Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №18/2008

Я иду на урок

Надежда Михейкина ,
учитель школы “Самсон”, г. Москва

Африка

Окружающий мир. 4 класс

Тема. «Африка. Географическое положение. Животный мир».

Цели. Развивать умение работать с картой; познакомить с удивительным животным миром Африки.

Учебные материалы. Учебник «Окружающий мир. 4 класс» (авт. О.Т. Поглазова); атласы; Карта полушарий; тексты о животных; распечатка плана экспедиции, маршрутных листов; диаграмма «Реки мира»; карточки с заданиями.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация полученных знаний

Учитель. Назовите понятия, которые потребуются нам на сегодняшнем уроке. Уменьшенная модель земного шара.

Дети. Глобус.

У. Точки Земли, через которые проходит земная ось.

Д. Северный полюс, Южный полюс.

У. Воображаемая линия – самая большая параллель.

Д. Экватор.

У. Как изменяется степень нагрева Земли от полюсов к экватору?

Д. Увеличивается.

У. Евразия, Северная Америка, Австралия, Антарктида – это...

Д. Материки.

У. Северный Ледовитый, Индийский – это...

Д. Океаны.

У. Назовите недостающие. (Дети отвечают.) Чем море отличается от океана?

Д. Море – это часть океана.

У. Как отличить остров от полуострова?

Д. Острова со всех сторон окружены водой, а полуострова соединены с материком.

III. Проверка изученного

У. Какие материки мы уже изучили?

Д. Евразию, Австралию, Северную и Южную Америки.

У. Какой материк называют самым сухим?

Д. Австралию.

У. Какие важнейшие географические приметы этого материка надо помнить образованному человеку? Каких удивительных представителей флоры или фауны вы сможете увидеть, если отправитесь на этот материк?

Дети отвечают.

IV. Сообщение темы урока

У. Сегодня мы продолжим путешествие по материкам нашей удивительной планеты. Куда мы отправимся сегодня, вы узнаете, если правильно просчитаете маршрут по карте. Для этого вспомним стороны света.

Учитель называет стороны света, а дети руками-«стрелками» их показывают.

– Что надо знать, чтобы определить расстояние по карте?

Д. Масштаб.

У. Определите масштаб по Карте полушарий на с. 32–33 атласа.

Д. В 1 см 900 км.

У. От Москвы на самолете мы пролетим на юго-запад 3600 км. Где произойдет наша посадка? Что это за материк? В каком месте мы приземлимся? Как вы это узнали?

Дети отвечают.

– Итак, тема урока – «Африка». Интересен ли вам этот материк? Что мы сегодня постараемся узнать? Цель нашего урока – изучить географическое положение материка, познакомиться с интересными представителями флоры и фауны.

V. Знакомство с новым материалом

У. Перед тем как мы изучим географическое положение Африки по карте, давайте вернемся к Карте полушарий, созданной в конце XV века немецким путешественником Мартином Бекхаймом (с. 19 учебника). Найдите на этой карте Африку. Что вы заметили?

Д. Она резко отличается от контуров современного материка.

У. Да, северная часть Африки была известна европейцам еще с глубокой древности. Они знали о величайшей пустыне мира – Сахаре и о впадающей в Средиземное море реке Нил. А вот центральная часть Африки и ее южные побережья оставались для них «белым пятном»неизученной территорией. Слава первого европейца, обогнувшего Африку с юга, принадлежит великому португальскому мореплавателю Васко да Гама (начало ХVI века). После него другие мореплаватели тщательно обследовали побережье Африки и нанесли его изображение на карты, описав богатейшую природу Африки и жизнь населяющих ее народов. Наибольшая заслуга в этом принадлежит знаменитым исследователям Африки – Джозефу Стэнли и Дэвиду Ливингстону. Сердце Ливингстона по его завещанию похоронено вблизи открытого им озера Виктория. Открытия этих людей помогут нам с вами ближе познакомиться с этим удивительным материком.

С помощью Карты полушарий и плана расскажите о географическом положении Африки.

ПЛАН

Географическое положение Африки

1. Положение на Карте полушарий (экватор, полюса).
2. Океаны.
3. Поверхность (равнины, горы, реки, озера).

Примерный рассказ учеников

Африка расположена в Восточном полушарии, посредине ее пересекает экватор. Именно поэтому Африка – очень жаркий материк. С запада Африку омывает Атлантический океан, с востока – Индийский. Африка отделена от Европы Средиземным и Красным морями. Территория Африки занята равнинами и возвышенностями. Самая большая река Африки – Нил (это самая большая река в мире), самое большое озеро – Виктория. Недалеко от этого озера находится самая высокая точка Африки – гора Килиманджаро. Ее вершина всегда покрыта блестящим снегом.

У. Что же поразило исследователей в этом материке? Вы узнаете об этом, прочитав статью в учебнике на с. 41.

Дети читают.

– Чем же поразила Африка европейцев?

Д. Они увидели кофейное дерево и дерево какао, баобаб, за большие размеры названный «слоновьим деревом», жирафов, бегемотов, горилл.

У. Теперь вам предстоит вслед за Ливингстоном и Стэнли отправиться в Африку и понаблюдать за удивительными африканскими животными. Вы разделитесь на группы для проведения зоологической экспедиции.

Выберите животное, которое вы будете изучать, просчитайте маршрут с помощью маршрутного листа. Выполнив расчеты, подойдите с ними за листом наблюдений. Подготовьте с помощью листа наблюдений краткий отчет из 2–3 предложений о самых интересных особенностях изученных вами животных.

ПЛАН

1. Найти на карте место обитания животного. (Каждая группа получает атлас, в котором отмечено место обитания выбранного ею животного.)
2. Просчитать маршрут, отчитаться перед руководителем. (В 1 см 300 км.)
3. Изучить лист наблюдений.
4. Узнать самые интересные особенности животного.
5. Подготовить краткий рассказ о животном.

Работа в малых группах (5 мин). Отчет групп.

VI. Подведение итогов

У. Наше путешествие подошло к концу. Чем оно вам запомнилось? Сможете ли вы определить положение материка на карте? Какие новые знания вы получили? В чем удалось потренироваться? Какие желания возникли у вас на сегодняшнем уроке?

VII. Домашнее задание

У. Думаю, что вам будет интересно прочитать об исследователях Африки на с. 40, познакомиться с другими интересными животными Африки, с помощью учебника подготовить рассказ о географическом положении Африки. А самых любознательных, как всегда, ждет географический кроссворд на нашем стенде.

Раздаточный материал. Каждая группа получает карточку с заданием. У групп 2–5 текст один и тот же, но животные разные: группа 2 «наблюдает» за гориллой; группа 3 – за жирафом; группа 4 – за слоном; группа 5 – за страусом.

Ответы к карточкам:

Группа 1

9 (10) см х 300 = 2700 км (3000 км)

Группа 2

14 см х 300 = 4200 км

Группа 3

12 см х 300 = 3600 км

Группа 4

15 см х 300 = 45 000 км

Группа 5

15 см х 300 = 4500 км

 

 Листы наблюдений

Птица-секретарь

Как в старину чиновники держали перья для письма за ухом, так и птица-секретарь ходит с целым пучком перьев на голове. За это ее так и назвали.
Важно и серьезно вышагивает секретарь по африканской равнине. Но стоит этому «секретарю» увидеть ящерицу или даже ядовитую змею – вся важность птицы тут же исчезает. Большими шагами она догоняет добычу и старается поразить ударом сильных лап. От укусов ядовитых змей птица защищается раскрытыми крыльями и побеждает даже ядовитых кобр! Сила ног этого пернатого такова, что одним ударом он может разбить даже панцирь черепахи.

Горилла

Причина сокращения вида – уменьшение мест обитания. Гориллы занесены в Международную Красную книгу.
Горилла – самая крупная человекообразная обезьяна. Обитает в Африке. Как ни странно, эти гиганты – истинные вегетарианцы (едят только листья и плоды растений).
Многие боятся этих животных, но они никогда первыми не нападают. Прежде чем напасть, горилла предупреждает, встав в гордую позу. Она выгибает спину и отрывисто покрикивает, затем выбегает к обидчику, крича и показывая зубы, при этом может толкнуть, однако тут же быстро убегает и смотрит, какое впечатление произвело на противника это нападение. Обычно такой демонстрации силы оказывается достаточно: противник уходит, и горилла успокаивается.

Гепард

Причина сокращения вида – сокращение мест обитания. Гепарды занесены в Международную Красную книгу.
Гепард – самое быстроногое из млекопитающих. Эта довольно крупная кошка обитает в Африке, Азии, но везде встречается очень редко. Гепард – обитатель равнинных пустынь и саванн.
У гепарда острое зрение, и он издалека видит антилоп, за которыми охотится. К жертве он сначала подкрадывается, а затем преследует, развивая огромную скорость – до 110 км/ч! Голодный гепард может поймать даже невысоко летящую птицу.

Жираф

Жираф встречается почти на всей территории Африки к югу от Сахары. Это самое высокое из живущих сейчас животных (до 6 м). Утверждают, что двух совершенно одинаково окрашенных жирафов нет: их пятнистый рисунок неповторим, как отпечатки пальцев.
Траву жирафы едят редко: для того чтобы пастись, животному приходится широко расставлять передние ноги или даже опускаться на колени. Поэтому они едят листья деревьев и кустарников. Эти животные обходятся без водопоя по нескольку недель. Интересно, что голоса жирафов никто еще не слышал.

Слон африканский

Это самое крупное из современных наземных животных. Его вес достигает 7 т, а рост – 4 м. Однако слон поразительно подвижен. Он прекрасно плавает, причем над поверхностью воды остаются только лоб и кончик хобота.
Обычно в слоновьем стаде 9–12 животных. У них есть вожак, которым чаще всего становится старая слониха.
Африканский слон – самое крупное, но и одно из самых несчастливых животных. Его бивни, так называемая слоновая кость, издавна ценились почти на вес золота. К 1880 году люди ежегодно убивали от 60 000 до 70 000 слонов.

Страус

Причины сокращения вида – охота, сокращение мест обитания. Страусы занесены в Международную Красную книгу.
Страус – самая крупная из всех живущих птиц. У нее запоминающаяся внешность: голая длинная шея, высокие и сильные ноги всего с двумя пальцами, пышные курчавые перья на хвосте и крыльях.
Самка страуса откладывает 10–15 яиц в ямку из песка – это и есть гнездо страусов. Насиживают кладку яиц оба родителя по очереди. Приближаться к гнезду рискованно.
Если обычно страусы спасаются бегством (со скоростью 80 км/ч), то, защищая гнездо, они нападают на обидчика и бьют его лапами. Удар страусиной лапы можно сравнить с силой удара лошадиной ноги.