Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №18/2008

Я иду на урок

Татьяна Немичева ,
учитель МОУ лицей № 15, г. Ставрополь

Письмо заглавной буквы Б

Грамота 1 класс

Тема. «Письмо заглавной буквы Б».

Цели. Обучать написанию заглавной буквы Б; упражнять в определении признаков «опасных» мест при письме; тренировать в списывании с печатного и рукописного текста; упражнять в письме под диктовку.

Учебные материалы. Учебник «Грамота» (авт. Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова, Е.Э. Кочурова, В.Н. Рудницкая); «Пропись-4»; цветные «ладошки».

Статья опубликована при поддержке студии «Videoglobal». Хотите записать рекламный ролик, корпоратив, праздник или провести фотосессию? Тогда посетите сайт Видеоглобал.ру студии «Videoglobal». Здесь вы сможете заказать видео и фотосъемку от специалистов высшего уровня. Профессиональная техника, звук, свет – вы не пожалеете что обратились в студию «Videoglobal».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Учитель. Какая гостья была у нас на уроке чтения?

Дети. Белка.

У. Кто догадался, какую букву мы будем писать?

Д. Букву Б.

У. Прочитайте буквы, написанные на доске. Назовите заглавные буквы, в написании которых есть полуовалы.

На доске:

Б, В, Е, З, С, Х

– На какую заглавную букву похожа наша именинница?

Д. На букву В: у нее есть «крышка» как у букв Г, П, Т.

У. Попробуйте написать заглавную букву Б на листе нелинованной бумаги.

Дети выполняют задание.

III. Сообщение темы и целей урока

У. Сегодня мы будем учиться писать заглавную букву Б, потренируемся в письме под диктовку.

IV. Работа в «Прописи»

Дети работают в «Прописи-4» на с. 2.

У. Посмотрите, как пишется заглавная буква.

Учитель объясняет, дети обводят буквы по бледному шрифту и дописывают буквы с использованием прямой опорной линии.

– Подчеркните буквы, которые получились красиво и правильно.

Дети выполняют задание.

– Нам нужно научиться писать букву Б в словах и соединять ее с другими буквами. Читаем слог Бо, верхнее соединение и дописываем слог ря.
Боря – это имя, пишется с большой буквы; первый слог ударный, буква безударного гласного – я. Закрываем слово и списываем его на новой строчке.
Читаем слог Бер; соединение среднее, дописываем слог та.
Берта – это имя, пишется с большой буквы; первый слог ударный, буква безударного гласного – а. Списываем слово.
Прочитайте слоги.

Д. Бо, спа, си.

У. Кто догадался, какое слово рассыпалось?

Д. Спасибо.

У. Спасибо – ударный второй слог; буква безударного гласного в первом слоге – а, во втором – о; в начале слова – парный перед парным. Закрываем слово, списываем.

Дети проверяют написанное.

– Шепотом прочитайте предложение.

Дети читают предложение орфографически и орфоэпически.

– Отмечаем «опасные» места в предложении.

Д. Предложение пишется с большой буквы. В конце ставится точка, слова в предложении пишутся раздельно.
– Береги – третий слог ударный; «опасное» место – буква безударного гласного е в первом и втором слогах.
– В большой – ударный второй слог; «опасное» место – буква безударного гласного о в первом слоге; в – помощник, пишется раздельно.
– Мороз – ударный второй слог, «опасное» место – буква безударного гласного о, парный согласный на конце слова.
– Нос – «опасное» место – парный согласный на конце слова.

Текст предложения закрывают карточкой. Дети списывают, диктуя себе по слогам, затем проверяют написанное.

– Есть ошибки? Какие? Кто справился без ошибок?

V. Физкультминутка

VI. Упражнение в определении «опасных» мест

– Прочитайте слова. Какие буквы «убежали»? Выпишите нужные буквы.

На доске:

сапоги

шапка

пальто

юбка

блузка

кепка

– Повторите «опасные» места парного согласного.

Д. Парный согласный на конце слова.
– Парный согласный перед парным согласным.

У. «Зажжем огоньки», под «опасными» местами.

Д. По – перед гласным; па – перед гласным; бл – перед непарным согласным; пк – парный перед парным – значит, опасно; бк – парный перед парным – значит, опасно; пк – опасно.

У. Давайте проверим, совпадают ли звук и буква. Если совпадают, ставим «+», если нет – «–». Прочитайте слова орфографически, выберите два слова для записи и самостоятельно запишите ниже на строчке.

Дети выполняют задание.

– Откройте написанное и сверьте со своими словами. Кто сделал все верно?

VII. Работа с родственными словами

У. Прочитайте слова. Что вы о них можете сказать?

На доске слова: белый, белок, белить.

Д. Это семья слов, родственники.

У. Назовите общую часть.

Д. Бел.

У. Находим «опасные» места.

Дети комментируют. Учитель отмечает на доске, а дети в тетрадях:

– Белый – ударный первый слог; «опасных» мест нет.
– Белок – второй слог ударный; «опасное» место – буква безударного гласного е в первом слоге; парный согласный на конце слова.
– Белить – второй слог ударный; буква безударного гласного е в первом слоге; ь обозначает мягкость согласного; [т’] – парный согласный на конце слова.

Учитель рассказывает о написании корня бел: пишется одинаково, не зависит от ударения.

– Отгадайте загадку:

Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?

Д. Это белка.

У. Родственник ли слово белка этим словам?

Мнения детей разделились, потом выяснили правильный ответ.

– Чтобы вы запомнили, что белка не родственница нашим словам, читаем скороговорку.

На доске:

А вот белка не бела,
Белой даже не была.

– Что вы знаете о белке?

Д. Это дикое лесное животное. Она запасает корм на зиму. Белки строят дом или живут в дупле. Они живут в нашем парке, любят орехи.

VIII. Физкультминутка

IХ. Запись предложения под диктовку

У. Составьте предложение о белке.

Д. У белки белый гриб.

У. Давайте запишем его под диктовку.

План работы с предложением

1. Чтение предложения учителем.
2. Повторение предложения детьми.
3. Составление схемы предложения.
4. Деление слов на слоги, постановка ударений, обозначение «опасных» мест.
5. Учитель читает предложение орфографически, а дети вписывают нужные буквы на «опасные» места.
6. Самодиктовка с опорой на схему.
7. Проверка написанного:

Х. Закрепление изученного материала

У. Над чем вы сегодня работали? Что для вас оказалось трудным? О чем нас спрашивают авторы на с. 4? Что нужно помнить, чтобы справиться с заданием? Заполните эту строчку. Поменяйтесь тетрадями, отметьте (подчеркните) правильные буквы, не забудьте сверить буквы с образцом. Какие буквы были сегодня у нас в гостях? Дайте характеристику звукам.

Д. Буква Б, б обозначает два звука: [б], [б’] – согласный, парный, звонкий, твердый или мягкий.
– Буква П, п обозначает два звука: [п], [п’] – согласный, парный, глухой, твердый или мягкий.

ХI. Итог урока

У. Чему вы сегодня учились на уроке?

Дети отвечают.

– Посмотрите ваши работы в прописи и оцените свои достижения.

На парте – «ладошки» из цветной бумаги трех цветов:
красный – все сделал, не было затруднений;
желтый – справился, но были затруднения;
синий – было очень трудно.
Дети на доске укрепляют свою «ладошку». Учитель подводит общий итог и ставит задачи на будущее.

Примечание

Использованы материалы дистанционных курсов повышения квалификации ИД «Первое сентября»: Соловейчик М.С., Харченко О.О. Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах.