|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тамара Александровна
Круглова
,
|
а |
б |
в |
г |
д |
|
1 |
+ |
+ |
|||
2 |
солнышко |
||||
3 |
+ |
||||
4 |
3 |
1 |
4 |
2 |
|
5 |
играл |
||||
6 |
+ |
||||
7 |
+ |
3-й класс
СОВЕСТЬ
Нина
Карнаухова не приготовила урока по алгебре и
решила не идти в школу.
Но чтобы знакомые случайно не увидели, как она во
время рабочего дня болтается с книгами по городу,
Нина украдкой пошла в рощу.
Положив пакет с завтраком и связку книг под куст,
она побежала догонять красивую бабочку и
наткнулась на малыша, который смотрел
на неё добрыми, доверчивыми глазами.
А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в
него тетрадкой, то Нина смекнула, в чём дело, и
решила над ним подшутить.
– Несчастный прогульщик! – строго сказала
она. – И это с таких юных лет уже обманываешь
родителей и школу?
– Нет! – удивлённо ответил малыш. – Я просто
шёл на урок. Но тут в лесу ходит большая собака.
Она залаяла, и я заблудился.
Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной
и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и
повести через рощу.
А связка Нининых книг и завтрак так и остались
лежать под кустом, потому что поднять их перед
малышом теперь было бы стыдно.
Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а
завтрак съела.
Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей
было украденного завтрака. Но слишком хорошо
пели над её головой весёлые птицы. И очень тяжело
было на её сердце, которое грызла беспощадная
совесть.
(А.П. Гайдар)
Прочитай текст А.П. Гайдара «Совесть». Выполни задания. Найди утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.
1. В какое время года происходят события, описанные в тексте?
а) Зима;
б) весна;
в) лето;
г) осень.
2. Как ты думаешь, в каком классе учится малыш?
а) В первом;
б) во втором;
в) в третьем;
г) в четвёртом;
д) _______________ (запиши свой вариант).
3. Найди в тексте слово болтается и объясни его значение с помощью других слов:
а) ходит;
б) бродит;
в) слоняется;
г) путешествует;
д) _________________ (запиши свой вариант).
4. Восстанови с помощью цифр последовательность действий Нины после встречи с малышом.
а) Пришлось взять и повести за руку;
б) строго сказала;
в) решила подшутить.
5. Почему Нина, провожая малыша через рощу, не подняла книги и завтрак из-под куста?
Выпиши из текста нужный ответ.
6. Запиши близкое по значению слово (слова):
стыдно – __________________________________________.
7. Подумай, какое из предложенных выражений употребляется чаще:
а) Нет у тебя ни стыда, ни совести;
б) Нет у тебя ни совести, ни стыда.
8. Почему сердце девочки грызла беспощадная совесть?
а) Стыдно перед ребёнком; б) стыдно перед собой; в) слишком хорошо пели над её головой весёлые птицы.
9. Как ты понимаешь выражение жить по совести?
10. Восстанови с помощью цифр деформированный план прочитанного текста.
а) Непрошеные слёзы.
б) Шуточный розыгрыш.
в) Встреча с малышом.
г) Желание помочь ребёнку.
д) Решение Нины укрыться в роще.
11. Подумай, к какому жанру мы отнесём данный текст:
а) сказка;
б) басня;
в) рассказ.
ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ
а |
б |
в |
г |
д |
|
1 |
+ |
||||
2 |
+ |
+ |
|||
3 |
+ |
||||
4 |
3 |
1 |
2 |
||
5 |
стыдно |
||||
6 |
совестно |
||||
7 |
+ |
||||
8 |
+ |
+ |
|||
9 |
|||||
10 |
5 |
3 |
2 |
4 |
1 |
11 |
+ |
4-й класс
ВОРОБЕЙ
Я возвращался с охоты и шёл по аллее
сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться,
как бы зачуяв перед собой дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с
желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал
из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и
сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва
прораставшие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как
вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый
черногрудый воробей камнем упал перед самой её
мордой – и весь взъерошенный, искажённый, с
отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в
направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собой своё
детище... но всё его маленькое тело трепетало от
ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он
жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему
казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на
своей высокой, безопасной ветке... Сила, сильнее
его воли, сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он
признал эту силу. Я поспешил отозвать смущённого
пса и удалился, благоговея.
Да, не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой,
героической птицей, перед любовным её порывом.
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти.
Только ею, только любовью держится и движется
жизнь.
(И.С. Тургенев)
Прочитай текст И.С. Тургенева «Воробей». Выполни задания. Найди утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста, и подчеркни их.
1. Где происходят события, описанные в тексте?
а) В лесу;
б) в саду;
в) в парке.
2. Почему молодой воробей выпал из гнезда?
а) Ветер сильно качал дерево;
б) воробышек пробовал летать;
в) другие птенцы вытолкнули его из гнезда.
3. На каком дереве было воробьиное гнездо?
а) На осине;
б) на берёзе;
в) на яблоне.
4. Почему старый черногрудый воробей камнем упал перед мордой собаки?
а) Ринулся спасать своё детище;
б) сорвался с ветки дерева;
в) хотел испугать собаку.
5. Восстанови с помощью цифр последовательность действий воробья, сорвавшегося с близкого дерева.
а) Ринулся спасать.
б) Упал.
в) Заслонил.
г) Прыгнул.
6. Как ты понимаешь выражение он жертвовал собою?
а) Был готов отдать свою жизнь ради спасения птенца;
б) хотел умереть;
в) хотел отогнать собаку.
7. Запиши, о какой силе, сильнее воли воробья, говорит автор.
8. Подумай, какое выражение лучше других помогает понять главную мысль текста.
а) На смелого собаки лают, а трусливого кусают.
б) Счастье на стороне смелых.
в) Любовь сильнее смерти и страха смерти.
9. Восстанови с помощью цифр деформированный план прочитанного текста.
а) Отчаянный поступок старого воробья.
б) Возвращение с охоты.
в) Отступление Трезора.
г) Встреча с беспомощным воробышком.
д) Любовь сильнее смерти.
10. От чьего лица ведётся повествование?
11. Подумай, к какому жанру мы отнесём данный текст:
а) сказка;
б) басня;
в) рассказ.
ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ
а |
б |
в |
г |
д |
|
1 |
+ |
||||
2 |
+ |
||||
3 |
+ |
||||
4 |
+ |
||||
5 |
3 |
1 |
4 |
2 |
|
6 |
+ |
||||
7 |
любовь |
||||
8 |
+ |
||||
9 |
3 |
1 |
4 |
2 |
5 |
10 |
|||||
11 |
+ |
автора |
Проверка навыка чтения вслух
2-й класс
ЛЕВ И МЫШЬ
Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он
проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы
он пустил её; она сказала:
– Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю.
Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро
сделать, и пустил её.
Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой
к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала,
перегрызла верёвку и сказала:
– Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла
тебе добро сделать, а теперь видишь, – бывает и от
мыши добро.
(81 слово)
(А. Толстой)
1. Отчего проснулся лев?
2. Почему он засмеялся?
3. Как мышь доброе дело сделала?
РЯБЧОНОК
Я
давно приметил в лесу одну полянку с рыжиками.
Они там в траве рассыпаны, как жёлтенькие
пуговки. Такие маленькие, что в горлышко бутылки
пролезают. Их очень хорошо солить.
Взяли мы по корзинке – я большую, а Никита
маленькую – и отправились в лес.
И Томка с нами побежал.
Мы ещё до полянки с рыжиками не дошли, как Томка
закружился, завертелся на одном месте около ёлки
– стал принюхиваться.
И вдруг совсем близко от нас кто-то громко
захлопал крыльями. Посмотрели мы за куст, а там
ходит какая-то удивительная курочка, ходит –
на нас глядит. Пёстренькая такая, мохнатые лапки,
на голове чёрный хохолок – то подымется
колпачком, то ляжет.
– Это кто? – спросил Никита.
– Тише, – говорю я ему, – не пугай, это рябчик.
(122 слова)
(Е. Чарушин)
1. Какие грибы автор приметил на лесной поляне?
2. Кого автор взял с собой в лес?
3. Какую удивительную курочку встретили они в лесу?
ЗОЛОТОЙ ЛУГ
(отрывок)
Мы жили в деревне, перед окном у нас был
луг, весь золотой от множества цветущих
одуванчиков. Это было очень красиво. Все
говорили: «Очень красиво! Луг – золотой».
Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг
был не золотой, а зелёный. Когда же я возвращался
около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я
стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел.
Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что
он сжал свои лепестки, как всё равно если бы у нас
пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав
кулак, мы закрыли бы жёлтое. Утром, когда солнце
взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои
ладони, и от этого луг становится опять золотым.
С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых
интересных цветов, потому что спать одуванчики
ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами
вставали.
(140 слов)
(М. Пришвин)
1. Почему луг называли золотым?
2. В какое время суток луг зеленел?
3. Почему одуванчик стал для детей одним из самых интересных цветов?
Таблица. Проверка навыка чтения вслух
Проверка уровня начитанности
4-й класс
1. Продолжи ряд (1–2 слова):
потешка, небылица, загадка, ... .
2. Определи жанр произведения.
а) Жить – Родине служить.
б) Золотое решето чёрных домиков полно.
в) Начинается считалка:
На берёзу села галка,
Две вороны, воробей,
Три сороки, соловей.
3. Укажи жанр произведений, часто начинающихся словами:
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь.
4. Запиши название сказки:
а) о животных – ... ;
б) волшебной – ... .
5. Определи, в каком жанре встречаются персонажи Илья Муромец, Святогор:
басня;
сказка;
былина.
6. Укажи фамилию писателя-сказочника:
А.С. Пушкин;
Х.К. Андерсен;
Н.Н. Носов.
7. Укажи, в каком жанре произведений всегда есть мораль:
сказка;
басня;
пословица.
8. Продолжи ряд (1–2 фамилии):
А.А. Блок, Ф.И. Тютчев, И.А. Бунин, ... .
9. Запиши название запомнившегося тебе стихотворения.
10. Продолжи ряд:
М.М. Пришвин,
И.С. Соколов-Микитов,
Н.И. Сладков,
... .
11. Запиши 2–3 фамилии детских писателей.
12. Напиши название книги, особенно полюбившейся тебе.