|
|||||
Татьяна
Немичева
,
|
|
– Повторите «опасные» места парного согласного.
Д. Парный согласный на конце слова.
– Парный согласный перед парным согласным.
У. «Зажжем огоньки», под «опасными» местами.
Д. По – перед гласным; па – перед гласным; бл – перед непарным согласным; пк – парный перед парным – значит, опасно; бк – парный перед парным – значит, опасно; пк – опасно.
У. Давайте проверим, совпадают ли звук и буква. Если совпадают, ставим «+», если нет – «–». Прочитайте слова орфографически, выберите два слова для записи и самостоятельно запишите ниже на строчке.
Дети выполняют задание.
– Откройте написанное и сверьте со своими словами. Кто сделал все верно?
VII. Работа с родственными словами
У. Прочитайте слова. Что вы о них можете сказать?
На доске слова: белый, белок, белить.
Д. Это семья слов, родственники.
У. Назовите общую часть.
Д. Бел.
У. Находим «опасные» места.
Дети комментируют. Учитель отмечает на доске, а дети в тетрадях:
– Белый – ударный первый слог; «опасных»
мест нет.
– Белок – второй слог ударный; «опасное»
место – буква безударного гласного е в
первом слоге; парный согласный на конце слова.
– Белить – второй слог ударный; буква
безударного гласного е в первом слоге; ь
обозначает мягкость согласного; [т’] – парный
согласный на конце слова.
Учитель рассказывает о написании корня бел: пишется одинаково, не зависит от ударения.
– Отгадайте загадку:
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
Д. Это белка.
У. Родственник ли слово белка этим словам?
Мнения детей разделились, потом выяснили правильный ответ.
– Чтобы вы запомнили, что белка не родственница нашим словам, читаем скороговорку.
На доске:
А вот белка не бела, Белой даже не была. |
– Что вы знаете о белке?
Д. Это дикое лесное животное. Она запасает корм на зиму. Белки строят дом или живут в дупле. Они живут в нашем парке, любят орехи.
VIII. Физкультминутка
IХ. Запись предложения под диктовку
У. Составьте предложение о белке.
Д. У белки белый гриб.
У. Давайте запишем его под диктовку.
План работы с предложением
1. Чтение предложения учителем.
2. Повторение предложения детьми.
3. Составление схемы предложения.
4. Деление слов на слоги, постановка ударений,
обозначение «опасных» мест.
5. Учитель читает предложение орфографически,
а дети вписывают нужные буквы на «опасные» места.
6. Самодиктовка с опорой на схему.
7. Проверка написанного:
Х. Закрепление изученного материала
У. Над чем вы сегодня работали? Что для вас оказалось трудным? О чем нас спрашивают авторы на с. 4? Что нужно помнить, чтобы справиться с заданием? Заполните эту строчку. Поменяйтесь тетрадями, отметьте (подчеркните) правильные буквы, не забудьте сверить буквы с образцом. Какие буквы были сегодня у нас в гостях? Дайте характеристику звукам.
Д. Буква Б, б обозначает
два звука: [б], [б’] – согласный, парный,
звонкий, твердый или мягкий.
– Буква П, п обозначает два
звука: [п], [п’] – согласный, парный,
глухой, твердый или мягкий.
ХI. Итог урока
У. Чему вы сегодня учились на уроке?
Дети отвечают.
– Посмотрите ваши работы в прописи и оцените свои достижения.
На парте – «ладошки» из цветной бумаги трех
цветов:
красный – все сделал, не было затруднений;
желтый – справился, но были затруднения;
синий – было очень трудно.
Дети на доске укрепляют свою «ладошку». Учитель
подводит общий итог и ставит задачи на будущее.
Примечание
Использованы материалы дистанционных курсов повышения квалификации ИД «Первое сентября»: Соловейчик М.С., Харченко О.О. Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах.