Ольга Викторовна
ПРОНИНА,
заслуженный учитель Российской Федерации
Тамара Вивиановна ИГНАТЬЕВА,
заслуженный учитель Российской Федерации
Контрольные и проверочные работы для
1—4-х классов
Русский язык
Предлагаемые контрольные работы по
русскому языку (диктанты, проверочное
списывание, грамматические задания, работа над
предложением и текстом) позволят учителю узнать,
насколько прочно, осознанно усвоен учащимися
материал по пройденным темам за II четверть.
1-й класс
Цель работы: проверить умения
слышать звуки, различать их, записывать слоги и
слова; делить слово на слоги, находить ударный
слог, выделять ударную гласную, правильно
оформлять предложение на письме, т.е. начинать
писать предложение с заглавной буквы, в конце
предложения ставить точку, вопросительный знак,
восклицательный знак; выделять графически
изученные орфограммы, правописание сочетаний
шипящих согласных с гласными: жи, ши, ча,
ща, чу, щу; правописание слов с ь в
середине и на конце слова – показателем
мягкости.
ДИКТАНТ
Вариант А
1. Запишите слоги и слова под
диктовку.
на па ло ма си зы ле те дю ту
Подчеркните буквы, которые обозначают
мягкие согласные звуки.
вел, юла, май, парк, лист
Подчеркните слова, в которых все
согласные читаются твердо.
2. Запишите предложения.
Лиса живет в лесу.
У лисы маленькие лисята.
Выделенные слова разделите на слоги.
Выпишите из данных слов двусложные слова.
Наташа, Лида, Рая, Володя, Игорь, Петр
Вариант Б
1. Запишите слоги и слова под диктовку.
ма ло ря де ту бе пе клю тре пли
Подчеркните буквы, которые обозначают
мягкость согласных звуков.
боль, мальки, лайка, время, кружит,
плот
Подчеркните слова, в которых все
согласные читаются твердо.
2. Запишите предложения.
Зимой на окнах узоры.
В саду большая горка.
Дети катались на санках.
Выпишите выделенные слова и разделите
их на слоги.
3. Запишите под диктовку только
трехсложные слова.
Лидия, Ольга, Наталья, Ирина, Илья
В записанных словах поставьте ударение.
Вариант В
1. Запишите слоги и слова под
диктовку.
тре жи час кос дру вью щик чий
Подчеркните буквы, которые обозначают
твердые согласные звуки.
вьюги, метели, живут, строка, жало,
часики, цапля
Подчеркните слова, в которых все
согласные читаются твердо.
2. Спишите предложения.
Всю ночь выла вьюга.
К утру она стихла. Кругом лежит
глубокий снег.
Выпишите выделенные слова и разделите
их на слоги.
3. Запишите под диктовку только
трехсложные слова.
Москва, Родина, бабушка, театр,
русские, землянка
В записанных словах поставьте ударение,
подчеркните ударный слог.
Запишите предложение. Вставьте пропущенное
слово.
На ели растут ... .
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Вариант А
Прочитайте внимательно текст. Голосом
выделяйте каждое предложение.
Спишите текст.
Запишите название сказки. Вспомнить его вам
поможет выделенное слово в тексте.
С * е * * * * чк *
Вот растет у стариков дочка. Сама
беленькая, точно снег. Коса у нее русая
до пояса. Только румянца на щечках нет.
Вариант Б
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом.
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет...
Вариант В
Сестрица ________ и братец ________
Зовет Аленушка братца Иванушку, а
бежит за ней козленочек. Залилась девочка
слезами.
Ехал мимо купец.
– О чем, красная девица, плачешь?
Рассказала ему Аленушка про свою беду ... .
Купец говорит:
– Поди за меня замуж ...
РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ И ТЕКСТОМ
Вариант А
Прочитайте слова каждой строчки.
Из каждой группы слов составьте предложение.
медведь, спит, в, теплой, зимой,
берлоге
шаль, теплую, закуталась, в, снежную, береза
комья, срывала, с, крыши, метель, снега
Вариант Б
Прочитайте предложения.
Запишите эти предложения в нужном порядке так,
чтобы получился связный текст.
Снежинка
Маленькая снежинка упала Тане на
шапку.
Пришли морозы.
Снежинка сидела на шапке и часто моргала
глазками.
Наступила зима.
Замели метели.
Вариант В
Постарайтесь данные словосочетания
вставить в стихотворение С. Есенина. Прочитайте
стихотворение и запишите его.
* Белый путь. * Потонуть.
* Ни пройти. * На пути,
Заметает пурга
*
Хочет в белых снегах
*
Ветер резвый уснул
*
Ни проехать в лесу,
*
2-й класс
Цель работы – проверить
формирование навыка правописания по изученным
темам:
«Мягкий знак в конце и в середине
слова»;
«Сочетания жи, ши, ча, ща,
чу, щу»;
«Звонкие и глухие согласные,
обозначение их буквами»;
«Обозначение гласных звуков в ударных
и безударных слогах».
ДИКТАНТ
Зима
Ударил сильный мороз. В лесу холодно.
Трещат сучья и стволы деревьев. Ветер
тихо кружит снег. Он скрипит под ногами.
Птицы прячутся в дуплах и гнездах. В
лесу стоит тишина.
Грамматическое задание
1. В выделенных словах подчеркните
буквы, обозначающие мягкий согласный звук.
2. Запишите предложение.
На снегу видны следы зверей.
В каждом слове поставьте ударение.
Какая орфограмма встретилась вам почти в каждом
слове данного предложения? Выделите ее
графически.
На следующей строке запишите слова, с помощью
которых вы сможете проверить данную орфограмму.
3. Прочитайте еще раз текст «Зима» и
подумайте, после какого предложения можно было
бы вставить предложение «На снегу видны следы
зверей». В нужном месте поставь вот такую
галочку ().
На реке
Зимой на нашей реке лежит крепкий
лед. Часто приходят сюда рыбаки в теплых
меховых шапках и валенках. Они буравят
прорубь под мостом.
В наших местах ловят рыбку большую и
маленькую. Можно поймать щуку и леща.
Грамматическое задание
1. В выделенных словах подчеркните
буквы, обозначающие глухой согласный звук.
2. В первом предложении подчеркните
все знакомые орфограммы. Слова с безударной
гласной в корне запишите с проверочными словами.
Примечание. Подчеркнутые буквы
следует продиктовать детям четко и ясно.
Про зайца
Закружились в воздухе первые
снежинки. Они тихо ложились на лесную
полянку. Маленький зайчишка в теплой шубке сидел
на пеньке. Лапкой он ловил крупный пушистый снег.
Лиса за деревьями искала добычу. Враг
близко! Беги, заяц!
Грамматическое задание
В выделенных словах подчеркните буквы,
которые обозначают два звука.
Выпишите из текста пять слов с орфограммой
«безударная гласная, стоящая в корне слова» и
подберите к ним проверочные слова.
На одной строке запишите слова с буквой ь –
показателем мягкости.
На второй строке выпишите слова с разделительным
мягким знаком.
Грамматические задания по выбору
учителя
Выпишите слово, в котором звуков больше,
чем букв. (Предложение по выбору учителя.)
Выпишите слово, в котором букв больше, чем звуков.
(Предложение по выбору учителя.)
В третьем предложении подчеркните буквы,
обозначающие звонкие согласные звуки.
В четвертом предложении подчеркните буквы,
обозначающие глухие согласные звуки.
Отметьте галочкой буквы, обозначающие всегда
твердые согласные звуки.
Отметьте галочкой буквы, обозначающие всегда
мягкие согласные звуки.
Выпишите из текста три слова с орфограммой
«безударная гласная в корне слова, проверяемая
ударением».
Выпишите из текста три слова с орфограммой
«звонкая и глухая согласная на конце и в середине
слова».
Подчеркните слова с разделительным мягким
знаком.
Подчеркните слова с буквой ь –
показателем мягкости.
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Цель работы – проверить
формирование умения списывать текст и проверять
написанное.
Спишите текст.
Сказка про храброго зайца
Родился зайчик в лесу и всего
боялся. Треснет сучок, вспорхнет птица,
упадет с дерева ком снега – у зайчика душа в
пятки.
Боялся зайчик день, боялся два, боялся неделю,
а потом вырос он большой. Надоело ему бояться!
– Никого я не боюсь! – закричал он на весь лес.
(По Д.Н. Мамину-Сибиряку)
Проверьте написанное. Поставьте
ударение в каждом слове.
Примечание. Следует напомнить детям,
что в стихотворениях каждая строка начинается с
заглавной буквы.
Первый снег
Утром кот
Принес на лапах
Первый снег!
Он имеет
Вкус и запах.
Первый снег!
Он кружится,
Легкий, новый,
У ребят над головой.
Он успел
Платок пуховый
Расстелить на мостовой.
Он белеет
Вдоль заборов,
Прикорнув на фонаре.
Значит, скоро, очень скоро
Полетят салазки с горок,
Значит, можно будет снова
Строить крепость во дворе!
(По Я. Акиму)
РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ И ТЕКСТОМ
Вариант А
Прочитайте предложения. Составьте из
них связный текст.
Озаглавьте текст.
___________________
Вот играли дети около сарая и
услышали, что кто-то мяучит.
Вдруг кошка пропала.
У Васи и Кати была кошка.
Это была кошка, а у нее чудесные котята.
Дети искали кошку, но не могли найти.
Грамматическое задание
Подчеркните все двусложные слова.
Найдите в тексте два слова на орфограмму
«проверяемая безударная гласная в корне слова».
Одно слово должно быть проверочным для другого.
Вариант Б
Прочитайте предложения.
Составьте из них связный текст.
Озаглавьте текст.
______________
И там были стена и башни с зубчиками.
Мама сказала, что это самые главные часы в России.
Стрелки и цифры на них были золотые.
Мы с мамой пришли на Красную площадь.
На одной башне были чудесные часы.
И часы вдруг зазвонили: бом, бом!
Грамматическое задание
Подчеркните все трехсложные слова.
Найдите в тексте слова на орфограмму
«правописание шипящих с гласными буквами».
Запишите их.
3-й класс
Цель работы – проверить
сформированность умений, связанных с
правописанием звонких и глухих согласных и
безударных гласных в корне слова, слов с буквой ь.
ДИКТАНТ
Лесная сказка
Тропинка была очень крутой и узкой. Мы
зашли в самую гущу леса. Петя первый очутился
возле большой косматой ели. Мы опустились на
мягкую моховую подушку. Легкими пушистыми
лапками ель укрыла нас. Стало темно и тепло.
Наш взгляд упал на солнечный лучик. Рыжий
малыш резвился между старых корней.
Сегодня мы будем сочинять сказку про старичка
Лесовичка.
Глухарь
Мальчик поднял с земли чудную
красивую палку. Скоро он понял, что это не щуплая
палочка, а скользкая змея. Он хотел бросить ее. Но
змея крепко обвила руку мальчугана. Она
раскачивала головой и шипела.
Но тут огромный глухарь слетел с сосны и ударил
змею своим крепким клювом. Вот он подхватил ее с
земли и улетел в вышину.
Мальчик долго не мог отойти от страха.
Зима и Весна
Дует резкий ветер. Сильный мороз
щиплет нос и уши.
Животным трудно пережить это холодное время.
Птицам тоже голодно и холодно. Лесники помогают
животным в лесу. Ребятишки делают кормушки.
Синицы любят сало, воробьи – крошечки хлеба,
снегири – рябинку и крупку.
А на окне весна живет, радуется. Цветут,
распускаются веточки берез, тополя, вишни.
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Вариант А
Прочитайте текст.
Запишите любые два описания времен года.
Круглый год
Летом эта чудесная тропинка
была устлана мягким зеленым мхом. Ноги легко
ступают по этому нежному ковру. Зайдешь в ельник,
а тут крепкий боровик. Грибки разбегаются и
сбегаются в веселый хоровод.
Осенью тропка усыпана желтыми,
красными, багровыми листьями-копейками. Они
шуршат под ногами и собираются в вороха листьев.
Под нашей елью рассыпались рыжие-прерыжие
рыжики. Вся семья в сборе.
Зимой дорожка усыпана хрустящими
снежинками. По бокам пушистые сугробы. Гирлянды
инея висят на ветвях сосен и берез. Красота! А на
тропке след от лыж.
Весной вдоль дорожки расцветают
подснежники и медуница. Иди, не ошибешься. Прямо к
своему месту придешь. Ельник оживает, дышит.
Муравьишки дом из старых хвоинок строят, к лету
готовятся.
Вариант Б
Прочитайте текст «Круглый год».
Запишите два следующих описания времен года.
Вариант В
Внимательно прочитайте текст и запишите
его. Проверьте написанное.
Утро
Самое лучшее в мире – смотреть, как
рождается день!
Вот вспыхнул первый луч солнца. Ночная тьма стала
отступать. Тихонько прячется она в ущелье гор,
трещины камней, в густой листве деревьев, в
кружевах травы.
Морские волны высоко поднимают свои головки и
кланяются солнцу.
Солнце улыбается. Оно ласково гладит все, что
попадается ему под руку. Надо, чтобы всем было
хорошо!
(М. Горький)
РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ И ТЕКСТОМ
Вариант А
Прочитайте предложения. Составьте из
них связный текст. Придумайте заголовок.
Допускается добавление своих слов,
словосочетаний, предложений.
____________________
Пора уже кататься на ледяной горке.
Санки и лыжи готовы в поход.
Школа была в другом селе.
Под окном бегает Жучка.
Мальчишки рано утром спешат на урок.
Легкий дымок вьется из трубы.
Учительница уже в классе.
Она ждет своих друзей.
Там всегда тепло и уютно, топится печка.
Вариант Б
Прочитайте начало рассказа и допишите
свою часть так, чтобы получился связный текст.
Лыжный поход
Наш класс отправился в лыжный поход.
Лес казался близко, а бежали мы на лыжах целый
час. Кругом чарующая красота, что ни в сказке
сказать, ни пером описать.
Я отделился от ребят и поехал налево. Другая
группа – направо. Встретиться мы должны ровно в
середине круга.
...
Вариант В
Допишите недостающие предложения так,
чтобы получился связный текст. Запишите текст
правильно.
Поймал человек в лесу волчишку и в
город принес. Посреди комнаты мешок положил.
Долго не шевелился мешок.
*
В одну сторону посмотрел – черный кот фыркает.
*
Совсем забоялся волчишко. Пес лает.
*
Утром человек ушел, а дверь закрыть забыл.
*
4-й класс
Цель работы – проверить
сформированность навыка правописания падежных
окончаний имен существительных, безударных
гласных в корне слова, парных согласных в
середине и в конце слов; умение различать и
правильно писать приставки и предлоги,
безошибочно списывать текст и проводить
проверку записанного текста.
ДИКТАНТ
В гостях у лесника
Мы вышли из леса. Так от опушки к
опушке мы добрались до домика деда Евсея. У
изгороди стоял сам хозяин. Его пушистая борода
развевалась на ветру. Теплая шапка лихо
сдвинулась на затылок. Тулуп съехал с плеча. Он
был очень рад гостям.
Перед домом деда росла корабельная сосна. Сверху
упала шишка. Мы посмотрели вверх. Там с ветки на
ветку прыгала дымчатая белочка. Дед рассмеялся и
пригласил нас в теплый уютный дом. В доме
топилась печь. Мы радостно толпились у печки и
грели озябшие руки. Хорошо дома!
Последние денечки
Ранним мартовским утром проснулось
солнце. Отдернуло оно легкую кисею облаков и
взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз
свои порядки навели. Около березки свежий снежок
бросили, холмы молочным туманом укрыли. А в
лесочке ледяные сосульки на соснах развесили.
Радостно ребятишки бегут по последнему снежку.
Поглядело светило на эти проказы и стало землю
пригревать. Лед и снег сразу потускнели. По
лесной ложбинке побежал веселый говорливый
ручеек. Он бежал и пел свою песенку о весне.
Зимние соревнования
Весь наш класс собрался у школы.
Сегодня будет зимний спортивный праздник. Лыжи
стояли в ряд у стены зала. Учитель раздавал
номера участникам.
Болельщики расположились справа.
Мы подошли к стартовой черте. Взмах красного
флажка – и первая пятерка бросилась бежать.
В воздухе замелькали палки, разноцветные
шапки, кофточки. Болельщики визжали, кричали,
махали руками, прыгали на месте.
К финишу приближался Виктор Семенов. Он бежал
быстрее всех. Скорее! Скорее! Ура! Виктор самый
быстрый, он чемпион!
КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Прочитайте текст.
Запомните написание трудных слов.
Спишите текст. Выполните проверку написанного.
Вариант А
Тайная жизнь леса
Молодая учительница и ученик шли по
лесу из школы домой. Коля остановился у большого
дуба. Он с усилием отвалил глыбу снега. В травке
лежал колючий шарик. Листья уже сопрели и
превратились в паутинку. Еж не шевелился, он
сладко спал.
– Вот как укутался! – удивилась Анна
Васильевна.
Мальчик отошел к другому корню и раскопал снег.
Ямка была вся в сосульках. В ней сидела
коричневая лягушка. Она была словно сделана из
лакированного картона.
– Притворяется, будто мертвая. А на солнышке
заскачет! – смеялись мальчуган и учительница.
(По Ю. Нагибину)
Вариант Б
Прочитайте стихотворение и запишите
его.
Если знаете стихотворение наизусть, запишите по
памяти.
Осень
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
(А.С. Пушкин)
Вариант В
Прочитайте текст.
Запомните написание трудных слов.
Спишите текст. Выполните проверку написанного.
Серебряное Копытце
Ушел Кокованя в лес. Осталась Даренка
с Муренкой. Гладит девчоночка Муренку, а та ей
песенки поет.
Сидят, в окошко смотрят, на звезды любуются.
У девчоночки глазки закрываются. Вдруг по
стене топоток прошел. Даренушка думает: «Не козел
ли это прибежал?» Отворила дверцу, а козлик тут,
совсем близко стоит. Муренка прыгнула и побежала
за Серебряным Копытцем. Забежали они на крышу,
стал козел копытцем серебряным бить. Из-под
копытца камешки красные, зеленые, голубые
посыпались.
Только к утру снег прошел. Все камни-то и
засыпало.
(П. Бажов)
РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ И ТЕКСТОМ
Вариант А
Обучающее изложение.
Некрасивая Елка
В Дании есть волшебный лес. В нем
росли чудесные говорящие деревья. В жаркие
солнечные дни они шептались очень тихо. Даже
чуткие птицы не могли разобрать их слов. Но вот
задул ветрило. В лесу начинался шумный разговор.
Самой болтливой была Осина. Ее листочки не
умолкали целый день. Березка с изумительно
тонкими ветвями тоже любила посплетничать.
Влюбленный в себя Ясень и молодой красавец Клен
любили посмеяться над молчаливой и задумчивой
Елью. Деревья не любили эту кривую однобокую
Елку. Вообще она вела себя очень скромно. Лесные
собратья привыкли всех встречать по одежке. У
Елки же не было роскошной кроны и красивых
ветвей. Все называли ее дурнушкой. Только Дуб
молчаливо наблюдал за жизнью леса и ее жителей.
Ему уже было триста лет.
Особое внимание оказывал Елке Сказочник. Он
часто садился под Елью со своими тетрадями и
писал изумительные сказки. А Елка слушала их и
каждый раз усыпала землю мягкими душистыми
иголками...
Много лет прошло. Елка стала красивой книгой, и в
ней напечатали чудные сказки Сказочника.
(Е.А. Пермяк)
Послушайте текст.
Выделите его основные части.
Составьте план сказки. (Возможно коллективно
составить план.)
Запишите сказку.
В свободное время постарайтесь прочесть это
произведение полностью.
Вариант Б
Зимний дуб
За ночь выпал снег. Он замел узкую
дорожку от деревни к школе. Анна Васильевна
начала урок русского языка. В класс вошел
Савушкин. Он каждый день ходил лесной дорогой и
опаздывал на урок. Учительница решила побывать у
Савушкина дома.
После уроков пошли они в деревню Уваровка лесной
тропкой. Два человека сразу очутились в мире
чудной тишины. Кругом было бело. Деревья убраны
снегом до самого малого сучка. Верхушки берез
были словно нарисованы тушью на небе.
Тропинка бежала вдоль ручья. Взгляд
учительницы остановился на живом ручейке. Почему
он не замерз? Спросить у Савушкина она не смела.
От теплого ключа на сердце сразу стало тепло и
радостно.
Среди деревьев петлял робкий след и убегал в
чащу. Целая стая синиц вспорхнула и вылетела на
поляну. Там стоял огромный зимний дуб. Какая
красота!
А мама-то ушла на работу, и два человека радостно
рассмеялись...
(Ю. Нагибин)
Прочитайте текст «Зимний дуб».
Подумайте, почему автор так назвал свой рассказ?
Коллективно разделите текст на части и составьте
план своего рассказа.
Запишите текст по плану.
Вариант В
Составьте и запишите текст на тему:
«Однажды в студеную зимнюю пору...»
|