельеф России |
21 |
Лекция 5. Формирование знаний о Мировом океане. Виды морей. Учебные задачи по картам атласов для начальной школы. Природные явления, происходящие в гидросфере Земли. Моря России |
22 |
Лекция 6. Формирование знаний о водах суши. Реки, озера, водохранилища. Учебные задачи по картам атласов для начальной школы. Природные явления, происходящие в гидросфере Земли. Внутренние воды России Контрольная работа 2 |
23 |
Лекция 7. Формирование знаний об атмосфере и атмосферных явлениях. Элементарные представления о погоде и климате. Наблюдения за погодой. Творческие работы учащихся на основе наблюдений за погодой |
24 |
Лекция 8. Формирование знаний о биосфере Земли, природных зонах. Природные зоны России. Творческие работы учащихся. Итоговая работа |
Статья опубликована при поддержке компании "Валкон-Марин", предоставляющей полный комплекс услуг по проектированию и монтажу плавучих конструкций любого типа. Вас интересует продажа причалов в Санкт-Петербурге, Вы хотите построить плавучий дом или понтонный мост, Вам необходимо оборудовать пляж или устроить пирс? Со всеми этими задачами готовы справиться специалисты из компании "Валкон-Марин", в ассортименте которой представлены понтоны и плавучие станции Valkon-Dock, изготовленные из высококачественного стеклопластика по уникальной технологии. Вы всегда можете рассчитывать на квалифицированную помощь, как в выборе плавучих модулей, так и в создании индивидуальных решений в соответствии с Вашими требованиями и стоящими перед Вами задачами. Подробно ознакомиться с продукцией компании, узнать об ее преимуществах и технических характеристиках можно на сайте valkon-marine.com.
Лекция 5. Формирование знаний о Мировом океане
Мировой океан и его части. Мировой океан – это основная часть гидросферы. Он занимает 70,8% поверхности земного шара, что составляет 361 млн км2. Средняя глубина Мирового океана составляет 4000 м. Названные величины требуют комментариев. Мировой океан занимает существенно большую часть поверхности нашей планеты. Эту особенность ученики ясно видят на глобусе, на географических картах полушарий и на космических снимках Земли. Этот образ поверхности приводит к вопросу: «Наша планета – Земля или Океан?» – который нередко предлагают ученикам. И ученики отвечают, что «название планеты неправильное», или «планету называют Земля, потому что люди живут на суше», или что-нибудь подобное, но географически совершенно неверное.
Средняя глубина Мирового океана, как уже сказано, – 4000 м, или 4 км. Всего 4 км в сравнении с величиной земного радиуса – 6371,11 км. Толща Мирового океана составляет менее 1/1500 радиуса Земли, масса всей водной толщи Мирового океана ничтожна по сравнению с массой твердого вещества планеты Земля. Надо ли объяснять это ученикам начальной школы? Наверное, целесообразнее не формулировать вопрос так, чтобы он приводил младших школьников к ошибочным выводам.
Обширные части Мирового океана, обособленные друг от друга материками, называются океанами. Каждый из океанов – Тихий, Индийский, Атлантический и Северный Ледовитый – четко выделяется по этому признаку.
Несколько лет назад было принято административное решение о написании названия Южный океан на учебных школьных картах полушарий и мира, в том числе на картах для начальной школы. В науке вопрос о выделении Южного океана вовсе не нов. На основе результатов океанографических экспедиций в СССР решение о выделении Южного океана было принято еще в 1966 г. Северная граница океана проводится по северной границе течения Западных Ветров, которая примерно совпадает с 400 ю.ш. В начальной школе граница Южного океана еще более примерна.
Многие государства Южного полушария проводят границы Южного океана по-иному, что связано с территориальными претензиями на Антарктиду, а в перспективе – на минеральные ресурсы шестого материка. На наш взгляд, ученикам достаточно рассказать о существовании разных точек зрения на существование Южного океана, но формировать пространственные представления преимущественно о четырех «традиционных океанах» – Тихом, Индийском, Атлантическом и Северном Ледовитом. Не следует также требовать единственно верного ответа на вопрос: «Сколько на Земле океанов – четыре или (!) пять?» Океанов четыре (и пять, если принимать выделение Южного).
В самом начале изучения полезно внимательно рассмотреть с учениками каждый океан, определить, какую геометрическую фигуру он напоминает: Атлантический океан вытянут с севера на юг в несколько раз больше, чем с запада на восток, Индийский – примерно на одинаковое расстояние и напоминает скорее квадрат, и т.д. Эти действия призваны помочь ученикам сформировать зрительные образы океанов, узнавать их на картах. Полезно также сравнить океаны по площади. Затем ученики определяют положение океанов относительно разных ориентиров.
Работа с глобусом и Физической картой полушарий
I. ПОЛОЖЕНИЕ ОКЕАНОВ ЗЕМЛИ ОТНОСИТЕЛЬНО ПОЛУШАРИЙ
1. Определите, в каком полушарии относительно экватора – в Северном и (или) в Южном – находятся Атлантический океан, Тихий океан, Северный Ледовитый океан.
2. Определите, в каком полушарии относительно экватора – в Северном и (или) в Южном – находится Индийский океан. Покажите его части, расположенные в разных от экватора полушариях. Сравните их по площади.
3. Расскажите о положении Северного Ледовитого океана относительно экватора.
4. В каком – Западном или Восточном – полушарии находятся Атлантический океан, Тихий океан, Индийский океан?
5. Назовите океан, который находится в Северном и Южном полушариях. Покажите его части в каждом из полушарий.
6. …
II. ПОЛОЖЕНИЕ ОКЕАНОВ ЗЕМЛИ ОТНОСИТЕЛЬНО МАТЕРИКОВ
7. Покажите, какие материки омывает Атлантический океан.
8. Покажите, какие материки омывает Северный Ледовитый океан.
9. …
Выполняя эти задания, ученики проводят указкой вдоль береговой линии материка и называют то, что показывают. При этом необходимо приучить учеников формулировать предложения: «Северный Ледовитый океан омывает Северную Америку и Евразию», – а не односложно перечислять: «Северная Америка, Евразия». Нередко при выполнении таких вообще-то простых заданий ученики произносят: «Атлантический океан омывает: Северная Америка, Южная Америка, Евразия, Африка, Антарктида». Подобные фразы также нуждаются в исправлении.
Более сложные задания предполагают установление не только пространственной связи «океан – материк», но и связи «океан – материк – стороны горизонта».
10. Покажите материк(и), который находится на западе Атлантического океана.
11. Покажите, какой океан омывает Африку с востока, с запада.
12. Какой океан омывает Евразию с юга? с востока? с севера?
13. Совершите кругосветное путешествие вокруг Африки. По каким океанам вы будете путешествовать?
14. …
III. ОКЕАНЫ ЗЕМЛИ И СТРАНЫ МИРА
Ранее отмечалось, что уже в начальной школе полезно приучать учеников пользоваться не только физической, но и политической картой. Океаны омывают не только материки – они омывают государства, разделяют и одновременно соединяют страны мира. Следовательно, желательно предложить ученикам следующие вопросы:
15. Посмотрите на карту Европы. Приведите примеры стран, которые омываются Атлантическим океаном.
16. Какой океан омывает Китай? США? Японию?
17. Какие океаны омывают Канаду?
18. Через какой океан необходимо совершить путешествие, отправляясь из Европы в Америку?
19. Над какими материками и океанами будет проходить возможный перелет на самолете из США в Австралию? из Европы в Австралию? из Европы в Антарктиду?
20. Какие океаны омывают Россию?
21. Какой океан омывает Россию с севера? с востока?
22. …
Образовательная ценность перечисленных
вопросов в том, что их содержание направлено
на формирование кругозора учащихся, на
расширение представлений об окружающем мире, а
также на формирование умений пользоваться
географическими картами (физическими и
политическими) как источниками нового знания.
Кроме обособленности материками, отличительными особенностями каждого океана Земли является наличие самостоятельной системы течений и атмосферной циркуляции, срединно-океанических хребтов.
Для формирования представлений об особенностях каждого из океанов полезно отобрать несколько понятных учащимся отличительных признаков каждого их них. Например, Тихий океан – самый большой из океанов Земли, настолько большой, что в нем могли бы поместиться все материки. Тихий океан – самый глубокий, в нем находится Марианская впадина (11 022 м). В самом большом по площади океане бывают самые высокие ветровые волны…
Море как часть океана. Части океана, которые более или менее обособлены сушей, отличаются от остальной части океана соленостью, особенностями животного мира, собственной системой течений и т.д., называются морями. Словом, море – это всегда часть океана. Многообразие морей Земли классифицируется по ряду признаков. По особенностям географического положения выделяют внутренние (или внутриматериковые), окраинные и межостровные моря. Рассматривая карту, ученики в состоянии выделить, что, например Балтийское, Черное, Красное моря со всех сторон окружены сушей и связаны с океанами проливами, осознать средиземность их положения.
В отличие от перечисленных морей Баренцево, Карское, море Лаптевых и другие, омывающие Россию с севера, – это окраинные моря. Можно предложить ученикам самым объяснить, что значит название окраинные. (Каким может быть ответ ученика?) Пример островного моря можно найти у берегов Австралии – море Фиджи (см. карту «Удивительные объекты неживой природы» в атласе «Окружающий мир. Природа и человек. 1–4 классы» (авт. О.В. Крылова, В.И. Сивоглазов. Дрофа, ДиК, М.: 2007. С. 16–17). Изучение классификации – не самоцель, теоретическое знание призвано помочь в формировании навыков чтения карты.
Умение определить абсолютную глубину позволяет определять виды морей по глубине – мелководные (шельфовые) до 200 м и океанические. Шельфовые моря расположены в пределах материковой отмели, граница которой проводится по изобате 200 м (линия одинаковых глубин). Реальная средняя глубина шельфовых морей нередко еще меньше: Карское – 111 м, Восточно-Сибирское – 54 м, Чукотское – 71 м. Широко известна шутка про Азовское море (средняя глубина – 7 м), в котором морда акулы, вставшей на хвост, торчала бы из воды.
Глубоководные моря расположены в пределах материкового склона и ложа океана. Их глубина может превышать среднюю глубину Мирового океана: например, наибольшая глубина Филиппинского моря – 10 265 м, Соломонова моря – 9103 м, Кораллового моря – 9174 м. Все эти моря Тихого океана – межостровные по особенностям географического положения.
Ученики начальной школы могут составить по карте небольшие описания морей. Они могут узнать: 1) частью какого океана является море; 2) особенности его местоположения: какой материк(и) омывает, глубоко ли вдается в сушу, есть ли в нем острова; 3) глубину моря; 4) какие страны мира находятся на его берегах. Такое описание объемом в несколько предложений – пример самостоятельной работы ученика, выполненной на основе учебных карт атласа.
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
1. Рассмотрите Физическую карту полушарий в учебном атласе, с которым вы работаете и выберите 2–3 моря, описания которых ученики могут составить самостоятельно или с вашей помощью. Составьте возможный ответ от лица ученика.
2. Проанализируйте, с какими трудностями могут столкнуться ученики при выполнении задания 1.
Интересными и полезными для учеников могут стать аналитические задачи по картам, например:
Задача 1. Прочитайте, как называют море Уэдделла. Почему? (Рис. 1.) Можете объяснить, почему там много (видимо, больше, чем в других морях!) айсбергов?
Рис. 1
(См. карту «Удивительные объекты неживой природы» в атласе «Окружающий мир. Природа и человек. 1–4 классы», авт. О.В. Крылова, В.И. Сивоглазов. Дрофа, ДиК, М.: 2007. С. 16–17.)
Для того чтобы ответить на вопрос, ученикам следует: 1) рассмотреть море на карте, увидеть и назвать особенности береговой линии; 2) рассмотреть фотографию айсберга, подумать над тем, какая сила перемещает айсберги; 3) установить взаимосвязь: как форма береговой линии способствует скапливанию ледяных гор в акватории моря.
МОРЯ, КОТОРЫЕ ОМЫВАЮТ РОССИЮ. Являясь частью океана, море обладает характерными признаками океана и, будучи его обособленной частью, обладает какими-то собственными, только ему присущими особенностями. Это логическое построение можно реализовать при составлении учебных текстов, на основе которых можно также предложить учебные задачи.
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
3.1. Прочитайте текст. Предложите вопросы и задания, направленные на усвоение его содержания учащимися 1–4-х классов.
3.2. Спрогнозируйте возможные ответы учащихся.
Моря Северного Ледовитого океана
Северное побережье нашей страны омывают моря Северного Ледовитого океана. У северных морей много общего. Северные моря мелкие. Бoльшую часть года эти моря покрыты льдами. Через моря Северного Ледовитого океана проходит Северный морской путь, по которому перевозят грузы из Мурманска в города-порты на побережье Северного Ледовитого океана и дальше в Тихий океан до города Владивостока. Лишь в течение двух-трех месяцев в году корабли могут передвигаться среди льдов только по узкому пути, освобожденному ледоколом. Тяжелый ледокол идет впереди каравана судов. Он наползает на лед, проламывает его собственной тяжестью и освобождает дорогу идущим за ним кораблям.
Лишь на короткое лето небольшая часть морей Северного Ледовитого океана у берега освобождается ото льда.
Из всех северных морей только самое западное – Баренцево море замерзает не полностью. Из Атлантического океана в Баренцево море притекает теплое течение. Воды атлантического течения теплее, чем воды самого Баренцева моря. Там, где есть атлантическое течение, море не замерзает. Баренцево море знаменито своими штормами. Сильные ветры дуют над ним, почти не переставая, и поднимают высокие волны.
На берегу Баренцева моря находится город Мурманск. Мурманский морской порт не замерзает и обслуживает корабли разных стран в течение всего года.
Карское море – одно из самых суровых морей. Тёплые воды из Атлантического океана сюда не проникают, поэтому море покрыто льдом 9 месяцев в году. Даже летом здесь можно встретить плавающие льдины. Моряки прозвали Карское море «ледяным мешком».
Северные моря мелкие, в них впадают полноводные реки. Реки приносят в моря большое количество пресной воды, поэтому в полярных морях вода малосоленая.
Моря Северного Ледовитого океана имеют большое значение для нашей страны. В них ловят рыбу, например треску, морского окуня, сельдь. В полярных морях ведется охота на моржей и тюленей. Баренцево море – одно из самых богатых рыбой морей нашей страны.
На побережье Северного Ледовитого океана есть города и посёлки, до которых можно добраться только морем или на самолете. Самолетами трудно привезти столько грузов, сколько можно доставить на морских судах. Поэтому почти все необходимые для жизни людей грузы – каменный уголь для отопления знаний, бензин для автомобилей, продукты питания и другие – привозят морскими судами. Северный морской путь имеет очень большое значение для нашей страны.
3.3. Предложите задания по карте на основе прочитанного текста. Сформулируйте учебную задачу, которые вы хотите решить с помощью придуманных заданий.
4.1. Прочитайте текст. Предложите вопросы и задания, направленные на усвоение его содержания учащимися 1–4-х классов.
4.2. Спрогнозируйте возможные ответы учащихся
Моря Тихого океана
Восточные берега нашей страны омываются морями Тихого океана. Моря Тихого океана омывают Дальний Восток России, поэтому их называют дальневосточными морями. В отличие от морей Северного Ледовитого океана дальневосточные моря глубокие и соленые.
В морях Тихого океана нередко бывают землетрясения, или моретрясения. При моретрясении резко перемещается какой-то участок дна, и вода над ним тоже начинает двигаться в разные стороны. Возникает волна, которая называется цунами. Чем ближе к берегу, тем выше становится волна. У самого берега она может подняться на высоту нескольких десятков метров – с десяти- и даже двадцатиэтажный дом! Если такая волна обрушивается на берег, то разрушает все, что попадается у нее на пути, и уносит обратно в океан – обломки дома, корабли, лодки, растения в полей, животных. Цунами – это стихийное бедствие.
Тихоокеанские моря очень богаты рыбой. В них ловят сельдь, треску, камбалу, а также очень ценных лососевых рыб, например горбушу и кету. Время активного лова рыбы называют путиной. В дальневосточных морях обитает много морских животных – крабов, кальмаров, креветок и других.
Через моря Тихого океана Россия ведет морскую торговлю с Канадой, США, Японией и другими странами. На берегу Охотского моря находится город-порт Магадан.
Японское море – самое южное из морей Тихого океана, омывающих Россию. На берегу Японского моря находится город Владивосток. Владивостокский порт, как и Мурманский порт на Баренцевом море, не замерзает в течение всего года. В Японском море ведется промысел крабов, креветок, кальмаров.
5.1. Предложите задания по карте на основе прочитанного текста. Сформулируйте учебную задачу, которую вы хотите решить с помощью придуманных заданий.
ДВИЖЕНИЕ ВОД МИРОВОГО ОКЕАНА. В курсе географии средней школы учащимся предстоит достаточно подробно знакомиться с видами и причинами движений воды Мирового океана, в том числе ветровыми волнами, цунами, приливами и океаническими течениями. В начальной школе предстоит сформировать представления об этих видах движений, например на основе средств наглядности. Рассматривая фотографии или учебные рисунки, младшие школьники учатся наблюдению и описанию природных явлений. Приведем примеры. На фотографиях (рис. 2–4) хорошо видны ветровые волны, приближающиеся к берегу. Ученики могут показать волну, ее длину, высоту, сравнить эти величины.
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
6.1. Рассмотрите фотографии ветровых волн (рис. 2–4). Составьте вопросы и задания для учащихся разного возраста, направленные на формирование представления о ветровых волнах.
Рис. 2. Ветровые волны вблизи берега. Балтийское море. г. Светлогорск
Рис. 3. Ветровая волна вблизи берега. Черное море
Рис. 4. Прибой. Японское море
Прилив – это колебания уровня Мирового океана вследствие взаимного притяжения Земли, Луны и Солнца. Приливы бывают во всех морях, но высота их сильно различается. В Средиземном, Черном, Балтийском морях высота прилива – несколько сантиметров. На Белом, Баренцевом, Охотском морях она достигает уже нескольких метров. Полный цикл (прилив – отлив, т.е. подъем и опускание воды) происходит дважды в сутки. Подробно анализировать причины приливов в начальной школе вряд ли целесообразно – важнее сформировать у учеников яркое наглядное представление о приливах.
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
7.1. Рассмотрите фотографии прилива и отлива (рис. 5). Предложите вопросы и задания, направленные на формирование представления о приливных волнах.
Рис. 5а. Прилив. Охотское море
Рис. 5б. Отлив. Охотское море
7.2. Предложите творческие работы на основе фотографий прилива и отлива.
Рекомендуемая литература
1. География. Энциклопедия для детей. М.: Аванта+. Любое издание. Глава «Рельеф».
2. Геология: Энциклопедия для детей. М.: Аванта+. Любое издание.
3. «Окружающий мир. Природа и человек. 1–4 классы». Атлас. О.В. Крылова, В.И. Сивоглазов. Дрофа, ДиК, М.: 2007.
4. Блон Ж. Великий час океанов. Москва.
5. Пикар Ж. Глубина – 11 тысяч метров. Солнце под водой. Москва.