Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №22/2007

В СОЮЗЕ С ПСИХОЛОГИЕЙ

Галина СЕМЕНОВА,
психолог

Продолжение. См. № 2, 5, 15, /2007

Развитие учебно-познавательных мотивов младших школьников

ТЕМА 8. ПРОФЕССИЯ — ЖУРНАЛИСТ

Занятие 15

Разминка «Слуховая память»

Ведущий. Внимательно прослушайте один раз текст, а затем ответьте на вопросы.

Однажды в начале весны Мишу с мамой Еленой Сергеевной и папой Дмитрием Ивановичем пригласили в деревню на день рождения дедушки Вани. Семья отправилась в гости восьмичасовым поездом с Киевского вокзала. Ехать было не очень долго: нужная остановка – по счету восьмая от конца. Дедушка был очень рад встрече с внуком.

1. Как будут называть мальчика, когда он станет взрослым?

2. Чьим отцом был дедушка Ваня – папиным или маминым?

3. Поезд отправлялся в 7 часов?

4. С какого вокзала семья отправилась в дорогу?

5. На какой по счету остановке они вышли, если всего на этой ветке 12 остановок?

6. Дело было зимой?

Дискуссия

Ведущий. Профессия, о которой сегодня пойдет речь, наверняка многим из вас известна – она называется «журналист». Попробуйте сначала описать ее самостоятельно. (Устные ответы учащихся ведущий обобщает в виде краткого описания.) Журналисты занимаются поиском наиболее интересных и важных событий, происходящих в мире, для того чтобы рассказать о них устно или письменно в средствах массовой информации – в газетах, журналах, на телевидении или радио.

Какие учебные предметы необходимо знать будущему журналисту? Зачем ему нужны математика, русский и иностранный языки, история, география, природоведение?

Какими способностями должен обладать журналист? (Сначала ответы дают учащиеся.)

Какую способность вы проверяли во время разминки? Зачем журналисту нужна хорошая слуховая память? (Журналист, общаясь с разными людьми, должен не только записывать, но и запоминать многое из того, что они говорят.)

Итогом работы журналиста является статья или очерк – короткое литературное произведение. Следовательно, в определенной степени он должен обладать способностями писателя. Вспомните, какие основные способности необходимы писателю?

Работа в тетрадях

Ведущий. Чем богаче будет словарный запас журналиста, тем интереснее получится у него статья. Проверить словарный запас вам помогут следующие задания:

1. Запишите слова, имеющие одинаковое количество букв (4), причем во всех словах вторая буква – л (– л – –).

2. Запишите в скобках слово, которое бы означало то же, что и слова за скобками:

часть ноги (... ) изгиб трубы

заплетенные волосы (...) орудие труда

источник (...) инструмент для открывания замка

светило (...) упражнение в гимнастике

3. Составьте слова по данным моделям.

В – – – –
– В – – –
– – В – –
– – – В –
– – – – В
– – – В –
– – В – –
– В – – –
В – – – –

А – – – –
– А – – –
– – А – –
– – – А –
– – – – А
– – – А –
– – А – –
– А – – –
ВА – – – –

Игра

Класс разбивается на две команды. Ведущий начинает с предложения, состоящего из подлежащего и сказуемого, например: «Мальчик рисовал». Далее команды поочередно дополняют предложение («Мальчик рисовал пиратов. Мальчик увлеченно рисовал пиратов. Мальчик увлеченно рисовал морских пиратов....»).

Команда, которая последней назовет дополненное предложение, станет победительницей.

Ведущий. При написании статей для журналиста важно умение лаконично излагать свои мысли, то есть кратко рассказать о многом. Один из способов, помогающих добиться этой цели, – использование образных выражений, а именно – метафор, пословиц, поговорок.

Следующие задания помогут проверить понимание вами образных выражений.

Работа с подсобным материалом

Каждая пословица или поговорка разбивается на две части, которые записываются на разных карточках. Все карточки перемешиваются. Учащиеся должны подобрать к началу пословицы или поговорки ее окончание (рис. 13).

Найди пару

семеро с ложкой
за семью
семи пядей
семимильными
седьмая вода
до седьмого
на седьмом
семь чудес
у семи нянек
семь бед –
семеро
семь раз отмерь
за семью
лук от семи

пота
дитя без глаза
морями
один с плошкой
один раз отрежь
шагами
во лбу
на киселе
небе
света
печатями
один ответ
недуг
одного не ждут

Знание текста пословицы или метафоры еще не означает понимания их переносного смысла. Следующее задание состоит в том, чтобы к каждой пословице из нескольких фраз выбрать соответствующую по смыслу.

Куй железо, пока горячо:

а) кузнец кует горячее железо;
б) если есть благоприятные возможности для дела, надо их сразу использовать;
в) кузнец, который работает не торопясь, часто успевает больше, чем тот, который торопится.

Поспешишь – людей насмешишь:

а) клоун смешит людей;
б) чтобы сделать работу лучше, надо о ней хорошо подумать;
в) торопливость может привести к нелепым результатам.

Сделал дело – гуляй смело:

а) если выполнил работу хорошо, можешь отдохнуть;
б) мальчик вышел на прогулку.

Не в свои сани не садись:

а) если не знаешь дела, не берись за него;
б) зимой ездят на санях, а летом – на телеге;
в) езди только на своих санях.

Не все то золото, что блестит:

а) медный браслет блестел, как золотой;
б) не всегда внешний блеск сочетается с хорошим качеством;
в) не всегда то, что кажется нам хорошим, действительно хорошо.

Семь раз отмерь, один раз отрежь:

а) если сам отрезал неправильно, то не следует винить ножницы;
б) прежде чем сделать, надо хорошо подумать;
в) продавец отмерил семь метров ткани и отрезал.

Необходимо придумать короткую историю, в которой бы использовалось какое-нибудь образное выражение. (Желающие могут зачитать свою историю для коллективного обсуждения.)

Обсуждение результатов

Как называются способности, которые проверялись на данном занятии?

Какие задания было легко выполнять?

Какие задания вызывали трудности и почему?

Домашнее задание

Узнать подробнее о профессии журналиста из других источников информации (родители, знакомые, книги, журналы, теле- и радиопередачи).

Занятие 16

Разминка «Быстрота реакции»

Ведущий быстро зачитывает следующие слова: смола, бок, крыша, поле, узор, лист, усы, молния, клад, иней, сцена, герой, удар, перо, юнга, вьюга, очки, куртка, одеяло, пень, ослик, ангел, лыжи, Айболит.

Учащиеся должны, слушая, записывать вторую букву каждого слова. Если удастся все сделать без ошибок, то из этих букв получится строка стихотворения А.С. Пушкина.

Ведущий. Какую способность мы тренировали во время разминки? Зачем журналисту нужна быстрота реакции? (Обсуждение.) Чтобы интересно рассказать о каком-либо событии, журналисту приходится принимать в нем живое участие. А поскольку события могут складываться непредсказуемым образом, ему необходимо уметь быстро ориентироваться в том, что происходит, принимать верное решение, от которого иногда может даже зависеть его жизнь.

Дискуссия

Предоставить возможность учащимся рассказать, что нового они узнали о профессии журналиста.

Ведущий. Кто из вас общался с журналистами? Легко ли было отвечать на их вопросы? Кто из вас сам пытался писать статьи для какой-нибудь газеты? Легко ли было уговорить других дать вам интервью?

Журналисту часто приходится общаться с незнакомыми людьми. Поэтому он должен уметь находить с ними общий язык. Для этого прежде всего необходимо научиться внимательно слушать того, с кем разговариваешь, понимать настроение собеседника по выражению лица и интонации, с которой он произносит ту или иную фразу.

Работа с подсобным материалом

На рисунке представлены схемы, изображающие человеческие эмоции. Необходимо ответить, какие чувства выражает каждое из изображений и какое выражение лица характерно для людей добрых, веселых, общительных, ворчливых, злых, грубых и т.п.

Игра

Ведущий. Представьте, что вам нужно взять интервью у сказочного персонажа, например дракона. Причем дракон имеет семь голов, и к тому же каждая голова находится в разном настроении.

Вызываются семь ребят, каждый из которых должен с помощью фразы (например: «Что тебе нужно, незнакомец?») выразить настроение головы, которую он изображает. Задача остальных – определить по интонации, с которой произнесена эта фраза, за какую голову дракона отвечает каждый из ребят. Для уточнения настроения «головам» могут быть заданы дополнительные вопросы.

Работа в тетрадях

Ведущий. Часто бывает так, что одно и то же событие разные журналисты описывают по-разному. Мы доверяем тому из них, кто пытается это делать наиболее убедительно. То есть для журналиста важно умение анализировать события, о которых ему приходится рассказывать, оценивать их с двух позиций: с хорошей и с плохой – и отстаивать одну из этих позиций. Представьте, например, что у людей выросли крылья. Какие у них тогда появятся преимущества и какие неудобства? (Обсуждение.) Постарайтесь описать одно из следующих неприятных событий, найдя в нем что-то хорошее:

  • Твой костюм облили супом.

  • Учитель поставил тебе двойку.

  • Твоих родителей вызывают к директору.

  • В воскресенье испортилась погода, и придется целый день просидеть дома.

  • Родители запретили тебе смотреть телевизор /играть в компьютерные игры.

  • Ты поссорился со своим лучшим другом.

Желающие могут зачитать свои сочинения для коллективного обсуждения.

Обсуждение результатов

  • Какими способностями должен обладать журналист?

  • Какие задания было легко выполнять?

  • Какие задания вызвали у тебя трудности и почему?

Продолжение следует