Урок-игра
2-й класс
Цели. Обобщить знания о профессиях;
воспитывать уважительное отношение к людям
разных профессий; показать важность труда.
Оборудование. Учебник
Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир. 2 класс»;
макет книги с изображениями людей разных
профессий и опорными словами; компьютер с
мультимедиапроектором; виды города Старый Оскол;
карточки разного цвета «Узнай профессию»;
конверт с рассыпавшимися буквами; бумажные
звездочки; тесты; предметы труда представителей
разных профессий.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель. Здравствуйте, врачи и
учителя, токари и поэты, спортсмены и космонавты,
артисты и мореплаватели, строители и защитники
Отечества! Не удивляйтесь, что я вас так называю.
Пройдут школьные годы, и именно вы станете за
штурвал корабля, построите уютные дома, сошьете
красивую и удобную одежду, испечете самый
вкусный в мире торт или откроете новые звезды. Но
чтобы кем-то стать в жизни, вам надо прежде
вырасти и выучиться.
II. Сообщение темы урока
У. Отгадайте загадки:
Учу ребятишек читать и писать,
Природу любить, пожилых уважать.
Кто это, ребята?
Дети. Учитель.
У. Правильно. Речь идет о моих
коллегах.
На доске открывается 1-я страница книги
с изображением учителя. На 2-й странице –
слова: музыка, русский язык, история.
– Посмотрите, как разнообразна моя
профессия. Какие еще предметы ведут учителя в
школе?
Д. Математику, физкультуру,
рисование, физику...
У. У меня есть друзья. Угадайте,
кто они?
Он в дни болезней всех полезней
И лечит нас от всех болезней.
Д. Врач.
Открываются страницы книги с
изображением врача и словами: педиатр
(детский врач), стоматолог (зубной врач), окулист
(глазной врач).
У. Кладет кирпич за кирпичом,
Растет этаж за этажом.
И с каждым часом, с каждым днем
Все выше, выше новый дом.
Д. Строитель.
В книге – изображение строителя и
слова: каменщик, маляр, штукатур.
У. Ребята, вы догадались, о ком и о
чем пойдет речь сегодня на уроке?
Д. О людях разных профессий.
У. Прочитайте тему нашего урока.
На экране высвечивается тема: «Все
профессии нужны, все профессии важны».
– А вы согласны с этим высказыванием?
Ученик 1. Нет, есть самая важная
профессия – врач.
Ученик 2. Нет, учитель важнее!
Ученик 3. А я не согласен.
У. Почему?
Ученик 3. Нам необходимы и врач,
и учитель, и повар, и многие другие специалисты.
У. Давайте попробуем сегодня на
уроке проверить истинность этого высказывания.
III. Работа по теме урока
У. Каждой профессии присущи свои
предметы труда, важные и необходимые. По
предметам можно догадаться, о какой профессии
идет речь. Этим мы с вами сейчас и займемся.
Игра «Узнай профессию»
У каждого из вас на столе лежит
карточка-схема определенного цвета, где
зашифровано название профессии. А теперь
переверните карточки. По опорным словам
отгадайте профессию, впишите ее в центр и
поднимайте карточку.
Карточка 1
небо, самолет, штурвал, аэропорт, трап
(Летчик, пилот)
Карточка 2
расческа, ножницы, зеркало, лак для
волос, фен (Парикмахер)
Карточка 3
тетради, школа, доска, мел, журнал
(Учитель)
Карточка 4
груз, колесо, дорога, руль, машина
(Шофер, водитель)
Карточка 5
участок земли, машины, скот, урожай,
ферма
(Фермер)
Дети работают самостоятельно.
– Проверяем: вы называете сначала
опорные слова, а затем профессию. Если все
согласны с ответом, хлопните в ладоши.
А теперь проверим правильность написания
профессий.
На экране высвечиваются слова: летчик,
пилот, парикмахер, учитель, шофер, водитель,
фермер.
– Как вы думаете, чем важны эти
профессии?
Дети отвечают.
– Мы можем сделать вывод: все
профессии нужны, все профессии важны.
Игра «Моя профессия – самая важная»
– А сейчас предлагаю выбрать
необходимые предметы труда для представителей
разных профессий. Сейчас я буду читать
стихотворение Дж. Родарри «Чем пахнут
ремесла» и выберу трех человек, по одному с
каждого ряда.
Учитель читает стихотворение, как
считалку.
1-й ряд. У каждого дела
Запах особый.
В булочной пахнет
Тестом и сдобой.
2-й ряд. Пахнет кондитер
Орехом мускатным,
Доктор в халате –
Лекарством приятным.
3-й ряд. Рыбой и морем
Пахнет рыбак.
Только безделье
Не пахнет никак.
Выбранные дети выходят к столу и
выступают в роли повара, милиционера, врача.
– Перед вами на столе лежат
предметы, относящиеся к разным профессиям.
Выберите вещи, необходимые для вас. А мы
проследим, правильно ли ребята выбирают себе
предметы.
Дети выбирают предметы.
– Назовите сначала профессию, а потом
предметы труда, которые вы выбрали.
Дети отвечают.
У. А теперь докажите
одноклассникам, что именно ваша профессия самая
важная. А вы, ребята, слушайте внимательно и
дополняйте ответ.
Дети приводят по 2–3 доказательства.
Ученик-врач. Профессия врача – самая
важная, так как эти люди лечат нас, делают
прививки от болезней, следят за нашим здоровьем.
Ученик-милиционер. Профессия
милиционера – самая важная, так как эти люди
охраняют наши жизни, ловят бандитов, следят за
порядком на дороге.
Ученик-повар. Профессия повара –
самая важная, так как эти люди готовят нам еду,
пекут пироги.
У. Спасибо, ваши ответы очень
убедительны. Ребята, встречали ли вы
представителей этих профессий в нашем городе?
Где?
Д. Да, у моей мамы профессия –
повар.
– А мой папа – милиционер.
– В больнице работают врачи.
IV. Физкультминутка
У. А сейчас – минутка отдыха.
Встаньте, выйдите из-за парт.
Учитель читает слова и показывает
движения. Дети повторяют:
Трактор водит – ... (тракторист),
Электричку – ... (машинист),
Стены выкрасил – ... (маляр),
Доску выстрогал – ... (столяр),
В доме свет провел – ... (монтер),
В шахте трудится – ... (шахтер),
В жаркой кузнеце – ... (кузнец).
Кто всё знает – молодец!
V. Работа по теме урока (продолжение)
У. Отгадайте загадку:
Умный он, и даже слишком.
Управляю я им мышкой.
С ним не буду я скучать –
Можно в игры поиграть.
Что это, ребята?
Д. Компьютер.
На экране дети читают отгадку.
У. А для чего нам в жизни необходим
компьютер?
Д. Для игры, для того чтобы быстро
напечатать текст, для рисования, просмотра
мультфильмов, прослушивания музыкальных
произведений.
У. Велико значение компьютера.
Дополним наши знания сведениями из учебника.
Откроем его на с. 67. Средний ряд читает 2-й и 3-й
абзацы по цепочке, а все остальные внимательно
следят.
Дети читают.
– Кто знает, как называется
профессия человека, пишущего программы, по
которым работает компьютер?
Д. Программист.
У. Да, эта профессия в последнее
время стала очень важной и престижной. В нашем
постоянно развивающемся городе, где много
различных предприятий, эта профессия просто
необходима.
О других важных для города профессиях мы узнаем,
поработав в парах.
Игра «Собери название профессии»
– Возьмите конверт, аккуратно
выложите содержимое на середину стола. Соберите
название профессии из рассыпавшихся букв. У
каждой пары получится свое название профессии.
Учитель вывешивает иллюстрации с
изображениями сталевара, сварщика, милиционера,
машиниста, металлурга.
– Обратите внимание на иллюстрации –
может быть, они вам помогут.
Дети работают в парах.
– Итак, что же у вас получилось?
Д. Сталевар, сварщик, милиционер,
машинист, металлург.
У. Назовем профессию по
иллюстрации. Проверим себя и поможем тем, кому
трудно. Это важные профессии, часто
встречающиеся в нашем городе. Люди этих
профессий способствуют развитию и процветанию
нашего края.
А сейчас проверим себя. У вас на столе листок с
тестом. Возьмите его и соедините стрелочкой
название профессии и место работы человека.
Завод
Детский сад
Столовая
Автобус
Магазин |
Шофер
Рабочий
Воспитатель
Продавец
Повар |
|
По ходу работы учитель
проверяет тесты у 5–6 учеников.
– Внимание – на экран! Сверьте свои
ответы. Если у вас есть ошибки, то исправьте их.
Дома попробуйте составить свой тест,
подобный данному.
VI. Итог урока
У. Да, ребята, много на свете
разных профессий, каждая необходима и важна. В
будущем я желаю вам выбрать себе профессию по
душе. Когда в небе падает звезда, люди загадывают
желание и верят в то, что оно исполнится. У нас в
классе есть звезды. Они лежат у вас на партах. Кем
вы мечтаете стать в будущем? Напишите название
этой профессии на ваших звездочках: с одной
стороны – будущую профессию, с другой – фамилию.
Это ваша мечта. Мы сохраним звезды до 11-го класса.
Наверное, вам будет очень интересно узнать,
исполнится ли ваше желание.
Дети пишут на звездочках.
– А сейчас вы прикрепите свои
звездочки возле фотографии с видом нашего
города. Вы прикрепили здесь звездочки потому, что
именно вы – наше будущее, надежда и опора города
Старый Оскол.
Много здесь профессий разных,
Выбрать что – не знаешь сразу.
В жизни много пригодится –
Стоит только научиться!
Евгения ПРОКОПЕНКО,
учитель школы № 40,
Ирина КОРЧАГИНА,
методист, г. Старый Оскол, Белгородская обл.
Окружающий мир
2 класс
Тема. «Все профессии важны».
Цели. Расширять знания и
представления детей о различных профессиях, их
пользе; формировать умение связно и
последовательно составлять рассказ по плану.
Оборудование. Учебник «Окружающий
мир» (2-й класс) (авт. Н.Ф. Виноградова); рабочая
тетрадь № 1 «Учимся думать и фантазировать»
(2-й класс) (авт. Н.Ф. Виноградова); иллюстрации с
изображениями людей разных профессий; карточки
для индивидуальной работы учащихся с планом
рассказа о профессии и словами; «Толковый
словарик русского языка» Н.М. Неусыповой (под
ред. Т.Г. Рамзаевой. – М.: Просвещение, 1989).
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Вводная беседа
На доске – часть поговорки:
Учитель. Прочитайте часть
поговорки, записанной на доске. Какое слово
необходимо вставить, чтобы поговорка приобрела
смысл?
Дети. Труд.
Учитель открывает обе части поговорки
на доске:
У. Давайте вспомним: что
еще дает людям труд? Сформулировать свои ответы
вы сможете с помощью схемы. Рассмотрите ее и
ответьте на центральный вопрос.
На доске:
Ученик 1. Труд дает
человеку все необходимое для жизни: жилище,
одежду, пищу, предметы быта.
У. К иллюстрации, соответствующей
вашему ответу, направьте стрелку. Какая часть
схемы иллюстрирует этот ответ?
Ученик прикрепляет стрелку к
иллюстрации под номером 1.
Ученик 2. Трудом создаются книги,
произведения литературы, искусства, архитектуры.
Прикрепляется стрелка к иллюстрации
под номером 2.
Ученик 3. В процессе труда люди
общаются друг с другом, становятся более
образованными.
Прикрепляется стрелка к иллюстрации
под номером 3.
Ученик 4. В результате труда
создаются ценности: заводы, фабрики, здания,
машины, станки.
Прикрепляется стрелка к иллюстрации
под номером 4.
Ученик 5. Труд позволяет людям
сохранить и увеличить богатства природы, вывести
новые сорта растений и новые породы животных,
уберечь их от вымирания.
Прикрепляется стрелка к иллюстрации
под номером 5.
У. Что можно сказать о необходимости
труда?
Д. Человек должен трудиться, чтобы
его жизнь была благополучной и обеспеченной.
У. Сейчас ребята инсценируют
стихотворение Сергея Михалкова «А что у вас?».
Послушайте его внимательно и определите главную
мысль этого стихотворения.
Дети инсценируют стихотворение.
– Какова главная мысль
стихотворения?
Дети повторяют последние две строки из
стихотворения.
Учитель раскрывает доску с записью
темы урока:
Все профессии нужны,
Все профессии важны. |
– Это и есть тема нашего
урока.
III. Знакомство с новым материалом
Учитель постепенно открывает на доске
план рассказа о профессии.
На доске:
– Что же такое профессия?
Обратимся к толковому словарю. Давайте
предоставим слово тому, кто сегодня работает со
словарем.
Ученик 6. Профессия – это основное
занятие человека, его трудовая деятельность.
У. Труд формирует самого человека.
Каждый человек трудится на своем месте: вы – в
школе, ваши родители – на производстве.
Вы приготовили рассказ о том, где и как
работают ваши родители. Кто хочет начать первым?
Выслушиваются рассказы детей.
– Конечно же, всех на уроке мы
выслушать не сможем. Познакомиться же с
профессиями родителей остальных своих
одноклассников вы сможете на переменах.
А чем ценен ваш труд?
Д. Мы получаем прочные знания,
чтобы быть в жизни успешными.
У. Сейчас я проверю ваше внимание.
Любой рассказ начинается с названия.
Учитель вывешивает на доску карточку с
первым пунктом плана.
На доске:
– Вспомните названия тех
профессий, о которых шла речь в стихотворении «А
что у вас?».
Д. Пилот, летчик, милиционер,
инженер, повар, летчик, вагоновожатый, портниха,
доктор, учительница.
У. На карточке я написала только
четыре профессии. Прочитайте и скажите, какая на
ваш взгляд, профессия здесь лишняя. Ответ
обоснуйте.
На доске:
доктор
инженер |
учительница
портной |
|
Д. Доктор, так как только он
лечит людей.
– Инженер чертит, проектирует.
– Учительница, так как только она учит
детей.
У. Есть еще один вариант ответа: портной –
лишнее слово. Догадайтесь – почему?
Д. Портной шьет одежду, у него
работают руки. А доктор, учительница, инженер
думают, рассуждают, то есть работают головой.
У. Говоря о профессии, можно
сказать какой труд – физический или
умственный – является основным в этой профессии.
В первых трех профессиях основным является
умственный труд, а в профессии портного
основной труд – физический.
Так что же можно еще рассказать о
профессии?
Д. Какой труд используется в
профессии.
У. Это и будет второй пункт плана.
Учитель вывешивает на доску карточку.
На доске:
2. Какой труд используется в
профессии? |
IV. Самостоятельная работа
У. Сейчас вы будете работать в
парах. На столах у вас лежат карточки с
названиями профессий. Сгруппируйте их так, чтобы
в первую группу вошли профессии, связанные с
умственным трудом, а во вторую – профессии
физического труда. У доски будут работать дети,
сидящие на первой парте среднего ряда.
токарь, писатель, строитель,
бухгалтер, учитель, экскурсовод, фермер, актер,
библиотекарь, водитель, портной, сапожник,
спасатель, врач |
– Проверим вашу работу.
Отвечают дети, работающие у доски.
Д. К физическому труду мы отнесли
профессии токаря, строителя, фермера, водителя,
портного, сапожника, спасателя.
У. Есть замечания? Продолжим.
Д. К умственному труду мы отнесли
профессии писателя, бухгалтера, учителя,
экскурсовода, актера, библиотекаря, врача.
У. Другие ответы есть? Переходим к
работе с тетрадью на печатной основе. Найдите
задание 50. Прочитайте его. Кому понятно
задание, выполните его. Если нуждаетесь в помощи
– поднимите руку.
Дети выполняют задание в тетрадях.
– Давайте проверим. В чем заключался
смысл задания?
Д. Надо было соединить профессию и
место работы.
У. При проверке мы будем
пользоваться пунктами нашего плана, которые уже
есть на доске. Начинать будем с названия
профессии.
Выслушиваются ответы детей.
– Что еще можно включить в план
описания профессии?
Д. Рабочее место.
Учитель вывешивает карточку.
На доске:
У. Давайте продолжим
разговор о профессиях, используя материал
учебника. Работать вы будете в парах. Ребята,
работающие по первому варианту, изучат материал
о профессии фермера на с. 64. Ребята, работающие
по второму варианту, познакомятся с профессией
экономиста на с. 65. Затем вы расскажете о ней по
составленному плану своему соседу.
Дети работают в парах.
– Кто хочет отчитаться о своей
работе?
Дети отвечают.
– Какая информация есть в текстах, но
не отражена в нашем плане?
Д. Чем занимаются люди этих
профессий.
У. Правильно. Значит, включим в наш
план еще один пункт.
Учитель вывешивает карточку на доску.
На доске:
4. В чем заключается
деятельность человека? |
– Найдите в тексте рассказ об
этом и прочитайте.
Дети работают с текстами из учебника.
V. Знакомство с новым материалом
У. Сейчас я хочу загадать вам
загадки.
Названия профессий по ходу работы
вывешиваются на доске.
Из просеянной муки
Он печет нам пироги,
Булки, плюшки, сайки.
Кто он? Угадай-ка!
(Пекарь.)
Мы работаем бригадой,
Нам везут песок, бетон.
Дружно потрудиться надо,
Чтоб построить новый дом.
(Строители.)
Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской.
У него в руках ведро,
Сам расписан он пестро.
(Маляр.)
За мольбертом с кистью я.
Краски – вот мои друзья.
Я один и не один –
В окружении картин.
(Художник.)
На листочке, на страничке –
То ли точки, то ли птички:
Все сидят на лесенке
И щебечут песенки.
(Музыкант.)
– Подумайте, на какие две группы
можно разделить эти профессии? Ответы обоснуйте.
(Дети отвечают.) Разделите эти профессии по
ценностям, создаваемым людьми этой профессии.
На доске:
Дети отвечают.
– Каким будет следующий пункт плана?
Вывешивается карточка.
На доске:
5. Какие ценности создает
человек своим трудом? |
– Что нужно для того,
чтобы стать мастером своей профессии?
Д. Нужны знания.
У. Знания каких наук нужны во
всех профессиях? Уточните.
Дети отвечают.
– На моем столе лежат вещи, которыми
пользуются люди разных профессий. Посмотрите на
них. Угадайте название профессии и попробуйте
определить, знания каких наук необходимы людям
этих профессий.
На столе учителя лежат атрибуты
профессий врача – шприц, лекарство, пипетка,
тонометр, термометр – и портного – катушки с
нитками, портновские иголки, мелок и метр, ткань.
Д. Эти вещи нужны врачу и портному.
– Врач должен знать строение
организма человека, химический состав лекарств,
математику, чтобы рассчитать дозировку лекарств.
– Портной должен знать математику,
черчение.
У. Прочитайте следующий пункт плана.
Учитель вывешивает карточку на доску.
На доске:
6. Знания, используемые в
профессии |
– Можно быть прекрасным,
знающим врачом, водителем, грузчиком. Но человек
в любой профессии должен обладать необходимыми
качествами, чтобы своим трудом приносить
радость. Выберите из списка черты характера,
которыми, как вы считаете, должен обладать
человек.
На доске:
добрый, добросовестный,
эгоистичный, ответственный, злой, внимательный,
терпеливый, сознательный |
Дети отвечают.
– Что вы не выбрали, почему?
Д. Не выбрали слова эгоистичный,
злой – они обозначают отрицательные
качества человека.
VI. Закрепление полученных знаний
У. Вы любите мечтать? Давайте
помечтаем о ваших будущих профессиях.
Подумайте, кем бы хотели стать вы? Расскажите о
своей профессии по плану, составленному на доске.
Кто желает рассказать?
Выслушиваются ответы детей.
VII. Итог урока
У. Наш урок подходит к концу. Вы
еще маленькие, но, трудясь в школе, делаете первый
серьезный шаг навстречу своей будущей профессии.
Что необходимо делать сейчас, чтобы ваши
мечты сбылись?
Д. Учиться хорошо.
У. Как можно назвать сегодня вашу
профессию?
Д. Ученик.
У. Оцените свою работу на уроке.
Дети показывают значки: оранжевый –
«работал очень хорошо»; зеленый – «работал
хорошо»; синий – «могу работать лучше».
VIII. Домашнее задание
У. Дома каждый из вас еще раз
подумает о выборе профессии, нарисует, кем бы
хотел быть, приготовит рассказ по плану и
подберет пословицы, поговорки, загадки,
связанные с профессиями.
А я оцениваю вашу работу следующим
образом.
Учитель ставит отметки за работу на
уроке.
Светлана КЕНАШ,
учитель школы № 49,
г. Белгород
|