|
||||
Галина
Проскурникова
,
|
|
У. Я называю выражение, а вы должны заменить его другим, близким по смыслу и включающим одно из слов или сочетаний слов, которые даны на доске, а затем записать словосочетание в тетрадь.
Поступать вопреки своим убеждениям. (Поступать против совести.)
Жить честно, справедливо. (Жить по совести.)
Делать что-либо хорошо, добросовестно. (Делать на совесть.)
Жить совершенно спокойно, не испытывая угрызений совести. (Жить со спокойной совестью.)
Поступать без стыда, без стеснения. (Поступать без зазрения совести.)
– О человеке, который так поступает, в народе создано немало пословиц:
У него стыда, что волос на камне.
У него совесть – дырявое решето.
Волосом сед, а совести нет.
– А кто знает другие выражения, которые употребляют в речи, возмущаясь неблаговидным поступком?
Д. И как только у него совести хватило? Ни стыда, ни совести.
У. Когда человек не выполнил того, что обязан был сделать, или поступил не так, как следовало, то говорят, что этот поступок на...
Д. ...Его совести.
У. То есть за этот поступок он
несет ответственность. Слышали ли вы в речи такие
выражения и когда? Определите падеж
существительного совесть в каждом из
выражений и обоснуйте правописание падежных
окончаний существительного совесть в каждом
из выражений.
В каких падежах, у существительных какого
склонения может быть такое же окончание и?
Д. У существительных 1-го склонения в родительном падеже.
У. Я задам вам вопросы, не требующие ответа вслух. Обдумайте ответы мысленно и так же мысленно ответьте на них:
Случалось ли тебе испытывать угрызения совести?
А было ли тебе стыдно за свои поступки или поступки своих друзей?
Всегда ли в этом случае ты поступал по совести?
– Перед вами слова, которые обозначают то или иное качество, свойство человеческой души. Как вы думаете, с какими из этих слов могло бы сочетаться слово совесть? Объясните свой ответ.
На доске:
|
Коллективно обсуждается возможность такого сочетания, и один из учащихся стрелочкой указывает ассоциативную связь слов: совесть искренность; совесть справедливость; совесть честность; совесть благородство; совесть достоинство.
– Прочитайте предложения и подумайте, какие слова в них пропущены. Затем запишите любое предложение, вставляя подходящие по смыслу имена существительные, и подготовьтесь объяснить свой выбор слов.
Да, жалок тот, в ком ... не чиста. (А. Пушкин)
В ком ... нет, в том ... мало.
В ... и ... – залог дружбы и верности.
Не ... , а ... и ... украшают человека.
После записи учащиеся обосновывают свой выбор имен существительных, объясняют написание безударных падежных окончаний.
V. Свободный диктант с творческим дополнением на тему «Что такое совесть?»
Текст для свободного диктанта.
Прилетел из далеких, теплых стран
жаворонок. Свил себе гнездо, вывел птенчиков и
живет. И жаворонку весело, что семья своя есть, и
птенчикам хорошо.
Поставил мальчик сеть, поймал жаворонка и
посадил в клетку. Тосковал он по своим птенчикам.
Забыл мальчик поставить в клетку воды, и умер
жаворонок. Погибли в поле без родителя и
птенчики.
Вопросы и задания к тексту
1. Определите тему текста.
2. Как жилось жаворонку и птенчикам в семье?
3. А что чувствовал жаворонок, находясь в
клетке?
4. Какое чувство возникло у вас, когда вы узнали
о неволе, а затем и гибели жаворонка и птенчиков?
5. Какое чувство возникло у вас по отношению к
действиям мальчика?
6. Подумайте, какой вопрос вы хотели бы задать
мальчику? (Ответ про себя.)
7. Какова основная мысль текста? Как бы вы его
озаглавили?
Учащиеся записывают свой заголовок к тексту. Далее учитель читает текст по частям, а дети записывают каждую часть так, как запомнили. Заключительная часть текста составляется самостоятельно: дети записывают предложение-вопрос, который они могли бы задать мальчику.
VI. Итог урока
У. Что вы узнали на уроке? Чему научились?
Закончить урок я хочу словами поэта К. Романова:
О, если б совесть уберечь,
Как небо утреннее, ясной,
Чтоб непорочностью бесстрастной
Дышали дело, мысль и речь!
Приложение
Благородство – высокие нравственные качества.
Благородный – обладающий высокими нравственными качествами, безукоризненно честный, великодушный.
Гордость – чувство собственного достоинства, самоуважения; чувство удовлетворения от сознания достигнутых успехов, чувство своего превосходства в чем-либо.
Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Достоинство – положительное качество: сознание своих человеческих прав, своей моральной ценности, уважение их в себе.
Жалость – чувство соболезнования, сострадания к кому-либо или чему-либо.
Жестокость – свойство по значению прилагательного жестокий – крайне суровый, безжалостный, беспощадный.
Искренность – свойство по значению прилагательного искренний – выражающий подлинные мысли и чувства, лишенный притворства; правдивый, откровенный, чистосердечный.
Лживость – свойство по значению прилагательного лживый – склонный ко лжи, говорящий ложь.
Обида – чувство горечи, досады, вызываемое несправедливым, оскорбительным отношением к себе.
Печаль – чувство грусти и скорби, душевной горечи.
Радость – чувство удовольствия, удовлетворения.
Скромность – свойство по значению прилагательного скромный – лишенный тщеславия, высокомерия, не выставляющий напоказ своих достоинств, заслуг, непритязательный, не предъявляющий больших требований, довольствующийся малым, сдержанный в обращении, поведении, в словах, поступках.
Совесть – чувство и сознание моральной ответственности за свое поведение и поступки перед самим собой, перед окружающими людьми, обществом.
Справедливость – свойство по значению прилагательного справедливый – действующий беспристрастно, в соответствии с истинным, правильным, верным; беспристрастное, справедливое отношение к кому-либо, чему-либо.
Стыд – чувство сильного смущения, неловкости от сознания предосудительности, неблаговидности своего поступка, чувство моральной ответственности за свое поведение, поступки.
Хитрость – свойство по значению прилагательного хитрый – скрывающий свои истинные намерения, идущий непрямыми путями к достижению чего-либо, лукавый; притворство с каким-либо умыслом; изобретательность, мастерство.
Честность – свойство по значению прилагательного честный – правдивый, прямой, добросовестный; честное отношение к кому-либо, чему-либо; честное поведение.
Высказывания детей
Совесть – это убежденность человека в том, что такое добро и зло. Это чувство ответственности за свое поведение. Совесть обязует человека своими действиями не просто заслужить уважение к себе, но полностью отдавать себя служению обществу. Например, если совестливый человек сделает случайно не очень хороший поступок, он долго мучится, испытывает угрызения совести. Совесть – тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, это отвращение от лжи и зла. От человека утаишь, от совести – нет.
(Шабанова Лида.)
Когда человек совершает дурные поступки, то говорят, что у него нет совести. К таким поступкам можно отнести обман, оскорбление и унижение. Совесть – состояние души человека. Если она есть, то человек не может быть плохим.
(Манейло Вика.)
Я думаю, что совесть – это внутренний
голос человека. Он подсказывает человеку, как
поступить в различных ситуациях. Иногда человек
хочет сделать то, что ему хочется, но это плохо
для другого человека. Если у человека есть
совесть, он будет сомневаться – стоит ли это
делать?
Бессовестный человек не подумает о другом –
он сделает так, как ему выгодно.
Когда человек поступает по совести, его называют
совестливым. Этот человек отвечает за свое
поведение перед окружающими людьми. Он живет со
спокойной совестью.
Если хороший человек сделает что-то плохое, его
мучат угрызения совести. Ему стыдно за свой
поступок. Он исправит свое поведение.
Я думаю, каждому человеку надо думать, прежде чем
совершить какой-то поступок.
(Воронкина Ксения.)