Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №16/2008

Я иду на урок

Елена Борова ,
г. Старый Оскол

Сложение и вычитание трехзначных чисел

Математика

Тема. «Сложение и вычитание трехзначных чисел в столбик».

Цели. Закреплять: алгоритмы письменных приемов сложения и вычитания, представления о понятиях «множество», «элемент множества», «подмножество»; решать на новом числовом концентре текстовые задачи изученного вида; учить сопоставлять текст задачи и уравнение; развивать логическое мышление.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение целей урока

Учитель. Сегодня мы совершим путешествие по стране множеств. О каком множестве пойдет речь на уроке, вы узнаете, если правильно выполните задание. Это название обозначает крупный населенный пункт, административный, торговый и промышленный центр.

На доске:

О

350 – 35

Т

450 : 9 х 5

Г

150 + 9 : 1

Е

65 + 370 х 0

Д

415 – 0 : 27

А

246 +123

Р

935 –- 4

О

540 + 53

159

315

931

593

415

Г

О

Р

О

Д

– Прочитайте хором слово.

Дети. Город.

У. Молодцы! Вы верно выполнили задание и узнали, что речь сегодня пойдет о множестве «город».

III. Вводная беседа

У. О каком городе мы сегодня будем говорить на уроке? В числовом ряду содержатся две даты, связанные с историей этого города. Приглядитесь внимательно к числам.
1593 – год основания Старого Оскола.
415 – столько лет исполнилось нашему городу в 2008 году.
Где расположен наш город?

Д. На Среднерусской возвышенности.

У. Сколько в нем проживает жителей?

Д. 212 тысяч.

У. Чем славится наш город?

Д. Запасами железных руд, плодородной землей, комбинатами ОЭМК, СГОК, «Авида», «Славянка» и людьми.

У. Сведения о Старом Осколе находятся в базах данных компьютерных сетей многих стран мира. Телевидение Старого Оскола обслуживает территорию с населением более 1,5 млн человек, ведут вещание местные студии. В городе выпускается более 30 газет. Надеемся, что и вы в будущем прославите наш замечательный город успехами и достижениями.
Артем Букреев прочитает стихотворение собственного сочинения, которое называется «Старый Оскол».

Артем.

Мой город, мой город, мой город родной!
Я каждый день встречаюсь с тобой!
Люблю твои тихие улицы
И свет фонарей по ночам.
Ведь ты – моя малая Родина,
И я за тебя все отдам!

У. Для того чтобы город развивался и всем было комфортно, жителям города приходится решать ежедневно множество задач, отвечать на самые разные вопросы. Ребята, скажите, пожалуйста, какие задачи стоят перед жителями города?

Д. Работа комбинатов, учебных заведений, коммунальных служб, соблюдение чистоты, строительство жилья.

Спонсор публикации статьи демо магазин "Время Мам". Товары для ухода, питания и развития детей, бельё и аксессуары для беременных и рожениц, средства по уходу для женщин и мужчин, а также товары для дома и интерьера. Доступные цены, большой выбор, доставка по всей России, наличный и безналичный расчёт, гарантия качества. Посмотреть каталог товаров, контакты, цены и сделать заказ Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://vremya-mam.ru/.

У. Правильно. Давайте мы тоже решим задачу.

IV. Решение задач

Задача

В городе Старый Оскол с 2005 по 2010 год запланировано построить 90 домов. Много домов уже возвели, и осталось построить 15 домов. Сколько домов построили?

У. Рассмотрите схему к задаче.

– О чем говорится в задаче?

Д. О домах.

У. Сколько домов надо построить?

Д. 90.

У. Сколько построили?

Д. Неизвестно.

У. Сколько осталось построить?

Д. 15.

У. С помощью какого действия можно узнать, сколько построили домов?

Д. С помощью вычитания.

У. С помощью каких уравнений можно решить эту задачу?

На доске:

90 : x = 15
x х 15 = 90

x + 15 = 90
90 – x = 15

Д. С помощью второго и четвертого.

У. Сколько построили домов?

Д. 75.

У. В 1975 году построена наша школа. Сколько школе лет?

Д. 2008 – 1975 = 33. Школе 33 года.

У. Молодцы! Вы справились с заданиями, и мы переходим в следующее множество – «дома». Что такое дом?

Д. Дом – жилое здание. Это может быть здание для какого-то учреждения.

У. Какие подмножества можно выделить в множестве «дома»?

Д. Жилые и нежилые дома.

У. Какие нежилые дома вы знаете?

Д. Школы, офисы, институты, магазины.

У. Какие школы есть в нашем городе?

Д. 38 общеобразовательных, 4 школы искусств, 2 школы эстетики, 3 – музыкальные, 1 – художественная, 2 – спортивные.

У. Поднимите руки, кто посещает, кроме общеобразовательной, другую школу или занимается в кружках и секциях.

Дети отвечают.

– В какой школе учимся мы?

Д. В школе № 12.

У. Кто является нашими шефами?

Д. Наши шефы – ОЭМК – Оскольский электрометаллургический комбинат.

У. Прочитайте задачу на карточке и запишите решение в тетрадь.

Ученик решает задачу у доски с объяснением и проверкой.

Задача

В муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 12 с углубленным изучением отдельных предметов» обучаются девочек и мальчиков. Сколько детей обучаются в школе?

Числовые данные каждый педагог может взять о своей школе.

– О ком говорится в задаче?

Д. Об учениках школы № 12.

У. Сколько в ней девочек? ()
Сколько мальчиков? ()
С помощью какого действия мы ответим на вопрос задачи?

Д. С помощью сложения.

У. Запишите решение в столбик и выполните проверку.

Дети решают.

– Сколько детей обучается в школе? Запишите ответ. Кого больше? меньше? Как узнать, на сколько?

Д. От большего отнять меньшее.

У. Посчитайте и скажите.

V. Закрепление изученного материала

У. А теперь решите примеры и задачи 1 на с. 62. Работать будем по вариантам. Двое учащихся решают у доски, остальные – в тетради.

Найдите значения выражений, выполняя действия сложения и вычитания в столбик.

Вариант 1

(582 + 124) – (137 + 233) = 336

Вариант 2

618 – (364 – 282) : 2 = 577

– Молодцы! Вы справились с заданиями и прошли через множество «нежилые дома». Теперь мы отправляемся в путь к другому множеству – «жилые дома».
Чтобы нам благополучно добраться, проведем физкультминутку.

Учитель проводит физкультминутку.

– Ученикам приходится решать задачи не только в школе на уроке. Перед каждым возникают различные жизненные ситуации, как у героев задачи 4 на с. 62.
Рассмотрите рисунок. Прочитайте задание. О ком говорится в задаче?

Д. О Коле и Мишке.

У. Что изображено на иллюстрации?

Д. План.

У. План – это чертеж, изображающий на плоскости какую-нибудь местность. Сколько вариантов пути есть у Коли?

Д. Два.

У. Назовите первый путь.

Д. Дом Коли ––> бассейн ––> стадион ––> дом Мишки.

У. Назовите второй путь.

Д. Дом Коли ––> школа ––> дом Мишки.

У. Прочитайте вопрос задачи. Как на него ответить?

Д. Чтобы ответить на вопрос задачи, надо узнать длину каждого варианта пути, а затем сравнить полученные расстояния.

У. Как найти длину пути?

Д. Сложить расстояния.

У. Запишем решение задачи в тетрадь.

450 + 386 + 156 = 992 (м) – 1-й путь.

4) 992 м > 896 м

Ответ: самая короткая дорога – через школу.

– На сколько короче путь?

Д. 992 – 896 = 96. На 96 метров.

У. Какую фигуру вы видите на рисунке?

Д. Четырехугольник.

У. Назовите нежилые дома.

Д. Бассейн, стадион, школа.

У. Назовите жилые дома.

Д. Дом Коли, дом Мишки.

У. По какому признаку можно разделить жилые дома?

Д. По цвету.
– По высоте – одноэтажные, многоэтажные.
– По стройматериалу – кирпичные, деревянные, панельные, монолитные, блочные.
– По возрасту – старые, новые.
– По цене – дорогие, дешевые.

У. А теперь поиграем в игру «Мой дом».

Дети встают и по цепочке называют номер дома, в котором они живут. Если номер дома – четное число, то поднимают руки вверх; если нечетное число, то руки на пояс.

– Коля и Миша – друзья. Они любопытные, проводят опыты и испытания. Об этом – следующая задача 5 (а). Прочитайте текст.

Дети читают.

– Составим схему к задаче. О ком говорится в задаче?

Д. О Мишке.

У. Что собирал Мишка?

Д. Консервные банки.

У. Сколько банок он собрал?

Д. 33.

У. Что произошло с банками?

Д. Они лопнули.

У. Сколько лопнуло?

Д. Неизвестно.

У. Обозначим это число буквой x. Сколько банок осталось?

Д. 18.

У. Как узнать, сколько банок лопнуло?

Д. Вычитанием или составлением уравнения.

У. Какое уравнение составил Коля?

Д. х + 18 = 33.

У. Можно ли решить задачу с помощью этого уравнения?

Д. Да.

У. Запишите уравнение и решите его самостоятельно. Сколько лопнуло банок?

Д. 15.

У. Запишите ответ.

Какое еще уравнение можно составить к задаче?

Д. 33 – x = 18

У. Какой вывод можно сделать?

Д. У задач несколько вариантов решения, каждый может выбрать свой вариант – и на уроке, и в жизни.

VI. Индивидуальная работа на карточках

У. Придумайте и впишите пропущенные названия множеств.

– Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями, путешествуя по стране множеств.

Но вот вопрос: где может находиться каждый из вас? Где вам будет комфортнее?

Изобразите себя в стране множеств.

VII. Итог урока

У. Какое задание вам понравилось выполнять? Что нового вы узнали? Что повторили?