|
|||||||||||||||||||
Ольга Вадимовна
Крылова
,
|
Номер газеты |
Название и примерное содержание лекции |
17 |
Лекция 1. Основы знаний по астрономии как составная часть курса «Окружающий мир». Типы учебного материала и систематизация знаний по предмету. Формирование знаний о небесных телах и о Земле как планете Солнечной системы. Представления о созвездиях |
18 |
Лекция 2. Система учебных действий, направленная на формирование элементарных умений читать план местности. Планы местности. Творческие проектные работы по составлению планов местности |
19 |
Лекция 3. Виды карт, используемых в курсе «Окружающий мир». Учебные задачи по картам атласов для начальной школы. Практические работы на основе контурных карт. Материки и океаны. Россия на картах атласов для начальной школы. Контрольная работа 1 |
20 |
Лекция 4. Формирование знаний о рельефе Земли. Материки и океаны как самые большие неровности Земли. Формы рельефа суши и дна Мирового океана. Учебные задачи по картам атласов для начальной школы. Рельеф России |
21 |
Лекция 5. Формирование знаний о Мировом океане. Виды морей. Учебные задачи по картам атласов для начальной школы. Природные явления, происходящие в гидросфере Земли. Моря России |
22 |
Лекция 6. Формирование знаний о водах суши. Реки, озера, водохранилища. Учебные задачи по картам атласов для начальной школы. Природные явления, происходящие в гидросфере Земли. Внутренние воды России Контрольная работа 2 |
23 |
Лекция 7. Формирование знаний об атмосфере и атмосферных явлениях. Элементарные представления о погоде и климате. Наблюдения за погодой. Творческие работы учащихся на основе наблюдений за погодой |
24 |
Лекция 8. Формирование знаний о биосфере Земли, природных зонах. Природные зоны России. Творческие работы учащихся. Итоговая работа |
Лекция 4. Формирование знаний о рельефе Земли
Материки и океаны как самые большие неровности Земли. Рельефом принято называть неровности земной поверхности. Они бывают разными по величине и по времени существования. Самые большие неровности, соизмеримые с размерами самой планеты Земля, – материки (или выступы материков) и впадины океанов. Площадь планетарных форм рельефа измеряется миллионами квадратных километров (например, Австралия – 8,5 млн. км2, Антарктида – 14,1 млн. км2, Северный Ледовитый океан – 14,8 млн. км2) и десятками миллионов квадратных километров (например, Северная Америка – 24,2 млн. км2, Евразия – 54,1 млн. км2, Атлантический океан – 91,6 млн. км2, Тихий океан – 178,6 млн. км2), а время существования – сотнями и десятками миллионов лет.
Формы рельефа Земли по величине и возрасту. Планетарные формы – материки и впадины океанов – в свою очередь, состоят из хотя и меньших, но тоже гигантских по площади частей: в океанах – из срединных хребтов, которые протягиваются через все океаны на тысячи километров, океанических впадин, котловин и желобов; на суше – из гор и равнин. Эти неровности поверхности планеты составляют мегарельеф (от греческого megas – большой). Формы мегарельефа также состоят из меньших частей: горы – из отдельных горных хребтов и долин, крупные равнины – из низменностей и возвышенностей. Это макрорельеф. Неровности в пределах отдельной возвышенности, например холмы, песчаные дюны и речные долины, относятся к средним по величине, или к мезорельефу. К микрорельефу относят неровности, размеры которых измеряются метрами или десятками метров, – бугры, холмики, овражки, котловины прудов. Кочки на болоте, мелкая рябь на песчаном пляже – это тоже формы рельефа – нанорельеф (от греческого nanos – карлик), только еще меньшие – их величина измеряется уже десятками сантиметров.
Рис. 1. Гималаи – самые высокие горы на Земле. Мегарельеф. Космический снимок
Рис. 2. Песчаная рябь в прибрежной части морского дна. Балтийское море. Нанорельеф
Гигантские по величине формы рельефа образуются под воздействием внутренних сил Земли: перемещения литосферных плит, поднятия и опускания земной коры, прорывы и излияния магмы на земную поверхность и т.д. Они существуют миллионы и десятки тысяч лет и кажутся неизменными на протяжении жизни десятков поколений людей.
Мезоформы рельефа образуются преимущественно под воздействием внешних сил – деятельности текучих вод (речные долины, овраги), ветров, которые переносят массы песка и наметают прибрежные дюны или отдельные барханы и целые цепи холмов в пустынях. В результате размыва и растворения водой горных пород образуются пещеры. Не только размеры, но и время существования перечисленных форм рельефа существенно меньше. На протяжении жизни одного-двух человеческих поколений можно наблюдать образование или, наоборот, зарастание оврагов, перемещение дюн, зарастание и исчезновение котловины пруда и т.д. Что касается рисунка песчаной ряби прибрежной части морского дна, то время его существования – до первого шторма.
Вывод. Всякая форма рельефа, во-первых, является частью другой, большей по величине и, как правило, более древней по возрасту; во-вторых, сама состоит из меньших по величине и времени существования частей. Следовательно, формируя знания и представления младших школьников о рельефе Земли, полезно научить их понимать на доступном возрасту уровне существующие в природе пространственные и временные взаимосвязи, научить наблюдать и научить определять возможный объект наблюдения. Экскурсии в окрестностях школы, дома, рассказы и воспоминания людей старшего поколения могут обрести новые темы.
Можно также обратить внимание учеников на изменения рельефа в результате деятельности человека: от возможного выкопанного или, наоборот, засыпанного пруда, построенного водохранилища и т.д.
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
1. На примере рельефа своей местности расскажите о разных по величине формах рельефа.
2. Обратитесь к старожилам, попросите их рассказать об изменениях окружающей местности, которые им удалось наблюдать.
3. Проанализируйте, какие по величине формы рельефа принимаются во внимание при: 1) строительстве городов и крупных промышленных предприятий; 2) строительстве железных и автомобильных дорог; 3) разбивке садов и парков; 4) прокладывании велосипедных и пешеходных дорог или троп.
4. Придумайте возможные задания для учащихся исходя из особенностей окружающей местности и возможности наблюдений, в том числе изменений рельефа в результате хозяйственной деятельности.
* * * Что видели они – горы, Евгений Мархинин, вулканолог |
Горы и равнины – основные формы рельефа суши. Попробуем определить возможный круг знаний учеников начальной школы о горах и равнинах. Прежде всего, ученикам необходимы наглядные представления, источниками которых могут стать многочисленные наглядные пособия – от космических снимков до учебных рисунков. А также теоретические знания: определение гор и равнин (с выделением существенных и варьирующих признаков понятий), виды гор и равнин по высоте, примеры нескольких горных стран и элементарные представления об их местонахождении, а также умение узнавать горы на карте и показывать их. Рассмотрим возможные варианты организации учебной деятельности школьников. Начинать изучение рельефа суши можно как со знакомства с горами, так и с равнинами.
Горы – это обширные участки земной поверхности, высоко приподнятые над прилегающими равнинами и имеющие сильно пересеченный рельеф.
Оба существенных признака горной страны наглядно видны на фотографиях, следовательно, ученики могут назвать их самостоятельно или отвечая на наводящие вопросы учителя.
Рассматривая фотографии (рис. 3–5), ученики наглядно видят, что горы «высоко приподняты над прилегающими равнинами» (см. определение понятия). Далее выделяют, что поверхность гор неровная: «то вверх, то вниз», – называют ученики и рукой показывают перепады высот, (то есть «сильно пересеченная»). При этом (в зависимости от предложенных фотографий) школьники могут выделить изменяющиеся признаки гор, создающие их разнообразие: различие по высоте, наличие или отсутствие снега и льда, остроконечность или сглаженность вершин, крутизну или пологость склонов.
Рис. 3. Тункинские Гольцы. Бурятия
Рис. 4. Горы. Северо-Восточная Сибирь
Рис. 5. Предгорья Большого Кавказского хребта. Краснодарский край
Рис. 6. Джомолунгма (Эверест) – самая высокая вершина Земли. Непал
Обратим внимание на еще одну важную особенность: при формировании представлений о формах рельефа (как и о других природных объектах) ученикам целесообразно показывать изображения не «просто гор» (рек, озер и т.д.), а конкретных, с упоминанием названий и места, где они расположены, – Кавказских, Уральских, Кордильер и т.д. Тогда, рассматривая эти реальные горы или равнины, сравнивая, сопоставляя их изображения, ученики получают знания о разнообразии объектов природы, учатся выделять их общие и индивидуальные признаки (рис. 6).
Еще одним источником знаний о рельефе и наглядным пособием для организации познавательной деятельности учащихся могут стать произведения живописи, в том числе художников своего края.
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
5. Предложите учебные задания на основе рис. 6. Составьте возможные ответы от лица учеников.
6. Предложите учебные задания по изучению рельефа на основе произведений живописи. Составьте возможные ответы на вопросы от лица учеников.
Рис. 7. В. Шплатов. «В октябре. Чита»
Рис. 8. Г. Гуркин. «Хан-Алтай»
7. Подберите живописные произведения, которые могут стать источником знаний и представлений о рельефе. Предложите учебные задания для работы с ними.
Равнинами называют участки поверхности суши с перепадами относительных высот менее 200 м, холмами называют возвышения также высотой до 200 м. Соответственно, равнины могут быть плоскими и холмистыми. Условный профиль поможет учащимся разобраться в их отличительных признаках (рис. 9).
Рис. 9. Холмистая равнина
Итак, перепады относительных высот на равнинах не превышают 200 м. А в горах? Что значит пересеченный горный рельеф? Ответ на этот вопрос помогает ученикам установить взаимосвязь и уточнить различия между горным и равнинным рельефом.
Для описания равнин необходимо также предложить ученикам наглядные средства.
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
8. Предложите детям учебные задания по изучению равнин на основе предложенных источников. Составьте возможные ответы на вопросы от лица своих учеников (рис. 10–13).
Рис. 10. Восточно-Европейская равнина
Рис. 11. Амазонская низменная равнина
Рис. 12. Прикубанская низменность
9. Подберите живописные произведения, которые могут стать источником знаний и представлений о равнинном рельефе. Предложите учебные задания для работы с ними.
10. Расскажите, какие формы равнинного рельефа встречаются в вашей местности.
Виды гор и равнин по высоте. Абсолютная высота над уровнем Мирового океана – одна из существенных характеристик земной поверхности. Счет абсолютных высот ведется от уровня Балтийского моря – от нуля водомерной рейки (футштока), установленной в Кронштадте в 1840 г. Высота или превышение одного объекта над другим называется относительной высотой.
Принято выделять следующие виды равнин по их абсолютной высоте над уровнем Мирового океана:
- впадины – ниже 0 м над уровнем моря (отдельные низменные равнины или их участки могут иметь отрицательную абсолютную высоту и располагаться ниже уровня океана, например Прикаспийская низменность);
- низменности – от 0 до 200 м;
- возвышенности – от 200 до 500 м;
- плоскогорья – от 500 м и более.
Рис. 13. Виды равнин по высоте
На профиле показано, почему:
- равнина, лежащая ниже уровня океана, не заливается водой;
- разные по абсолютной высоте равнины могут быть как плоскими, так и холмистыми;
- разные по высоте равнины могут граничить друг с другом, например впадина с плоскогорьем (равнины вовсе не обязательно постепенно и последовательно сменяют друг друга по высоте, как чаще всего показывают на учебных рисунках).
Далее необходимо «привязать» изучение равнин к физической карте. Абсолютные высоты и глубины на физических картах обозначаются гипсометрическим способом, то есть пространство между горизонталями – линиями одинаковых высот – закрашивается определенными цветами. Следовательно, необходимо внимательно рассмотреть с учениками шкалу высот (рис. 14), причем сначала отдельно шкалу высот, а затем отдельно шкалу глубин.
Участки суши с высотой от 0 до 200 м принято обозначать зеленым, следовательно, зеленый цвет физической карты – это цвет низменных равнин (а не участков леса, как иногда ошибочно утверждают ученики). Более плотным зеленым цветом принято обозначать впадины или равнины, лежащие ниже уровня Мирового океана.
Возвышенные равнины, или возвышенности, имеют высоту от 200 до 500 м и традиционно закрашиваются желтым, а плоскогорья (вид равнин!) – оттенком коричневого.
Рис. 14. Виды равнин на шкале высот
РАБОТА С ФИЗИЧЕСКОЙ КАРТОЙ РОССИИ
1. Покажите на карте Западно-Сибирскую равнину. Какую высоту имеет эта равнина над уровнем моря? Как по-другому можно назвать эту равнину?
2. Покажите на карте Восточно-Европейскую и Западно-Сибирскую равнины. Рельеф какой из этих равнин разнообразнее? Почему вы так решили?
3. Какое из омывающих Россию морей окружено равниной, лежащей ниже уровня Мирового океана? Как называется эта равнина?
4. Большую часть России занимают три гигантские равнины – Восточно-Европейская, Западно-Сибирская и Среднесибирское плоскогорье. Расскажите, к каким видам равнин по высоте они относятся. Назовите их по высоте от самой низкой к самой высокой.
Все приведенные выше задания преследуют цель научить школьников определять высоту крупных участков суши над уровнем моря, сравнивать их по площади и определять вид равнин по высоте. В то же время не следует излишне усложнять задания, важно лишь добиться понимания – цвет физической карты указывает высоту поверхности, но не растительность или что-то иное. Большинство задач не случайно посвящено низменным равнинам – наиболее легко выделяемым по цвету младшими школьниками. В то же время, несмотря на легкость и доступность, эти задачи учат устанавливать пространственные отношения между объектами, то есть формируют специальные умения читать карту. Прокомментируем некоторые из приведенных задач.
Многие низменные равнины расположены вдоль рек. Вдоль каких рек находятся низменные равнины в Южной Америке? в Африке? в Северной Америке?
Первое предложение содержит новую для учеников информацию. Выполняя задание, ее необходимо вовлечь в действие: 1) найти на карте реки (синие линии, отнюдь не всегда с подписанными названиями) и 2) соотнести их с расположенными вдоль них зелеными участками карты – низменностями, то есть сформулировать новое для себя знание: в Южной Америке низменности есть вдоль реки Амазонки (было известно), вдоль реки Параны (возможно, что название реки будет прочитано впервые) и вдоль какой-то реки (ее название не указано!) на севере материка. Из трех перечисленных примеров на установление пространственных отношений особенно важен третий – с рекой Ориноко.
Какое из омывающих Россию морей окружено равниной, лежащей ниже уровня Мирового океана? Как называется эта равнина?
Вполне вероятно, что приведенная в данной формулировке задача может вызвать затруднение у части детей. В этом случае возможна, да и необходима, помощь учителя (именно помощь, а не выполнение за ученика): как называется равнина, расположенная ниже уровня Океана? Как она обозначается на карте? Что мы будем искать на карте?
Покажите на карте Амазонскую низменность, которая находится в Южной Америке. В каком направлении ее протяженность больше – с севера на юг или с запада на восток?
Для выполнения задания ученикам необходимо выделить площадь равнины – зеленое пятно на карте, соотнести его протяженность с направлением пересекающих ее меридиана и параллели и сделать вывод: протяженность низменности с запада на восток больше, чем с севера на юг.
Завершая знакомство с равнинами, обратим внимание на одну существенную особенность. Различия в высотах на равнинах не превышают 200 м, диапазон абсолютной высоты над уровнем моря той же возвышенной равнины – от 200 до 500 м, т.н. 300 м, то есть меньше 200 м (!). Отсюда вывод: на мелкомасштабной физической карте невозможно различить, какой рельеф – плоский или холмистый – имеет равнина. К сожалению, в ряде учебников по окружающему миру для начальной школы встречаются задания, предлагающие ученикам выполнить невозможное.
Принята следующая классификация гор по абсолютной высоте над уровнем Мирового океана: низкие – от 500 до 1000 м; средние – от 1000 до 2000 м; высокие – от 2000 до 5000 м; высочайшие – более 5000 м.
Горы обозначаются на карте оттенками коричневого цвета: чем выше горы, тем темнее цвет. Эту закономерность могут установить сами учащиеся. Вновь необходимо подробно рассмотреть с учениками шкалу высот и определить особенности ее построения.
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
11. Рассмотрите построение шкалы высот на Физических картах мира и России в атласе, с которым работают ваши ученики. Определите, какие формы рельефа по высоте позволяет определить шкала высот. Оцените, насколько четко различаются необходимые цвета.
12. Предложите несколько учебных задач по картам на определение форм рельефа. Спрогнозируйте возможные ответы учащихся.
Подведем некоторые итоги. Ученики могут определять на Физической карте мира (и России):
– крупные равнины и горы и называть их;
– отдельные виды гор и равнин по высоте;
– местоположение гор и равнин по сторонам
горизонта;
– положение гор и равнин на материке;
– положение гор и равнин относительно других
объектов, например крупных рек.
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
13. Представим примерное содержание ответа учащихся на основе Физической карты мира (России).
Горы Южной Америки. В Южной Америке есть горы Анды. Это высокие горы. Их высота более 3000 и более 5000 тысяч метров. Анды находятся на западе Южной Америки. Они тянутся с севера на юг через весь материк.
Проанализируйте возможный ответ ученика.
Определив круг возможных картографических задач для успешного (!) выполнения учениками начальных классов, отметим те, которые лучше отложить до средней школы. Например, в зависимости от возраста учащихся желательно подбирать объекты, положение которых относительно сторон горизонта младшие школьники могут определить без ошибок. Например, Кордильеры тянутся с севера на юг вдоль всей Северной Америки, Анды – с севера на юг вдоль всей Южной Америки, Уральские горы – с севера на юг вдоль меридиана. А вот, например, направление Гималаев – с северо-запада на юго-восток – определить несколько труднее, поэтому в ряде случаев, на наш взгляд, и не стоит предлагать это задание ученикам. Им вполне достаточно определить, например, что эти горы находятся на юге Евразии.
Низкие горы и плоскогорья имеют одинаковую абсолютную высоту – от 500 м и выше, – и разную степень расчлененности рельефа, но на картах обозначаются одним оттенком коричневого. Их можно различить только по характеру горизонталей, что совершенно не нужно младшим школьникам. Следовательно, подобных заданий лучше избежать.
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
14. Проанализируйте фрагмент учебного рисунка из атласа «Окружающий мир. Природа и человек» (1–4 кл.) (авт. О.В. Крылова. М.: Дрофа – Дик, 2007 г.):
Рис. 15. Рельеф суши (фрагмент)
а) Какие виды гор и равнин по высоте указаны
и, наоборот, не указаны на рисунке 15? Почему?
б) Для написания названий форм рельефа
используются разные шрифты. Для чего?
15. Предложите учебные задачи на основе рисунка на разных этапах обучения. Проанализируйте возможные ответы учеников.
16. Предложите учебные задачи для обобщения знаний о рельефе на основе рисунка на разных этапах обучения. Проанализируйте возможные ответы учеников.
Рекомендуемая литература
1. Варсанофьева В.А. Жизнь гор. – (Любое издание.)
2. География. Энциклопедия для детей. – М.: Аванта+. – (Любое издание. Глава «Рельеф».)
3. Геология. Энциклопедия для детей. – М.: Аванта+. – (Любое издание.)
4. Обручев В.А. Занимательная геология. – (Любое издание.)