Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №16/2008

Я иду на урок

Татьяна Немичева ,
учитель МОУ лицей № 15, г. Ставрополь

Необычные природные явления

Окружающий мир

Тема. «У природы нет плохой погоды?! Необычные природные явления».

Цели. Познакомить детей с ситуациями, которые можно назвать чрезвычайными, с действиями при них, с природными явлениями, наносящими ущерб человеку.

Учебные материалы. Учебник «Окружающий мир. 3 класс» (авт. О.Т. Поглазова); выставка книг и периодической печати по теме; памятка «Штормовое предупреждение»; воздушный шарик; фонарик; аудиозапись (шум дождя); иллюстрации: город, горы, село, лес и т.д.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель. Сегодня у нас необычный урок. Мы попробуем обобщить наши знания о необычных природных явлениях и узнаем, как защитить себя, свою жизнь, уйти от опасности.

III. Знакомство с новым материалом

У. Каждый день, собираясь выйти на улицу, мы смотрим в окно, чтобы узнать, какая сегодня погода. А что такое погода?

Дети. Состояние воздушных масс в данном месте в определенный период времени.

У. Где мы фиксируем состояние погоды?

Д. В рабочей тетради № 2, на с. 6.

У. Чем характеризуется погода?

Д. Облачностью, температурой, осадками, ветром.

У. Отгадайте загадку:

Рукавом махнул –
Дерево погнул.

Д. Это ветер.

У. Что такое ветер? Чем он характеризуется?

Д. Это движение воздуха, которое характеризуется силой и направлением.

У. Направление и сила ветра обозначаются вот так.

На доске:

слабый
3–5 м/с

средний
5–10 м/с

сильный
более 15 м/с (54 км/ч)

– Ветер – это хорошо или плохо?

Выслушиваются ответы детей.

– В классе мы можем получить ветер? Как?

Д. Открыть окно и двери, включить вентилятор, подуть, помахать тетрадкой.

У. Часто мы спорим о силе ветра. Специальных приборов у нас нет. Как же точнее определить силу ветра?

Д. Послушать прогноз погоды.

У. Сила ветра измеряется в баллах. За 0 баллов берут полный штиль (спокойное море). В 1806 году английский адмирал Френсис Бофорт создал шкалу оценки скорости (силы) ветра.

Таблица

Шкала силы ветра

Название

Баллы

Скорость, м/с

Признаки

Свежий бриз

5

30,6–38,6

Качаются тонкие деревья

Сильный бриз

6

40,2–49,9

Качаются толстые деревья

Сильный ветер

7

51,5–61,1

Стволы деревьев сгибаются

Буря

8

62,8–74

Ветки ломаются

Сильная буря

9

75,6–86,9

Черепица и трубы срываются

Полная буря

10

88,5–101,4

Деревья вырываются с корнем

Шторм

11

103–120,7

Везде повреждения

Ураган

12

Более 120,7

Большие разрушения

– Воспользуйтесь этой шкалой и определите силу ветра сегодня. Как вы это сделали?

Д. Качаются тонкие деревья. Такой ветер называют свежий бриз.

У. Этой шкалой пользуются до сих пор. Это очень удобно, потому что по описанным признакам довольно точно, без приборов можно определить силу ветра. Какие ветры могут причинить вред человеку?

Д. Бури, ураганы, смерчи.

У. Бури, ураганы и смерчи – чрезвычайно сильное и быстрое, большой разрушительной силы и значительной продолжительности движение воздуха. Бури бывают шквальные, пыльные и беспыльные.
Шквальные бури внезапно начинаются и внезапно заканчиваются. Имеют огромную разрушительную силу. В России бывают в европейской части, на море и на суше.
Пыльные (песчаные) бури переносят частицы песка или почвы (чаще бывают летом, а весной – в бесснежные зимы). «Сжигающие без огня» – так люди называют эти злобные ветры. Из-за них растения блекнут, засыхают, погибают. Часто они бывают в нашем крае. Очень сильные пыльные бури были летом 2004 года.
Беспыльные (снежные) бури приносят меньше разрушений.
О чем следующая загадка?

Все ломаю, все срываю,
Ничему пощады нет!

Д. Об урагане.

У. Ураган – ветер разрушительной силы и значительной продолжительности. Его скорость превышает 120 км/ч. Живет и двигается ураган около 9–12 суток. Синоптики присваивают ему имя, чтобы удобнее было с ним работать. По разрушительной силе близок к землетрясению. Зарождаются ураганы в океанических просторах в августе – сентябре.
Вихрь – атмосферное образование с вращательным движением воздуха вокруг вертикальной или наклонной оси.
Циклоны, смерчи – вертикальные вихри. Слово смерч русское, оно происходит от слова сумрак, то есть «мрачная грозовая обстановка».
Смерч – гигантская воронка, внутри которой низкое давление. В нее засасываются любые предметы, оказавшиеся на пути смерча. При его приближении слышится гул. Двигаются смерчи со скоростью 50–60 км/ч. Они недолговечны: длятся секунды или минуты, очень редко – десятки минут.
Откройте учебники на с. 31. Прочитайте текст самостоятельно. Рассмотрите фото на с. 31.

Дети рассматривают фото из космоса – смерч и циклон.

– Какие разрушения приносит ураган?

Д. Разрушает здания.
– Вырывает с корнем деревья.
– Сносит легкие строения.
– Обрывает провода.
– Повреждает мосты, дороги.

У. 26 августа 2001 года в Сочи был водяной смерч. При этом один человек погиб, трое были госпитализированы с черепно-мозговыми травмами, примерно 30 оказана медицинская помощь. У зданий повреждены крыши, в 150 – разбиты стекла; повалены деревья, нарушено электроснабжение.
Можно ли остановить воздушную стихию? Как себя защитить?

Выслушиваются ответы детей.

– Синоптики изучают погодные условия, и чаще всего удается объявить штормовое предупреждение. У вас на партах лежат памятки «Что делать, если поступило штормовое предупреждение». Давайте познакомимся с ними.

1. Плотно закройте и укрепите все двери и окна. На стекла наклейте крест-накрест полоски пластыря.
2. Подготовьте запас воды и пищи, медикаментов, фонарик, свечи, керосиновую лампу, приемник на батарейках, документы и деньги.
3. Отключите газ и электричество.
4. Уберите с балкона (со двора) предметы, которые могут быть унесены ветром.
5. Из легких зданий перейдите в более прочные или в убежища Гражданской Обороны.
6. В деревенском доме переберитесь в наиболее просторную и прочную его часть, а лучше в подвал.
7. Держитесь подальше от берега моря и рек.
8. Если у вас есть машина, постарайтесь отъехать как можно дальше от эпицентра урагана.

IV. Игра-соревнование

Класс делится на три команды. Вариант ответа обсуждается в команде, отвечает капитан.

1. Можно ли остановить ураган?
2. Какой ветер, несущийся по земле, по форме напоминает воронку?
3. Какая служба следит за образованием и продвижением ветра?
4. Что такое ветер?
5. Какие ветры могут привести к разрушениям?
6. Можно ли во время разгула воздушной стихии прятаться на чердаке?
7. Где лучше спрятаться?
8. О каких ветрах говорят: «сжигающие без огня»? Почему?

У. Дома вклейте памятку в рабочую тетрадь. Что нового вы узнали? Нужны ли вам в жизни эти знания? Ветер приносит пользу или вред?

Дети отвечают.

V. Физкультминутка

VI. Знакомство с новым материалом (продолжение)

У. С движением воздушных масс связано еще одно природное явление. Послушайте загадки:

Сверкнет, мигнет,
Кого-то позовет.

Меня никто не видит,
Но всякий слышит,
А верную спутницу мою
Всякий может видеть,
Но никто не слышит.

Справа блеск,
За блеском треск,
За треском плеск.

– Как же называется это явление?

Д. Это гроза. Во время грозы мы видим молнию и слышим гром.

У. Гроза – бурное ненастье с дождем, громом и молниями. Оно связано с развитием кучево-дождевых облаков и со скоплением в них большого количества электричества.
Молния – электрический разряд.
Гроза – раскаты грома, молнии, порывы ветра, дождь (ливень).
Закройте глаза и представьте: лето. Сильно печет солнце. В воздухе накапливается влага. Тихо и душно. На горизонте скапливаются кучево-дождевые облака. Они быстро надвигаются и занимают все небо. Ветер дует порывами, меняет направление, усиливается, поднимает тучи пыли. Он срывает листья, ломает ветки деревьев. С неба обрушивается стена проливного дождя с громом и молниями.
Чего следует бояться во время грозы – грома или молнии?

Д. Молнии.

У. Прямое попадание молнии в человека (животное) чаще всего заканчивается трагически. Ежегодно на Земле гибнет от молний около 3000 человек.
Молнии – это электрические разряды, громадные искры между разноименно заряженными участками грозовых облаков. Температура внутри области молнии – 30 000°. Молнии вызывают пожары, гибель людей и животных, нарушают линии электропередач. На Земле ежесекундно возникает 100 молний.
Откройте учебник на с. 30–31 и прочитайте правила поведения во время грозы.

На доске – рисунки:

горы, город, село, луг, озеро, лес, одиноко стоящее дерево

– Посмотрите на доску, посовещайтесь с соседом. Где опаснее во время грозы: в городе или сельской местности?
Гроза застала вас в горах, в лесу, на лугу, на берегу водоема... Ваши действия? Чья пара предложит свое решение? Кто согласен, а кто не согласен?

На доске – рисунки:

Молнии притягивают высокие объекты (шпили высоких домов, церкви, мачты, антенны); вода; одиночные деревья на ровных местах.

У. Треть всех погибших от молний людей находились под деревьями. Ученые заметили, что не все деревья одинаково поражаются молниями.
Нужно ли знать, как вести себя во время грозы? Для чего? Можно ли остановить грозу? Опасна ли гроза для человека? Как себя защитить?

Дети отвечают.

VII. Итог урока

У. О чем мы говорили на уроке? Что запомнилось? Что нового вы узнали? Какое главное правило нужно соблюдать в чрезвычайных ситуациях?

Д. Не паниковать.

У. Сможете ли вы использовать новые знания в жизни?

Д. Да.

VIII. Домашнее задание

У. Дома прочитайте памятку еще раз с родителями. В учебнике повторите материал на с. 30–31.
Спасибо вам за активную работу. Я думаю, что теперь вы сможете грамотно вести себя во время грозы.

Примечание. При написании работы использованы материалы дистанционных курсов повышения квалификации ИД «Первое сентября»: Тихомирова Н.Ф.  «Знакомство с чрезвычайными ситуациями природного характера в курсе ознакомления с окружающим миром».