Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №20/2007

СИСТЕМА Л.В.ЗАНКОВА

VI Всероссийский марафон. Первый тур

ЛИТЕРАТУРА

1. Прочитай произведения и определи их жанр:_______________

Шарага, барага, // По кусту, по насту, // По лебе, лебедке, // Штучка, плетка, // Соколик, вон.
Ази, двази, // Тризи, зизи, // Пятом, мятом, // Шума, рума, // Дуба, крест.
Сива, ива, // Дуба, клен, // Шуга – юга, // Кон!
Первенчики, // Другенчики, // Круги – дуги, // Вон!
Эки, беки, кофе, крекер, // Эки, беки, бай. // Поезд номер двадцать девять, // Вы-ле-тай!

2. Укажи автора этих произведений.

3. Подчеркни слова в приведенных текстах, которые, по-твоему, имеют связь с числом.

4. Выпиши слова, которые указывают на древнее происхождение данного жанра.

5. Отметь галочкой текст, который является самым современным. Объясни. Почему?

6. Объясни смысл последнего слова в каждом тексте.

Ответы и оценивание

1. Считалки – 1 балл

2. Устное народное творчество, фольклор, русские народные считалки – 1 балл; другие варианты ответов (нет автора, автор – народ) – 0,5 балла.

3. Ази, двази, тризи, пятом, первенчики – 5 баллов.

4. Соколик, дуба, крест, кон, круги-дуги (следы древних представлений о пространстве, времени, мировом дереве, тотеме) – 5 баллов.

5. Современным является текст считалки:

Эки, беки, кофе, крекер,
Эки, беки, бай.
Поезд номер двадцать девять,
Вы-ле-тай!

Начисляется 1 балл, если в ответе ученик ссылается не только на слова «поезд номер двадцать девять», а говорит, что это считалка шуточная, явно служит только для игры.

6. Начисляется по 1 баллу за каждое верное объяснение. Итого максимум 5 баллов.

Вон – указание на того, кого выбрал счет, кто выйдет из общего ряда.
Крест – указание на окончание дела, счета и метка того, кто выбран.
Кон! – указание на то, что расчет завершен, «закруглен».
Вон! – указание на того, кто выйдет из круга; восклицание обнаруживает игровую, а не серьезную природу происходящего.
Вы-ле-тай! – указание на того, кто выбывает из расчета; деление на слоги не только показывает ритм, но и замедляет окончательный выбор на три шага, усиливая напряженность ожидания.

Дети могут дать одно общее обоснование последнего слова в каждой считалке. Если обоснование полное, то количество баллов не снижается.

Всего 18 баллов.

РУССКИЙ ЯЗЫК

Прочитай текст.

– Идёшь гулять?
Смотри, чтоб не простыл!
Получше шапку нахлобучь-ка!
В сугроб залезешь – будет нахлобучка. –
Но сына след уже простыл.

(Я. Козловский)

1. Подчеркни слова, соответствующие следующей схеме: (6 баллов).

2. Надпиши, к какой части речи относятся подчеркнутые тобой слова (3 балла).

3. Рядом с 1-м, 3-м, 4-м, 5-м предложениями напиши их характеристики по цели высказывания (4 балла).

4. Среди следующих фразеологизмов найди и подчеркни те, которые наиболее близки по значению к тому, что использован в стихотворении (4 балла):

волки ноги кормят, как в воду канул, как ветром сдуло, бежать за двумя зайцами

5. Выпиши из стихотворения слова, которые звучат одинаково, но являются разными частями речи (1 балл).

Ответы и оценивание

1. Слова, соответствующие схеме: идёшь, шапку, сугроб, будет, сына, след. За каждое правильно выписанное слово – 1 балл. Всего 6 баллов

2. За каждый правильный ответ – 0, 5 балла, всего 3 балла.

3. 1-е предложение вопросительное, 3-е – побудительное, 4-е – повествовательное, 5-е – повествовательное. За каждый правильный ответ – 1 балл. Всего 4 балла.

4. Фразеологизмы: как в воду канул, как ветром сдуло. За каждый правильный ответ – 2 балла. Всего 4 балла.

5. Слова: нахлобучь-ка (глагол), нахлобучка (сущ.). За правильно выполненное задание – всего 1 балл.

Итого 18 баллов.

МАТЕМАТИКА

1. Однажды Путешественник встретил в пустыне стадо верблюдов, среди которых были одногорбые и двугорбые. «Сколько в твоем стаде одногорбых верблюдов и сколько двугорбых?» – спросил Путешественник у Хозяина стада. «В моем стаде 80 голов и 122 горба», – ответил Хозяин. Ответьте на вопрос Путешественника (5 баллов).

2. В киоске продается мороженое шести сортов. Катя хочет купить два различных сорта мороженого. Сколькими способами Катя может сделать покупку? (4 балла.)
Как изменится ответ, если в киоске продается мороженое не шести, а семи сортов, а Катя по-прежнему хочет купить два различных сорта мороженого? (2 балла.)

3. Сколько острых углов на рисунке? (2 балла.)

а) Сделай такой же рисунок и проведи из точки а еще один луч так, чтобы на рисунке стало как можно больше острых углов. Сколько стало острых углов? (3 балла.)

б) Сделай еще раз такой же рисунок и проведи из точки а луч так, чтобы на рисунке стало 9 острых углов (2 балла).

Решение и оценивание

1. Возможный ход рассуждений. Ключом к решению должны быть слова Хозяина: «В моем стаде 80 голов и 122 горба». Почему в стаде больше горбов, чем голов? Потому что в нем есть и двугорбые верблюды. А если бы все были одногорбыми? Тогда голов и горбов было бы 80. Так, «уберем» временно у каждого двугорбого верблюда один из горбов. Сколько пришлось «убрать» горбов? Конечно, 122 – 80 = 42. У кого убирали горбы? У двугорбых. Значит в стаде 42 двугорбых верблюда. А одногорбых? Конечно, 80 – 42 = 38.

Ответ. Одногорбых – 38, двугорбых – 42.

Оценка. Правильное решение с полным объяснением – 5 баллов.
Правильное решение с неполным объяснением – 4 балла.
Идея решения правильная, но в решении допущена негрубая ошибка – 3 балла.
Идея решения правильная, но в решении допущена более серьезная ошибка – 2 балла.
Решения нет, но есть интересная мысль – 1 балл.

2. Возможный ход рассуждений. Путь к решению – разумный перебор всех вариантов выбора. Возможно, например, графическое решение:

Здесь каждый вид мороженого обозначен геометрической фигурой, а линия между двумя фигурами означает, что куплена данная пара. Нужно аккуратно провести все линии и правильно их пересчитать.
Возможен и другой подход к решению. Каждый вид мороженого кодируем номером (1, 2, 3, 4, 5, 6). Тогда все варианты покупки можно представить таблицей.
Возможны и другие варианты рассуждений, другие наглядные модели.
Решая вторую часть задачи, важно не начинать все сначала, а просто добавить еще одну фигуру и соединить ее линиями с остальными. Во втором варианте добавится справа столбец, в котором все вторые цифры – 7.

Ответ. Первая часть – 15 способами, вторая часть – 21 способом.

Оценка за первую часть. Правильное решение с указанием способа перебора вариантов – 4 балла.
Правильное решение, но при отсутствии указания на способ перебора вариантов – 3 балла.
Идея решения правильная, но в решении допущена негрубая ошибка – 2 балла.
Дана идея решения, но правильно ее реализовать не удалось – 1 балл.

Оценка за вторую часть. Правильный ответ с рациональными рассуждениями – 2 балла.
Правильный ответ с нерациональными рассуждениями (задача решена без опоры на первую часть) – 1 балл.
Неправильное решение или отсутствие решения – 0 баллов.

3. Возможный ход рассуждений.

Первая часть. Нужно увидеть все острые углы (они показаны дугами разных цветов), то есть перебрать все пары лучей.

Ответ: 6 углов.

Вторая часть. Нужно провести новый луч так, чтобы он со всеми имеющимися лучами образовывал острый угол, – тогда острых углов будет наибольшее количество.

Ответ: 10 углов.

Третья часть. Должно получиться острых углов на 1 меньше. Поэтому один из углов должен быть не острым, а, например, прямым.

Оценка за первую часть. Правильный чертеж, правильные рассуждения, правильный ответ – 2 балла.
Ход рассуждений правильный, но в чертеже, в пересчете и т.д. есть неточности – 1 балл.

Оценка за вторую часть. Правильный чертеж, правильные рассуждения, правильный ответ – 3 балла.
Правильная идея, но в чертеже, в пересчете и т.д. есть незначительные неточности – 2 балла.
Правильная идея, но в чертеже, в пересчете и т.д. есть более серьезности неточности – 1 балл.

Оценка за третью часть. Правильный чертеж, правильные рассуждения, правильный ответ – 2 балла.
Ход рассуждений правильный, но в чертеже, в пересчете и т.д. есть неточности – 1 балл.

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

1. В ботаническом саду решили вырастить кактусы. Напишите, какие условия необходимы для их хорошего роста.

2. В июле вам предложили поехать в Антарктиду. Вы не согласились, потому что там: а) холодно; б) вы боитесь встречи с белым медведем; в) там сейчас полярный день; г) там сейчас полярная ночь.
Правильные ответ (правильные ответы) подчеркните.

3. В 50 километрах от города N выше по течению в реку попали отходы химического комбината. В городе люди забеспокоились. Почему? Кратко напиши все возможные последствия этого происшествия.

Ответы и оценивание

1. Кактусы растут в местах с жарким сухим климатом. Значит, им нужны: 1) малоплодородная почва; 2) малое количество воды; 3) много тепла; 4) много света.

Всего 6 баллов – по 1,5 балла за каждое правильное условие.

2. а) холодно, г) там сейчас полярная ночь.

Всего 6 баллов – по 3 за каждый правильный ответ.

3. а) Ядовитые вещества с водой попадут в водопровод и повлияют на здоровье людей, или люди могут заболеть (1 балл).
б) Ядовитые вещества отравят рыб и других животных, живущих в реке (1 балл), и тех, кто будет пить эту воду (1 балл). Всего 2 балла.
в) Ядовитые вещества могут погубить растения в воде (1 балл) и на берегу (1 балл). Всего 2 балла.
г) В этой реке нельзя купаться (0,5 балла) и ловить рыбу (0,5 балла). Всего 1 балл.

Всего 6 баллов.

Итого 18 баллов.