ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ "ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ"
ВИНОГРАДОВА Наталья Федоровна,
РЫДЗЕ Оксана Анатольевна
“Окружающий мир” как учебный предмет
в начальной школе: особенности, возможности,
методические подходы
План лекций по курсу
|
Номер газеты |
Название лекции |
17 |
Лекция 1. Младший школьник и
окружающий мир: особенности взаимодействия.
Воспринимает ли младший школьник мир так же,
как взрослый? Что такое «целостность
восприятия»? Проявляет ли младший школьник
интерес к природе, истории, культуре родной
страны? Изменяется ли личность ребенка под
влиянием окружающего мира? |
18 |
Лекция 2. Развитие и
воспитание младшего школьника – цель изучения
предмета «Окружающий мир». Почему предмет
«Природоведение» был заменен «Окружающим
миром»? Каков вклад предмета «Окружающий мир» в
развитие и воспитание младшего школьника? Какие
качества личности развиваются преимущественно
на уроках окружающего мира? |
19 |
Лекция 3. Чему учить: какие
знания об окружающем мире являются для младшего
школьника актуальными. Что значит «актуальное
знание»? Почему содержание знаний об окружающем
мире должно быть интегрированным? При каких
условиях знания переходят в ценностные
отношения?
Контрольная работа № 1. |
20 |
Лекция 4. Урок «окружающего
мира»: типы и структура. Почему комбинированный
урок не может быть приоритетным при изучении
окружающего мира? Какие типы уроков отражают
специфику окружающего мира как объекта изучения?
Почему игра, логические и творческие задачи
должны быть обязательными структурными
единицами урока? |
21 |
Лекция 5. Когда
младший школьник активен: методы активизации
познавательной деятельности на уроках
«окружающего мира». При каких условиях
организации познавательной деятельности
младший школьник активен, инициативен,
самостоятелен и работает в зоне ближайшего
развития? |
22 |
Лекция 6. Что такое учебная
самостоятельность и как ее развивать? Чем
различаются бытовая и учебная
самостоятельность? Какие умения обеспечивают
развитие учебной самостоятельности?
Контрольная работа № 2. |
23 |
Лекция 7. Младшие школьники
работают вместе: использование различных форм
организации обучения на уроках окружающего мира.
Когда учение становится коллективной
деятельностью? В чем дидактическое значение
разных форм организации совместной
деятельности? |
24 |
Лекция 8. Нужно ли
«Окружающий мир» знать на отметку? Можно ли
отношения и чувства мерить отметкой? Как
оценивать знания об окружающем мире?
Итоговая работа. |
Лекция 5.
Когда младший школьник активен: методы
активизации познавательной деятельности на
уроках «окружающего мира»
Тема «круглого стола». «Когда
ученику интересно учиться?»
Участники: методист, завуч начальной
школы, учителя начальных классов, воспитатель
ГПД, социальный педагог, психолог.
Завуч. Все согласятся с тем, что
содержание уроков окружающего мира в наибольшей
степени способствует поддержанию и развитию
интереса к учебно-познавательной деятельности.
Вместе с тем учителя знают, что «на голом месте»
познавательный интерес не возникает. Его нужно
поддерживать и развивать. Но не все педагоги
знают, что для этого надо делать, какие условия
создавать.
Учитель 1-го класса. Какие бы условия
я ни создавала, мой опыт подсказывает, что
интерес ученика к познанию проходит очень
быстро.
Учитель 4-го класса. Одно условие я
точно знаю: ученику интересно то, что интересно
учителю. Педагог как бы подпитывает школьника
своими интересами.
Методист. Всем известна детская
любознательность: интерес к природе, людям,
социальным явлениям. Так, может быть, и не нужно
специально развивать познавательную
деятельность младших школьников? Само обучение
будет влиять на этот процесс без специальной
работы педагога.
Социальный педагог. Хочу поддержать
завуча: для детей с трудностями в учении,
поведении и с проблемами в семье уроки
окружающего мира являются реальным средством
приобщения к учебному поиску, стимулируют
интерес к познанию и изучению других учебных
дисциплин.
Психолог. Этот перенос интереса с
уроков окружающего мира на другие связан с тем,
что этот предмет «фокусирует» интересы и
потребности детей этого возраста. Если учитель
работает в зоне ближайшего развития, то интерес к
познанию углубляется. Это, на мой взгляд, второе
условие развития познавательной деятельности
школьников. Однако многие педагоги считают, что
помогать детям вредно, что постоянная помощь со
стороны учителя разрушает самостоятельность как
основу интереса. Говорю вам как психолог, что это
не соответствует действительности.
Давайте обсудим:
При каких условиях организации
познавательной деятельности младший школьник
активен, инициативен, самостоятелен?
Какие игры, логические и творческие
задачи можно использовать для развития активной
познавательной деятельности?
? При каких условиях
организации познавательной деятельности
младший школьник активен, инициативен,
самостоятелен?
Почему одни младшие школьники всегда
активны и с удовольствием выполняют любое
задание учителя, а другие – скованны и
равнодушны к учению? Чтобы ответить на этот
вопрос, давайте сначала вспомним, что такое
познавательная деятельность и является ли
интерес одной из ее составляющих.
Познавательная деятельность – это
активное изучение человеком окружающей
действительности, в процессе которого индивид
приобретает знания, познает законы
существования окружающего мира и учится не
только взаимодействовать с ним, но и
целенаправленно воздействовать на него. Человек
не может существовать в мире и не познавать его.
Познавательная деятельность начинается
с ориентировочно-исследовательской, основное
значение которой заключается в обследовании
изучаемого предмета, в получении разнообразной
информации, необходимой для существования
человека в среде обитания и решения различных
практических задач, которые он ставит перед
собой. Можно сказать, что
ориентировочно-исследовательская деятельность
есть первое проявление любознательности,
познавательного интереса индивида, его попытка
взаимодействовать с окружающим миром.
Познавательная деятельность является важнейшей
составляющей всех видов человеческой
деятельности, которые определены в современной
психологии (предметной, игровой, продуктивной,
трудовой, учебной): человек в процессе любого
занятия приобретает систему знаний о предметах
окружающего мира и учится преобразовывать их.
Этими преобразованиями могут быть: дополнение,
расположение в пространстве, создание новых
вариантов, импровизация и пр. Все это
способствует развитию умения ребенка осваивать
мир на новых этапах познавательной деятельности.
? Каковы же условия
организации учебного процесса, чтобы он
способствовал развитию самостоятельной
познавательной деятельности?
1. Процесс обучения должен
обеспечить развитие всех компонентов
познавательного интереса как источника
успешного развития учебной деятельности.
Учитывая психологические особенности
младшего школьника, процесс познания должен
вызывать устойчивый эмоциональный интерес
ребенка приобретению знаний. Напомним в связи с
этим слова Л.С. Выготского, который
характеризовал познавательную деятельность как
сознательную и свободную, с высоким уровнем
развития интереса. Интерес при этом «предстает
перед нами как осознанное стремление, как
влечение для себя…», как движущая сила познания.
Создавать эмоциональный интерес младших
школьников учению наши учителя умеют. Для этого
они используют целый спектр методических
приемов: наглядность, художественное слово,
технические средства, игру и пр. Значительно
сложнее для учителя обеспечить два других
компонента познавательного интереса:
содержательный и волевой.
Заботясь об этом, авторы учебников «Окружающий
мир» УМК «Начальная школа ХХI века» ввели
специальные рубрики «Этот удивительный мир»,
«Знакомься, наша Родина», в которые включена
информация, расширяющая эрудицию учащегося,
удивляющая его фактами, событиями, цифрами,
деталями и др. Приведем пример. Второклассники
изучают тему «Как животные воспринимают мир» и
обсуждают проблему, как животные с помощью слуха
узнают, что происходит вокруг. Детям становится
ясно, что органом слуха у большинства животных
является ухо. В рубрике «Этот удивительный мир»
детям предлагается текст, который вызывает у них
радостное удивление:
Зачем слону уши?
Оказывается, уши слон использует ещё и как веер.
Постоянно размахивая ушами, слон выводит из
своего организма лишнее тепло. Так слон защищает
себя от жары.
Учитель должен заботиться и о
формировании волевого компонента
познавательной деятельности. Этому способствует
прежде всего самостоятельная учебная работа –
как в классе, так и дома. Некоторые учителя, сами
не желая того, разрушают волевой компонент,
потому что предъявляют школьникам задания
только на повторение, воспроизведение
изученного материала. Для развития
инициативного познания необходимо постепенно
увеличивать долю самостоятельности в любых
видах заданий. Например, познавая мир, школьники
осваивают много разнообразных терминов и
понятий. Их значение, как правило, ученики узнают
либо из учебника, либо из уст педагога, хотя очень
важно приучать детей к самостоятельному поиску
ответа на возникший вопрос: «Это можно узнать в
таком-то словаре, справочнике, энциклопедии?»
В данном случае весьма целесообразно при
восприятии нового понятия предложить детям
заглянуть в справочное пособие, а затем сверить
полученную информацию с изложенной в учебнике.
2. Чтобы организовать интересную
познавательную деятельность младшего школьника,
учитель применяет игру.
Дидактическая игра имеет огромное
значение для уточнения и систематизации знаний
детей, для развития основных компонентов учебной
деятельности – умения действовать в
соответствии с правилами, подчинять свои
действия действиям других участников игры и т.д.
Чем младше учащийся начальной школы, тем
больше места на уроках окружающего мира
должна занимать игра. Целесообразно, особенно в
1-м и во 2-м классах, чтобы игра являлась
обязательной структурной единицей урока. Во
время игры дети получают возможность высказать
неправильное суждение и не получить за это
отрицательной оценки, не боятся сделать что-то
«не как обычно» (могут добавить правила роли,
договориться об изменении правил игры и т.д.). Для
многих игра является средством «психологической
реабилитации». Действительно, младшие школьники
болезненно реагируют на каждое замечание
учителя («не знаешь», «неправильно», «забыл», «не
думаешь» и др.) и очень переживают свои неудачи. В
игре отсутствие знаний или их неточность
растворяются в сюжете, становятся как бы не
реальными, а воображаемыми. Поэтому ребенок не
опасается сказать что-то не так (ведь это говорит
его герой), признаться в своей неосведомленности,
задать вопрос, попросить о помощи.
Вот Лена-белочка ходит по классу и
собирает грибочки.
– Зачем ты, глупая, собираешь грибы? –
спрашивает ее медведь.
– Я их буду зимой грызть, – отвечает белка.
– Правильно ли белочка делает? – обращается
за помощью к другим персонажам игры медведь.
Идет обсуждение, и все приходят к выводу,
что медведь просто не знал, что белочки запасают
на зиму не только орехи, но и грибы.
Эта ситуация иллюстрирует важное
методическое правило: в процессе игры, исправляя
(дополняя, уточняя) высказывания ребенка, учитель
не должен делать при этом никаких замечаний и
порицаний.
При отборе игры или ее создании
необходимо обратить внимание на наличие и
четкость ее структурных компонентов:
дидактическую цель (задачу), игровое правило и
игровое действие.
Дидактическая цель – это то
требование, усвоение которого учитель хочет
проверить. Например:
Игра «Что изменилось?».
Проверить умение детей ориентироваться в
пространстве, замечать происходящие изменения,
проявлять наблюдательность, а также владение
терминами, отражающими пространственные
понятия.
Игра «Кто это?». Развивать умение
детей составлять характеристику сверстника,
выделять особенности его внешнего вида и
характера.
Игровое правило определяет правила, которые
формулируются словами «если, то...» и отличают
данную игру от другой, а также игру от
дидактического упражнения. Например:
Игра «Что изменилось?». Если ты
заметил изменения, которые произошли в
расположении предметов, то получаешь балл. За
ошибку или невыполнение задания дается штрафное
очко, которое уменьшает общее количество баллов.
Выигрывает тот, у кого больше баллов.
Игровое действие определяет ход развития
игры и действия, которые производят играющие,
фиксирует время выполнения действий, например:
Игра «Что изменилось?». На столе
в определенном порядке стоят предметы. Играющие
закрывают глаза, ведущий меняет предметы
местами.
Игра «Назови предмет и его свойства».
В мешочке сложены предметы с разными свойствами
(стеклянный, бархатный, деревянный, круглый,
овальный и пр.). Играющий берет в руку предмет и,
не вынимая из мешка, определяет его свойства.
Большой интерес вызывают у младших
школьников ролевые игры. Важнейшим компонентом
ролевой игры является взаимодействие ролей.
Этому дети учатся в процессе ролевых диалогов
(в первой лекции мы говорили о речевых
разминках). Напомним их основную цель – развитие
умения слушать партнера, считаться с его
суждением, изменять свои действия в зависимости
от игрового поведения других участников игры.
Интересные развернутые игры-диалоги
могут быть организованы с использованием
пальчиковых кукол. Это наиболее удобная форма
игры в кукольный театр, так как декорация, ширма и
т. д. не требуются. Сделать таких кукол очень
просто (школьники могут принять в этом участие).
Вам потребуется два целлулоидных теннисных
шарика (или пробки от шампанского) и обрезки
цветной бумаги или ткани (см. рисунки).
Еще один прием развития ролевой игры –
переделывание известных сказок на свой лад.
Джанни Родари называл такой прием
«перевиранием» сказки и считал, что он, как
никакой другой, развивает детскую фантазию.
Например, учитель начинает рассказывать:
– Жила-была девочка. Звали ее
Желтая Шапочка...
– Не Желтая, а Синяя.
– Не Синяя, а Фиолетовая...
(Цвета называются до тех пор, пока дети
не вспомнят достаточно много цветов. Последним
называется «настоящий» цвет.)
– Ах, да! Красная. Так вот, позвала
ее тетя...
– Не тетя, а дядя... – и так далее.
Может создаться такая ситуация, что дети
станут «сопротивляться», не захотят
«перевирать» любимые сказки. Тогда нужно еще раз
объяснить им, что это всего лишь шутка, игра на
внимание (нельзя повторять уже кем-то сказанное
слово), что сказку они меняют «понарошку» и что в
конце концов она будет рассказана так, как
написана.
3. Чтобы организовать интересную
познавательную деятельность младшего школьника,
учитель применяет логические задачи.
Что такое логическая задача? Это
упражнение на сообразительность, на проверку
умения использовать имеющиеся знания в
нестандартной ситуации. Логическая задача
ставит ученика в такую ситуацию, когда он должен
сравнивать, обобщать, делать выводы,
анализировать. Логические задачи могут быть
самые разнообразные. Самый простой вид –
загадки. Разновидность загадки – речевая
логическая задача. Это рассказ-загадка, ответ на
который может быть правильным только в том
случае, если дети осознали определенные связи и
закономерности в окружающем мире (например, в
природе), увидели их «отражение» в содержании
логической задачи.
Особая ценность логических задач
состоит в том, что при их решении стимулируется
мыслительная деятельность – ведь задача часто
не может быть решена «с ходу», она как бы
«сопротивляется», и именно это заставляет
ребенка «напрягать» мысль, думать. Замечательные
слова по этому поводу сказал Б. Паскаль:
«Опираться можно только на то, что
сопротивляется». При таком условии развивается
умение преодолевать трудности как главное
качество мыслящего человека. Исходя из этого
можно оценить и значение высказывания
выдающегося педагога А. Дистервега: «Плохой
учитель преподносит истину, хороший – учит ее
находить». Логическая задача стимулирует
постановку таких вопросов и появление таких
высказываний у учащихся и учителя, которые редко
возникают при простом обсуждении «готового»
текста учебника: «У кого есть другое мнение?», «Ты
думаешь так, давай узнаем, что по этому поводу
думают другие», «Найдите доказательства», «Не
верим! Убеждайте!», «Доказываем!» и др.
Большинство знакомых и привычных для
детей заданий можно предложить в виде логических
задач. Например, сказку Г. Скребицкого «Всяк
по-своему» можно представить в виде логического
рассказа-загадки. Дети слушают чтение и отвечают
на вопрос: «С кем разговаривал заяц?» Учащиеся
должны оживить свои представления, вспомнить,
какие животные и каким образом готовятся к зиме,
каким животным не свойственно такое поведение.
«Зайчишка привстал на задние лапы,
чтобы разглядеть получше, что творится там,
впереди. Да это ? хлопочет возле норы. Заяц
подбежал к нему и поздоровался.
– Здравствуй, косой, – ответил ? . – Ух, и устал
я, даже лапы болят! Вон сколько земли из норы
повыгреб.
– А зачем ты ее выгребаешь? – поинтересовался
зайчишка.
– К зиме нору чищу, чтобы просторнее была.
Вычищу, потом мох, опавшую листву туда
натаскаю – устрою постель. Тогда мне и зима не
страшна. Лежи-полеживай...
Невдалеке от воды кто-то большой, неуклюжий
возился возле осинки.
– Здравствуй, приятель, что ты тут делаешь? –
спросил зайчишка.
– Да вот тружусь, – подгрызая осинку, не спеша
отвечал ? . – Повалю на землю, тогда начну
обкусывать сучья, стаскивать в речку, хатку свою
к зиме утепляю. Видишь, на островке мой домик – он
весь из сучьев построен, а щели илом замазаны.
Внутри у меня тепло, уютно...»
Если дети затрудняются ответить, можно
показать им рисунки животных, о которых идет
речь, – барсука, бобра.
Этот принцип можно использовать и при
чтении других произведений Д. Сладкова,
С. Скребицкого, Э. Шима, М. Пришвина и др.
В 1-м классе с целью проверки умения
решать логические задачи можно использовать
самые простые упражнения для развития умения
мыслить, соображать. Речь идет о загадках.
Приведем примеры загадок о природе.
Зимой спит, летом малинник да ульи
ворошит. (Медведь.)
Эта ягодка такая: сначала горькая, но после
морозца сладкая. (Рябина.)
Низок да колюч, сладок да пахуч. Если ягоды
сорвешь, руку больно обдерешь. (Крыжовник.)
На болоте росла, очень кислая была. (Клюква.)
Если ты поранил ноги, ищи лекарство у дороги. (Подорожник.)
На дне реки всегда лежит и усами шевелит. (Сом.)
Ночной охотник эта птица – большая голова.
Говорят, она мудра. (Сова.)
Что за дерево стоит – ветра нет, а лист дрожит? (Осина.)
Дети и сами могут подобрать загадки
заранее по определенной теме. Вот, например,
какие загадки предложили первоклассники при
изучении темы «Времена года»:
Если дождик бьет в лицо,
Ветер треплет деревцо,
Тучи по небу плывут,
Это ... зовут.
Выросла сосулька
За ночь у окна,
Ручеек забулькал.
Что это?
Логические задачи могут быть выражены в
виде проблемных вопросов. Например, после
проведения опытов с песком и глиной можно
предложить учащимся обсудить следующие
проблемы:
1. Можно ли в песочных часах вместо
песка использовать глину?
2. Почему посуду лепят из глины? Можно ли
сделать ее из песка? Можно ли наливать суп в
песочную тарелку?
3. У живущих в пустынях верблюдов очень большие
носы. Помогают ли они им спасаться от песчаных
бурь? (Носы выступают в роли противогазов. Они
задерживают песок, не давая ему попадать внутрь
организма.)
4. Почему в пустынях не могут жить растения
наших краев? Как они будут себя чувствовать во
время песчаных бурь? (Растения могут быть
засыпаны песком или, наоборот, корни их оголены.)
Проблема может быть выражена не только в
виде вопроса, «скрыта» от учащихся и
представлена в самой формулировке задания.
«Распределите слова по столбцам: это
свойственно животным (это умеют делать животные),
это свойственно человеку и животным (это умеют
делать и человек, и животное), это свойственно
только человеку (это умеет делать только
человек».)
Можно дать подсказку в виде подборки
слов: дышать, передвигаться, думать, творить,
питаться, ухаживать за потомством, придумывать
разные машины, рисовать, сочинять музыку,
преследовать добычу, впадать в спячку, добывать
пищу, выращивать растения, ухаживать за
животными.
Среди логических задач проблемного
характера большой интерес для младших
школьников представляют так называемые
философские задачи. Приведем несколько
примеров.
1. С какими животными сравнивают
иногда человека, если он трусливый (упрямый,
сильный, медлительный, стройный, хитрый,
изворотливый, верный)?
Ответы: заяц, осел, лев, черепаха,
лань, лиса, уж, собака.
2. Дополни высказывания:
радио – ухо, а книга – _________________
радость – свет, а горе – ________________
труд – награда, а лень – ________________
ночь – тишина, а день – ________________
весна – рассвет, а осень – _______________
3. Соедини линиями начало и конец
пословиц.
Любишь кататься... имей сто друзей.
Ученье – свет, а... люби и саночки
возить.
Труд человека кормит, а... коли делать
нечего.
Береги платье снову, а... по уму
провожают.
Не имей сто рублей, а... честь смолоду.
По одежке встречают, ... неученье –
тьма.
Долог день до вечера, ... лень портит.
4. Соедини высказывания,
противоположные по смыслу.
Чуть свет. На душе кошки скребутся.
Жить душа в душу. Держать нос
морковкой.
Душа поет. Жить как кошка с собакой.
Повесить нос. На ночь глядя.
Светло как днем. Ни зги не видно.
При изучении разных тем курса
целесообразно использовать графические
логические задачи. Например, при изучении темы
«Животный мир Земли» в 3-м классе можно
предложить ученикам такую работу. Учитель
раздает детям карточки, на которых написаны
названия животных. Дети должны придумать свой
символ, обозначающий класс животного (например,
насекомые – красный круг; звери – коричневый
овал; птицы – голубой квадрат), нарисовать
символы с правой стороны листа и затем соединить
линиями название животного с соответствующим
символом.
Например:
Большие возможности предоставляют
графические логические задачи для формирования
представлений младших школьников об
историческом времени.
Например, составление ленты времени
может стать перманентным заданием. Эта работа
может выполняться в парах, в небольших группах,
коллективно.
Большая схема – рисунок ленты времени
может располагаться на стене классной комнаты.
Познакомившись с каким-нибудь историческим
событием, дети делают небольшой рисунок-символ и
помещают его на соответствующее место ленты
времени.
Вот как может выглядеть результат такой
работы учащихся.
Лента времени отражает
следующие события: Петр I приказал носить
европейскую одежду (в начале XVIII века); в XVIII
веке появились различные ремесла, первые большие
ткацкие фабрики и металлургические заводы; в XVIII
веке открывается первый университет в Москве; в
XVIII веке в России открывается много театров; в 1861
году было отменено крепостное право.
4. Чтобы организовать интересную
познавательную деятельность младшего школьника,
учитель применяет творческие задания.
Каждый учитель знает, что младшие
школьники с удовольствием выполняют различные
творческие задания, потому что этот вид работы
позволяет ученику сочинять, воображать,
преобразовывать образы окружающего мира.
Использование упражнений, развивающих
воображение, формирующих необходимые творческой
личности умения моделировать, конструировать,
быть инициативным в создании нового, является
одним из условий проведения не только уроков
творчества. На уроке-дискуссии (или уроке-поиске)
можно использовать такой вид творческих заданий,
как творческое рассказывание. Творческое
рассказывание отличается от простого
воспроизведения текста учебника или объяснения
учителя тем, что:
творческий рассказ включает передачу
собственного индивидуального мнения школьника
по поводу конкретного события или объекта
окружающего мира.
содержание творческого рассказа
выходит за рамки изучаемого в классе материала,
ученик использует в рассказе знания,
приобретенные им в самостоятельной
деятельности;
тема творческого рассказа часто
«скрывает» проблему, требует от рассказчика
размышления, сочинения, высказывания
предположения, творческого раздумья.
Сравним два рассказа школьников 3-го
класса: первый – репродуктивный (по материалам
текста учебника), а второй – творческий. Тема –
«Природные зоны России».
1. На севере нашей страны находится
природная зона, которая называется Арктика. Ее
еще называют ледяной зоной. Там много льда, он не
тает круглый год. Здесь обитают животные, у
которых есть толстый слой подкожного жира, а
также перья или шерсть. Это им помогает сохранить
тепло. Например, там водятся морской котик, морж.
2. Мы с друзьями отправились в
путешествие на север России – в тундру. Летим на
вертолете, внизу под нами – тундра: холодно,
неуютно, скучно, сильный ветер мешает вертолету
лететь. Мы еще не были в тундре, не видели ее
жителей, но знаем, что там обитают северные олени,
полярные совы, волки и куропатки. Нас встречают
люди (наверное, это чукчи) в теплых одеждах мехом
наружу, в меховых сапогах (они унтами называются)
и ведут в чум. Вокруг пасутся олени. Они любят мох,
который покрывает землю ковром. Вот мимо нас
пролетела полярная сова – наверное, полетела на
охоту. А полярного волка мы не видели. Он,
наверное, прячется от людей.
Очевидно, что второй рассказ
информативнее первого. Видно, что ребенок много
знает об этой природной зоне и свои знания он
получил в процессе дополнительной
самостоятельной деятельности – читал книги,
рассматривал иллюстрации. Школьник выстроил
свой рассказ в форме воображаемого путешествия,
что делает повествование интересным и приятным
для слушания. Несомненно, второй рассказ –
творческий, он отражает индивидуальность
восприятия ребенком окружающего мира.
С учетом уровня подготовки детей и
особенностей изучаемой темы можно использовать
следующие виды рассказов об окружающем мире:
1) сюжетный рассказ на основе
непосредственного восприятия природы, труда
людей, явлений общественной жизни: «Наш уголок
природы», «Птичья столовая», «Как мы дежурили»,
«Улицы полны неожиданностей», «Что мы видели на
фабрике», «Зачем нужна сапожная мастерская» и
др.;
2) сюжетный и описательный рассказ на
основе обобщения знаний, полученных в результате
бесед, чтения книг, рассматривания картин: «Как
звери живут зимой», «Кто такие насекомые»,
«Первый русский царь», «Как Москва строилась»,
«Слушаем музыку», «Картинная галерея» и др.;
3) описательный рассказ, построенный
на сравнении разных явлений природы и социальной
жизни: «Лес и луг», «Всегда ли были школы?»,
«Письмо другу (в разные века)» и др.;
4) рассказ-этюд – небольшое яркое
образное описание предмета (явления) окружающей
действительности, основанное на
непосредственном восприятии или чувственных
образах;
5) рассказ-сочинение – это
повествовательный (или описательный) рассказ о
каком-либо событии, которое не могло происходить
в жизни детей, поэтому рассказ построен на
воображении, фантазии: «Жил-был в Новгороде
мальчик Онфим», «Кого мы встретили на Луне»,
«Гости с Севера» и др. Тема сочинения может
отражать нравственные проблемы: «Хороший
поступок», «Как мы с другом помогли старушке
(малышу)», «Как мы поздравляли бабушку с
праздником» и др.
В 3–4-м классах школьники могут писать
небольшие сочинения на экологические темы,
например: «Человек и его меньшие братья –
животные», «Приносят ли растения человеку
радость?», «Зачем людям природа?», «Почему
природу нужно беречь?» (3-й класс); «Человек –
существо разумное», «Чему человек учится у
природы?», «Человек – царь природы или ее раб?»,
«Кто такой человек?», «Кто я?», «Должен ли
человек беречь сам себя?» (4-й класс).
6) рассказ-диалог – достаточно
сложный вид рассказа, объединяющий
рассказ-описание с диалогом («Диалог человека с
животным», «Мы пришли в театр», «Случай на
перекрестке»).
Помимо творческого рассказывания,
учитель может использовать на уроке творческие
задания, связанные с продуктивной деятельностью (рисование,
аппликация, конструирование), с речевым
творчеством (сочинение стихов, потешек,
загадок и пр.), с разыгрыванием
юмористических сценок из произведений детской
художественной литературы, слушанием музыки и
многим другим.
Сделаем вывод: игра, логические и творческие
задачи должны быть в начальной школе
обязательными структурными элементами урока окружающего
мира. Это даст возможность учителю
организовать познавательную деятельность на
высоком уровне самостоятельности, инициативы и
творчества.
Вопросы для самостоятельной работы и
самопроверки
1. Какие методические приемы вы
используете для развития познавательной
активности ваших учеников?
2. Приведите примеры 2–3
логических и творческих задач по окружающему
миру для вашего класса.
3. Опишите одну дидактическую игру:
охарактеризуйте дидактическую цель (задачу),
игровое правило и игровое действие.
Рекомендуемая литература
1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир.
1–4 классы. Методика обучения. – М.: Вентана-Граф,
2005.
2. Винокурова Н.К. Магия
интеллекта. – М.: Эйдос, 1994.
3. Дусавицкий А.К. Загадки птицы
Феникс. – М., 1998.
4. Журова Л.Е., Виноградова Н.Ф.
Учебная деятельность: Программа для начальной
школы // Сб. Программы для четырехлетней
начальной школы: – М.: Вентана-Граф, 2005.
5. Зубкова Т.Н. Природоведение для
всех. – М.: Сфера, 2001.
6. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир.
2 класс: Учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – М.:
Вентана-Граф, 2006.
7. Степанова О.А., Рыдзе О.А. Дидактические
игры на уроках в начальной школе. – М.: Сфера, 2005.
|