Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №22/2007

ПЕДАГОГИКА В ЛИЦАХ

Письмо в номер

Нынче место, где происходила описанная история, – вотчина Деда Мороза. А в 1956 году у разрушенной церкви в заброшенной деревеньке ютилась двухкомплектная начальная школа. Первый–третий классы достались выпускнице Вологодского педучилища.

«Не бойся! – успокаивала ее заведующая школы. – Юрку-дурачка отдадим в спецшколу, трудностей не будет!»

Девушка с радостью приняла ребятишек. Дети старались помочь горожанке во всем: быстро выполняли поручения, тщательно трудились над заданиями на уроках.

Удивил только один мальчик – Юра Смирнов. Он все делал наоборот. Дети приветствуют учителя: «Здравствуйте!» Он: «До свидания!» Все садятся, он стоит. Ребята с интересом ждали бурного проявления реакции со стороны учительницы, но та словно не замечала Юриных странностей.

Вскоре чудачества прекратились. Выяснилось, что мальчик живет с матерью, которая постоянно на работе. После занятий Юра убегал домой, затем возвращался в класс и сообщал: «Я кашку съел и Мурку накормил!» Это означало, что он свободен. Юра делал влажную уборку в классе, затем садился напротив учительницы и внимательно наблюдал за ее работой: та писала образцы букв в тетрадях первоклашек. Юра брал листок и копировал буквы, а через несколько дней мальчик начал выписывать на доске такую красоту, что все только ахнули. Юра начал учиться читать, решать задачи и примеры. Со временем он стал советовать прочитать ту или иную книгу ребятам. Так постепенно Юра стал уважаемым человеком в школе.

В марте неожиданно нагрянула комиссия: инспектор РОНО и учительница вспомогательной школы. Заведующая громко представила их классу: «Это к нашему Юре из города приехали!»

Мальчик ненадолго исчез и вскоре вернулся чисто вымытым. Он сел за парту и аккуратно сложил руки перед собой. Учительнице велели отойти подальше, а Юре объявили, что он должен выполнить контрольные задания. Выдали специальные листочки и начали диктовать. Мальчик поднимает руку и просит диктовать быстрее. Комиссия недоуменно переглядывается. Задание по математике Юра выполнил быстро, без ошибок, и попросил еще. Ему дали запасной вариант. Юра мгновенно решил и его. Затем мальчику предложили прочитать текст из букваря, но он отодвинул его и достал из портфеля «Приключения Тома Сойера». «Хотите, я вам почитаю с выражением, как маме?» – предложил Юра. Заслушавшись, экзаменаторы забыли подсчитать скорость чтения. Вскоре, прихватив свои бумаги, экзаменаторы уехали.

Странно, но заведующая школы была уязвлена успехами мальчика, так как приезд комиссии был организован с единственной целью – унизить ребенка и доказать свою правоту: «Юра у нас дурачок». А вот вышло совсем наоборот!

Так закончилась эта история, которую учительница помнит, словно это было вчера.

Е.И. СТРАТУНОВА,
г. Вологда